МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бизнес-моделирование и планирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.04.08. Финансы и кредит
ПрофильБизнес и финансовая аналитика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план38_04_08_Финансы и кредит_БиФА-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н. , Доцент, Лепешкина С.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Бизнес-моделирование и планирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 991)

составлена на основании учебного плана:
38.04.08 Финансы и кредит
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 4
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 4
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: ознакомить студентов с теоретическими основами бизнес-моделирования и планирования, а также обучить технологии и практическим методам составления бизнес-планов и финансовых моделей деятельности организации:
Задачи дисциплины:
• показать значимость бизнес-моделирования и планирования в предпринимательской деятельности и деятельности государственных структур;
• ознакомить с терминологией моделирования и проектирования;
• обучить технологии разработки бизнес-плана;
• обучить методам формирования бизнес-моделей;
• привить навыки презентации результатов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен осуществлять проектное управление, построение экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей для целей деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативные и методические документы по оценке проектных решений
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять самостоятельно или руководить подготовкой заданий и разработкой финансовых аспектов проектных решений;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть: навыками подготовки заданий и разработкой финансовых аспектов проектных решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Структура бизнес-плана. Содержание основных разделов.
1.1. Планирование и моделирование как инструмент управления бизнесом. Лекции 1 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.2. Планирование как инструмент управления бизнесом. Практические 1 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.3. Планирование как инструмент управления бизнесом. Сам. работа 1 20 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.4. Бизнес-планирование: сущность, роль в системе управления организацией Лекции 1 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.5. Бизнес-планирование: сущность, роль в системе управления организацией Практические 1 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.6. Бизнес-планирование: сущность, роль в системе управления организацией Сам. работа 1 22 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.7. Структура бизнес-плана. Основы формирования основных разделов бизнес-плана Лекции 1 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.8. Структура бизнес-плана. Основы формирования основных разделов бизнес-плана Практические 1 14 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.9. Структура бизнес-плана. Основы формирования основных разделов бизнес-плана Сам. работа 1 11 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.10. Программные средства для разработки бизнес-плана Лекции 1 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.11. Программные средства для разработки бизнес-плана Практические 1 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.12. Программные средства для разработки бизнес-плана Сам. работа 1 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.13. Бизнес-моделирование: сущность и методы Лекции 1 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.14. Бизнес-моделирование: сущность и методы Практические 1 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.15. Бизнес-моделирование: сущность и методы Сам. работа 1 16 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.16. Форма представления бизнес-плана. Лекции 1 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.17. Форма представления бизнес-плана. Практические 1 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.18. Форма представления бизнес-плана. Сам. работа 1 20 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8789
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ПК-3: Способен осуществлять проектное управление, построение экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей для целей деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления

Тестовые задания

1. Способ воспроизведения реальных экономических процессов (движение денежных средств, материальные потоки ресурсов, сбыт продукции, погашение кредита и т.д.) в виде математических динамических связей носит название ____________________ (финансово-экономическая модель).
2. _____________________сценарий, применяемый при построении бизнес-моделей – это сценарий, который основан на сохранении текущих параметров внешней среды и на наиболее вероятной (ожидаемой) динамике переменных (базовый)
3. При формировании бизнес-модели целесообразно использовать правило Парето, которое гласит, что в классическом соотношении ____% факторов обеспечивают ___% успеха (20/80)
4. Одной из главных функций построения бизнес-модели для целей деятельности хозяйствующих субъектов , органов государственной власти и местногог самоуправления является ______________ и определение возможностей более эффективного использования ресурсов, находящихся в распоряжении компании (Анализ ситуации).
5. ____________________ - основная цель построения финансовой модели хозяйствующего субъекта, в рамках которой определяется объем и целесообразность вложений (привлечение инвестиций)
6. _____________ - безвозмездная денежная помощь со стороны государства, которая направлена на финансирование проведения научных исследований, стартапов или реализации новых проектов, способных принести пользу обществу и отражаемая в бизнес-плане как источник привлечения денежных средств (грант).
7. Основополагающий показатель эффективности бизнеса, отражающий объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль называется ___________________ (точка безубыточности).
8. При построении финансовой модели используется показатель ____________________ отражает зависимость изменения прибыли от увеличения или уменьшения объема реализации (Операционный рычаг).
9. Стандарт ¬¬¬¬_____________ 10006 определяет управление взаимодействием в проектах основано на установлении процедур управления интерфейсами, проведение координационных совещаний по проекту, разрешение противоречий в обязанностях или изменения степени риска (ISO)
10. Для предпринимателя, который знает, что он действует на стабильном и насыщенном рынке, лучшим решением будет направить свои маркетинговые усилия на:
а) избирательный (специфический) спрос
б) общие потребности (общий спрос)
в) первичный спрос
г) потенциальный спрос
11. Форма взаимодействия участников проекта, фиксируемая в проектных материалах (а в отдельных случаях в уставных документах) в целях обеспечения реализуемости проекта и возможности измерения затрат и результатов каждого участника, связанных с реализацией проекта – это ____________________________ механизм реализации проекта (организационно-экономический)
12. Принцип _______________ используется в партисипативном планировании, которое объединяет две функции менеджмента - оперативное руководство и планирование.
13. В процессе реализации закупленных (произведенных) товаров и оказания услуг возникает _________________ риск (коммерческий), управление которым отраждается в последнем разделе бизнес-плана.
14. Рассчитайте прибыль от реализации хозяйствующего субъекта, если балансовая прибыль предприятия – 240 тыс. руб.; прибыль от внереализационных операций – 70 тыс. руб.; прибыль от реализации материальных ценностей – 10 тыс. руб. (160/ 160 тыс. руб.)
15. ______________________ характер прогноза в экономической модели и для органов государственной власти и для хозяйствующего субъекта связан с проблемой неопределенности количественных и качественных параметров будущего развития, со сложностью и неоднозначностью прогнозируемых процессов. (Вероятностный).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к экзамену
1. Планирование как функция управления.
2. Стратегическое и оперативное планирование.
3. Структурные элементы логики стратегического планирования.
4. Этапы процесса планирования.
5. Сетевые и интерактивные методы планирования.
6. Взаимосвязь методов планирования с методами прогнозирования.
7. Применение экономико-математических методов и моделей в планировании на предприятиях
8. Бизнес-план как инструмент организации работы предпринимательской структуры.
9. Цели и задачи бизнес-плана. Функции и принципы бизнес-планирования.
10. Требования при подготовке бизнес-плана.
11. Виды бизнес-планов (по форме, по содержанию).
12. Риски в системе бизнес-планирования.
13. Типовые операции и процедуры планово-управленческих работ.
14. Бизнес-процессы в системе формирования бизнес плана
15. Методики составления бизнес-плана (UNIDO, «ЕБРР» (методика Европейского банка реконструкции и развития), «TACIS» (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States - техническая помощь Содружеству Независимых Государств) и т.д. Последовательность составления бизнес-плана.
16. Раздел бизнес плана «Общая характеристика бизнеса»: структура, общая характеристика
17. Анализ экономического потенциала бизнеса Внешние и внутренние условия функционирования бизнеса. Анализ рисков.
18. План маркетинга. Характеристика потребителей. Цель и задачи маркетинговой стратегии.
19. Бюджет маркетинга.
20. Производственный план. Описание производственного процесса, его организации.
21. Расчет производственной программы предприятия. Производственный цикл. Ресурсное обеспечение производственного процесса.
22. Организационный план. Организационно-правовая форма бизнеса. Налоговый режим. Организационная структура бизнеса.
23. Расчет потребности в ресурсах (трудовых, основной и оборотный капитал)
24. Финансовая часть бизнес-плана. Прогноз движения наличности денежных средств.
25. Баланс предприятия. План прибылей и убытков.
26. Источники финансовых ресурсов
27. Информационные средства и программные продукты в процессе планирования деятельности. Использование программных продуктов MsProject, Project Expert, Альт-Инвест и др.
28. Цели проведения экспертизы. технический анализ возможности реализации бизнес-плана (анализ технологических процессов, доступности ресурсов, эффективности проекта, участников.
29. Этапы проведения экспертизы. Содержание экспертного заключения
30. Суть презентации бизнес-плана и ее целевая аудитория.
31. Структура презентации бизнес-плана.
32. Оформление презентации бизнес-плана. Power Point как форма представления бизнес-плана.
Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения
Приложение 1.   ФОС_БМиП_Маг.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник для бакалавров М. : Дашков и К, 2019 biblioclub.ru
Л1.2 Сергеев А.А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.3 Черняк В.З., Чараев Г.Г. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" М: ЮНИТИ-ДАНА, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.З. Черняк, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Барикаев, Ю.Т. Ахвледиани, Н.В.Артемьев Бизнес-планирование: М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=114751
Л2.2 Е. В. Купцова, А. А. Степанов. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: учебное пособие М. : Дашков и К, 2024 URL: https://urait.ru/bcode/536212
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в moodle portal.edu.asu.ru
Э2 portal.edu.asu.ru
Э3 Анализ финансовых рынков portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. Информационно-справочная система "Консультант Плюс".
2. Информационно-справочная система "Кодекс".
3. Информационно-справочная система "Гарант".
4. Федеральный портал правовой информации: http://pravo.gov.ru/.
Официальный сайт Алтайского края: http://altairegion22.ru/
Министерство экономического развития РФ: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz
5. Федеральный портал молодого предпринимателя: http://young.smb.gov.ru.
6. Аналитическое кредитное рейтинговой агентство: https://acra-ratings.ru.
7. Алтайский региональный ресурсный центр: http://www.altay-rrc.ru.
8. Деловая сеть Алтайского края: http://altai.n4.biz.
9. Базы данных сведений о предпринимательских структурах: https://fira.ru.
10. Управление Алтайская края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры: http://www.altsmb.ru.
11. Центр поддержки предпринимательства Алтайского края: http://www.altaicpp.ru.
12. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай: http://akstat.gks.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Для получения зачета студент должен представить на проверку самостоятельно разработанный бизнес-план. Образцы и примеры составления разделов представлены в соответствующих темах.