МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы психологической диагностики и оценки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Психология_ПК-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 92
индивидуальные консультации 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 10 10 30 30
Практические 22 22 12 12 34 34
Сам. работа 62 62 30 30 92 92
Консультации 40 40 20 20 60 60
Итого 144 144 72 72 216 216

Программу составил(и):
канд.соц.н., доцент, Янова Н.Г.

Рецензент(ы):
к.псих.н., Доц., Смирнова Я.К.

Рабочая программа дисциплины
Методы психологической диагностики и оценки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать представление о месте, роли и значении психодиагностики в развитии психологической науки и в практической деятельности психолога, сформировать понимание базовых принципов современной психодиагностики и психологической оценки к решению психодиагностических задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен использовать научно обоснованные подходы и валидные способы количественной и качественной диагностики и оценки для решения научных, прикладных и экспертных задач
ОПК-4 Способен проводить оценку психометрических характеристик используемых психодиагностических инструментов, составлять протоколы, заключения, отчеты по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы, а также представлять обратную связь по ним
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы планирования, организации проведения диагностических обследований и исследований, методы обработки и анализа диагностических данных, методы психологической оценки и тестирования, психометрические основы оценки теста
3.2.Уметь:
3.2.1.применять психодиагностические тесты для решения психодиагностических задач в разных областях образовательной и социальной практики, оценивать валидность и надежность инструментов диагностики и оценки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.экспертными и диагностическими методами для решения прикладных и практических задач образователньой и социальной практики, навыками экспертно-диагностической работы в условиях межведомственного взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОДИАГНОСТИКУ
1.1. Психодиагностика как наука и практика. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.8, Л1.8, Л3.4, Л2.7
1.2. История психодиагностики Сам. работа 1 12 ОПК-3 Л1.7, Л2.7
1.3. Общая психодиагностика: объект, предмет, задачи, функции, структура Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.7, Л2.7, Л1.3, Л3.5
1.4. Классификация диагностических подходов и процедур. Лекции 1 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.8, Л1.7, Л1.3
1.5. Тестовые и экспертные методы психодиагностики. Лекции 1 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.5, Л2.18, Л1.7, Л2.7
1.6. Психологический диагноз: диагностические признаки и категории Сам. работа 1 10 ОПК-3 Л2.5, Л1.7, Л1.4, Л2.16
1.7. Консультации по разделу 1 Консультации 1 10
Раздел 2. ПСИХОДИАГНОСТИКА И ТЕСТОЛОГИЯ
2.1. Методология психодиагностики: подходы к анализу индивидуальности. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.7, Л2.7, Л1.3
2.2. Тест как основной инструмент психодиагностики. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.18, Л3.4, Л2.7
2.3. Понятие психодиагностического обследования и исследования. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л2.7
2.4. Принципы и правила психологического тестирования Сам. работа 1 10 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л2.7
2.5. Области применения тестов Сам. работа 1 10 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л2.7
2.6. Этика и деонтология тестирования Сам. работа 1 10 ОПК-4 Л1.1, Л2.3
2.7. Понятие и этапы психодиагностического обследования. правила составления протокола и заключения Практические 1 2 ОПК-4 Л2.16
2.8. Консультации по разделу 2 Консультации 1 10
Раздел 3. ПСИХОДИАГНОСТИКА И ПСИХОМЕТРИКА
3.1. Психометрические основы психодиагностики Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.7, Л3.4, Л2.7
3.2. Вопросы надежности психодиагностических методик Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.7, Л3.4, Л2.7
3.3. Вопросы валидности психодиагностических методик. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.7, Л3.4, Л2.7
3.4. Стандартизация теста. тестовая норма. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.7, Л3.4, Л2.7
3.5. Консультации по разделу 3 Консультации 1 10 ОПК-4, ОПК-3
Раздел 4. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
4.1. Тесты интеллекта и тесты достижений. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.14, Л3.2, Л1.5, Л2.16
4.2. Психодиагностика познавательных и репрезентационных процессов. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.14, Л3.2, Л2.18, Л1.5
4.3. Проективные техники и рисуночные тесты Практические 1 2 ОПК-4 Л2.14, Л3.2, Л2.12, Л1.5
4.4. Диагностика темперамента и характера Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л3.2, Л2.6
4.5. Диагностика психических состояний Практические 1 2 ОПК-4 Л2.14, Л3.2, Л3.1, Л2.2, Л1.5
4.6. Диагностика личностных черт и диспозиций Практические 1 2 ОПК-4 Л2.14, Л3.2, Л2.6, Л1.5
4.7. Диагностика эмоций и мотивационной сферы Практические 1 2 ОПК-4 Л2.8, Л2.14, Л3.2, Л1.5
4.8. Диагностика межличностных отношений Практические 1 2 ОПК-4 Л2.14, Л3.2, Л1.5, Л2.15
4.9. Психосемантические методы диагностики Практические 1 2 ОПК-4 Л2.4, Л2.14, Л3.2, Л1.5
4.10. Диагностика в профессиографии Практические 1 2 ОПК-4 Л2.8, Л2.14, Л3.2, Л1.5
4.11. паспорт теста: методические правила описания Сам. работа 1 10
4.12. Консультации по разделу 4 Консультации 1 10 ОПК-4, ОПК-3
Раздел 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
5.1. Оценка и оценивание: теория и практика Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.5, Л2.1
5.2. Психологическая оценка как метод психологического анализа Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.5, Л2.1
5.3. Предмет оценки и оценочные основания Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.5, Л2.1
5.4. Базовые характеристики оценки Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.5, Л2.1
5.5. Оценочные шкалы. методы оценки и способы оценивания Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.5, Л2.1
5.6. Консультации по разделу 5 Консультации 2 10 ОПК-4, ОПК-3
Раздел 6. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ОЦЕНКИ
6.1. Оценка актуального психологического статуса личности Практические 2 2 ОПК-3 Л2.10, Л2.14, Л2.1, Л2.13
6.2. Психологический портрет личности Практические 2 2 ОПК-3 Л2.14, Л2.17, Л1.6
6.3. Ассесмент-центр профессиональной деятельности Практические 2 2 ОПК-3 Л2.9, Л2.14, Л2.15
6.4. Оценочный стиль деятельности Практические 2 2 ОПК-3 Л2.14, Л1.2
6.5. Психологические оценки адаптации, регуляции и деформации личности Практические 2 2 ОПК-3 Л2.10, Л2.14, Л2.5
6.6. Метод экспертных оценок Практические 2 2 ОПК-3 Л2.14, Л2.11
6.7. Когнитивные и эмоциональные факторы оценки Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л2.14, Л1.2, Л3.3
6.8. Психология оценочной лексики языка Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л1.2, Л3.3
6.9. Психология оценочных атрибуций Сам. работа 2 6 ОПК-3 Л1.2, Л3.3
6.10. Нейрокогнитивные механизмы оценки информации Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л1.2, Л3.3
6.11. Консультации по разделу 6 Консультации 2 10

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Анастази А. Урбина С Психологическое тестирование: Учебник Питер, 2009
Л1.2 Батурин Н.А., Выбойщик И.В. Психология оценивания и оценки: теоретические и прикладные аспекты.: -Челябинск: Изд-во ЮАрГУ, 2011
Л1.3 Акимова М.К. - отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Акимова М.К. - отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика: Учебное пособие Изд-во Питер, 2008
Л1.6 Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности: Монография Речь, 2012
Л1.7 А. А. Бодалев, В. В. Столин Общая психодиагностика: Учебник Речь, 2006
Л1.8 Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: Учебное пособие Речь, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности: Учебное пособие Речь, 2007 elibrary.ru
Л2.2 Прохоров А.О. Практикум по психологии состояний : Практикум Речь, 2004
Л2.3 Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина, Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования : Учебник Речь, 2000
