МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование по семейным проблемам

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Психология_ПК-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 81
индивидуальные консультации 60
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 81 81 81 81
Консультации 60 60 60 60
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
д-р. психол. н., Профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование по семейным проблемам

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять разные виды психологического консультирования участников образовательного процесса
ПК-2.1 Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы
ПК-2.2 Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам участников образовательного процесса (клиентов)
ПК-3Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в образовательной практике
ПК-3.1 Знает принципы анализа процесса психологической консультации
ПК-3.2 Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из образовательной практики
ПК-4Способен осуществлять разные виды психологического консультирования в сфере социального обслуживания
ПК-4.1 Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы
ПК-4.2 Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам клиентов сферы социального обслуживания
ПК-5Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в сфере социального обслуживания
ПК-5.1 Знает принципы анализа процесса психологической консультации
ПК-5.2 Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из социальной практики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам клиентов сферы социального обслуживания

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система.
1.1. Социально-психологическая модель семьи. Лекции 2 4 ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Социальные роли в семье. Функции семьи. Структура семьи. Практические 2 2 ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Социальные роли в семье. Функции семьи. Сам. работа 2 10 ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Структура семьи Сам. работа 2 8 ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Жизненный цикл семьи. Сам. работа 2 10 ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Практические 2 4 ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Сам. работа 2 8 ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Психология супружеской совместимости. Сам. работа 2 6 ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Супружеские конфликты. Сам. работа 2 6 ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Развод как социально-психологический феномен. Сам. работа 2 6 ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Нарушение функционирования семьи. Сам. работа 2 6 ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Внутрисемейные границы и их виды. Сам. работа 2 8 ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Организация процесса оказания психологической помощи семье
2.1. Формы оказания психологической помощи современной семье Лекции 2 6 ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-4.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Формы оказания психологической помощи современной семье Практические 2 6 ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2
2.3. Формы оказания психологической помощи современной семье Сам. работа 2 10 ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Модели консультирования семьи. Лекции 2 6 ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1
2.5. Модели консультирования семьи. Практические 2 16 ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Практические 2 2 ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Стандартизированные методы исследования семейных отношений. Практические 2 2 ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Стандартизированные методы исследования семейных отношений. Сам. работа 2 3 ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.9. Консультации 2 60 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8362

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2:
Способен осуществлять разные виды психологического консультирования участников образовательного процесса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какая функция семьи связанна с наследованием статуса, фамилии, имущества? (один ответ)
А. регенеративная
Б. репродуктивная
В. рекреативная
Г. психотерапевтическая
ОТВЕТ: А

2.Кто автор книги «Искусство любви» (один ответ)
А. Э.Фромм
Б. Э.Берн
В. К. Роджерс
Г. И.Кон
ОТВЕТ: А

3. Л.М.Панкова выделяет три стадии возникновения любви, что по её мнению происходит на 2-ой стадии? (один ответ)
А. восхищение, восторженность, влюбленность, страсть
Б. поклонение, уважение, преданность
В. интерес, симпатия, влечение
Г. нет правильного ответа
ОТВЕТ: А

4. Изучение структуры семьи возможно через: (один ответ)
А. выявление статуса составляющих ее индивидов
Б. выявление количественного состава группы
В. анализ межличностных отношений в семье
Г. определение индивидуального состава группы
ОТВЕТ: В

5. Термин «жизненный цикл семьи», впервые был использован в : (один ответ)
А.1948 году
Б. 1900 году
В. 1950 году
ОТВЕТ: А

6. Сознательная любовь, партнер такого стиля выбирает возлюбленную одной религии, соц. происхождения: (один ответ)
А. прагма
Б. сторге
В. агапе
Г. мания
ОТВЕТ: А

7. Напряженнон состояние, вызванное трудностями, экстремальными ситуациями это... (один ответ)
А. стресс
Б. конфликт
В. кризис
Г. фрустрация
ОТВЕТ: А

8. Невозможность в критических ситуациях понять друг друга - это… (один ответ)
А. психологическая несовместимость
Б. духовная несовместимость
В. психофизиологическая несовместимость
Г. личностная несовместимость
ОТВЕТ: А

9. Сколько Вы знаете основных критических периодов в развитии супружеских отношений? (один ответ)
А. 2 периода
Б. 4 периода
В. 3 периода
Г. 5 периодов
ОТВЕТ: А

10. Л.М. Панкова в книге «У порога семейной жизни» выделяет ... стадии любви (один ответ)
А. 3 стадии
Б. 2 стадии
В. 4 стадии
Г. 5 стадий
ОТВЕТ: А

11. Какой автор писал: «любви надо учиться, постепенно овладевать ее теорией и практикой. Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека». (один ответ)
А. Э. Фромм
Б. Л.М. Панкова
В. З. Фрейд
Г. Голод С.И
ОТВЕТ: А

12. Достижение брачного возраста, общее хорошее состояние здоровья, удовлетворительное физическое и психическое развитие, здоровая половая сфера, отсутствие дурных привычек и заболеваний - это … (один ответ)
А. физиологическая готовность
Б. социальная готовность
В. психологическая готовность
Г. моральная готовность
ОТВЕТ: А

13. Назовите тип брака, когда оба партнера в родительской семье имели братьев и сестер, с одним из которых привыкли сотрудничать, находить компромиссы. (один ответ) 22
А. частично-комплементарный
Б. некомплементарный
В. комплементарный
Г. метакомплементарный
ОТВЕТ: А

14. Совокупность имеющихся социально-экономических, нравственных, психолого-педагогических, физиологических и других значимых источников, ресурсов, возможностей для достижения семейных целей называется ... (один ответ)
А. собственный потенциал семьи
Б. принцип комплементарности
В. адаптация семьи
Г. принцип активности
ОТВЕТ: А

15. Сколько выделяют стадий жизненного цикла семьи? (один ответ)
А. 7
Б. 8
В. 5
Г. 4
ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1 Психологическое консультирование по вопросам межличностных отношений в семье называется:
ОТВЕТ: Семейным

2. Система психологических воздействий, направленных на изменение межличностных отношений в семье, привитие ребенку и членам его семьи социально приемлемых навыков поведения и способов личностного реагирования, называется:
ОТВЕТ: Семейной психотерапией

3. Система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, — это:
ОТВЕТ: Психологическая защита

4. Тип семейного воспитания, характеризующийся пассивной позицией родителей по отношению к ребенку, вседозволенностью и безнадзорностью, — это:
ОТВЕТ: Гипоопека

5. Тип семейного воспитания, характеризующийся чрезмерным беспокойством родителей, излишним контролированием действий ребенка, — это:
ОТВЕТ: Гиперопека

6. Единство, согласие во мнениях между членами семьи одного и того же пола, особенно в вопросах, связанных с внутрисемейными конфликтами.
ОТВЕТ: внутриполовая солидарность в семье

7. Проблемы внутрисемейной жизни, возникающие из-за других, не разрешенных проблем, и которые сами не могут быть успешно решены без урегулирования первых, основных проблем семьи.
ОТВЕТ: вторичные (второстепенные) психологические проблемы семьи

8. Совокупность генов, унаследованных человеком и определяющих врожденные для него особенности (генотипические).
ОТВЕТ: генотип

9. Проблемы внутрисемейных отношений, от которых в гораздо большей степени, чем от чего-либо другого, зависит благополучие данной семьи.
ОТВЕТ: главные психологические проблемы в семье

10. Конфликты в семье, в которые вовлечены сразу оба супруга: муж и жена.
ОТВЕТ: двусторонние внутрисемейные конфликты

11. Объективные законы формирования, развития и функционирования семьи и семейных отношений.
ОТВЕТ: законы семьи и семейной жизни

12. Типичный, часто встречающийся внутрисемейный конфликт, в который персонально вовлечены мать молодого мужа (свекровь) и его жена (невестка).
ОТВЕТ: конфликт внутрисемейный типа «свекровь - невестка»

13. Тип внутрисемейного конфликта, в котором родители супругов занимают прямо противоположные позиции по какому-либо значимому для молодой семьи вопросу.
ОТВЕТ: конфликт типа «разногласие родителей»

14. Типичный, довольно часто возникающий внутрисемейный конфликт, в который персонально вовлечены мать молодой супруги (теща) и муж молодой супруги (зять).
ОТВЕТ: конфликт внутрисемейный типа «теща-зять»

15. Совпадение мнений, согласие членов семьи противоположного пола друг с другом, например мужа и жены, сына и дочери, матери и сына, дочери и отца, по каким-либо важным вопросам внутрисемейной жизни.
ОТВЕТ: межполовая солидарность в семье

16. Конфликт между двумя родственными семьями, родительской и молодой, при котором члены каждой семьи солидарны друг с другом, но одновременно, вместе друг с другом противостоят членам иной семьи.
ОТВЕТ: межсемейный конфликт

17. Конфликты в семье, в которые вовлечен только один из супругов, а другой супруг занимает благожелательную или нейтральную позицию.
ОТВЕТ: односторонние семейные конфликты

18. Конфликт между родителями и подростками, возникающий в период перехода ребенка от детства к взрослости, в возрасте от 12–13 до 14–15 лет.
ОТВЕТ: подростковый возрастной конфликт с родителями

19. Правило проведения психологического консультирования, согласно которому сознание (внимание, память, воображение и мышление) клиента во время проведения консультирования должно быть сосредоточены на том, что происходит в данный момент времени, а не на том, что было в прошлом или может произойти в будущем.
ОТВЕТ: принцип «здесь и теперь»

20. Система знаний, включающих психологию семейных отношений, а также систему методов решения внутрисемейных психологических проблем.
ОТВЕТ: психология семьи

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3:
Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в образовательной практике

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Каким ролям соответствуют обоюдное удовлетворение друг другом, живое и интересное духовное общение, общие друзья, романтическая любовь и нежность, совместное проведение досуга. (один ответ)
А. товарищеским ролям
Б. партнерским ролям
В. традиционным ролям
Г. все варианты верны
ОТВЕТ: А

2. Впервые в сфере социальной работы термин «собственный потенциал семьи» введен ... (один ответ)
А. B .C. Торохтий
Б. Л.М. Панковой
В. Э.Г. Эйдемиллером
Г. С.И. Голод
ОТВЕТ: А

3. Функцией предбрачного периода является: (один ответ)
А. накопление совместных впечатлений и переживаний
Б. прогнозирование и проектирование семейной жизни
В. узнавание друг друга
ОТВЕТ: А

4. Для диагностики семьи, в которой выросший ребенок покидает дом, могут быть использованы следующие методики: (один ответ)
А. Анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений - методика «Генограмма»
Б. Методика определения уровня депрессии (В. А. Жмуров)
В. Анкета «Семейные роли» (А. В. Черникова)
ОТВЕТ: А

5. Основными подсистемами семьи являются: (один ответ)
А.прародители
Б. сиблинги
В. родители
Г. все ответы верны.
ОТВЕТ: Г

6. Проблемы какого кризисного периода в развитии семьи характеризуются диспропорциональным распределением нагрузок, различиями в динамике родительских чувств и состояний, депрессией, монотонней, нарушениями сексуального взаимодействия супругов: (один ответ)
А. первый
Б. третий
В. второй
Г. все ответы верны
ОТВЕТ: Б

7. Выделяют 4 фазы распада эмоциональных отношений. Назовите лишнее (один ответ)
А. Интрапсихическая
Б. Социальная фаза
В. Интерпсихическая
Г. Фаза отделки
Д. фаза переговоров
ОТВЕТ: Д

8. Психологическому изучению процессов коммуникации во внутриутробном периоде посвящена книга ______________ «Тайная жизнь нерожденного ребенка» (один ответ)
А. Томаса Верни
Б. Э.Г. Эйдемиллером
В. Л.М. Панковой
Г. С.И. Голод
ОТВЕТ: А

9. … - это специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования (один ответ)
А. техники
Б. программы
В. методики
ОТВЕТ: А

10. Подготовительный этап психологического консультирования длится … (один ответ)
А. 20-30 минут
Б. 40-60 минут
В. 7-10 минут
ОТВЕТ: А

11. Стадии процесса прощения. Назовите лишнее (один ответ)
А. Фаза открытия
Б. Фаза действий
В. Фаза принятия решения
Г. Фаза понимания
ОТВЕТ: Г

12. Настроечный этап психологического консультирования длится … (один ответ)
А. 5-7 минут
Б. 40-60 минут
В. 20-30 минут
ОТВЕТ: А

13. Кем в 1994 году были определены правила семейного консультирования: (один ответ)
А.Э.Г. Эйдемиллер
Б. Э. Вагнер.
В. Р. Кеттел
ОТВЕТ: А

14. Понятие «нормативный кризис» связано с термином «жизненный цикл семьи», который впервые был использован, в каком году? (один ответ)
А. 1948
Б. 1956
В. 1950
ОТВЕТ: А

15. Семейный климат складывается на основе: (один ответ)
А. нравственно-эмоциональных контактов
Б. психологической совместимости
В. духовной совместимости
Г. все варианты верны
ОТВЕТ: Г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Исключительная мера ответственности за виновное невыполнение родительского долга, которая допускается только по основаниям и в порядке, предусмотренном законом
ОТВЕТ: Лишение родительских прав

2. Отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав. Основанием ограничения родительских прав может выступать как противоправное виновное поведение родителей, так и опасная для ребенка обстановка, которая возникла не по вине родителей, а по независящим от них объективным причинам
ОТВЕТ: Ограничение родительских прав

3. Братья и сестры, имеющие общих родителей (и мать, и отца)
ОТВЕТ: Полнородные братья и сестры

4. это форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, основанная на договоре о приемной семье между органом опеки и попечительства и приемными родителями
ОТВЕТ: Приемная семья

5. Прекращение брака по инициативе супругов (одного из супругов) в органах записи гражданского состояния или в суде, при котором правовые отношения между супругами прекращаются на будущее время
ОТВЕТ: Развод

6. Лицо, не достигшее совершеннолетия (18 лет)
ОТВЕТ: Ребенок

7. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении
ОТВЕТ: Ребенок, оставшийся без попечения родителей

8. Входящие в одну семью дети, у которых нет ни общей матери, ни общего отца. Сводные братья (сестры) состоят не в родстве, а в отношениях свойства
ОТВЕТ: Сводные братья и сестры

9. Круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иных форм принятия детей на воспитание
ОТВЕТ: Семья

10. Число рождений, отделяющих родственников. При определении степени родства не учитывается факт рождения лица, от которого ведется родство
ОТВЕТ: Степень родства

11. Лицо, состоящее в зарегистрированном браке
ОТВЕТ: Супруг

12. Форма устройства судом на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в результате которой между усыновителем и его родственниками и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, и другими родственниками по происхождению.
ОТВЕТ: Усыновление (удочерение)

13. Совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим.
ОТВЕТ: Ролевое взаимодействие в семье

14. Устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие реальных или потенциальных родителей, которое связанно с фактом рождения (усыновления) и имеет своей главной целью – воспитание детей.
ОТВЕТ: Родительство

15. Исторически сложившийся механизм воспроизводства человека, обусловленный по форме биопсихофизиологически, а по существу являющийся социокультурным феноменом.
ОТВЕТ: Материнство

16. Культурное явление, исторически возникшее в моногамной семье; сущность отцовства состоит в готовности мужчины взять на себя ответственность за содержание и воспитание своих детей.
ОТВЕТ: Отцовство

17. Обращение жениха к самой девушке или ее родителям (родственникам) с объявлением намерения жениться на ней и получение согласия.
ОТВЕТ: Помолвка

18. Процесс разъединения старших и младших поколений в семье.
ОТВЕТ: Нуклеаризация

19. Нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин.
ОТВЕТ: Маскулинность и феминность

20. Предполагает заключение брака в одно время с одним лицом, эта форма брака является господствующей, даже в случае отсутствия официальной регистрации.
ОТВЕТ: Моногамия

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4:
Способен осуществлять разные виды психологического консультирования в сфере социального обслуживания

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. К позиции оценивания состояния социальнопсихологического климата не относится (один ответ)
А.благоприятный
Б. познавательный
В. неблагоприятный
ОТВЕТ: Б

2. Кто является автором книги «Психология современной семьи» (один ответ)
А.С.В.Ковалев
Б. О.Г. Прохорова
В. Б.Ц. Урланис
Г. Л.Я.Гозман
ОТВЕТ: А

