МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование детей и подростков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Психология_ПК-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 81
индивидуальные консультации 60
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 81 81 81 81
Консультации 60 60 60 60
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Канд.психол.наук, доцент, Даренских С.С;Канд.социол.наук, доцент, Васильева Е.в.

Рецензент(ы):
Д.психол.наук, Зав.кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование детей и подростков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение студентами методологией и содержанием практической деятельности психолога консультирующего детей и подростков, их семьи, а также формирование у студентов практических навыков психологического консультирования в логике возрастно-нормативных моделей развития человека

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач в области психологического консультирования
ПК-1.1 Знает методологические и теоретические основы научно-исследовательской деятельности, методы оценки и тестирования в науке и образовании
ПК-1.2 Умеет проектировать дизайн научного исследования
ПК-1.3 Владеет навыками использования математических методов верификации научных гипотез
ПК-2Способен осуществлять разные виды психологического консультирования участников образовательного процесса
ПК-2.1 Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы
ПК-2.2 Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам участников образовательного процесса (клиентов)
ПК-3Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в образовательной практике
ПК-3.1 Знает принципы анализа процесса психологической консультации
ПК-3.2 Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из образовательной практики
ПК-4Способен осуществлять разные виды психологического консультирования в сфере социального обслуживания
ПК-4.1 Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы
ПК-4.2 Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам клиентов сферы социального обслуживания
ПК-5Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в сфере социального обслуживания
ПК-5.1 Знает принципы анализа процесса психологической консультации
ПК-5.2 Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из социальной практики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.подходы, принципы и этапы осуществления консультирования детей и подростков как сферы практики осуществляющей реализацию важнейшей задачи возрастной психологии – контроль за психическим развитием ребенка
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять психологическое консультирование; психолого-педагогическую диагностику личностного и социального развития детей и подростков; разрабатывать профилактические, коррекционные и реабилитационные программы психологического консультирования несовершеннолетних и их семей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.подбора и владения приемами и методиками диагностики, анализа полученных результатов, в работе с детьми, подростками и их законными представителями, уметь представлять полученные данные в психологическом заключении

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. Введение в возрастно-психологическое консультирование
1.1. Специфика консультирования детей и подростков Лекции 2 16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Этапы психологического консультирования детей и подростков Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Психологическое консультирование детей и подростков, находящихся в различных жизненных ситуациях
2.1. Консультирование детей и подростков в ситуации насилия Практические 2 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Консультирование детей и подростков в ситуации насилия Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Консультирование детей и подростков группы риска по девиантному поведению Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Консультирование детей и подростков группы риска по девиантному поведению Консультации 2 60 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Консультирование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их семей Практические 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Консультирование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их семей Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Особенности аналитического этапа консультирования. Основные принципы анализа полученной информации Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Проблема психологического прогнозирования. Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Понятие «условно-вариативного» прогнозирования, его значение для дальнейшей коррекционной работы. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Характеристика заключительного этапа возрастно-психологического консультирования. Содержание итоговой беседы с родителями. Сам. работа 2 5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Коррекционно-развивающая работа. Практические 2 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.14. Пути коррекции психологических трудностей детей разных возрастных групп. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Обухова Л.Ф. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Выготский Л.С. ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анастази А. Психологическое тестирование: тесты СПб.[и др.] : Питер, 2007 www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 курс в Moodle "Консультирование детей и подростков" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, персоналии, уметь приводить примеры, анализировать кейсы. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.