МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2023
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 216
самостоятельная работа 226
индивидуальные консультации 80
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 15,5 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 40 40 40 40 80 80
Практические 68 68 68 68 136 136
Сам. работа 45 45 181 181 226 226
Консультации 0 0 80 80 80 80
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 180 180 396 396 576 576

Программу составил(и):
к.психол.н., Доцент, Волкова Т.Г.;к.психол.н., Доцент, Фролова Н.В.;к.психол.н., Доцент, Смирнова Я.К.

Рецензент(ы):
канд.психол. наук, доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Общая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. психол. наук, доцент Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой канд. психол. наук, доцент Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование и развитие у студентов целостной системы базовых научных знаний от общепсихологических закономерностях психической деятельности, основных категориях, фундаментальных теориях и концепциях, основных методов психологической науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.1 Знает социальную значимость профессии, цели и смысл профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.2 Анализирует теорию делового общения и этику работы психолога в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.3 Применяет в профессиональной деятельности этические нормы при разрешении проблемных, практико-ориентированных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека
- описание результатов психодиагностического обследования,
- основные понятия психодиагностики, математической статистики, смысл выдвигаемых психодиагностических и статистических гипотез и процедур, направленных на их проверку;
3.2.Уметь:
3.2.1.- практически применять основные психодиагностические методики умственного и личностного развития для различных возрастных групп;
- описывать результаты психодиагностического обследования
-устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками составления программы психодиагностического обследования, организацией психодиагностического обследования в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально- демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в общую психологию.
1.1. Становление предмета научной психологии Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Общие представления о психологии как науке Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Структура общей психологии, место психологии в системе наук, связь психологии с другими науками Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.4. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.5. Структура современной психологии Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.6. Представления о предмете психологии в основных научных направлениях Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.7. Анализ российских психологических школ Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.8. Проблема понимания понятий «психологический факт» и «психические явления». Сам. работа 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.9. Анализ методов психологии Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.10. Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.11. Представления о предмете психологии в основных научных направлениях Сам. работа 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.12. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.13. Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева Сам. работа 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.14. Подобрать и проанализировать примеры психологических фактов и психических явлений в жизни человека Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Мозг и психика
2.1. Мозговая организация психики Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Современные представления о психических функциях Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга Сам. работа 1 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Речь и межполушарная асимметрия Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.5. Современные представления о психических функциях Сам. работа 1 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.6. Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.7. Особенности психики при локальных поражениях головного мозга: понятие симптома и синдрома Сам. работа 1 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Психология деятельности
3.1. Общее понятие о психологической деятельности Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Структура и виды деятельности Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Структура психологической деятельности, анализ ведущих понятий (А.Н. Леонтьев) Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.4. Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности Практические 1 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.5. Анализ особенностей развития человеческой деятельности (Л.С. Выготский). Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.6. Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов Сам. работа 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.7. Деятельность и психические процессы: анализ точек зрения Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.8. Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности Сам. работа 1 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.9. Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.10. Рефлекс «что такое?» или ориентировочный рефлекс Сам. работа 1 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Психология сознания
4.1. Сознание как высшая форма психики человека. Сознание как функциональная система Анализ психологической структуры сознания. Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Состояния сознания.Сознательное и бессознательное. Самосознание человека. Психологический анализ «Я-концепции». Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Общепсихологические характеристики рефлексии. Методы исследованиея самосознания. Динамика смысловых процессов. Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Сознание как проблема нейропсихологии. Дифференциальная защита структур самосознания. Психологические защиты Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.5. Изменения состояния сознания и модификация памяти. Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.6. Организация смысловой семантики сознания Практические 1 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.7. Эмпирические методы исследования смысловых образований личности Практические 1 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.8. Уровни и единицы самосознания Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.9. Дифференциальная защита структур самосознания Практические 1 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.10. Поступок как точка пересечения деятельностей Практические 1 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.11. Динамика смысловых процессов Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.12. Онтогенез индивидуальной системы ценностных ориентаций (ЦО) как процесс развития смысловой сферы Практические 1 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.13. Методика исследования структуры самосознания личности (МИСС) Сам. работа 1 15 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.14. Смыслостроительство как способ восстановления смыслового соответствия сознания и бытия субъекта. Сам. работа 1 17 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.15. Развитие навыков самопонимания студентов-психологов Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Психология мотивации, эмоций, воли
5.1. Мотивация животных и мотивация человека, их фундаментальные различия. Биологические механизмы инстинктивного поведения, их развитие в филогенезе. Gонятие инстинкта, критика биологизации человеческой мотивации. Теория У.Макдауголла. Лекции 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.2. Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами. Сам. работа 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.3. Понятие влечения в психоанализе. Психодинамическая трансформация влечений. Проективная диагностика мотивации.Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме. Экспериментальные исследования обусловливания и подкрепления.Самоактуализация как объяснительный принцип, его развитие и критика. Понятие потребности. Теория базовых потребностей А.Маслоу. Проблема классификации потребностей. Теория потребностей Г.Мюррея.Смыслоцелевые представления об источниках человеческой мотивации. Теории Адлера и Франкла. Теория метамотивации Маслоу. Практические 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.4. Роль ситуационных факторов в развертывании мотивационных процессов. Теория поля К.Левина и экспериментальные исследования его школы. Лекции 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.5. Изучение отдельных видов мотивации. Мотивация достижения, подходы к ее изучению. Мотивация власти. Мотивация учения.Изучение отдельных видов мотивации. Потребность в общении и мотивация аффиляции. Мотивация оказания помощи. Мотивация асоциального поведения. Практические 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.6. Деятельностный подход к мотивации в школе А.Н.Леонтьева. Общая характеристика потребностей и мотивов. Опредмечивание потребностей и другие механизмы их преобразования. Виды и функции мотивов в деятельностном подходе. Смысл мотива как источник его побудительной силы. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности. Сам. работа 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.7. Общее представление об эмоциях. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.Биологическая целесообразность эмоций. Функции эмоций. Возможные основания и разновидности классификации эмоций. Лекции 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.8. Физиология и психология эмоций. Периферическая теория Джемса-Ланге и ее экспериментальная критика. Роль когнитивной оценки в возникновении эмоциональных состояний. Эмоции в регуляции деятельности. Закономерности развития регулирующей функции эмоций. Соотношений эмоций, мотивации и личностного смысла. Аффекты, их психологическая характеристика. Аффективные следы. Проблема детекции лжи. Патологический аффект: его специфика и динамика. Практические 2 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.9. Чувства и настроения, их психологическая характеристика.Эмоциональные состояния. Тревога и страх. Совладание с негативными эмоциями Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.10. Методы психологического изучения эмоциональных процессов. Влияние эмоций на познавательные процессы и исполнительную деятельность. Исследования выражения эмоций. Экспрессивная сторона личности. Практические 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.11. Эмоции в общении. Привязанность. Эмпатия. Любовь.Положительные эмоциональные состояния. Пиковые переживания. Состояние потока. Развитие эмоциональной сферы. Позитивная психология. Сам. работа 2 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.12. Проблема воли в психологии. Произвольность и воля. Лекции 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.13. Современные подходы к воле как мотивационной саморегуляции в школах Х.Хекхаузена и Л.С.Выготского. Воля как мотивационное опосредование. Развитие волевых процессов в онтогенезе. Сам. работа 2 20 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Тесперамент, характер, способности
6.1. Характерология К. Юнга. Социальные типы по Э. Фромму. Акцентуации характера и их влияние на познавательную деятельность. Типы акцентуаций характера по К. Леонгарду. Сам. работа 2 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
6.2. Индивидуальность человека в теории B.C. Мерлина. Теории темпераментов и типы высшей нервной деятельности. Темперамент человека в концепции Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина. Психологические теории темперамента Г. Айзенка, В.М. Русалова, Я. Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии. Темперамент и проблема саморегуляции. Лекции 2 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
6.3. Место характера в общей структуре личности. Сам. работа 2 22 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
6.4. Способности и мозг.Проблемы способностей в трудах Б.М. Теплова. Межполовые и индивидуальные различия в способностях.Основные современные концепции творчества и одарённости. Сам. работа 2 26 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
6.5. Анализ психологических категорий и их взаимоотношений: индивид, личность, индивидуальность. Лекции 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 7. Психические процессы
7.1. Общая характеристика сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, регуляционных психических процессов. Предыстория современной когнитивной психологии. Общая характеристика психических процессов. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы. Феномены взаимодействия сенсорных процессов. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы. Образы восприятия. Психофизика и психофизиология сенсорных процессов. Понятие сенсорных паттернов. Теоретические подходы, объясняющие распознавание зрительных паттернов. Предыстория современной когнитивной психологии. Общая характеристика психических процессов. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы. Лекции 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.2. Пороговая проблема (дискретность - непрерывность). Интерпретация понятия порога чувствительности (пороговой зоны) от Фехнера до наших дней. Субсенсорная зона. Психофизические законы. Основной психофизический закон Вебера - Фехнера. Закон Стивенса. «Обобщенный психофизический закон» Ю.М. Забродина. Определение ощущения и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Основные свойства восприятия. Развитие сенсорики в онтогнезе и трудовой деятельности. Теоретические представления о механизмах перцептивного научения. Практические 2 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.3. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и "неспецифические" ощущения. Другие классификации ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений: абсолютные и разностные пороги, допущение о дискретности сенсорного ряда. Психофизиологические особенности ощущений. Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления. Практические 2 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.4. Кросскультурные исследования восприятия. Культурно- историческая традиция в исследовании восприятия. Мотивация, потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Индивидуальные различия в восприятии. Сам. работа 2 25 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.5. Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений. Основные психофизические параметры ощущений. Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, М. Вебера, С. Стивенсона. Понятие о психофизическом операторе. Понятие ощущения. Классификация ощущений. Экстероцептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и «неспецифические» ощущения. Физиологические механизмы ощущений. Особенности ощущений. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация ощущений. Психофизика ощущений. Психофизиологические особенности ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений, их виды. Закон М. Вебера-Фехнера. Методы изучения ощущений. Сам. работа 2 25 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.6. Виды ощущений. Взаимодействие ощущений. Классификации ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г. Ананьеву). Понятия сенсибилизации и сенситивности. Становление сенсорной системы человека в онтогенезе. Сенсорная организация, образ жизни и культура. Предмет и задачи психофизики. Пороги ощущений. Чувствительность. Косвенное измерение ощущений. Закон Фехнера. Прямое измерение ощущений. Закон Стивенса. Теория обнаружения сигналов. Восприятие пространства. Признаки восприятия удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Определение и виды константности восприятия. Процедура измерения константности. Теории константности. Экологический подход к восприятию пространства, движения, константности восприятия. Виды оптических искажений. Проблема перцептипной адаптации к инвертированному зрению и ее экспериментальные исследования. Феномены псевдоскопического восприятия, их описание и объяснение. Создание искусственных органов чувств, форми Сам. работа 2 20 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.7. Восприятие пространства. Признаки восприятия удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Определение и виды константности восприятия. Процедура измерения константности. Теории константности. Экологический подход к восприятию пространства, движения, константности восприятия. Виды оптических искажений. Проблема восприятия третьего измерения. Признаки удаленности и глубины. Роль бинокулярного зрения, бинаурального слуха и бимануального осязания в формировании 3-хмерности перцептивного образа. Иллюзии восприятия. Механизмы. Практические 2 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.8. Общее представление о памяти. Основные подходы к ее изучению и теории. Развитие памяти. Определение памяти. Краткая история развития представлений о памяти. Практические 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.9. Понятие внимания как психического процесса. Физиологические основы внимания. Общее представление о внимании. Основные подходы к его изучению и теории. Развитие внимания. Практические 2 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.10. Общее представление о мышлении. Мышление. Мышление как высший уровень познавательных процессов. Базовые эмпирические характеристики мышления по Л.М. Веккеру: пространственно- временные, модальностные, интенсивностные. Лекции 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.11. Характеристика основных мыслительных операций. Формирование понятий. Примеры концептуальных задач. Усвоение правил. Ассоциативная теория. Проверка гипотез. Стратегии формирования понятия. Логика как наука о мышлении. Формальное мышление. Принятие решений. Виды мышления. Конкретно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактное (логическое) мышление. Роль мышле­ния в прогнозировании. Вероятностное, творческое мышление. Сам. работа 2 20 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.12. Язык и речь: основные единицы языка. Речь и язык. Развитие речи в онтогенезе. Формирование речевого высказывания. Декларативные и процедурные знания при овладении языком. Овладение вторым языком. Прогнозирование в речевой деятельности. Восприятие и понимание речи. Практические 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.13. Консультации 2 80 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Родоначальником экспериментальной психологии является:
а. Ж. Пиаже;
б. Аристотель;
в. В. Вундт.
Ответ: в
2. Как определяется термин «психика»?
а свойство самой высокоорганизованной материи;
б совокупность всех качеств индивида;
в процесс мыслительной деятельности.
Ответ: а
3. В чем заключается ключевая особенность (специфика) психологии как науки?
а в методах изучения;
б в совпадении объекта и субъекта исследования;
в в субъективности полученных данных.
Ответ: б
4. Бихевиоризм поставил предметом изучения психологии…
а явления сознания;
б высшую нервную деятельность;
в поведение.
Ответ: в
5. Кто написал первое сочинение по психологии «Трактат о Душе»?
а Г.Хэд
б Аристотель
в В.Вундт
Ответ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Свойством самой высокоорганизованной материи является...
ОТВЕТ: психика
2. Предположение о том, что человек в своём развитии проходит через неизменную последовательность стадий, универсальных для человечества представляет собой...
ОТВЕТ: эпигенетический принцип
3. Представителем какого направления в психологии является А. Адлер?
ОТВЕТ: неофрейдизм
4. Мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного - это...
ОТВЕТ: абстрагирование
5. Анализ своих действий с точки зрения их соответствия цели и результату — это функция личности, которая называется:
ОТВЕТ: рефлексией
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Общее представление о психологии как науке. Трудности определения предмета
психологической науки. Разные значения слова "психология".
2. Круг феноменов, изучаемых психологией (Е.Е. Соколова).
3. Соотношение научной, житейской (обыденной) и художественной форм
психологического знания.
4. Предмет и задачи научной психологии. Классификация психических явлений.
5. Место психологии в системе наук (Б.М. Кедров, Ж. Пиаже и др.).

50. Понятие личностных ценностей. Ценности в психологической структуре личности, сознания и деятельности
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.
1. Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психологических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.
2. Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.
3. Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.
4. Психология – отрасль биологической науки, занима-ющаяся функционированием нервных процессов мозга.
5. Психология – наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС 370301 ОПК1.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Сосновского Б.А. ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Иванников В.А. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рамендик Д. М. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 4. РЕЧЬ. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Онлайн курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету(см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.