3. Кто является автором книги «Психология эмоциональных отношений» (один ответ)
А. С.В. Ковалев
Б. О.Г. Прохорова
В. Б.Ц. Урланис
Г. Л.Я. Гозман
ОТВЕТ: Г

4.Социальная ситуация развития в период взрослости характеризуется следующим (исключите лишнее): (один ответ)
А.участием во всех видах социальной и общественной жизни общества
Б. построением жизненного плана
В. созданием собственной семьи и построением своегообраза жизни
Г. зрелым отношением к жизни
ОТВЕТ: Б

5. Главная задача периода взрослости: (один ответ)
А.брак
Б. выбор профессионального пути
В. рождение ребенка
Г. все перечисленное
ОТВЕТ: Г

6. Впервые задачу изучения периода взрослости как определенного возрастного периода поставил (один ответ)
А. Б.Г. Ананьев
Б. Н.Н.Рыбников
В. С.Л. Рубинштейн
Г. Л.С. Выготский
ОТВЕТ: Б

7. Для выявления уровня сплоченности семьи (величины психологической дистанции), границ семьи используют методики: (несколько ответов)
А. FAST (тест Геринга)
Б. FACES -3 (Д. X. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, в адаптации М. Перре)
В. «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, О. В.Черемисин)
Г. «Рисунок семьи»
ОТВЕТ: А, Б, В

8. Анализ общего психоэмоционального состояния беременной женщины исследуется методикой (один ответ)
А. методика САН (самочувствие, активность, настроение)
Б. методика определения уровня депрессии (В. А. Жмуров)
В. шкала определения уровня депрессии (В. Зунг, в адаптации Т. Н. Балашовой)
Г. «Тест отношений беременной» (И. В. Добряков)
ОТВЕТ: А

9. Если ребенок - жертва инцеста первого рода, то психологическая помощь подразумевает (назовите лишнее): (один ответ)
А. работу с самим ребенком и его симптоматикой
Б. работу с агрессором
В. работу с семьей
Г. помощь в выстраивании внутренних границ семьи и индивидуальных границ ее членов
ОТВЕТ: Г

10. Сегодня наиболее известна модификация методики «Кинетический рисунок семьи» … (один ответ)
А. Р. Бернса и С. Кауфмана
Б. В. Вульфа и В. Хьюлса
В. Романова Е. С. и Потемкина О. Ф.
ОТВЕТ: А

11. Термин «жизненный цикл семьи», впервые был использован в : (один ответ)
А. 1948 году
Б. 1900 году
В. 1950 году
ОТВЕТ: А

12. Молодая семья, состоящая в браке от 0 -5 лет и не имеющая детей называется: (один ответ)
А. формирующаяся семья
Б. стареющая семья
В. детородящая семья
ОТВЕТ: А

13. К причинам сексуальных дисфункций относят: (один ответ)
А. анатомические и физиологические факторы
Б. микросистемные факторы
В. наличие дисфункциональных семейных паттернов в расширенных семьях супругов
ОТВЕТ: А


14. Для какого супружества характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем? (один ответ)
А.супружества пожилого возраста
Б. супружества среднего возраста
В. супружества зрелого возраста
Г. молодое супружество
ОТВЕТ: А

15. Семья-это... (один ответ)
А. ячейка общества
Б. важнейшая форма организации личного быта
В. супружеский союз
Г. все ответы верны
ОТВЕТ: Г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Консультирование членов будущей или настоящей семьи по поводу проблем, которые могут возникнуть или уже возникли в их семейных взаимоотношениях.
ОТВЕТ: семейное психологическое консультирование

2. Множество связанных друг с другом проблем внутрисемейного характера, которые возникают, существуют и решаются в комплексе, путем психологического консультирования всех, участвующих в них, членов данной семьи.
ОТВЕТ: система внутрисемейных психологических проблем

3. Семья в узком смысле этого слова: отец, мать и дети.
ОТВЕТ: Нуклеарная семья

4. Регулируемая обществом и, в большинстве государств, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при появлении у пары детей, — и к детям.
ОТВЕТ: Брак, или брачный союз, супружество

5. Социальный пол; понятие, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.
ОТВЕТ: Гендер

6. Внутреннее самоощущение принадлежности к тому или иному гендеру.
ОТВЕТ: Гендерная идентичность

