МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование по проблемам личностного и профессионального развития

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Психология_ПК-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 81
индивидуальные консультации 60
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 81 81 81 81
Консультации 60 60 60 60
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Доцент, Дынникова Елена Сергеевна

Рецензент(ы):
д. психол. наук, профессор, Зав. кафедрой, Ральникова Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование по проблемам личностного и профессионального развития

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о содержании и инструментах психологического консультирования по проблемам личностного и профессионального развития

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять разные виды психологического консультирования участников образовательного процесса
ПК-2.1 Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы
ПК-2.2 Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам участников образовательного процесса (клиентов)
ПК-3Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в образовательной практике
ПК-3.1 Знает принципы анализа процесса психологической консультации
ПК-3.2 Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из образовательной практики
ПК-4Способен осуществлять разные виды психологического консультирования в сфере социального обслуживания
ПК-4.1 Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы
ПК-4.2 Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам клиентов сферы социального обслуживания
ПК-5Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в сфере социального обслуживания
ПК-5.1 Знает принципы анализа процесса психологической консультации
ПК-5.2 Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из социальной практики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы; принципы анализа процесса психологической консультации.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам клиентов сферы социального обслуживания; анализа и оценки работы с консультативным случаем из образовательной практики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическое консультирование по проблемам личностного развития
1.1. Особенности психологического консультирования по проблемам личностного развития Лекции 3 8 ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л3.1
1.2. Особенности психологического консультирования по проблемам личностного развития Практические 3 16 ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л3.1
1.3. Особенности психологического консультирования по проблемам личностного развития Сам. работа 3 41 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л3.1
1.4. Консультации 3 30 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-4.1, ПК-4.2
Раздел 2. Психологическое консультирование по проблемам профессионального развития
2.1. Особенности психологического консультирования по проблемам профессионального развития Лекции 3 8 ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л3.1
2.2. Особенности психологического консультирования по проблемам профессионального развития Практические 3 16 ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л3.1
2.3. Особенности психологического консультирования по проблемам профессионального развития Сам. работа 3 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л3.1
2.4. Консультации 3 30 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-4.1, ПК-4.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10380

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ - ПК-2.
Способен осуществлять разные виды психологического консультирования участников образовательного процесса.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.«Формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности» – это:
Выберите один ответ:
a. одна из задач профессионального самоопределения
b. основной метод профессионального самоопределения
c. главная цель профессионального самоопределения
ОТВЕТ: с

2. Выделите психологические проблемы, связанные с профессиональным самоопределением личности:
Выберите один или несколько ответов:
a. рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии
b. рассогласование реального и идеального «Образа-Я»
c. неадекватная самооценка
d. рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора
ОТВЕТ: a, d

3.Профессиональное самоопределение – это:
Выберите один ответ:
a. деятельность личности по интеграции профессиональной деятельности в целостную систему деятельностей человека, которая является основным психологическим механизмом профессионального развития
b. способность самостоятельно и осознано находит смысл выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации
c. успешное освоение выбранной профессиональной деятельности
ОТВЕТ: b

4.Соотнесите понятия профессионального и личностного самоопределения:
Выберите один ответ:
a. профессиональное и личностное самоопределение – это два независимых друг от друга процесса, два вида деятельности, не обуславливающие друг друга
b. личностное самоопределение является частью самоопределения в профессии, профессионального самоопределения
c. профессиональное самоопределение является одним из аспектов личностного самоопределения
ОТВЕТ: c

5.На какой из стадий развития человека как субъекта труда по Е.А. Климову происходит осознание своих желаний, сознательный и ответственный выбор профессионального пути?
Выберите один ответ:
a. на стадии авторитета
b. на стадии адаптанта
c. на стадии оптации
ОТВЕТ: c

6. Выделите два основных отличия профессионально самоопределения от личностного:
Выберите один или несколько ответов:
a. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних воздействий, а личностное – в основном обусловлено внутренними факторами
b. Профессиональное самоопределение более жестко обусловлено возрастом, чем личностное
c. Профессиональное самоопределение более конкретно, оно направлено на ориентацию личности в мире профессии
ОТВЕТ: a, c

7.Кто является автором отечественной классификации профессий в психологии по предмету труда?
Выберите один ответ:
a. Н.С. Пряжников
b. А.М. Голомшток
c. Е.А. Климов
d. О.П. Апостолов
ОТВЕТ: c

8.Основной целью профориентационной работы является:
Выберите один ответ:
a. формирование адекватной личностной самооценки
b. выбор старшеклассником будущей профессии
c. формирование готовности к профессиональному самоопределению
ОТВЕТ: c

9.Качества человека, необходимые для успешного выполнения трудовой деятельности по конкретной профессии – это:
Выберите один ответ:
a. внутренние качества личности
b. психофизиологические качества
c. профессионально важные качества
ОТВЕТ: c

10.В чем главный недостаток прямых методов диагностики профессиональной направленности?
Выберите один ответ:
a. в ограничении возможностей выявления глубинных мотивационных структур при помощи прямых вопросов
b. в сложности проведения и интерпретации результатов
c. в недостаточной валидности и надежности
ОТВЕТ: a

11.Процедура выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности – это:
Выберите один ответ:
a. профконсультация
b. профпросвещение
c. профориентационная диагностика
ОТВЕТ: c

12.Для решения каких задач наиболее всего подходит диагностическая групповая профконсультация?
Выберите один ответ:
a. установления отдельных профессионально важных качеств (если группа подобрана по признаку ориентации на одну и ту же профессию либо на профессии сходного психологического профиля)
b. определения сформированности профессиональных планов клиента
c. все ответы верны
d. выявления уровня информированности в профессиональной сфере
e. изучения потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии
ОТВЕТ: c

13.На каком из этапов групповой диагностической консультации профконсультант объясняет цель консультации, гарантирует неразглашение (без согласия консультируемых) сведений, которые будут получены в ее процессе, излагает необходимый теоретический материал?
Выберите один ответ:
a. на заключительном этапе
b. на втором этапе
c. на первом этапе
d. на третьем этапе
e. на вводном этапе
ОТВЕТ: c

14.Различают два вида профконсультационной работы. Укажите, какие.
Выберите один ответ:
a. индивидуальное и смешанное профконсультирование
b. школьное и внешкольное профконсультирование
c. групповое и индивидуальное профконсультирование
d. родитель-консультант и родитель-ребенок-консультант
ОТВЕТ: c

15. В развернутой схеме профконсультирования, с чего начинается работа профконсультанта?
Выберите один ответ:
a. с выявления интересов, склонностей, профессиональных предпочтений
b. с анализа мира профессий и конкретизации «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий
c. с формирования образа «идеальной» профессии
ОТВЕТ: a

16.Традиционно выделяют две стратегии профориентационной помощи:
Выберите один ответ:
a. информационно-просветительскую и тестологическую
b. тестологическую и консультационную
c. диагностическую и развивающую
ОТВЕТ: c

17. К какому типу профессий по предмету труда относится профессия программист?
Выберите один ответ:
a. Человек-человек
b. Человек-техника
c. Человек-знаковая система
d. Человек-художественный образ
e. Человек-природа
ОТВЕТ: c

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Психолог-консультант – это?
Ответ: Профессионал, обладающий необходимыми знаниями, навыками и квалификацией для оказания людям помощи в решении их проблем в разных сферах социальной и личной жизни.

2. Склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты?
Ответ: перенос.

3. Человек, испытывающий эмоциональный дискомфорт, психологические трудности, неудобства, страдания, добровольно обратившийся к психологу за помощью и разделяющий с ним ответственность за свое психологическое благополучие и личностные изменения:
Ответ: клиент.

4. Этические требования к психологу-консультанту?
Ответ: доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, ориентация на нормы и ценности клиента, анонимность и конфиденциальность.

5. Главная особенность ___________ консультирования – круглосуточная доступность специалиста для осуществления психологической помощи и эмоциональной поддержки:
Ответ: телефонное консультирование.

6. Наиболее распространенный тип консультирования, осуществляемый психологом с клиентом в виде беседы, регламентируемой определенным временем:
Ответ: индивидуальное консультирование.

7. Вербально выраженная консультантом гипотеза является:
Ответ: интерпретацией.

8. На этой стадии вырабатываются и проясняются, а также открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем с точки зрения приемлемости для данного клиента:
Ответ: стадии идентификации альтернатив.

9. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем:
Ответ: стадии деятельности.

10. Укажите стандартное время консультации:
Ответ: 50-60 минут.

11. Данная техника позволяет интегрировать важные мысли, значимую информацию, основные переживания клиента:
Ответ: обобщение, резюмирование.

12. Данные вопросы используются для получения конкретной информации о клиенте, для подтверждения или отрицания сказанного им и обычно предполагают краткий и однозначный ответ в форме «да» или «нет»:
Ответ: закрытые вопросы.

13. Прием, который демонстрирует противостояние психолога защитным маневрам или иррациональным представлениям клиента, которые он не осознает или не подвергает изменениям:
Ответ: конфронтация.

14. Неприятные случаи в жизни человека, которые он сам или окружающие его люди рассматривают как неудачи и по поводу которых данный человек тяжело переживает.
Ответ: Жизненные неудачи

15. Общее физическое и психологическое состояние человека, определяющее его настроение и активность.
Ответ: Жизненный тонус

16. Рекомендация, даваемая человеку не на научной основе, а на базе накопленного жизненного опыта или так называемого здравого смысла.
Ответ: житейский совет

17. Черта характера, проявляющаяся в несамостоятельности человека, в его неспособности принимать самостоятельные решения, в сильном влиянии, которое на его психологию и поведение оказывают окружающие люди.
Ответ: зависимость психологическая человека

18. Притязания на жизненные успехи, не вполне соответствующие реальным возможностям данного человека и его жизненным условиям.
Ответ: завышенные притязания человека

19. Вопросы, которые можно решить в процессе проведения психологического консультирования, его цели и конечные результаты.
Ответ: задачи психологического консультирования

20. Наличие у человека трудноустранимых недостатков психологического характера, так называемых комплексов, которые мешают ему полностью проявлять свои способности, нормально общаться с людьми, добиваться успехов.
Ответ: закомплексованность человека

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ - ПК-3.
Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в образовательной практике.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент:
Выберите один ответ:
a. доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
b. ориентация на нормы и ценности клиента
c. запрет давать советы
d. анонимность
ОТВЕТ: b

2.Склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты - это…
Выберите один ответ:
a. "перенос"
b. "контрперенос"
c. "переориентация"
d. "проектирование"
ОТВЕТ: a

3.Склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом - это…
Выберите один ответ:
a. "перенос"
b. "контрперенос"
c. "переориентация"
d. "проектирование"
ОТВЕТ: b

4.Девиантное поведение – это не что иное, как:
а. типичное поведение правонарушителя
b. преступное поведение
c. отклонение от формального закона
d. любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм
ОТВЕТ: d

5.Конформность – это:
а. неподчинение социальным нормам
b. проявление инновативного поведения
c. принятие социально одобряемых целей и средств их достижения
d. один из типов девиантного поведения
ОТВЕТ: c

6.Аддиктивное поведение формой отклоняющегося поведения:
а. является;
b. является при наличии внешних факторов;
c. не является;
d. является при наличии личностных особенностей.
ОТВЕТ:

7.Лица, склонные к аддиктивному поведению, кризисные ситуации переносят:
а. легче;
b. тяжелее.
ОТВЕТ: a

8.Плохая переносимость трудностей повседневной жизни формирует у аддиктивной личности комплекс:
а. жертвы;
b. неполноценности;
c. превосходства;
d. «Эдипов» комплекс.
ОТВЕТ: b

9.Установить последовательность этапов развития аддиктивного поведения:
a. поисковое;
b. пробное;
c. закрепляющее.
ОТВЕТ: b, a, c

10.Суицидальное поведение, часто не имеющее реального намерения покончить с жизнью; так, во многих случаях в его основе содержится некий расчет на спасение. Все действия личности при данном типе поведения направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость и т.п.
a. демонстративный тип;
b. пассивный тип;
c. истинный тип;
d. аффективный тип
ОТВЕТ: a

11.Комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска:
a. адаптация;
b. профилактика;
c. коррекция;
d. реабилитация
ОТВЕТ: b

12.В процессе работы важно создавать условия, чтобы клиенты осознали свою систему ценностей и приняли самостоятельное решение об изменении поведения и своих ценностей. Это верно?
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
ОТВЕТ: a

13.Когда клиенты ждут от психолога подсказки как им надо поступать в тех или иных ситуациях, следует выступить в роли «мудрого советчика». Это верно?
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
ОТВЕТ: b

14.Потребность в когнитивном понимании - это даже более высокое выражение человеческой природы, чем самоактуализация. Она представляет собой психологическое отражение врожденной функции нервной системы обрабатывать и упорядочивать информацию. Это верно?
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
ОТВЕТ: a

15.Для некоторых клиентов факт оплаты психологической помощи может стать препятствием для построения доверительных отношений с психологом. Возможно, для решения этого вопроса, должно быть разумное сочетание платных и бесплатных услуг, а также трансляция клиенту идеи, что оплата идет не за любовь внимание, а за временные затраты. Это верно?
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
ОТВЕТ: a

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к животным, к окружающему миру.
Ответ: агрессивность

2. Поведение человека, которое позволяет ему наилучшим образом приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам жизни.
Ответ: адаптационное (адаптивное) поведение

3. стиль общения человека с людьми, который позволяет ему легко и быстро достигать
поставленной цели, оказывать нужное влияние на людей и сохранять с ними хорошие отношения.
Ответ: адекватный стиль общения

4. Инициативные, активные действия, предпринимаемые психологом-консультантом или клиентом в процессе проведения психологического консультирования или в ходе психокоррекционной работы. Эти действия рассчитаны на то, чтобы как можно легче и быстрее достичь поставленной цели.
Ответ: активная роль (психолога, клиента) в психологическом консультировании (в коррекционной работе)

