МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кризисное консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 38
индивидуальные консультации 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 40 40 40 40
Сам. работа 38 38 38 38
Консультации 50 50 50 50
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.наук, зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Кризисное консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины выступает формирование у студентов представлений о научных подходах, методах исследования, технологиях оказания психологической помощи личности в критических ситуациях и кризисах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10Способен применять методы психологической поддержки и сопровождения сотрудников, военнослужащих и (или) отдельных лиц в ходе выполнения задач служебной деятельности, в том числе в экстремальных условиях
ОПК-10.1 Знает теоретические и методические основы, технологии психологического консультирования, психологической профилактики и коррекции профессиональных контингентов
ОПК-10.2 Способен подбирать методы психологической поддержки и сопровождения в рамках профилактических мероприятиях, способствующие стрессоустойчивости и гармонизации состояний профессиональных контингентов
ОПК-10.3 Владеет приемами профилактики, коррекции психологических свойств и состояний; критериями выбора психопрофилактических и психокоррекционных методик; навыками психопрофилактической и психокоррекционной работы с профессиональными контингентами
ОПК-11Способен проводить работу по психологической реабилитации лиц, получивших психические травмы, осуществлять комплекс мер по социально-психологической реадаптации сотрудников, военнослужащих и (или) отдельных лиц, действовавших в экстремальных условиях
ОПК-11.1 Знает теоретические и методические основы, технологии психологической профилактики и коррекции, психологической реабилитации лиц профессиональных контингентов
ОПК-11.2 Способен разрабатывать целевые программы психологической подготовки сотрудников, психологической профилактики и коррекции сотрудников в ходе выполнения задач служебной деятельности подвергшихся негативному воздействию факторов экстремальной ситуации профессиональной деятельности
ОПК-11.3 Осуществляет подбор психопрофилактических и психокоррекционных методик в соответствии с критериями выбора в зависимости от ситуации
ОПК-14Способен использовать адекватные развивающие и коррекционные программы, осуществлять психологическую интервенцию с целью изменения негативных состояний лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в состоянии психологической дезадаптации, с различными проявлениями девиаций, зависимостей, с суицидальными наклонностями
ОПК-14.1 Знает программы и технологии, направленные на предупреждение возможных расстройств психики, негативных состояний лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в состоянии психологической дезадаптации, с различными проявлениями девиаций, зависимостей, с суицидальными наклонностями
ОПК-14.2 Владеет навыками выявления причин и условий, а также приемами социально-психологического сопровождения лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в состоянии психологической дезадаптации, с различными проявлениями девиаций, зависимостей, с суицидальными наклонностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические основания исследования кризисного состояния и кризисного консультирования; специфику психического функционирования человека и факторы риска деструктивного развития в ситуациях переживания нормативных и ненормативных кризисов, этапы разработки программы кризисного вмешательства, направленных на профилактику деструктивного развития личности и группы в ситуации кризиса.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать и осуществлять комплексное консультативное воздействие на личность и группу в ситуации переживания нормативных и ненормативных кризисов, разрабатывать программы профилактики деструктивного развития личности и группы в кризисных ситуациях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.системой методов диагностики кризисного состояния и оценки степени риска деструктивного развития личности и группы, технологий индивидуального и группового кризисного консультирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория кризисного консультирования
1.1. Критические ситуации в жизни человека Лекции 10 8 ОПК-14.1, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3, ОПК-10.1, ОПК-10.2, ОПК-10.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.2. Критические ситуации в жизни человека Лабораторные 10 12 ОПК-14.1, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3, ОПК-10.1, ОПК-10.2, ОПК-10.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Критические ситуации в жизни человека Сам. работа 10 8 ОПК-14.1, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3, ОПК-10.1, ОПК-10.2, ОПК-10.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Кризисное состояние личности. Лабораторные 10 8 ОПК-14.1, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3, ОПК-10.1, ОПК-10.2, ОПК-10.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Кризисное состояние личности. Лабораторные 10 4 ОПК-14.1, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3, ОПК-10.1, ОПК-10.2, ОПК-10.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Кризисное состояние личности. Лабораторные 10 10 ОПК-14.1, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3, ОПК-10.1, ОПК-10.2, ОПК-10.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Типологии кризиса и кризисного состояния. Сам. работа 10 10 ОПК-14.1, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3, ОПК-10.1, ОПК-10.2, ОПК-10.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Типологии кризиса и кризисного состояния. Лабораторные 10 4 ОПК-14.1, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3, ОПК-10.1, ОПК-10.2, ОПК-10.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Психологические методы диагностики кризисного состояния. Сам. работа 10 12 ОПК-14.1, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3, ОПК-10.1, ОПК-10.2, ОПК-10.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Организация и методы психологической помощи в кризисной ситуации.
2.1. Кризисное консультирование: понятие, основные принципы, методы Лекции 10 8 ОПК-14.1, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3, ОПК-10.1, ОПК-10.2, ОПК-10.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Кризисное консультирование: понятие, основные принципы, методы Консультации 10 8 ОПК-14.1, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3, ОПК-10.1, ОПК-10.2, ОПК-10.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Организация психологического консультирования личности и группы в период кризиса. Консультации 10 42 ОПК-14.1, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3, ОПК-10.1, ОПК-10.2, ОПК-10.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Кризисный центр как форма организации индивидуальной и групповой работы с людьми. Сам. работа 10 7 ОПК-14.1, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3, ОПК-10.1, ОПК-10.2, ОПК-10.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Консультирование клиентов с разными видами кризисов.
3.1. Психологическое консультирование как модель психологической помощи личности и группе при нормативном кризисе. Лабораторные 10 1 ОПК-14.1, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3, ОПК-10.1, ОПК-10.2, ОПК-10.3 Л2.1, Л1.1
3.2. Психологическое консультирование клиентов с различными видами ненормативных кризисов. Лабораторные 10 1 ОПК-14.1, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3, ОПК-10.1, ОПК-10.2, ОПК-10.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Психологическое консультирование клиентов как модель психологической помощи в сиутациях нормативных и ненормативных кризисов Сам. работа 10 1 ОПК-14.1, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3, ОПК-10.1, ОПК-10.2, ОПК-10.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ипполитова Е.А. Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: Алт.ГУ, 2014
Л1.2 Решетников М.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 Курс в Moodle "Кризисное консультирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:


1. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3. Выполнение творческого задания в форме подготовки программы психологической помощи человеку. переживающему определенный тип кризиса.