Закреплена за кафедрой | Кафедра финансов и кредита |
---|---|
Направление подготовки | 38.04.08. Финансы и кредит |
Профиль | Бизнес и финансовая аналитика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_04_08_Финансы и кредит_БиФА-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра финансов и кредита
Протокол от 03.02.2023 г. № 3
Заведующий кафедрой Межов Степан Игоревич
1.1. | Изучение существующих моделей и методик анализа кредитоспособности организации, применение финасового анализа для определения уровня кредитного риска с учетом индивидуальных особенностей субъектов хозяйствования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен осуществлять сбор и обработку различных источников информации для финансово-экономических расчетов деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления |
ПК-2.1 | Знать: способы сбора и обработки данных |
ПК-2.2 | Уметь: собирать, анализировать и интерпретировать необходимую информацию, содержащуюся в различных формах отчетности и прочих отечественных и зарубежных источниках |
ПК-2.3 | Владеть: выявления тенденций в развитии финансовых процессов; проведения исследований в области деятельности организации, анализа результатов их деятельности и подготовки данных для составления финансовых документов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | способы сбора и обработки данных. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | собирать, анализировать и интерпретировать необходимую информацию, содержащуюся в различных формах отчетности и прочих отечественных и зарубежных источниках; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками выявления тенденций в развитии финансовых процессов; проведения исследований в области деятельности организации, анализа результатов их деятельности и подготовки данных для составления финансовых документов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические положения анализа кредитоспособности организации | ||||||
1.1. | Теоретические положения анализа кредитоспособности организации | Лекции | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Теоретические положения анализа кредитоспособности организации | Практические | 3 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Теоретические положения анализа кредитоспособности организации | Сам. работа | 3 | 14 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Сравнительная оценка современных концепций анализа кредитоспособности заемщика: научные подходы и опыт ведущих финансовых институтов | ||||||
2.1. | Сравнительная оценка современных концепций анализа кредитоспособности заемщика: научные подходы и опыт ведущих финансовых институтов | Лекции | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Сравнительная оценка современных концепций анализа кредитоспособности заемщика: научные подходы и опыт ведущих финансовых институтов | Практические | 3 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Сравнительная оценка современных концепций анализа кредитоспособности заемщика: научные подходы и опыт ведущих финансовых институтов | Сам. работа | 3 | 14 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Подходы к комплексной оценке кредитоспособности заемщика, реализуемые в системе банковского кредитования | ||||||
3.1. | Подходы к комплексной оценке кредитоспособности заемщика, реализуемые в системе банковского кредитования | Лекции | 3 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Подходы к комплексной оценке кредитоспособности заемщика, реализуемые в системе банковского кредитования | Практические | 3 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Подходы к комплексной оценке кредитоспособности заемщика, реализуемые в системе банковского кредитования | Сам. работа | 3 | 14 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Обоснование положений кредитной политики в системе коммерческого кредитования | ||||||
4.1. | Обоснование положений кредитной политики в системе коммерческого кредитования | Лекции | 3 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Обоснование положений кредитной политики в системе коммерческого кредитования | Практические | 3 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Обоснование положений кредитной политики в системе коммерческого кредитования | Сам. работа | 3 | 14 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 5. Анализ коммерческих рисков организации | ||||||
5.1. | Анализ коммерческих рисков организации | Лекции | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2 |
5.2. | Анализ коммерческих рисков организации | Практические | 3 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2 |
5.3. | Анализ коммерческих рисков организации | Сам. работа | 3 | 16 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2 |
