МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление национальной экономикой

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильСтратегический маркетинг и менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_02_Менеджмент_СМиМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р экон. наук, профессор, Мищенко В.В.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Управление национальной экономикой

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Мищенко В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Мищенко В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – дать магистрантам целостное представление об управлении национальным хозяйством, его сферами, отраслевыми (видами деятельности) и региональными составляющими, потенциалами всех видов, образующих совокупный экономический потенциал страны, организационной, методической, регулирующей, контролирующей деятельности органов государственной и территориальной власти и хозяйственного управления всех уровней.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен решать профессиональные задачи на основе знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления;
ОПК-1.1 Знает положения экономической, организационной и управленческой теорий (на продвинутом уровне) и возможности их применения в решении профессиональных исследовательских и прикладных задач
ОПК-1.2 Умеет применять положения экономической, организационной и управленческой теорий в решении профессиональных исследовательских и прикладных задач
ОПК-1.3 Способен решать профессиональные задачи на основе знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.положения экономической, организационной и управленческой теорий (на продвинутом уровне) и возможности их применения в решении профессиональных исследовательских и прикладных задач
3.2.Уметь:
3.2.1.применять положения экономической, организационной и управленческой теорий в решении профессиональных исследовательских и прикладных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способен решать профессиональные задачи на основе знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление национальной экономикой
1.1. Методологические основы анализа управления национальной экономикой. Лекции 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Методологические основы анализа управления национальной экономикой. Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Методологические основы анализа управления национальной экономикой. Сам. работа 1 7 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Макроэкономические показатели, пропорции и потенциал хозяйственных комплексов национальной экономики. Лекции 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Макроэкономические показатели, пропорции и потенциал хозяйственных комплексов национальной экономики. Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Макроэкономические показатели, пропорции и потенциал хозяйственных комплексов национальной экономики. Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Место и роль управления экономикой в системе функций государства Лекции 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Место и роль управления экономикой в системе функций государства Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Место и роль управления экономикой в системе функций государства Сам. работа 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Основные сектора национальной экономики. Управление структурной политикой в системе государственной экономической политики Практические 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Основные сектора национальной экономики. Управление структурной политикой в системе государственной экономической политики Лекции 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Основные сектора национальной экономики. Управление структурной политикой в системе государственной экономической политики Сам. работа 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Экономический рост и управление экономическим развитием национальной экономики Лекции 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Экономический рост и управление экономическим развитием национальной экономики Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Экономический рост и управление экономическим развитием национальной экономики Сам. работа 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Национальная экономика и мировая экономическая система. Лекции 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Национальная экономика и мировая экономическая система. Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Национальная экономика и мировая экономическая система. Сам. работа 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Управление денежно-кредитной, бюджетной и налоговой системами государства. Лекции 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Управление денежно-кредитной, бюджетной и налоговой системами государства. Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Управление денежно-кредитной, бюджетной и налоговой системами государства. Сам. работа 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Управление государственным сектором экономики Лекции 1 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.23. Управление государственным сектором экономики Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Управление государственным сектором экономики Сам. работа 1 5 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.25. Инвестиционная политика и управление инновационным развитием экономики Лекции 1 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.26. Инвестиционная политика и управление инновационным развитием экономики Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.27. Инвестиционная политика и управление инновационным развитием экономики Сам. работа 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.28. Управление государственной социальной политикой. Экологические факторы функционирования экономики. Лекции 1 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.29. Управление государственной социальной политикой. Экологические факторы функционирования экономики. Практические 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.30. Управление государственной социальной политикой. Экологические факторы функционирования экономики. Сам. работа 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.31. Управление государственной региональной экономической политикой. Лекции 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.32. Управление государственной региональной экономической политикой. Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.33. Управление государственной региональной экономической политикой. Сам. работа 1 5 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.34. Управление внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью государства. Открытая национальная экономика. Лекции 1 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.35. Управление внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью государства. Открытая национальная экономика. Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.36. Управление внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью государства. Открытая национальная экономика. Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.37. Управление национальной экономикой Экзамен 1 27 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен решать профессиональные задачи на основе знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Взаимосвязанная система, охватывающая весь социально-экономический комплекс страны на национальном и региональных уровнях:
А) традиционная экономика;
Б) национальная экономика;
В) командная экономика;
Г) рыночная экономика.
Ответ б

2. Какая из видов теорий управления национальной экономики, исходила и отказа государства от прямых методов воздействия на национальную экономику и сводящей их к косвенным методам - налогообложению и фискальной политике:
А) классическая теория;
Б) меркантилистская теория;
В) неоклассическая теория;
Г) кейнсианская теория.
Ответ в

3. Национальный доход + Амортизация + косвенные налоги – субсидии – чистый факторный доход из-за границы. Данная формула характеризует:
А) ВВП по добавленной стоимости;
Б) ВНП;
В) ВВП по доходам;
Г) ВВП по расходам.
Ответ в

4. В сферу услуг входят:
А) торговля, пассажирский транспорт, связь, образование, бытовые и коммунальные услуги;
Б) сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство;
В) промышленность;
Г) строительство.
Ответ а


5. Национальный доход это:
А) рента, зарплата, процент на капитал, доходы от собственности и прибыль компании;
Б) инвестиции минус сбережения;
В) личный доход минус индивидуальные налоги;
Г) ВВП минус амортизация.
Ответ а

6. Право на осуществление какого-либо вида деятельности, представляемое только определенному группе лиц, лицу, государству:
А) монополия;
Б) олигополия;
В) полиполия;
Г) гегемония.
Ответ а


7. Минимальная норма обязательных резервов устанавливается:
А) правительством;
Б) Центробанком;
В) независимой комиссией;
Г) коммерческим банком.
Ответ б

8. Какие две основные функции выполняют налоги:
А) общие и специальные;
Б) Фискальные и регулирующие;
В) государственные и местные;
Г) прямые и косвенные.
Ответ б

9. Теневая экономика – это:
А) скрытая, неформальная и неналоговая экономическая деятельность;
Б) показатель эффективности производства;
В) чистые приобретения ценностей;
Г) разница между налоговыми поступлениями и расходами местных органов власти.
Ответ а


10. Инвестиции, которые обеспечивают полный контроль над объектами капиталовложений, называются:
А) фиктивными;
Б) прямыми;
В) портфельными;
Г) чистыми.
Ответ б

11. Естественная норма безработицы:
А) означает наличие только структурной и фрикционной безработицы;
Б) включает в себя сезонную и циклическую безработицу;
В) означает полное отсутствие безработных;
Г) включает в себя циклическую безработицу.

Ответ г

12. Механизм реализации властных полномочий государства по руководству, организации и целенаправленному государственно-властному воздействию на общество и все его подсистемы, это:
А) управление;
Б) общественные отношения;
В) политический строй;
Г) государственное управление.
Ответ г

13. Объектом государственного управления и регулирования является:
А) население;
Б) государство, его аппарат;
В) управленческое взаимодействие;
Г) политика.
Ответ б

14. Признаками государственного управления являются (2 правильных ответа):
А) принуждение;
Б) масштабность;
В) коммерческий характер;
Г) властный характер.
Ответ б, г

15. К социально-политическим методам обеспечения реализации целей и функций государственного управления относится:
А) финансовая политика;
Б) приватизация, национализация;
В) методы, создающие условия для проявления трудовой и политической активности людей;
Г) методы, которые носят характер прямого управленческого воздействия.
Ответ в

16. Для какой модели хозяйствования характерна большая доля государственного сектора в экономике страны?
А) японская;
Б) западно-европейская;
В) скандинавская;
Г) саксонская.
Ответ б

17. Кто осуществляет финансовый контроль за деятельностью государственных органов согласно Конституции Российской Федерации?
А) Федеральная налоговая служба;
Б) Министерство экономического развития РФ;
В) Федеральная служба по финансовому мониторингу;
Г) Министерство финансов;
Д) Счетная палата РФ.
Ответ д

18. Что является особенностью российского федерализма?
А) Общность экономического и этнического пространства;
Б) Сочетание историко-традиционных, территориальных и национальных начал;
В) Целостность территории РФ;
Г) Сохранение императорских подходов.
Ответ б


19. Границы между субъектами РФ могут быть изменены:
А) на основании федерального закона;
Б) по указу Президента РФ;
В) по вердикту Конституционного суда;
Г) по взаимному согласию субъектов РФ на основе референдумов.

Ответ г

20. К полномочиям федерального агентства относятся:
А) правовое регулирование в сфере ответственности;
Б) осуществление надзора и контроля;
В) правоприменительные, исполнительные функции;
Г) осуществление нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности.

Ответ в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Внутренняя экономическая политика в РФ – прерогатива:
Президента РФ

2. Эффективность экономической политики может возрасти при:
повышении роли рыночных механизмов;


3. В современных условиях глобализации экономических процессов основные пропорции экономики эффективно могут формироваться на основе:
плановых установок (программ) государства.

4. Под планомерностью и планомерным развитием следует понимать:
сознательно определяемую и поддерживаемую экономическую пропорциональность в соответствии с принятыми целями и задачами;


5. Директивная форма государственного планирования имеет место (два правильных ответа) в:
организациях государственного сектора; холдинговых корпорациях;

6. Главная причина развития социальных государственных конфликтов:
несвоевременное принятие мер органами власти или управления;

7. Основное назначение государства:
обеспечение рациональной организации жизнедеятельности и развития общества.


8. В результате административной реформы министерства РФ наделены полномочиями
правового регулирования и выработки государственной политики в установленной сфере;

9. Ограничения на перемещение товаров и услуг по территории страны могут вводиться на основе:
федерального закона;


10. Какое планирование должно превалировать в рыночной экономике?
директивно-индикативное в зависимости от сфер и решаемых задач;

11. Что является базисным фактором успешного социального управления?
Повышение производительности труда и доходов;

12. Инструментами социальной политики являются (два инструмента):
социальные гарантии;
социальные стандарты;

13. Органы государства подразделяются на высшие, региональные и местные по следующему основанию:
объему властных полномочий;
14. Государственное регулирование экономики не осуществляется по какому направлению?
социальному.

15. Важнейшей задачей государственного регулирования в современных условиях становится:
обеспечение экономической безопасности страны;
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен по дисциплине (2 теоретических вопроса).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к экзамену
1. Роль государства в рыночной экономике.
2. Создание правовых условий для экономической деятельности.
3. Методы государственного воздействия на рыночный механизм.
4. Фискальная политика государства.
5. Правительственные расходы.
6. Государственные методы активизации инвестиционного процесса.
7. Государственное регулирование денежно-кредитной системы.
8. Социальная политика государства.
9. Доходы населения. Социально уязвимые слои населения в условиях рыночной экономики.
10. Рыночный механизм высвобождения и перераспределения рабочей силы.
11. Экономические издержки безработицы.
12. Методы государственного регулирования занятости.
13. Приватизация государственного имущества и формирование основ многоукладной экономики.
14. Роль государства в формировании институциональной среды рыночной экономики.
15. Сущность и характерные черты предпринимательства.
16. Организационно-правовые формы предпринимательства.
17. Социально-экономическая значимость малого предпринимательства.
18. Государственная поддержка развития предпринимательской деятельности в России.
19. Функции конкуренции в национальной экономике.
20. Порядок конкуренции в основных сферах национальной экономике.
21. Антимонопольное регулирование национальной экономики.
22. Понятие экономической безопасности национальной экономики.
23. Критерий и индикаторы экономической безопасности.
24. Государственная поддержка конкурентных преимуществ национальных производителей.
25. Мирохозяйственная интеграция национальных экономик.
26. Основные черты открытой экономики.
27. Формы международных экономических отношений и международные экономические организации.
28. Условия интеграции национальной экономики России в мировую хозяйственную систему.
29. Свободные экономические зоны, их предназначение и классификация.
Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мищенко В.В., Мищенко И.К. Государственное регулирование экономики: Учеб.поcобие Изд-во АлтГУ, 2013
Л1.2 Васильев В.П. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. П.В. Савченко Национальная экономика : учебник М.: Инфра-М, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Управление национальной экономикой» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, предусматривающая помимо подготовки к практическим занятиям изучение правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. Для выполнения заданий необходимо изучить списки правовых актов и литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса. Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями;
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным, что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи и вопросы, которые студент собирается дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое (по усмотрению студента).