Л2.4 Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб.пособие Эксмо , 2010
Л2.5 Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Колчев А.И., Лытаев С.А., Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики,: Учебник ЭЛБИ,
Л2.6 А. В. Батаршев Диагностика черт личности и акцентуаций: практ. руководство: Серия "Учебные пособия" Психотерапия, 2006
Л2.7 Носс И.Н. ПСИХОДИАГНОСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.8 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике: Учебник Питер, 2007
Л2.9 Шанина Г.Е Психологическая диагностика: Учебник УРСС, 2010
Л2.10 Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю Медицинская психодиагностика. Теория, практика и обучение: Academia, 2007
Л2.11 Поздняков С.В Тестирование в психологической диагностике : Учебник ТЦ Сфера , 2008
Л2.12 В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь Практическая психология. Проективные методики.: Серия "Психологический факультет" Феникс, 2006
Л2.13 Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю. Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике: научно-практическое руководство Речь, 2012
Л2.14 Глуханюк Н.С., Белова Д.Е Психодиагностика. Практикум: Практикум Акад.проект, серия Gaudeamus , 2009
Л2.15 Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала: Учебное пособие Речь, 2006
Л2.16 Кошелева А.Н. - Отв. ред., Хороших В.В. - Отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.17 Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: теория и практика психодиагностики: Монография Речь, 2003
Л2.18 А. В. Батаршев Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: учеб. пособие Дело, 2003
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Под ред.С. Никифорова Диагностика здоровья: Психологический практикум Речь, 2007
Л3.2 Под ред. Ракович Н.К Практикум по психодиагностике личности.: Дидактические материалы БГПУ им. М.Танка, 2002
Л3.3 Н.Г. Янова ; АлтГУ. Теория и методы психологической оценки : учеб. программа и методические рекомендации / АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л3.4 Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие Азбука, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193
Л3.5 Янова Н.Г. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации /: учебно-методическое пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. APPLIED PSYCHOLOGICAL MEASUREMENT www.sagepub.com
Э2 2. ASSESSMENT www.sagepub.com
Э3 3. PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT
Э4 http://www.sciencedirect.com/science/journal/10403590
Э5 4. EUROPEAN JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT
Э6 http://www.sciencedirect.com/science/journal/10155759
Э7 5. PSYCHOLOGICAL METHODS
Э8 http://www.sciencedirect.com/science/journal/1082989X
Э9 6. DIAGNOSTICA http://elibrary.ru/title_about.asp?id=15319
Э10 Электронные образовательные ресурсы:
Э11 http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml (раздел "Психологическая диагностика")
Э12 http://www.ht.ru/
Э13 http://www.psy-diagnoz.com
Э14 http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
Э15 http://www.psytest.ru/
Э16 http://elibrary.ru
Э17 Курс в Moodle «Психодиагностика/Методы психодиагностики и оценки» portal.edu.asu.ru
Э18 Курс в Moodle "Практикум по психодиагностике/Методы психодиагностики и оценки" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Электронная тестотека по курсу «Психодиагностика».
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml (раздел "Психологическая диагностика")
http://www.ht.ru/
http://www.psy-diagnoz.com
http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
http://www.psytest.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методический диагностический инструментарий
для психодиагностического практикума:
1. Айзенк Г. Дж. Личностный профиль по Айзенку Издательство: Когито-Центр Москва 2002 -50с.
2. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифициро-ванный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела. методи-ческие рекомендации. Психоневрологический ин-т им.В.М.Бехтерева.Серия: Психодиагностика детей и подрост-ков.Выпуск7, М, Фолиум, 1995, 40с.