5.4. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3256 Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Проверяемая компетенция ПК-2: Способен осуществлять сбор и обработку различных источников информации для финансово-экономических расчетов деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления ПК-1: Способен использовать методы количественного и качественного анализа, связанные с финансовыми аспектами деятельности хозяйствующих субъектов, обоснованием перспектив их развития Тестовые задания (выбор одного из вариантов) 1. Основной чертой риска не является: а) противоречивость; б) альтернативность; в) вероятность; г) неопределенность. 2. По возможности воздействия на риск выделяют: а) систематические; б) экзогенные; в) чистые; г) допустимые. 3. Одно из эвристических правил риск-менеджмента гласит: а) Нельзя рисковать малым ради многого; б) Нельзя рисковать многим ради малого; в) Нужно рисковать многим ради малого; г) Нужно рисковать многим ради много. 4. К формам кредита относят а) банковский, коммерческий, потребительский + б) краткосрочный, среднесрочный. долгосрочный в) промышленный, сельскохозяйственный, торговый 5. Ставки процентов по кредиту - это а) внешний фактор, влияющий на кредитоспособность + б) внутренний фактор, влияющий на кредитоспособность в) не влияют на кредитоспособность 6. Ключевым этапом рейтинговой модели является а) расчет финансовых коэффициентов + б) сбор необходимой информации в) оценка качественных показателей г) определение веса финансовых коэффициентов 7. Финансовый левередж - это а) отношения заемного капитала к собственному + б) отношение собственного капитала к заемному в) отношение заемного капитала к общей сумме капитала г) произведение заемного и собственного капитала ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1. в 2. б 3. а 4. а 5. а 6. а 7. а 8. а 9. в 10. в 11. б 12. в Критерии оценивания: Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно менее 60% заданий. Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. Как называется сосредоточение рисков в пределах определенного ограниченного пространства? (кумуляция) 2. Критерий ______________ олицетворяет позицию «крайнего пессимизма», позволяя определить, какой проект даст наибольший доход при реализации пессимистического сценария. (Вальда) 3. Какой риск связан с вероятностью невыполнения организацией своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования своей деятельности внешнего займа? (кредитный) 4. В игре бросают кубик, выигрышем считается выпадение пятёрки или шестёрки. Какова вероятность выигрышей будет в длинной серии из игр? (1/3) 5. Систематизация множества рисков на основании каких-то признаков и критериев – это ______________ рисков (классификация) 6. Качественное описание присущих объекту рисков – это ______________ рисков (выявление) 7. Модель оценки рисков в которой риск описывается распределением вероятностей на заданном множестве – это _______________ модель (стохастическая) 8. Количественная характеристика вероятности и возможных последствий риска – это ____________ рисков (оценка) 9. К какой группе относится метод анализа рисков «Анализ деревьев отказов»? (качественные вероятностные) 10. Какой метод выявления рисков позволяет с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения? (метод Дельфи) Критерии оценки открытых вопросов. Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Процедура проведения: - по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра; - выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра - устный экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание). Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1 Примерные вопросы к зачету 1. Экономическая сущность кредитоспособности организации 2. Информационная база для анализа кредитоспособности 3. Система финансовых показателей и подходов к экономической оценке кредитоспособности экономического субъекта. 4. Рейтинговые модели оценки кредитоспособности 5. Модели оценки кредитоспособности, основанные на применении методов комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности. 6. Ключевые показатели определения кредитного рейтинга заемщика: экономическая интерпретация и алгоритм расчета. 7. Критерии оценки показателя устойчивости заемщика к бизнес-риску. 8. Анализ кредитоспособности контрагента в системе оценке экономической безопасности. 9. Подходы к определению оптимальной кредитной нагрузки организации. 10. Подходы к управлению рисками недостоверности информационной базы для проведения анализа кредитоспособности организации. Критерии оценивания: - при выполнение тестовых заданий Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др. Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками. Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях). - при сдаче зачета Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок. Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями. Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий. Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС АКиРБ 2020 ЭиУО.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.А. Казакова | Финансовый анализ в 2 ч.: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Пеникас Г.И. - отв. ред. | УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ В БАНКЕ: ПОДХОД ВНУТРЕННИХ РЕЙТИНГОВ (ПВР). Практическое пособие для магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Казакова Н. А. | ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | www.biblioclub.ru | ||
Э3 | Справочная правовая система «КонсультантПлюс» | www.consultant.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в фонде оценочных средств, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель. Основной целью лекционных занятий является формирование у студентов системы компетенций по основным теоретическим аспектам анализа кредитоспособности и рисков бизнеса. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях. В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - правильность ответов на тестовые задания; - верное решение задач; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в виде зачета. Студент допускается к зачету при условии выполнения заданий текущего контроля. |