5. Область осознаваемой действительности, представленной в сознании человека в данный момент времени; то, что человек осознает именно сейчас.
Ответ: актуальное сознание человека

6. Черты характера человека, которые у него чрезмерно развиты, явно преобладают над другими чертами характера и намного чаще, чем другие черты характера, проявляются в его действиях и поступках.
Ответ: акцентуированные (акцентированные) черты характера

7. Различные, иногда взаимно исключающие друг друга, подходы к психотерапевтическому решению проблем клиента.
Ответ: альтернативные психотерапевтические подходы

8. Разные, нередко противоположные, способы поведения клиента, связанные с практическим решением его проблемы.
Ответ: альтернативные способы поведения клиента

9. Двойственное, противоречивое, как положительное, так и отрицательное, отношение к человеку.
Ответ: амбивалентное отношение к человеку

10. Отрицательное отношение, явно выраженная неприязнь к человеку.
Ответ: антипатия

11. Психологическое состояние человека, характеризующееся его безразличием к самому себе, к происходящему вокруг него, сопровождающееся пониженной активностью и отрицательными
эмоциональными переживаниями.
Ответ: апатия

12. Метод психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на человека, основанный на выработке у него и практически примененных в жизни специальных умений и навыков, связанных с психологической саморегуляцией состояний и поведения.
Ответ: аутотренинг (аутогенная тренировка)

13. Собственные интересы и потребности клиента, опираясь на которые, можно мотивировать, стимулировать клиента к достижению поставленных целей, к практическому выполнению психотерапевтических рекомендаций, полученных в ходе проведения психологического консультирования.
Ответ: базисная мотивация деятельности (поведения) клиента

14. Отказ психолога-консультанта от оценивания личности или поведения клиента в терминах «хорошо» или «плохо»; настрой психолога-консультанта на то, чтобы лучше понять клиента как личность, принять его таким, каков он есть.
Ответ: безоценочное отношение психолога-консультанта к клиенту

15. Равнодушие, холодность человека к кому-либо или к чему-либо, характеризующаяся отсутствием у него интереса, положительных или отрицательных эмоциональных реакций на соответствующий объект.
Ответ: безразличие

16. Поведение человека, характеризующееся повышенным беспокойством и нервозностью, для которых в свою очередь не существует веских, объективных причин – таких, которые могли бы как-то оправдать данное поведение.
Ответ: беспричинно беспокойное поведение

17. Внутренние побуждения, потребности, мотивы поведения человека, которые им самим в данный момент времени не осознаются, но тем не менее оказывают влияние на его психологию и поведение.
Ответ: бессознательные влечения

18. Способ речевого стимулирования клиента на активное сотрудничество с психологом-консультантом во время проведения психологической консультации; использование психологом-консультантом различных слов и выражений для того, чтобы снять психологическое напряжение у клиента, особенно на стадии проведения исповеди.
Ответ: вербальная поддержка клиента

19. Разновидности психологического консультирования, выделяемые по характеру решаемых в них проблем, например, интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое.
Ответ: виды психологического консультирования

20. Заметные положительные изменения в психологии и поведении клиента, происходящие в результате проведения психологического консультирования.
Ответ: внешние и внутренние признаки результативности психологического консультирования

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4.
Способен осуществлять разные виды психологического консультирования в сфере социального обслуживания.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Полюс психологического консультирования:
Выберите один ответ:
a. связан в основном с ситуационными проблемами, возникающими у клинически здоровых индивидов и решаемыми на уровне сознания, с интервьюированием, которое проводится только со «здоровыми» людьми и направлено на принятие решений
b. направлен в основном на проблемы, возникающие у не здоровых индивидов и решаемые на уровне подсознания
c. устремлен к более глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности
ОТВЕТ: a

2. Полюс психотерапии:
Выберите один ответ:
a. связан в основном с ситуационными проблемами, возникающими у клинически здоровых индивидов и решаемыми на уровне сознания, с интервьюированием, которое проводится только со «здоровыми» людьми и направлено на принятие решений
b. направлен в основном на проблемы, возникающие у не здоровых индивидов и решаемые на уровне подсознания
c. устремлен к более глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности
ОТВЕТ: c

3. Ответьте, верно ли утверждение: «По существу, основная техника консультирования - «психолог как инструмент», т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, выступает личность консультанта».
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
ОТВЕТ: a

4. От психолога требуется не только глубокая профессиональная подготовка, но и:
Выберите один ответ:
a. ясное видение мира, предполагающее наличие общечеловеческой системы ценностей
b. особое «профессиональное видение мира», предполагающее наличие специфической системы ценностей
c. особое «профессиональное видение мира», предполагающее отсутствие специфической системы ценностей
ОТВЕТ: b

5. Ценностная нейтральность психолога – это:
Выберите один или несколько ответов:
a. означает прятать свои истинные чувства от клиента под профессиональной маской
b. осознание собственных ценностей и умение не предъявлять их клиенту в виде образца для подражания
c. интегрированность профессиональных и личных ценностей консультанта в непротиворечивую форму
d. отсутствие специфической системы ценностей у консультанта и его опора на общественные ценности
ОТВЕТ: b,c

6. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. Эффективное консультирование - это процесс, который осуществляется вместе с клиентом, но не вместо него
b. Эффективное консультирование - это процесс, который осуществляется вместо клиента, но не вместе с ним
c. Эффективное консультирование - это процесс, который осуществляется вместе с клиентом и вместо него
ОТВЕТ:a

7. Много размышляет над ситуацией, много взвешивает, но никак не может принять решение, избавиться от сомнений – это:
Выберите один ответ:
a. Неуверенный в себе клиент
b. Уверенный в себе клиент
c. Клиент все знающий и доверяющий только себе
d. Клиент с потребностью «выговориться», «ищущий сочувствия», «отдушину»
ОТВЕТ: a

8. От психолога ему нужна информация, подтверждающая уже готовую, сложившуюся у него точку зрения – это:
Выберите один ответ:
a. Не уверенный в себе клиент
b. Уверенный в себе клиент
c. Клиент все знающий и доверяющий только себе
d. Клиент с потребностью «выговориться», «ищущий сочувствия», «отдушину»
ОТВЕТ:b

9. Клиент этого типа все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте, он неглуп, но проблема в характере, склонен запускать свои проблемы – это:
Выберите один ответ:
a. Неуверенный в себе клиент
b. Уверенный в себе клиент
c. Клиент все знающий и доверяющий только себе
d. Клиент с потребностью «выговориться», «ищущий сочувствия», «отдушину»
ОТВЕТ:c

10.Очень часто это человек, с нелегкой жизнью, одинокий, чувствительный, добрый, и страдающий вследствие своей доброты – это:
Выберите один ответ:
a. Не уверенный в себе клиент
b. Уверенный в себе клиент
c. Клиент все знающий и доверяющий только себе
d. Клиент с потребностью «выговориться», «ищущий сочувствия», «отдушину»
ОТВЕТ: d

11.Позиции «нейтральный советчик» или «программист» подойдут:
Выберите один ответ:
a. для случаев, когда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигентный человек
b. для человека, у которого эмоции обычно преобладают над доводами разума
c. для человека, взволнованного или опечаленного какими-либо внезапно случившимися событиями
d. для нерешительных или ригидных клиентов, склонных к компульсивному, застревающему поведению
ОТВЕТ:a

12. Позиции «зеркало» и «программист» более подойдут:
Выберите один ответ:
a. для случаев, когда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигентный человек
b. для человека, у которого эмоции обычно преобладают над доводами разума
c. для человека, взволнованного или опечаленного какими-либо внезапно случившимися событиями
d. для нерешительных или ригидных клиентов, склонных к компульсивному, застревающему поведению
ОТВЕТ:b

13.Позиция «психолог-слушатель» подойдет:
Выберите один ответ:
a. для случаев, когда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигентный человек
b. для человека, у которого эмоции обычно преобладают над доводами разума
c. для человека, взволнованного или опечаленного какими-либо внезапно случившимися событиями
d. для нерешительных или ригидных клиентов, склонных к компульсивному, застревающему поведению
ОТВЕТ:c

14.Позиция психолог-«катализатор» подойдет
Выберите один ответ:
a. для случаев, когда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигентный человек
b. для человека, у которого эмоции обычно преобладают над доводами разума
c. для человека, взволнованного или опечаленного какими-либо внезапно случившимися событиями
d. для нерешительных или ригидных клиентов, склонных к компульсивному, застревающему поведению
ОТВЕТ: d

15. Для некоторых клиентов факт оплаты психологической помощи может стать препятствием для построения доверительных отношений с психологом. Возможно, для решения этого вопроса, должно быть разумное сочетание платных и бесплатных услуг, а также трансляция клиенту идеи, что оплата идет не за любовь внимание, а за временные затраты. Это верно?
Выберите один ответ:
а.Верно
b.Неверно
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Определенное время или промежуток времени дня, в течение которого проводится психологическое консультирование; количество времени, затрачиваемого психологом-консультантом на работу с клиентом.
Ответ: время проведения психологического консультирования

2. Третий этап психологического консультирования, во время которого клиент рассказывает психологу-консультанту о своей проблеме, а психолог-консультант внимательно слушает его, обсуждает, уточняет с ним проблему, ставит ее психологический диагноз, а также, если в этом возникает необходимость, проводит психодиагностическое обследование самого клиента.
Ответ: диагностический этап психологического консультирования

3. Совокупность разнообразных движений, совершаемых человеком в работе и в общении с людьми, физические (динамические) характеристики этих движений. Они зависят от его темперамента, физического и психологического состояния в данный момент времени, условий работы или общения с людьми.
Ответ: динамические особенности работы и общения человека с людьми

4. Неудобное, неприятное психологическое состояние человека, вызывающее стойкие отрицательные эмоции. Д. порождается разными причинами: утомлением, усталостью, болезнью, неудачами, неблагополучными отношениями с людьми, неудовлетворенностью важных потребностей и другими.
Ответ: дискомфорт

5. Время, в течение которого психолог-консультант общается с клиентом в течение одной или нескольких личных встреч с ним.
Ответ: длительность контакта психолога с клиентом

6. Безусловно доброе, благожелательное, положительное отношение психолога-консультанта к клиенту.
Ответ: доброжелательность психолога-консультанта к клиенту

7. Готовность и способность психолога-консультанта доверять клиенту во всем; вера психолога-консультанта в возможность клиента самостоятельно справиться со своей проблемой.
Ответ: доверие психолога-консультанта клиенту

8. Происходящие в течение довольно длительного времени, от нескольких месяцев до нескольких лет, положительные изменения в психологии и в поведении клиента, которые возникают после завершения психологической консультации благодаря выполнению клиентом полученных в ней практических рекомендаций.
Ответ: долгосрочная временная перспектива в психологическом консультировании

9. Неприятные случаи в жизни человека, которые он сам или окружающие его люди рассматривают как неудачи и по поводу которых данный человек тяжело переживает.
Ответ: жизненные неудачи

10. Общее физическое и психологическое состояние человека, определяющее его настроение и активность.
Ответ: жизненный тонус

11. Рекомендация, даваемая человеку не на научной основе, а на базе накопленного жизненного опыта или так называемого здравого смысла.
Ответ: житейский совет

12 Черта характера, проявляющаяся в несамостоятельности человека, в его неспособности принимать самостоятельные решения, в сильном влиянии, которое на его психологию и поведение оказывают окружающие люди.
Ответ: зависимость психологическая человека

13. Притязания на жизненные успехи, не вполне соответствующие реальным возможностям данного человека и его жизненным условиям.
Ответ: завышенные притязания человека

14. Вопросы, которые можно решить в процессе проведения психологического консультирования, его цели и конечные результаты.
Ответ: задачи психологического консультирования

15. Наличие у человека трудноустранимых недостатков психологического характера, так называемых комплексов, которые мешают ему полностью проявлять свои способности, нормально общаться с людьми, добиваться успехов.
Ответ: закомплексованность человека

16. Жизненный, или практический, интеллект человека, его природные умственные способности, позволяющие ему решать возникающие жизненные задачи без специального обучения, на основе тех знаний, умений и навыков, которые он самостоятельно приобретает в процессе жизни.
Ответ: здравый смысл

17. Один из приемов проведения психологического консультирования, используемый чаще всего на стадии исповеди. Прием 3. состоит в сознательном повторении психологом-консультантом движений клиента, его высказываний вместе с той интонацией, с которой они произносятся самим клиентом, а также его позы, жестов и мимики.
Ответ: зеркализация

18. Ближайшая перспектива интеллектуального развития человека, открывающаяся при проведении его психодиагностики и при оказании ему минимальной психологической помощи в развитии интеллекта со стороны других людей.
Ответ: зона потенциального интеллектуального развития человека

19. Жизненные условия, обстоятельства, ситуация, оказавшись в которой, человек рискует потерпеть неудачу.
Ответ: зона потенциального риска

20. Непредсказуемость, трудная объяснимость изменений в настроении человека.
Ответ: изменчивость настроения

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ - ПК-5.
Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в сфере социального обслуживания.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Эмоциональное выгорание...
Выберите один или несколько ответов:
a. реакция на длительные стрессы
b. затяжное состояние истощения
c. характерно для начинающих психологов
d. состоит в полном или частичном исключении эмоций
e. возникает в ответ на ответственное задание
f. механизм психологической защиты
ОТВЕТ: a, b, d, f

2.Если психологу скучно с клиентом, он может с ним не работать. Это верно?
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
ОТВЕТ: b

3.Когда клиент обращается к психологу по вопросам карьерного роста, прибегая к предательству, нарушению моральных норм, норм законодательства, психолог должен помочь ему добиться желаемого. Так ли это?
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
ОТВЕТ: b

4.Консультант может согласиться с мнением клиента о его неудавшейся жизни, тот, осмысливая свою жизнь, приходит к выводу, что вся его жизнь никчемна или даже преступна. Это верно?
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
ОТВЕТ: b

5.Эмоциональное выгорание психологов характеризуется (по К. Маслач)…
Выберите один или несколько ответов:
a. нарушениями в системе ценностных ориентаций
b. манифестированным сверхсочувствием
c. конфронтацией с клиентом
d. уплощением эмоций
e. застойным переживанием обиды
ОТВЕТ: c, d

6.Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент
Выберите один ответ:
a. доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
b. ориентация на нормы и ценности клиента
c. запрет давать советы
d. анонимность
ОТВЕТ: b

7. Склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты - это…
Выберите один ответ:
a. "перенос"
b. "контрперенос"
c. "переориентация"
d. "проектирование"
ОТВЕТ: a

8.Склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом - это…
Выберите один ответ:
a. "перенос"
b. "контрперенос"
c. "переориентация"
d. "проектирование"
ОТВЕТ: b

9.Девиантное поведение – это не что иное, как:
а. типичное поведение правонарушителя
b. преступное поведение
c. отклонение от формального закона
d. любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм
ОТВЕТ: d

10.Конформность – это:
а. неподчинение социальным нормам
b. проявление инновативного поведения
c. принятие социально одобряемых целей и средств их достижения
d. один из типов девиантного поведения
ОТВЕТ: c

11.Аддиктивное поведение формой отклоняющегося поведения:
а. является;
b. является при наличии внешних факторов;
c. не является;
d. является при наличии личностных особенностей.
ОТВЕТ: a

12.Лица, склонные к аддиктивному поведению, кризисные ситуации переносят:
а. легче;
b. тяжелее.
ОТВЕТ: а

13.Плохая переносимость трудностей повседневной жизни формирует у аддиктивной личности комплекс:
а. жертвы;
b. неполноценности;
c. превосходства;
d. «Эдипов» комплекс.
ОТВЕТ: b

14.Суицидальное поведение, часто не имеющее реального намерения покончить с жизнью; так, во многих случаях в его основе содержится некий расчет на спасение. Все действия личности при данном типе поведения направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость и т.п.
a. демонстративный тип;
b. пассивный тип;
c. истинный тип;
d. аффективный тип
ОТВЕТ: а

15.Комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска:
a. адаптация;
b. профилактика;
c. коррекция;
d. реабилитация
ОТВЕТ: b

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Психодиагностическое обследование психологом-консультантом клиента как личности с целью выяснения тех индивидуальных его особенностей, которые желательно знать для более глубокого понимания проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию. Это необходимо также для того, чтобы довести до сознания клиента суть его проблемы и найти наиболее эффективные пути ее решения при активном участии самого клиента.
Ответ: изучение личности клиента

2. Научное, социально-психологическое понятие, обозначающее достаточно устойчивое, сложившееся в индивидуальном опыте жизни данного человека, его личное представление о том, как в типичных случаях сочетаются друг с другом внешние данные, психология и поведение людей.
Ответ: имплицитная теория личности

3. Склонность человека к слишком быстрым, недостаточно продуманным, чрезмерно эмоциональным реакциям на происходящее. Часто выступает как черта характера человека.
импульсивность область практической психологии и психотерапии; система психотерапевтических (психокоррекционных) методов, рассчитанных на индивидуальную работу психолога (психотерапевта) с каждым клиентом.
Ответ: индивидуальная психотерапия

4. Умственные способности человека, которые проявляются в его умении решать различного рода задачи.
Ответ: интеллектуальные способности

5. Совокупность психологических черт характера консультанта, проявляющихся в его личном общении с клиентом.
Ответ: интерперсональные качества личности психолога-консультанта

6. Анализ психологом-консультантом совместно с клиентом его рассказа-исповеди для выяснения психологической сути проблемы клиента и причин ее возникновения, а также для выработки эффективных предложений по практическому решению этой проблемы.
Ответ: интерпретация исповеди клиента

7. Психологическое консультирование, проводимое в связи с возникновением у клиента проблем интимно-личностного характера, таких, о которых он предпочитает говорить только с достаточно близкими людьми в доверительных отношениях с ними.
Ответ: интимно-личностное психологическое консультирование

8. Акцентуированная черта характера человека, проявляющаяся в чрезмерно выраженной его любви к самому себе, в жажде внимания со стороны, в склонности приукрашивать свою особу, тенденции к позерству, театральности поведения, отсутствии глубоких чувств, претензиях на исключительное положение среди людей.
Ответ: истеричность
9. Человек, обратившийся в психологическую консультацию за помощью профессионального психолога для решения какой-либо проблемы.
Ответ: клиент

10. Свод основных законов, положений, правил, которые практический психолог, в том числе психолог-консультант, должен неукоснительно соблюдать, работая с людьми. Это принимается профессиональным сообществом психологов и действует в рамках данного сообщества.
Ответ: кодекс профессиональной этики практического психолога