7. Равноправие женщин и мужчин перед законом, что является одним из путей достижения тендерного равенства.
ОТВЕТ: Гендерное равноправие

8. Социальные роли, предписываемые женщинам и мужчинам в соответствии с социальными и культурными нормами, существующими в данном обществе и в данной исторической ситуации.
ОТВЕТ: Гендерные роли

9. Устойчивые и общепринятые представления в обществе о должном «женском» и «мужском» поведении, а также их предназначении, социальных ролях и деятельности.
ОТВЕТ: Гендерные стереотипы

10. Деяние, посягающее на половую неприкосновенность и половую свободу другого члена семьи, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетним.
ОТВЕТ: Сексуальное насилие в семье

11. Исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
ОТВЕТ: Семья

12. Последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи; начинается с заключения брака и заканчивается его расторжением, т. е. разводом или смертью одного или обоих супругов.
ОТВЕТ: Жизненный цикл

13. Стадии родительства:
ОТВЕТ: предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца; репродуктивное родительство— период между рождениями первого и последнего детей; социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией); прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.

14. Варианты семьи, зависимые от разного рода факторов.
ОТВЕТ: Формы (структуры) брака и семьи

15. Семья, состоящая из двух партнёров.
ОТВЕТ: Моногамная семья

16. Один из супругов имеет несколько брачных партнеров.
ОТВЕТ: Полигамная семья

17. Двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
ОТВЕТ: Однополая семья

18. Мужчина и женщина, находящиеся в супружеских отношениях и имеющие собственных или приёмных детей.
ОТВЕТ: Разнополая семья

19. Семья, которая состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей.
ОТВЕТ: Простая или нуклеарная семья

20. Семья, которая состоит из трёх членов: муж, жена и ребёнок.
ОТВЕТ: элементарная

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5:
Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в сфере социального

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Функцией предбрачного периода является: (один ответ)
А. накопление совместных впечатлений и переживаний
Б. прогнозирование и проектирование семейной жизни
В. узнавание друг друга
Г. все ответы верны
ОТВЕТ: Г

2. Присущая человеку социальная структура семьи даёт детям возможность: (один ответ)
А. получить хороший уход
Б. усваивать опыт предшествующих поколений
В. воспринимать соц. и культурные обычаи
Г. верны все ответы
ОТВЕТ: Г

3. Л.М. Панкова в книге « У порога семейной жизни» выделяет ... стадии любви. (один ответ)
А. 3 стадии
Б. 2 стадии
В. 4 стадии
Г. 5 стадий
ОТВЕТ: А

4. На какой стадии развода от душевной боли защищаются озлобленностью к партнеру, нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону. (один ответ)
А. стадия озлобленности
Б. стадия депрессии
В. стадия переговоров
Г. стадия адаптации
ОТВЕТ: А

5. На какой стадии развода наступает отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов (один ответ)
А.стадия озлобленности
Б. стадия депрессии
В. стадия переговоров
Г. стадия адаптации
ОТВЕТ: Б

6. Тактика разрешения супружеских конфликтов была предложена ... (один ответ)
А. Д.Долис
Б. А.Я. Варга
В. В.А.Сысенко
Г. У.Харли
ОТВЕТ: В

8. Основная … семейного психологического консультирования - оказание психологической помощи через разговор с консультантом, который должен помочь человеку в решении внутрисемейных проблем и налаживании межличностных отношений с членами семьи и окружающими. (один ответ)
А. цель
Б. проблема
В. задача
ОТВЕТ: А

9. Семейное консультирование включает (один ответ)
А. психолого- педагогическое
Б. жилищное, административное
В. правовое, (юридическое)
Г. все ответы верны
ОТВЕТ: Г

10. Семейно-обусловленные травматизирующие переживания многочисленны, особо важную роль играют: (несколько ответов)
А. общая семейная неудовлетворенность
Б. ревность и измена
В. семейная тревога
Г. чувство вины
ОТВЕТ: А,Б,В

11. Ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», родителям «не до него», за воспитание ребенка родители берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное - это нарушение воспитания называется: (один ответ)
А. гиперпротекция
Б. гипопротекция
В. потворствование
Г. игнорирование потребностей ребенка
ОТВЕТ: Б

12. Стремление игнорировать взросление детей, стимулировать сохранение у них таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость - это нарушение воспитания называется: (один ответ)
А. гиперпротекция
Б. гипопротекция
В. потворствование
Г. потворствующая гиперпротекция
ОТВЕТ: Г

13. Отсутствие уважения и принятия себя как личности у каждого из супругов являются: (один ответ)
А.причинами проблем в супружеских отношениях
Б. результатами супружеских конфликтов
В. причинами и результатами супружеских конфликтов
Г. нет правильного варианта ответа
ОТВЕТ: А

14. Кто подчеркивает, что измена никогда не бывает внезапным событием, готовится постепенно и связана с неудовлетвореными потребностями одного из супругов и с нарушением несогласованного супружеского соглашения, когда ожидания ведушего в паре не выполняются (один ответ)
А. Д.Долис
Б. А.Я. Варга
В. Т.М.Заславская и В.А. Гришин
ОТВЕТ: Б

15. Кто отмечал, что семейный конфликт может выполнять две функции: позитивную и негативную (один ответ)
А. Д.Долис
Б. А.Я. Варга
В. В.А.Сысенко
Г. А.И.Донцов и Т.А.Полозова
ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В составе этой семьи есть оба родителя и хотя бы один ребёнок.
ОТВЕТ: полная

2. Семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей;
ОТВЕТ: неполная

3. Большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц:
ОТВЕТ: сложная семья или патриархальная семья

4. Семья, в которой человек рождается;
ОТВЕТ: родительская

5. Семья, которую человек создаёт сам.
ОТВЕТ: репродуктивная

6. Молодая семья, проживающая с родителями жены.
ОТВЕТ: Матрилокальная

7. Семья, проживающая совместно с родителями мужа.
ОТВЕТ: Патрилокальная

8. Семья, которая переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.
ОТВЕТ: Неолокальная

9. Наследование имени и имущества осуществляется по отцовской линии.
ОТВЕТ: Патрилинеальные семьи

10. Наследование идёт по женской линии.
ОТВЕТ: Матрилинеальность семьи

11. Отражают исторический характер связи между нею и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах;
ОТВЕТ: Функции семьи

12. Отражать связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности.
ОТВЕТ: Назначение функции

13. Традиционные функции семьи:
ОТВЕТ: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, регенеративная (наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения), образовательно-воспитательная (социализация), первоначального социального контроля, рекреативная (восстановление), духовного общения, социально-статусная (предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры), психотерапевтическая.

14. Обобщённая, интегративная характеристика семьи, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.
ОТВЕТ: Социально-психологический климат семьи

15. Состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи.
ОТВЕТ: Психологическое здоровье

16. Основные критерии психологического здоровья семьи (по В.С. Торохтию):
ОТВЕТ: сходство семейных ценностей, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность в семье, эмоциональная удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие.

17. Средства на содержание, которые в предусмотренных законом случаях одни члены семьи обязаны уплачивать в пользу других членов семьи
ОТВЕТ: Алименты

18. Моногамный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви и уважении, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности
ОТВЕТ: Брак

19. Соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения
ОТВЕТ: Брачный договор

20. Осуществление родительских прав в ущерб интересам ребенка (например, склонение ребенка к бродяжничеству, попрошайничеству и др.)
ОТВЕТ: Злоупотребление родительскими правами

