МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология публичной и деловой сферы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_СПиДС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 26
индивидуальные консультации 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 26 26 26 26
Консультации 50 50 50 50
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Цифровая социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев Виктор Валентинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев Виктор Валентинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов комплекса представлений и профессиональных знаний о цифровых образовательных технологиях

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен обоснованно отбирать и использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач
ОПК-1.1 Знает особенности современных информационно-коммуникационных технологий
ОПК-1.2 Умеет производить отбор современных информационно коммуникационных технологий для решения профессиональных задач
ОПК-1.3 Осуществляет обоснованный выбор методов и в необходимых случаях – программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных
ОПК-1.4 Владеет навыками использования современных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные современные социальные технологии
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать современные социальные технологии в сфере индивидуальной и коллективной жизни человека в условиях цифрового общества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Умеет использовать современные социальные технологии в сфере индивидуальной и коллективной жизни человека в условиях цифрового общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Специфика цифровых технологий Лекции 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Специфика цифровых технологий Практические 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.3. Специфика цифровых технологий Сам. работа 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.4. Цифровые технологии в социологии Лекции 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.5. Цифровые технологии в социологии Практические 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.6. Цифровые технологии в социологии Сам. работа 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.7. Коммуникативные технологии в социологии Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.8. Коммуникативные технологии в социологии Практические 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.9. Коммуникативные технологии в социологии Сам. работа 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.10. Интернет и образование Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.11. Интернет и образование Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.12. Интернет и образование Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.13. Консультации 4 50 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
находится в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Городнова, А. А. Развитие информационного общества : учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коноваленко, М. Ю.  Теория коммуникации : учебник для вузов  Москва : Издательство Юрайт, 2020 pay.urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, ил