11. Общее число личных встреч психолога-консультанта и клиента в течение определенного времени: недели, месяца или года, – необходимых психологу-консультанту и клиенту для того, чтобы полностью решить проблему клиента.
Ответ: количество встреч психолога-консультанта с клиентом

12. Способности человека, которые проявляются в его общении с людьми. Они включают в себя умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения.
Ответ: коммуникативные способности человека

13. Черты характера человека, проявляющиеся в его общении с людьми.
Ответ: коммуникативные черты характера человека

14. совокупность умственных способностей человека, проявляющихся в решении тех задач, которые у него возникают в процессе общения с людьми.
Ответ: коммуникативный интеллект

15. Ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей, переживаниями из-за этих недостатков.
Ответ: комплекс психологический

16. Необоснованное, слишком сильно выраженное у человека чувство вины, которое он переживает за себя и за других людей без должного на то основания.
Ответ: комплекс вины

17. Подробный рассказ клиента психологу-консультанту о своей проблеме, включая его ответы на вопросы, задаваемые в ходе исповеди психологом-консультантом.
Ответ: исповедь клиента

18. Психологическое состояние, установка человека, при которой он необоснованно считает, что имеет право на враждебное отношение к другим людям.
Ответ: комплекс враждебности

19. Психологическая установка, настрой человека на то, что окружающие люди представляют для него угрозу, враждебно относятся к нему, и поэтому он вынужден постоянно защищаться от их нападок.
Ответ: комплекс защиты

20. Необоснованное убеждение человека в том, что он якобы в чем-то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательное и неуважительное отношение к себе.
Ответ: комплекс неполноценности

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по дисциплине «Психологическое консультирование по проблемам личностного и профессионального развития» проводится в соответствии с Учебным планом в форме экзамена. В билет включены один теоретический вопрос и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к ответу на вопросы и выполнение практического задания студенту отводится 40 минут.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Представление о личности и ее развитии.
2. Строение личности.
3. Представление о личности в классической психологии сознания и поведения.
4. Представление о личности в психоанализе.
5. Представление о личности в гуманистической психологии и в терапии процесса. Личность как целое.
6. Развитие личности. Личностный поступок.
7. Личностный рост.
8. Самоактуализирующаяся личность.
9. Консультирование по проблемам личностного развития.
10. Задачи консультирования по личностному развитию.
11. Сущность профессионального самоопределения.
12. Профессиональное самоопределение как поиск смысла.
13. Субъект профессионального самоопределения и основные этапы его развития.
14. Основные факторы профессионального самоопределения.
15. Образ жизненного успеха как важнейший регулятор профессиональных выборов.
16. Социально-психологические и профессиональные «пространства» самоопределения личности.
17. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры.
18. Цели и задачи профессионального самоопределения.
19. Организационные принципы профориентации.
20. Основные приоритеты профориентационной работы в современных условиях.
21. Проблемы и трудности при реализации целей и задач профориентационной работы.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Содержание психологической работы по предупреждению рисков личностного развития.
2. Содержание психологической работы по предупреждению рисков профессионального развития.
3. Требования к разработке программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.
4. Разработка программ, направленных на предупреждение рисков профессионального развития.
5. Сформулируйте тему и цель программы, направленной на предупреждение рисков профессионального развития, приведите примеры 2 упражнений (практических заданий, техник), способствующих реализации цели программы.
6. Сформулируйте тему и цель программы, направленной на предупреждение рисков личностного развития, приведите примеры 2 упражнений (практических заданий, техник), способствующих реализации цели программы.
7. Сформулируйте тему и цель программы, направленной на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека, приведите примеры 2 упражнений (практических заданий, техник), способствующих реализации цели программы.
8. Какие качества личности способствуют развитию умений, необходимых для нивелирования влияния неблагоприятной среды. Реализуйте психологические интервенции, помогающие достичь данные цели. Опишите свой опыт.
9. Реализуйте психологические интервенции, способствующие облегчению негативных эмоциональных состояний клиента. Опишите свой опыт.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
Л1.2 Серебрякова К.А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога: [учеб. пособие для вузов] М.: Академия, 2010
Л1.3 Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов М.: Фонд Мир, 2010
Л1.4 О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учеб. для бакалавров Юрайт, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. И. Красило Психологическое консультирование: проблемы, технологии: учеб. пособие М.: [МПСИ], 2007
Л2.2 Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2008
Л2.3 Психологическое консультирование. Практическое руководство.: монография Самара. «Бахрам-М», , 2016
Л2.4 Е. Г. Суркова Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2008
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Решетников М.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle "Психологическое консультирование по проблемам личностного и профессионального развития" portal.edu.asu.ru
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.