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Семейное консультирование: цели, задачи, принципы семейного консультирования.
2. Общие черты организации и проведения семейного консультирования. Структура. Основные этапы.
3. Проблемы и вопросы, обсуждаемые в практике семейного консультирования. Основные модусы и виды семейного консультирования.
4. Классификация основных направлений семейного консультирования.
5. Диагностические проблемы получения информации о семье. Поэтапная методика изучения семьи. Первичная семейная психодиагностика.
6. Типология супружеских проблем, личностные и межличностные проблемы супругов.
7. Нарушения жизнедеятельности семьи. Семейный кризис. Нормативные и ненормативные стрессоры.
8. Факторы риска в браке. Источники конфликтных напряжений в семейных отношениях.
9. Стратегия и тактика разрешения проблем нормативных и ненормативных кризисов жизненного цикла развития семьи.
10. Особенности консультативной работы с разновозрастными группами клиентов и их семьями.
11. Особенности консультирования молодых семей. Проблемы молодой семьи и пути их разрешения.
12. Консультирование семьи, ожидающей ребёнка.
13. Консультирование женщины в период беременности и после родов.
14. Переживание расставания с партнером. Случаи ревности и измены.
15. Проблемы и переживания, связанные с процессом развода. Консультирование разводящихся. Психологическое сопровождение детей в разводящейся и разведённой семье.
16. Техники по разрешению супружеских конфликтов.
17. Психолого-педагогическое консультирование родителей детей-младших школьников.
18. Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста. Программа проведения консультирования по данной проблеме.
19. Консультирование родителей юношей и девушек. Основные причины плохих взаимоотношений между старшеклассниками и их родителями. Способы устранения этих причин.
20. Психологическое консультирование взрослых людей и их родителей.
21. Семьи в трудной жизненной ситуации. Понятие семейного стресса. Понятие «проблемная семья».
22. Особенности консультирования неполных семей: специфика во взаимодействии с матерями – одиночками и отцами – одиночками.
23. Психологическое консультирование семей социального риска.
24. Психологическое консультирование семей с детьми-инвалидами.
25. Бездетные семьи: консультативное сопровождение.
26. Горе, утрата, суицид в семье: кризисная интервенция.
27. Консультирование при зависимости – созависимости в семье.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Опишите стратегию консультативной работы в следующем случае: Родители, у которых ребенок уже начал учиться в первом классе школы, беспокоятся о том, что он плохо учится.
2. Опишите стратегию консультативной работы в следующем случае: Родители, чей ребенок учится в начальной школе, неожиданно столкнулись с проблемой, суть которой состоит в том, что у их ребенка почему-то не складываются нормальные взаимоотношения с другими детьми.
3. Опишите стратегию консультативной работы в следующем случае: Родители, у которых ребенок уже учится в начальных классах школы, беспокоятся по поводу того, что у него не складываются хорошие взаимоотношения с учителями.
4. Опишите стратегию консультативной работы в следующем случае: Родителям кажется, что их ребенок-подросток что-то от них скрывают. Родители вместе с тем замечают, что он часто проводит время вне дома, избегает общения с ними.
5. Опишите стратегию консультативной работы в следующем случае: Подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не интересуется и не хочет заниматься своим развитием.
6. Опишите стратегию консультативной работы в следующем случае: Родители, имеющие ребенка юношеского возраста, не довольны тем, как он выбирает себе будущую профессию. Выбор не вполне устраивает родителей.
7. Опишите стратегию консультативной работы в следующем случае: Между матерью, которая разведена с отцом, и ребенком старшего школьного возраста возникают конфликты из-за того, что в семье появился чужой человек и между ним и матерью складываются близкие отношения.
8. Опишите стратегию консультативной работы в следующем случае: Между отцом, который находится в разводе с матерью, и ребенком старшего школьного возраста, который живет с отцом или довольно часто общается с ним (предполагается, что сын и отец видят друг друга), возникает конфликт из-за того, что у отца вместо матери появилась другая женщина.
9. Опишите стратегию консультативной работы в следующем случае: Между детьми от разных родителей, которые вынуждены жить вместе в одной семье, не складываются нормальные взаимоотношения.
10. Опишите стратегию консультативной работы в следующем случае: Между родителями и детьми, которые достигли юношеского возраста и обучаются в последних, выпускных классах школы, не складываются нормальные взаимоотношения. Между ними, например, часто возникают конфликты и споры из-за того, что дети, по мнению родителей, занимаются совсем не тем, чем им следовало бы заниматься перед окончанием школы.
11. Опишите стратегию консультативной работы в следующем случае: Родители детей-старшеклассников не вполне довольны тем, что их дети дружат со сверстниками, которые по тем или иным причинам не устраивают родителей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C.
Л2.2 Мандель Б.Р. Психология семьи: учеб. пособие: учебное пособие Флинта, 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в мудл Психологическое консультирование по семейным проблемам portal.edu.asu.ru
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, персоналии, уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных