Закреплена за кафедрой | Кафедра региональной экономики и управления |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.04. Государственное и муниципальное управление |
Профиль | Современная система государственного и муниципального управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_04_Государственное и муниципальное управление_ССГиМУ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра региональной экономики и управления
Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор В.В. Мищенко
1.1. | Формирование представлений студентов о теоретических основах функционирования современной международной экономики, приобретение навыков использования теоретических моделей для анализа процессов,протекающих в экономиках открытого типа, выявление роли международныхэкономических организаций в развитии современной экономики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-2 | Способен разрабатывать и реализовывать управленческие решения, меры регулирующего воздействия, в том числе контрольно-надзорные функции, государственные и муниципальные программы на основе анализа социально-экономических процессов; |
ОПК-2.1 | Знает основные приемы и методы обработки и анализа данных для решения экономических и управленческих задач, принятия мер регулирующего воздействия |
ОПК-2.2 | Знает основные положения экономической, организационной и управленческой теорий, используемых при разработке и принятии управленческих решений, мер регулирующего воздействия |
ОПК-2.3 | Умеет обрабатывать и анализировать данные для решения экономических задач, разработки и принятия управленческих решений, мер регулирующего воздействия |
ОПК-2.4 | Умеет: применять положения экономической, организационной и управленческой теорий, используемые при разработке и принятии управленческих решений, мер регулирующего воздействия |
ОПК-2.5 | Умеет разрабатывать управленческие решения, в том числе контрольно-надзорные функции, государственные и муниципальные программы на основе анализа социально-экономических процессов |
ОПК-2.6 | Умеет применять методы управления и регулирования социально-экономическогоразвития |
ОПК-2.7 | Владеет навыками разработки и определения эффективности (последствий) реализации государственных и муниципальных программ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -основные теории международной торговли; -показатели социально-экономического развития стран; - алгоритм оценки уровня развития экономики стран( экономические циклы); - теоретические основы и закономерности функционирования экономики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования; -самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -методами системного анализа; -работой с литературой, научно-техническими отчетами, справочниками и другими информационными источниками - методами исследования конъюнктуры мирового рынка - владеть необходимыми знаниями во внешнеторговой, валютно-кредитной и финансовых сферах как на национальном, так и на международном уровнях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. РАЗДЕЛ Международная экономика | ||||||
1.1. | Мировая экономика как система | Лекции | 2 | 2 | Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.2. | Мировая экономика как система | Практические | 2 | 4 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.3. | Мировая экономика как система | Сам. работа | 2 | 10 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.4. | Тенденции развития мировой экономики | Лекции | 2 | 2 | Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.5. | Тенденции развития мировой экономики | Практические | 2 | 4 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.6. | Тенденции развития мировой экономики | Сам. работа | 2 | 8 | Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.7. | Классификация стран в мировой экономике | Лекции | 2 | 4 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.8. | Классификация стран в мировой экономике | Практические | 2 | 4 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.9. | Классификация стран в мировой экономике | Сам. работа | 2 | 10 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.10. | Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства | Лекции | 2 | 2 | Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.11. | Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства | Практические | 2 | 4 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.12. | Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства | Сам. работа | 2 | 10 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.13. | Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. | Лекции | 2 | 2 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.14. | Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. | Практические | 2 | 2 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.15. | Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. | Сам. работа | 2 | 8 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.16. | Международная миргация капитала Основные экономические эффекты | Лекции | 2 | 2 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.17. | Международная миргация капитала Проблемы движения капитала вРФ | Практические | 2 | 4 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.18. | Международная миргация капитала Проблемы движения капитала вРФ | Сам. работа | 2 | 10 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.19. | Международная экономическая интеграция | Лекции | 2 | 2 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.20. | Международная экономическая интеграция | Практические | 2 | 4 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.21. | Международная экономическая интеграция | Сам. работа | 2 | 10 | Л3.2, Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 2. Типология стран | ||||||
Раздел 3. Международное разделение труда | ||||||
Раздел 4. Мировая торговля | ||||||
Раздел 5. Международное движение капитала | ||||||
Раздел 6. Международная экономическая интеграция |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Дайте определение понятию мировая экономика. Ответ: Совокупность взаимодействующих национальных экономик всех стран мира и международных отношений - это: 2. Дайте определение понятию международное разделение труда . Ответ: Специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно- технического процесса, которые реализуются на мировом рынке - это: 3.Перечислите характерные черты современной мировой экономики: либерализация торговли; унификация правил хозяйственной жизни; глобализация экономики; интернационализация связей между странами. 4. Перечислите субъекты мировой экономики диаспора; государства; международные экономические организации; объединения государств; ТНК: медиа 5. Какова приоритетная сфера деятельности ООН Ответ: Сохранение и поддержание мира во всем мире. 6. К международным экономическим организациям относятся: Ответ: ВТО; МВФ; Всемирный Банк; ООН 7. Запрещение ввоза в какую либо страну или вывоза из какой либо страны тех или иных товаров—это: Ответ: эмбарго; 8. Перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на достаточно длительное время- это: Ответ: миграция населения; 9. Ресурсы мирового хозяйства не включают в себя: Ответ: трудовые ресурсы; климатические условия; отраслевая структура экономики; капитальные ресурсы; 10.Охаракеризуйте современный этап развития мировой экономики. Ответ: Разбалансировка связей между государствами; торговые войны; объединение сил для решения глобальных проблем. 11. Способность страны (группы стран) обеспечить своевременное погашение своих международных обязательств, приемлемыми для кредитора платежными средствами – это: Ответ: платежеспособность страны; 12. Дайте определение понятию международная валютная ликвидность Ответ: Отношение официальных золотовалютных резервов к сумме годового товарного импорта 13.Каким образом цена экспорта и импорта изменится после девальвации национальной валюты Ответ: на импорт повысится, а на экспорт понизится; 14 Кто разработал теорию абсолютного преимущества ? Ответ А. Смит; 15. Какие факторы определяют неравномерность развития стран в мировой экономик? Ответ: НТП; капитал; |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Форма проведения промежуточной аттестации: зачет. 2. Процедура проведения: • по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за семестр (автомат); • КИМ теоретико-практического формата по темам учебной дисциплины. Экзаменационный материал представляет собой Контрольно-измерительный материал (далее – КИМ), состоящий из 30 тестовых заданий по всем указанным разделам. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Продолжительность зачета: 40 минут. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС МЭМЭО 2018 ГМУ.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Худоренко Е.А., Христолюбова Н.Е. | Мировая экономика и международные экономические отношения в схемах и таблицах: Учебник | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Хасбулатов Р. И. | МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. И. Заволокина, Н. А. Диесперова. | МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. : Учебник и практикум | М.:Издательство Юрайт, 2024 | urait.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Каплинская И.Е. | Международная экономческая интеграция: | АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Каплинская И.Е. | Международная экономика. практикум: | АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Мировой банк – http: // www.world-bank.org | |||
Э2 | Международная организация труда –http: //www.ilo.org | |||
Э3 | Европейский союз – http: //europa.eu.int | |||
Э4 | Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org | |||
Э5 | Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org | |||
Э6 | Международный валютный фонд- http: //www.imf.org | |||
Э7 | Курс в Moodle «Мировая экономика и международные экономические отношения» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Мировой банк – http: // www.world-bank.org Международная организация труда –http: //www.ilo.org Европейский союз – http: //europa.eu.int Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org Международный валютный фонд- http: //www.imf.org Курс в системе Moodle "Мировая экономика и МЭО" : https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3207 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы. Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины. Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы. Методические рекомендации по подготовке рефератов Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. Реферат должен быть выполнен за один месяц до начала экзаменационной сессии. Студенты, не представившие в установленный срок реферат, либо получившие оценку «неудовлетворительно», к сдаче зачета не допускаются. |