МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по детской клинической психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и когнитивно-поведенческая психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_Клиническая психология_ПДиКПП-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 22 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 42 42 84 84
Сам. работа 30 20 75 44 105 64
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 62 144 113 216 175

Программу составил(и):
Ст. препод., Колтыгина Е.В.

Рецензент(ы):
канд. психол.н., Доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Практикум по детской клинической психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.01 Клиническая психология (приказ Минобрнауки России от 26.05.2020 г. № 683)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 06.09.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 06.09.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Практическое освоение навыков нейропсихологического и патопсихологического обследования детей и подростков с различными психическими и соматическими аномалиями; обучение студентов методу синдромного нейропсихологического анализа высших психических функций (ВПФ) при решении задач топической и функциональной диагностики состояния отдельных церебральных структур и мозга в целом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен применять научно обоснованные методы оценки уровня психического развития, состояния когнитивных функций, эмоциональной сферы, развития личности, социальной адаптации различных категорий населения
ОПК-4 Способен вести протокол и составлять заключение по результатам психологической диагностики и экспертизы, а также представлять обратную связь по запросу заказчика
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать основы постановки практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
методы оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами в детском возрасте, а также членов их семей;
основные направления психологической диагностики и психологической помощи при различных формах нарушения развития;
- основные психологические синдромы нарушений гностических, эмоционально-волевых и личностных структур при различных формах нарушенного развития (психическое недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное и дисгармоническое развитие).
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь самостоятельно ставить практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
применять методы патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.возможностью постановки практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
методами патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы диагностики аномального развития в детском возрасте. Методы диагностики.
1.1. Теоретические основы диагностики аномального развития Лабораторные 6 8 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
1.2. Клинико-психологические методы диагностики аномального развития Лабораторные 6 8 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
1.3. Методы диагностики интеллектуального развития Сам. работа 6 12 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Патопсихологическое обследование детей с различными вариантами дизонтогенеза
2.1. Диагностика интеллекта и эмоциональных особенностей детей с осложненным и неосложненным недоразвитием. Лабораторные 6 6 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
2.2. Диагностика интеллектуального и эмоционального развития детей с задержкой психического развития, хроническими соматическими заболеваниями. Лабораторные 6 6 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
2.3. Диагностика развития детей с шизофренической, органической, травматической деменцией. Лабораторные 6 8 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
2.4. Диагностика особенностей психического развития детей с сенсорными дефектами Лабораторные 6 6 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
2.5. Дифференциальная диагностика ранней детской шизофрении, синдрома РДА и пара -аутистических расстройств. Сам. работа 6 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
2.6. Дифференциальная диагностика дисгармонического и искаженного развития детей с нарушениями влечений Сам. работа 6 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
2.7. Диагностика детей без отклонений в развитии. Диагностика готовности к школьному обучению. Лабораторные 7 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
2.8. Диагностика детско-родительских отношений Лабораторные 7 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
2.9. Методы диагностики мышления: простые аналогии, сложные аналогии, классификация предметов, понимание пословиц, исключение предметов и др Лабораторные 7 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
2.10. Методы диагностики памяти и внимания: корректурная проба, таблицы Шульте, отсчитывание, 10 слов, опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву, Пиктограммы и др Сам. работа 7 6 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
2.11. Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей с РДА и детской шизофренией Сам. работа 7 6 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
2.12. Особенности познавательной, эмоциональной сферы и личности детей с эпилепсией Сам. работа 7 6 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
2.13. Особенности рисунков детей с шизофренией и эпилепсией Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Теоретические основы нейропсихологической диагностики детей и подростков. Методы диагностики
3.1. Задачи нейропсихологической диагностики в детском возрасте. Лабораторные 7 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
3.2. Специфика нейропсихологической диагностики в дошкольном и школьном возрасте Лабораторные 7 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
3.3. Подходы к нейропсихологической диагностике детей: Ж.М.Глозман, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, Н.Н. Полонская, Л.С. Цветкова и др.. Лабораторные 7 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
3.4. Структура нейропсихологического заключения. Лабораторные 7 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
3.5. Количественная оценка результатов нейропсихологической диагностики Сам. работа 7 6 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Нейропсихологическая диагностика детей с отклонениями в развитии
4.1. Первичный этап диагностики: Анализ истории болезни и анамнеза, беседа с пациентом и его родителями Лабораторные 7 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
4.2. Исследование зрительного гнозиса. Лабораторные 7 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
4.3. Исследование соматосенсорного и тактильного гнозиса Лабораторные 7 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
4.4. Исследование праксиса Лабораторные 7 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
4.5. Исследование письма и чтения Лабораторные 7 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
4.6. Нейропсихологическое заключение: структура, принципы написания Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.7. Исследование мышления Лабораторные 7 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
4.8. Исследование эмоционально-волевой сферы Лабораторные 7 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
4.9. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
4.10. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного и подросткового возраста Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
4.11. Исследование эмоционально-волевой сферы Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
4.12. Зачет Зачет 7 0 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Методы диагностики мнестических процессов детей дошкольного возраста. Возрастные нормы выполнения.
2. Методы диагностики мыслительных процессов детей дошкольного возраста. Возрастные нормы выполнения.
3. Методы диагностики внимания детей дошкольного возраста. Возрастные нормы выполнения.
4. Методы диагностики моторного развития детей от рождения до 3 лет. Возрастные нормативы.
5. Методы диагностики моторного развития детей 3 – 6 лет. Возрастные нормативы.
6. Специфика диагностики детей с подозрением на умственную отсталость.
7. Нейропсихологическая диагностика. Опыт применения при работе с детьми с органическим поражением ЦНС.
8. Процедура проведения диагностического обследования детей с ранним детским аутизмом.
9. Процедура проведения диагностического обследования детей с шизофренией. Основная направленность диагностики.
10. Процедура проведения диагностического обследования детей младшего дошкольного возраста.
11. Основные направления коррекционно-развивающего обучения.
12. Нарушения речевого развития. Виды. Методы дифференцированной диагностики.
13. Методы диагностики интеллекта. Возрастные нормативы.
14. Методы диагностики личности подростка с расстройством поведения.
15. Методы исследования эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.
16. Методы исследования эмоционально-волевой сферы в подростковом и раннем юношеском возрасте.
17. Проективные методы исследования детей. Опыт применения их в клинике.
18. Патопсихологическое заключение. Принципы составления, структура.
19. Нейропсихологическое заключение. Принципы составления, структура.
20. Роль первичного сбора информации в обследовании детей. Методы сбора первичной информации об обследуемом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Елисеев О. П. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е.А., Козьяков Р.В., Рышлякова Н.В. ПАТОПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс на Едином образовательном портале АлтГУ " Практикум по детской клинической психологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.


Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету (см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.