3. Аверина И.С.,Е.Задорина,Е.И.Щбланова (ПИ РАО, Институт развития одаренности) МЭДИС – методика экспресс-диагностики интеллекту-альных способностей (для выявления одаренных детей 6-7 лет) – Серия «Психодиагносткиа и развитие», изд-во ПИ РАО, под общей ред. В.Г.Колесникова
4. Бабина В.С., Шмелев А.Г. Тест юмористических фраз// Общая психоди-агностика/ ред.Бодалев А.А., Столин В.В.-М., Изд-во МГУ,1987-с.174-178
5. Березин Ф.Б., Мирошников М.П. Методика многостороннего исследова-ния личности.-М.:Медицина,1996 (1976).-176с.
6. Белопольская Н.Л. Экспресс-методика для диагностики детей 3-4 лет Издательство: Когито-Центр Москва 2005
7. Белопольская Н.Л.Методики исследования познавательных процессов у детей 4-6 лет Издательство: Когито-Центр Москва 2005
8. Белопольская Н.Л.Методики исследования познавательных процессов у детей 6-11 лет Издательство: Когито-Центр Москва 2005
9. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с за-держкой психического развития Издательство: Когито-Центр, 2009- 192 с.
10. Батаршев А.В.Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. Психологическая диагностика Издательство: ТЦ Сфера Москва,2005- 88с.
11. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. М.1992.
12. Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под ред.С. Ни-кифорова, Речь, 2007 – 960с .
13. Б.И.Белый Тест Роршаха. Практика и теория. Серия: Практикум по психодиагностике. Издательство: Каскад, 2007 - 240 с.
14. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличност-ных отношений ребенка. Методическое пособие. Психоневрологиче-ский ин-т им.В.М.Бехтерева.Серия: Психодиагностика детей и подрост-ков.Выпуск7, М, Фолиум, 1994, 64с.
15. К.М.Гуревич,М.К.Акимова, Е.М.Борисова,В.Т.Козлова, Г.П.Логинова Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков/ серия «Психодиагностика и развитие».Под ред В.Г.Колесникова-Обнинск,1993.
16. К.М.Гуревич,М.К.Акимова,Е.М.Борисова,В.Т.Козлова, Г.П.Логинова,Зархин В.Г.,Раевский А.М.,Ференс Н.А. Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР).-М.,1995-1996
17. Групповой интеллектуальный тест для младших подростков (ГИТ) (для учащихся 3-6 классов) – Серия «Психодиагносткиа и развитие», Вып.6, изд-во ПИ РАО, под общей ред. В.Г.Колесникова
18. Джон Дилео Детский рисунок. Диагностика и интерпретация (Chil-dren Drawings: As Diagnostic Aids). Серия: Детская психология Изда-тельство: Астрель Пресс, 2009 г.- 256 с.
19. Дубровская О.Ф. Восьмицветный тест Люшера (методика и карточки) Издательство: Когито-Центр Москва, 2001, 65с.
20. Джос В.В. Практическое руководство по тесту Люшера.Киев,1983
21. Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций: Модифицированный вариант методики ПДО. Издательство: Речь, 2008. - 96с.
22. Забрамная С.Д.,Боровик О.В.Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей Издательство: Владос Москва 2003-115с.
23. Каталог психологических и дидактических тестов. Братислава,1982
24. Каталог компьютерных психологических методик центра «гуманитар-ные технологии» при МГУ – М.:АПАРТ,1993-1996
25. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической ди-агностики и коррекции в клинике. Л., 1983 г.
26. Карелин А.А., Психологические тесты: В 2 томах Издательство: Владос Москва 2005 – 586с.
27. Капустина А.Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла Се-рия: Практикум по психодиагностике Издательство: Речь, 2007 г. 104 с.
Кроник А., Ахмеров Р. Каузометрия: Методы самопознания, психодиа-гностики и психотерапии в психологии жизненного пути. Смысл, 2003. -284с.
28. Карл Кох. Тест "Дерево" (Der baumtest: Der baumzeichenversuch als psychodiagnostisches hilfsmittel) Серия: Лучшие психологические тесты Издательство: Эксмо, 2010 г. - 352 с.
