МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клиническая психология сексуальных расстройств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и когнитивно-поведенческая психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_Клиническая психология_ПДиКПП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Лабораторные 28 28 28 28
Сам. работа 66 26 66 26
Итого 108 68 108 68

Программу составил(и):
Ст.преп., Прайзендорф Екатерина Сергеевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Клиническая психология сексуальных расстройств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.01 Клиническая психология (приказ Минобрнауки России от 26.05.2020 г. № 683)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знание и понимание форм сексуальных расстройств
Знание о норме и патологии сексуального влечения
Знание о различных методологиях изучения и классификации сексуальныз расстройств
Знание способов психологического вмешательства при сексуальных расстройствах
Знание о неблагоприятных факторах, обусловливающих развитие сексуальных расстройств

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 Способен осуществлять психолого-профилактическую деятельность среди различных категорий населения с целью повышения уровня их психологической грамотности и культуры, формирования научно-обоснованных знаний и представлений о роли психологии в решении социально- и индивидуально значимых проблем и задач в сфере охраны здоровья и смежных с ней областей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- иметь представления о классификации сексуальных расстройств
- знать о причинах развития сексуальных рассройств
- иметь представление о мужских и женских сексуальных расстройствах
- знать о психологических способах работы с сексуальными дисфункциями
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь реализовать психологический анализ поведения при сексуальном расстройстве
- уметь применить знания о факторах развития сексуальных расстройств в контексте психологического вмешательства
- уметь применить знания о сексуальных дисфункциях в психологическом вмешательстве
- уметь сопоставить факторы различной природы в возникновении и развитии сексуальных расстройств
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть методами диагностики сексуальных расстройств
- владеть способами оценки поведения при сексуальном расстройстве
- владеть способами написания отчета по результатам вмешательства при сексуальных расстройствах
- владеть методами психологической оценки и диагностики в работе с сексуальными расстройствами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сексуальные расстройства: подходы, классификации
1.1. Понятие сексуального расстройства Лекции 10 3 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Этиология сексуальных расстройств Лекции 10 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Сексуальная функция как личностная ценность человека Лекции 10 3 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Причины сексуальных расстройств Лекции 10 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Понятие и подходы к изучению сексуальных перверсий Лекции 10 4 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Сексуальные расстройства у мужчин
2.1. Сексуальное расстройство отсутствия или потери полового влечения Лабораторные 10 4 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Сексуальное расстройство нарушения эрекции Сам. работа 10 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Мужская диспареуния. Причины, методы и цели психологического вмешательства Лабораторные 10 4 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Нарушения оргазма: оргазмическая ангедония, психогенное анэякуляторное расстройство, затруднённая эякуляция Сам. работа 10 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Расстройство преждевременной эякуляции Лабораторные 10 4 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи Сам. работа 10 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Психологические подходы к пониманию перверсий в мужской сексопатологии Сам. работа 10 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Сексуальные расстройства у женщин
3.1. Половая холодность (фригидность). Факторы возникновения, методы психологического вмешательства Лабораторные 10 4 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Функциональный болевой (алгический) синдром. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства Лабораторные 10 3 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Вагинизм. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства Лабораторные 10 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Нимфомания. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства Лабораторные 10 4 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Мастурбация и онанизм у женщин Сам. работа 10 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Психологические подходы к пониманию перверсий в женской сексопатологии Сам. работа 10 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Парафилии: категории Лабораторные 10 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Педофилия, культурно-исторический контекст Сам. работа 10 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Фроттаж, Эксгибиционизм, Вуайеризм Сам. работа 10 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Трансвестизм, трансгендеризм Лабораторные 10 1 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.11. Садизм, Мазохизм: патология или альтернативная форма сексуальности Сам. работа 10 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Рассмотрение категорий парафилий Сам. работа 10 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.13. Культурно-исторический анализ педофилии как перверсии сексуального влечения Сам. работа 10 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.14. Рассмотрение фроттажа, вуайеризма, эксгибицонизма Сам. работа 10 1 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.15. Изучение трансвестизма и трансгендеризма Сам. работа 10 1 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.16. Методы психологического вмешательства при сексуальных расстройствах Сам. работа 10 1 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.17. Семья и проблемы сексуальной жизни Сам. работа 10 1 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Дать определение понятию сексуального расстройства
2. Сформулировать основные причины сексуальных расстройств.
3. Сформулировать психологические причины развития сексуальных расстройств
4. Определить существующие классификации и подходы к изучению сексуальных расстройств.
5. Определить причины и картину расстройства нарушения эрекции у мужчин.
6. Определить причины и картину диспареунии у мужчин.
7. Определить причины и картину оргазмической ангедонии у мужчин.
8. Сформулировать причины и картину психогенного анэякуляторного расстройства у мужчин.
9. Определить причны и формы затруднённой эякуляции у мужчин.
10. Объяснить синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи.
11. Дать определение понятию сексуальная перверсия. Назвать типы сексуальных перверсий.
12. Сформулировать причины и картину половой холодности (фригидности) у женщин.
13. Определить причины функционального болевого (алгического) синдрома.
14. Сформулировать факторы возникновения, методы психологического вмешательства при алгическом синдроме у женщин.
15. ОБъяснить основную симптоматику вагинизма у женщин.
16. Сформулировать факторы возникновения вагинизма у женщин.
17. Проанализиолвать картину симптомов при нимфомании.
18. Сформулировать возможные психологические факторы нимфомании.
19. Рассмотреть психологические факторы эректильной дисфункции.
20. Расстройства половой идентификации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Семья и проблемы сексуальной жизни.
2. Понятие сексуальной травмы.
3. Норма и сексуальное влечение.
4. Психологическое вмешательство при сексуальных расстройствах.
5. Сексуальные перверсии. Классификации, этиология.
6. Сексуальное влечение как компонент личности.
7. Факторы формирования гендерной идентичности.
8. Психологические факторы эректильной дисфункции.
9. Фетишистские склонности в поведении как норма и как патология.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ключко О.И. Гендерная психология и педагогика: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2020 Заменить ссылку на: https://biblio-online.ru/book/711A80CA-3E33-4F12-B3B1-DB8587A778A6
Л1.2 Сорокоумова Е. А., Талакова Е. А. ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Я-КОНЦЕПЦИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ключко О. И. Гендерный подход в социальном познании и образовании: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э5 "Клиническая психология сексуальных расстройств" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.


На практических занятиях по предмету «Клиническая психология сексуальных растройств» рассматриваются концепции и представления о норме и патологии сексуального поведения, вопросы психологической диагностики и психологического вмешательства при сексуальных расстройствах. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков понимания особенностей сексуальных расстройств, анализа подходов к рассмотрению психической нормы и патологии. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений.
На практических занятиях, посвященных рассмотрению концепций сексуальных расстройств, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их методологических решений.
На практических занятиях, посвященных анализу патологического сексуального поведения студентам предлагается провести анализ отдельных симптомов и признаков сексуального поведения.
К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы.