Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Профиль | Психологическое консультирование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 37_04_01_Психология_ПК-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Консультации | 60 | 60 | 60 | 60 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор
1.1. | Овладение студентами методологией и содержанием практической деятельности психолога консультирующего детей и подростков, их семьи, а также формирование у студентов практических навыков психологического консультирования в логике возрастно-нормативных моделей развития человека |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-1 | Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач в области психологического консультирования |
ПК-1.1 | Знает методологические и теоретические основы научно-исследовательской деятельности, методы оценки и тестирования в науке и образовании |
ПК-1.2 | Умеет проектировать дизайн научного исследования |
ПК-1.3 | Владеет навыками использования математических методов верификации научных гипотез |
ПК-2 | Способен осуществлять разные виды психологического консультирования участников образовательного процесса |
ПК-2.1 | Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы |
ПК-2.2 | Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам участников образовательного процесса (клиентов) |
ПК-3 | Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в образовательной практике |
ПК-3.1 | Знает принципы анализа процесса психологической консультации |
ПК-3.2 | Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из образовательной практики |
ПК-4 | Способен осуществлять разные виды психологического консультирования в сфере социального обслуживания |
ПК-4.1 | Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы |
ПК-4.2 | Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам клиентов сферы социального обслуживания |
ПК-5 | Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в сфере социального обслуживания |
ПК-5.1 | Знает принципы анализа процесса психологической консультации |
ПК-5.2 | Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из социальной практики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | подходы, принципы и этапы осуществления консультирования детей и подростков как сферы практики осуществляющей реализацию важнейшей задачи возрастной психологии – контроль за психическим развитием ребенка |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять психологическое консультирование; психолого-педагогическую диагностику личностного и социального развития детей и подростков; разрабатывать профилактические, коррекционные и реабилитационные программы психологического консультирования несовершеннолетних и их семей |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | подбора и владения приемами и методиками диагностики, анализа полученных результатов, в работе с детьми, подростками и их законными представителями, уметь представлять полученные данные в психологическом заключении |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. Введение в возрастно-психологическое консультирование | ||||||
1.1. | Специфика консультирования детей и подростков | Лекции | 2 | 16 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.2. | Этапы психологического консультирования детей и подростков | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 2. Психологическое консультирование детей и подростков, находящихся в различных жизненных ситуациях | ||||||
2.1. | Консультирование детей и подростков в ситуации насилия | Практические | 2 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.2. | Консультирование детей и подростков в ситуации насилия | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.3. | Консультирование детей и подростков группы риска по девиантному поведению | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.4. | Консультирование детей и подростков группы риска по девиантному поведению | Консультации | 2 | 60 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.5. | Консультирование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их семей | Практические | 2 | 10 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.6. | Консультирование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их семей | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.7. | Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.8. | Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.9. | Особенности аналитического этапа консультирования. Основные принципы анализа полученной информации | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.10. | Проблема психологического прогнозирования. | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.11. | Понятие «условно-вариативного» прогнозирования, его значение для дальнейшей коррекционной работы. | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.12. | Характеристика заключительного этапа возрастно-психологического консультирования. Содержание итоговой беседы с родителями. | Сам. работа | 2 | 5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.13. | Коррекционно-развивающая работа. | Практические | 2 | 12 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.14. | Пути коррекции психологических трудностей детей разных возрастных групп. | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Обухова Л.Ф. | ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Выготский Л.С. | ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Анастази А. | Психологическое тестирование: тесты | СПб.[и др.] : Питер, 2007 | www.lib.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
Э3 | курс в Moodle "Консультирование детей и подростков" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов. 4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы. 5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование. Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, персоналии, уметь приводить примеры, анализировать кейсы. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний. Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |