Закреплена за кафедрой | Кафедра региональной экономики и управления |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.04. Государственное и муниципальное управление |
Профиль | Современная система государственного и муниципального управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_04_Государственное и муниципальное управление_ССГиМУ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 66 | 39 | 66 | 39 |
Итого | 108 | 81 | 108 | 81 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра региональной экономики и управления
Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.
1.1. | – сформировать у студентов представление о государственном и муниципальном управлении как формах публичного управления; дать знания об объектах, субъектах и методах государственного и муниципального управления. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен осуществлять функции по организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления |
ПК-1.1 | Знает основные этапы, закономерности и механизмы формирования и функционирования системы государственного управления и местного самоуправления |
ПК-1.2 | Умеет определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения |
ПК-1.3 | Владеет навыками применения экономических методов и механизмов государственного и муниципального управления в различных сферах, в том числе управления государственными и муниципальными финансами, государственным и муниципальным имуществом, управления государственными и муниципальными закупками |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – существующие концепции и идеи в области государственного и муниципального управления – основные политические и социально-экономические институты, влияющие на принятие и исполнение управленческих решений, – специфику и задачи административно-управленческой деятельности, основные показатели и критерии ее эффективности, – структуру и механизм функционирования органов государственной и муниципальной власти в России |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – разбираться в системе и структуре органов управления на всех уровнях власти, – анализировать политическую, экономическую, правовую, социальную среду, в которой действуют органы управления и реализуется государственная политика, – уметь анализировать и применять на практике достижения зарубежных стран в области реформирования административных структур. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – навыками анализа механизма функционирования органов государственного и муниципального управления – навыками взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, – методами анализа социально-экономических и политических процессов в регионе, – методами оценки деятельности органов власти, с точки зрения адекватности принимаемых ими мер в области социально-экономического регулирования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет, задачи и методы курса | ||||||
1.1. | Предмет, задачи и методы курса | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Предмет, задачи и методы курса | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Предмет, задачи и методы курса | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Структура государственного управления в РФ. | ||||||
2.1. | Структура государственного управления в РФ. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Основы и проблемы российского федерализма | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Система и структура федеральных органов государственной власти | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Административная реформа в РФ | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.5. | Структура государственного управления в РФ. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Организация государственной власти в субъектах РФ. | ||||||
3.1. | Организация государственной власти в субъектах РФ. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Система государственной власти в Алтайском крае | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Организация государственной власти в субъектах РФ. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Становление местного самоуправления в РФ | ||||||
4.1. | Становление местного самоуправления в РФ | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Становление местного самоуправления в РФ | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Становление местного самоуправления в РФ | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Правовые, территориальные и организационные основы местного самоуправления. | ||||||
5.1. | Правовые, территориальные и организационные основы местного самоуправления. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | Территориальные основы местного самоуправления. Виды муниципальных образований.Вопросы местного значения. | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.3. | Система органов местного самоуправления: порядок формирования и полномочия. | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.4. | Правовые, территориальные и организационные основы местного самоуправления. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 6. Зарубежный опыт организации местного самоуправления. | ||||||
6.1. | Зарубежный опыт организации местного самоуправления. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.2. | Зарубежный опыт организации местного самоуправления. | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.3. | Зарубежный опыт организации местного самоуправления. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 7. Государственное управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями | ||||||
7.1. | Государственное управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
7.2. | Государственное управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
7.3. | Государственное управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 8. Структура государственного управления в ведущих странах мира | ||||||
8.1. | Структура государственного управления в ведущих странах мира | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
8.2. | Структура государственного управления в ведущих странах мира | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
8.3. | Опыт административных реформ различных стран | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
8.4. | Структура государственного управления в ведущих странах мира | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять функции по организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Структура федеральных органов исполнительной власти РФ утверждается: а) Правительством б) Президентом в) Государственной Думой г) Советом Федерации Ответ б К предметам совместного ведения относится: а) принятие и изменение Конституции РФ б) защита прав и свобод человека в) обеспечение соответствия конституций, законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам г) разработка основ федеральной политики д) владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Ответ б, в, д Структура федеральных органов исполнительной власти РФ определяется: а) федеральным законом б) указом Президента в) постановлением Правительства Ответ б Перечислите органы, которые в настоящее время входят в систему федеральных органов исполнительной власти в РФ: а) министерство б) мэрия в) департамент г) комитет д) агентство е) администрация ж) надзор з) служба Ответ а,д,е Кто в РФ обладает правом подписания и обнародования федеральных законов? а) Государственная Дума б) Правительство в) Президент г) Совет Федерации д) Конституционный Суд Ответ в Какой орган назначает председателя Счетной палаты? а) Гос.Дума б)Совет Федерации в)Президент г) Федеральное Собрание Ответ б Кто обладает правом отправить Правительство в отставку? а) Государственная Дума б) Совет Федерации в) Президент г) Конституционный Суд Ответ в К предметам ведения РФ относится: а) принятие и изменение Конституции РФ б) федеративное устройство и территория РФ в) общие вопросы образования, науки, культуры г) разработка основ федеральной политики д) федеральный бюджет е) владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Ответ а, б, Г, д Какой орган назначает заместителя председателя Счетной палаты? а) Гос.Дума б)Совет Федерации в)Президент г) Федеральное Собрание Ответ а Имеет ли Президент РФ отрешать от должности высшее должностное лицо субъекта РФ? а) да б) нет Ответ а Правительство РФ обладает правом издавать: а) законы б) указы в) постановления г) распоряжения Ответ в,г На какой срок формируется Правительство РФ? а) 4 года б) 6 лет в) 2 года г) на срок полномочий Президента РФ д) на срок полномочий Государственной Думы Ответ г Имеет ли Президент РФ право роспуска Государственной Думы? а) да б) нет Ответ а Сколько субъектов в РФ? а) 89 б) 88 в) 85 г) 83 Ответ а Депутаты Государственной Думы избираются: а) по мажоритарной системе б) по пропорциональной системе в) по смешанной системе Ответ в КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Государство - это Ответ: способ и форма организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой государственной власти и права. Форма государства – это Ответ: способ организации и осуществления государственной власти Форма правления - это Ответ: организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношений, степень участия граждан в их формировании. Назовите две основные формы правления: Ответ: монархия и республика. Форма политико-территориального устройства - это Ответ: способ организации публичной власти на территории государства, систему взаимосвязей органов власти в центре и различных регионах, распределение полномочий между центральными, региональными и местными органами государственной власти. Назовите три формы территориального устройства государства Ответ: унитарные, федеративные, конфедеративные государства. Политический режим - это Ответ: характеристика способов, методов, средств осуществления государственной власти, ее реального распределения и взаимодействия с населением, различными институтами гражданского общества. Назовите три вида политического режима Ответ: демократический, авторитарный, тоталитарный режим. Управление – это Ответ: процесс целенаправленного воздействия управляющей подсистемы или органа управления на управляемую подсистему или объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития. Государственно-административное управление – это Ответ: вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Целеполагание – это Ответ: процесс обоснования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения. Организационная структура государственного управления – это Ответ: упорядоченная совокупность конкретных звеньев аппарата управления, связанных между собой по вертикали (субординация) и по горизонтали (координация) и обеспечивающих устойчивый и качественный процесс управления. Правовой акт – это Ответ письменный документ, принятый управомоченным субъектом права, имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления, и направленный на регулирование общественных отношений. Дайте определение местного самоуправления в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления Ответ: под местным самоуправлением понимается «право и реальная способность мест¬ных властей регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в инте¬ресах местного населения» Понятие местного самоуправления по 131-ФЗ РФ Ответ: форма осущест¬вления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных фе¬деральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Отлично (повышенный уровень) 1. Полнота изложения теоретического материала; 2. Правильность и аргументированность изложения; 3. Самостоятельность ответа; 4. Культура речи; Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса. Хорошо (базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Удовлетворительно (пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа. Неудовлетворительно (уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Прокофьев С. Е. | Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 2. Муниципальное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/EECAF932-902D-4AB0-A99C-E2908CF13E3B |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред. Паниной Ольги Владимировны, Прокофьева Станислава Евгеньевича, Еремина С.Г. | ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Под ред. Паниной Ольги Владимировны, Прокофьева Станислава Евгеньевича, Еремина С.Г. | ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС «Лань», ЭБС Университетская библиотека online | |||
Э2 | Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник для вузов/ И.А. Василенко. - "Юрайт", 2010.- 415 с.// ЭБС «Лань», 2012 | |||
Э3 | Гегедюш, Н.С., Мокеев, М.М., Сергушко, С.В. Государственное и муниципальное управление. Краткий курс лекций. Конспект лекций./ Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев, С.В. Сергушко. - "Юрайт", 2011.- 238с.// ЭБС «Лань», 2012 | |||
Э4 | Крупенков, В. В. Государственное и муниципальное управление. Учебно-практическое пособие / В. В.Крупенков. - М.: Евразийский открытый институт, 2012. // ЭБС Университетская библиотека online, 2012 | |||
Э5 | Якушев, А. В. Государственное и муниципальное управление. Конспект лекций. Учебное пособие/ А. В. Якушев. - М.: А-Приор, 2008.// ЭБС Университетская библиотека online, 2012 | |||
Э6 | Пикулькин, А. В. Система государственного управления. Учебник 4-е изд., перераб. и доп./ А. В. Пикулькин. - М.: Юнити-Дана, 2012. .// ЭБС Университетская библиотека online, 2012 | |||
Э7 | Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления. Учебник / Г. В. Атаманчук - М.: Омега-Л, 2010. // ЭБС Университетская библиотека online, 2012 | |||
Э8 | Зиновьев, Л. Т.. Использование менеджмента в государственном управлении/ Л. Т. Зиновьев. - М.: Лаборатория книги, 2010.// ЭБС Университетская библиотека online, 2012 | |||
Э9 | "Система государственного и муниципального управления" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/ Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины. Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса. Элементами портфолио являются: - титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа); - результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю); - размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах; - выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия); - список литературы, с которой работал студент при изучении курса; - документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.; - рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы: 1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста. 2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса. 3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса. 4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса. 5. Другое по усмотрению студента. |