МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое положение несовершеннолетних

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере частного права
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_ЧП-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Воронина С.В.

Рецензент(ы):
Ст.пр., Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Правовое положение несовершеннолетних

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Правовое положение несовершеннолетних" являются профессиональная подготовка специалистов в сфере гражданского и семейного права, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, общих положений гражданского и семейного права и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере частного права
ПК-3.1 Знает основы юридического консультирования.
ПК-3.2 Умеет формулировать квалифицированные юридические заключения.
ПК-3.3 Владеет навыками консультирования в сфере частного права.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
пк-3.1: нормы законодательства для дачи квалификационных заключений и консультаций в сфере частного права
3.2.Уметь:
3.2.1.
пк-3.2: применять нормы законодательства в конкретных ситуациях для дачи квалификационных заключений и консультаций в сфере частного права
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
пк-3.3: навыками и уменением толкоапния и применения законодательства для дачи квалификационных заключений и консультаций в сфере частного права

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Правовое положение несовершеннолетних по гражданскому и семейному законодательству
1.1. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Предпринимательская деятельность несовершеннолетних. Эмансипация. Права детей по семейному законодательству Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Право ребенка выражать свое мнение. Право на вступление в брак. Лекции 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Предпринимательская деятельность несовершеннолетних. Эмансипация. Права детей по семейному законодательству Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Право ребенка выражать свое мнение. Право на вступление в брак. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Предпринимательская деятельность несовершеннолетних. Эмансипация. Права детей по семейному законодательству Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Право ребенка выражать свое мнение. Право на вступление в брак. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Предпринимательская деятельность несовершеннолетних. Эмансипация. Права детей по семейному законодательству Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Право ребенка выражать свое мнение. Право на вступление в брак. Практические 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Предпринимательская деятельность несовершеннолетних. Эмансипация. Права детей по семейному законодательству Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Право ребенка выражать свое мнение. Право на вступление в брак. Сам. работа 2 14 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2. Законные представители и иные лица, осуществляющие права несовершеннолетних
2.1. Понятие законных представителей несовершеннолетних. Родители, как законные представители несовершеннолетних. Права несовершеннолетних родителей.Усыновители, опекуны (попечители), приемные родители. Медицинские, образовательные, лечебные организации, учреждения социальной защиты. Органы опеки и попечительства. Практические 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие законных представителей несовершеннолетних. Родители, как законные представители несовершеннолетних. Права несовершеннолетних родителей.Усыновители, опекуны (попечители), приемные родители. Медицинские, образовательные, лечебные организации, учреждения социальной защиты. Органы опеки и попечительства. Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3. Защита прав и законных интересов детей по семейному законодательству
3.1. практические занятие по решению задач Практические 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Сущность принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов детей. Задача, способы, цель защиты прав и интересов несовершеннолетних. Защита прав и законных интересов ребенка, вытекающих из семейного законодательства их родителями (лицами, их заменяющими). Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних. Деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства в области защиты прав несовершеннолетних. Деятельность уполномоченного по правам ребенка. Судебная защита прав несовершеннолетних. Самостоятельное осуществление несовершеннолетними права на защиту. Сам. работа 2 14 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. 4. Охрана и защита имущественных и жилищных прав несовершеннолетних
4.1. Общая характеристика имущественных прав несовершеннолетних. Порядок и условия совершения сделок и иных действий с имуществом несовершеннолетних, а также жилыми помещениями, в которых проживают дети. Особенности правового положения несовершеннолетних в наследственных правоотношениях. Право ребенка на содержание. Лекции 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Общая характеристика имущественных прав несовершеннолетних. Порядок и условия совершения сделок и иных действий с имуществом несовершеннолетних, а также жилыми помещениями, в которых проживают дети. Особенности правового положения несовершеннолетних в наследственных правоотношениях. Право ребенка на содержание. Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. 5. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
5.1. Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства и способы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Права детей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Дополнительные гарантии и льготы по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Лекции 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства и способы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Права детей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Дополнительные гарантии и льготы по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. 6. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних
6.1. Особенности гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних по сделкам и обязательствам, возникающим из предпринимательской деятельности. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. Ответственность родителей, лишенных родительских прав, за вред, причиненный несовершеннолетними Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Особенности гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних по сделкам и обязательствам, возникающим из предпринимательской деятельности. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. Ответственность родителей, лишенных родительских прав, за вред, причиненный несовершеннолетними Практические 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Особенности гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних по сделкам и обязательствам, возникающим из предпринимательской деятельности. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. Ответственность родителей, лишенных родительских прав, за вред, причиненный несовершеннолетними Сам. работа 2 11 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1325
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере частного права
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.ребенок это лицо, не достигшее:
- 10 лет
- 18 лет
-14 лет
-16 лет
Ответ: 18
2. Дееспособность малолетних:
- ограниченная
-неполная
-полная
-усеченная
Ответ: неполная
3. Законные представители это:
- бабушка
- брат
-родители
-школа
Ответ: родители
4. Представительство родителей:
- договорное
- законное
-произвольное
- судебное
Ответ: законное
5. Эмансипация происходи в порядке:
- по усмотрения родителей
-административном
- уголовно-процессуальном
- административно-процессуальном
Ответ: административном
6. Права несовершеннолетних предусмотрены в :
- СК РФ
- Указах президента РФ
- Приостановлении Правительства РФ
- постановлении прокурора
Ответ: СК РФ
7. полная Гражданская дееспособность возникает с
- 12 лет
- 14 лет
- 16 лет
- 18 лет
Ответ: с 18 лет
8. Несовершеннолетний родитель вправе
- совместно проживать
- воспитывать ребенка
- принимать участие в воспитании
Ответ: принимать участие в воспитании и совместно проживать
9.ребенок это лицо, не достигшее:
- 10 лет
- 18 лет
-14 лет
-16 лет
Ответ: 18 лет
10. органы опеки и попечительства:
- органы полиции
- законодательные органы субъекта РФ
- органы исполнительной власти субъекта
Ответ: органы исполнительной власти субъекта
11. несовершеннолетний вправе вступить в брак с
- 12 лет
- 14 лет
17 лет
Ответ: 14 лет
12. ребенок сирота это у которого отсутствует
- единственный родитель
- бабушка и дедушка
- братья и сестры
Ответ: единственный родитель
13. Право на защиту в судебном порядке возникает с
- 12 лет
- 14 лет
- 17 лет
Ответ : с 14 лет
14. Несовершеннолетний супруг обязан
- содержать детей
- содержать другого супруга
- заказывать материальную поддержку др супругу
Ответ: заказывать материальную поддержку др супругу
15. Сделки от имени малолетнего совершают
- органы опеки и попечительства
- родственники
-законные представители
- суд
Ответ : законные представители
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите основные источники законодательства о несовершеннолетних для юридических заключений и консультаций в сфере частного права
Ответ: Конституция РФ, СК Рф, ГК РФ, ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"
2. Ребенок это
Ответ: лицо, не достигшее совершеннолетия
3. Родители это
Ответ: лица, записанные в свидетельстве о рождении в качестве отца и матери
4. Опека это
Ответ: форма устройство в семью детей, оставшихся без попечения родителей
5. Опекун или попечитель назначается
Ответ: органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.
6. Органами опеки и попечительства являются
Ответ: органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации
7.Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте
Ответ: от четырнадцати до восемнадцати лет
8. Опекуны являются
Ответ: представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
9. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях
Ответ: их воспитания.
10. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:
Ответ: 1) мелкие бытовые сделки;2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
11. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только
Ответ: их родители, усыновители или опекуны.
12. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он
Ответ:работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
13. Права и обязанности супругов возникают со дня
ответ: государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния
14. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам,
ответ: достигшим возраста шестнадцати лет.
15.Требовать признания брака недействительным вправе несовершеннолетний супруг
ответ: если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста
16. Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается
ответ: документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинской организации
17. Ребенок имеет право на общение с
ответ: обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
18. Ребенок имеет право на защиту от
ответ: злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
19. Ребенок имеет право на получение содержания от
ответ: своих родителей и других членов семьи в
20. Несовершеннолетние родители имеют права
ответ: признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Соотношение семейной и гражданской дееспособности несовершеннолетних.
2.Особенности дееспособности несовершеннолетних родителей.
3.Правовое регулирование предпринимательской деятельности несовершеннолетних.
4.Эмансипация: сравнительный анализ.
5.Влияние полной дееспособности на правовой статус несовершеннолетнего.
6.Сделкоспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет.
7.Осуществление несовершеннолетним правомочий собственника.
8.Распоряжением имуществом несовершеннолетнего: теория и практика.
9.Несовершеннолетний как участник наследственных правоотношений.
10.Право на создание юридического лица: осуществление и защита.
11.Реализация несовершеннолетним авторских прав.
12. Правовой механизм регулирования гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних.
13.Право несовершеннолетних на вступление в брак: федеральный и региональный аспект.
14. Особенности правового положения несовершеннолетних супругов.
15.Личные права ребенка: понятие, виды и осуществление.
16.Защита личных прав и законных интересов ребенка.
17.Защита имущественных прав и интересов несовершеннолетних.
18.Законные представители несовершеннолетних.
19.Государственная политика в области защиты прав и интересов детей.
20.Защита имущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей.
21.Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
22. Законодательство в области защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей: эффективность правого регулирования.
23.Международные акты в сфере защиты прав и интересов детей.
24.Интерес ребенка как правовая категория.
25. Добросовестность родителей: принцип семейного законодательства.
26.Право на жилье детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы и пути решения.
27.Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов несовершеннолетних.
28.Ограничение гражданской дееспособности несовершеннолетних: основания, порядок и последствия.
29.Несовершеннолетние как члены кооперативов.
30.Проблемы реализации права несовершеннолетнего на содержание.
31.Правовоой статус ребенка.
32.Осуществление права собственности несовершеннолетним.
33. Создание несовершеннолетним юридических лиц.
34.Влияние эмансипации на публично-правовой статус несовершеннолетнего.
35. Семейная родительская дееспособность несовершеннолетних.
36. Право на жилье детей, оставшихся без попечения родителей.
37. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
38. Право ребенка на имя.
39.Участие несовершеннолетних в кооперативах.
40.Сделкоспособность несовершеннолетних.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзаменом в устной форме по билетам., содержащих два вопроса.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Дееспособность малолетних
2. Дееспособность несовершеннолетних о 14 до 18 лет
3. Предпринимательская деятельность несовершеннолетних
4. Эмансипация в административном порядке
5. Эмансипация в судебном порядке
6. Несовершеннолетий как участник наследственных отношений
7. Защита жилищных прав несовершеннолетних: понятие, форма и способы
8. Распоряжение имуществом несовершеннолетнего
9. Личные права, предусмотренные гражданским законодательством
10.Ответственность за вред, причиненный малолетними несовершеннолетними
11. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними от 14 до 18 лет
12. Право ребенка на содержание
13. Право ребенка на воспитание и образование
14. Право ребенка на имя (на перемену имени)
15. Право ребенка выражать свое мнение
16. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
17. Особенности правового положения несовершеннолетних родителей
18. Право несовершеннолетних на вступление в брак
19. Законные представители несовершеннолетних: понятие и виды; правовой статус: назначение и прекращение полномочий
20. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
21. Права и обязанности законных представителей несовершеннолетних по гражданскому законодательству
22. Права и обязанности законных представителей детей по семейному законодательству
23. Порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших 16 лет (на примере 2-х законов субъектов РФ)
24. Сделкоспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет
25. Деятельность органа опеки и попечительства по защите личных семейных прав детей
26.Деятельность органа опеки и попечительства по защите имущественных прав несовершеннолетних
27. Ответственность родителей (лиц, их заменяющих) за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних детей
28.Дополнительные льготы и гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
29. Право ребенка на защиту.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курбатов, А. Я. Проблемы применения норм гражданского права : учебное пособие для вузов : учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2023 URL: https://urait.ru/bcode/519499
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов В.А. Юридические факты в гражданском праве : учебное пособие для вузов юрайт , 2023 URL: https://urait.ru/bcode/512302
Л2.2 Пчелинцева Л.М. - под ред., Цитович Л.В. - под общ. ред. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle "Правовое положение несовершеннолетних" portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС издательства "Лань" e.lanbook.com
Э3 федеральный образовательный портал "Юридическая Россия" law.edu.ru
Э4 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях магистранты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа магистранта предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.
Задачи самостоятельной внеаудиторной работы магистрантов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие магистрантам интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие магистрантам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение магистрантами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у магистрантов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.