29. Леонтьев Д.А. Тематический Апперцептивный Тест. Практикум по пси-ходиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989 г.
30. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности Издательство: АкадемПроект Москва 2004 -176с.
31. Лови О.В., Белопольский В. И. Зрительно-моторный гештальт-тест Бен-дер. Издательство: Когито-Центр Москва 2003 -42с.
32. Лидерс А.Г., Колесников В.Г. Тест школьной зрелости (адаптированный вариант методики П.Я.Кеэса) – Серия «Психодиагностика и развитие», вып.1.,изд-во ПИ РАО, под общей ред. В.Г.Колесникова
33. Личко А.Е., Иванов М.Я. Опросник ПДО и опыт его практического применения.Л.,1981
34. Максимов С.В. Методика Лири в исследовании представлений человека о себе.М.,1984
35. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание струк-туры личности в клиническом процессе 2006 г.- 480 с.
36. Люшер Макс. Цвет вашего характера. М., 1997.
37. Прихожан А.М. Шкала явной тревожности для детей 8-12 лет (SMAS) –М.,1994
38. Психодиагностика личности от А до Я. Серия: Психологический прак-тикум. Издательство: Феникс, 2009 г.- 320с.
39. Прихожан А.М.Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст (+ CD-ROM)
40. Серия: Детскому психологу Издательство: Питер, 2007 г. - 192 с.
41. Потенциал интеллектуального развития. Тестовая методика психологи-ческой диагностики Под ред. Л.И.Вассермана Серия: Практикум по психодиагностике Издательство: Речь, 2008 г.-112с.
42. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое посо-бие.-М.,ИП РАН,1990
43. Руководство к тесту Герхарда Витцлака «Диагностика уровня развития поступающих в школу» (адаптация А.Г.Лидерса, Г.С.Досмаевой) – Се-рия «Психодиагносткиа и развитие», вып.10, изд-во ПИ РАО, под об-щей ред. В.Г.Колесникова
44. Семаго М.М. Диагностический комплект для оценки развития познава-тельной деятельности ребенка Серия: Библиотека психолога образова-ния Издательство: Когито-Центр Москва, 112 с.
45. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагности-ке: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие.-М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000г.-263с.
46. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика меж-личностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональ-ной диагностики Т.Лири.-М.,1990.-48с.
47. Собчик Л. Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. - СПб: Речь, 2010-219с.
48. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Серия: Практикум по психодиагностике - СПб.,. Речь, 2009 – 224с.
49. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста (ДМО) Издательство: Боргес, 2010 г. - 52 с.
50. Собчик Л.Н. Индивидуально-типологический опросник. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста (ИТО,ИТДО). Издательство: Боргес, 2010 г.- 60 с.
51. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветово-го теста Люшера Серия: Практикум по психодиагностике Издатель-ство: Речь, 2010 г.-132 с.
52. Столяренко Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация, М, Фе-никс, 1999
53. Тест структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра (для учащихся 8-9 классов) – Серия «Психодиагносткиа и развитие», вып.4., изд-во ПИ РАО, под общей ред. В.Г.Колесникова
54. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологического обследования детей. Руководство. Тестовые альбомы. Стимульные материалы Издатель-ство: Когито-Центр Москва 2001
55. Шапкин С.А. Опросник мотивации достижения: новая модификация// Психол.ж-л, 2002№21.с.113-127
56. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьни-ков: проблемы, методы, результаты исследований и практики Изда-тельство: МПСИ Москва 2004 - 368 с.
57. ШТУР-2. Школьный тест умственного развития. Версия 2.0 – Серия «Психодиагносткиа и развитие», вып.8, изд-во ПИ РАО, под общей ред. В.Г.Колесникова
58. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике, Речь, 2003
59. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потреб-ность/Под ред.А.Карелина, М.,ИСТ,1997,300с.