МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое регулирование рекламной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере частного права
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_ЧП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. юрид.наук, доцент, Кирюшина И.В.

Рецензент(ы):
к, Ст. преп, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Правовое регулирование рекламной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Правовое регулирование рекламной деятельности являются профессиональная подготовка магистров в сфере частного права, углубление знаний, полученных магистрантами, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе действующего законодательства и практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в гражданском и предпринимательском праве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере частного права
ПК-3.1 Знает основы юридического консультирования.
ПК-3.2 Умеет формулировать квалифицированные юридические заключения.
ПК-3.3 Владеет навыками консультирования в сфере частного права.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3 - знать основы юридического консультирования в сфере частного права
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3 - уметь формулировать квалифицированные юридические заключения и давать консультации в сфере частного права
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3 - иметь навыки консультирования в сфере частного права

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие рекламы
1.1. Понятие и признаки рекламы. Информация, на которую действие Федерального закона «О рекламе» не распространяется. Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О рекламе». Социальная и спонсорская реклама. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Практическое занятие по решению задач Практические 3 2
1.3. Понятие и признаки рекламы. Информация, на которую действие Федерального закона «О рекламе» не распространяется. Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О рекламе». Социальная и спонсорская реклама. Сам. работа 3 6
Раздел 2. Правовое регулирование рынка рекламы
2.1. Законодательство о рекламе: источники правового регулирования. Федеральный закон «О рекламе». Международный кодекс рекламной практики. Субъекты рекламного процесса: особенности правового положения. Лекции 3 0
2.2. Законодательство о рекламе: источники правового регулирования. Федеральный закон «О рекламе». Международный кодекс рекламной практики. Субъекты рекламного процесса: особенности правового положения. Сам. работа 3 4
Раздел 3. Общие требования законодательства к рекламе. Ненадлежащая реклама
3.1. Общие требования законодательства к рекламе. Виды объектов, реклама которых запрещена. Понятие и формы ненадлежащей рекламы. Недобросовестная и недостоверная реклама. Защита несовершеннолетних в рекламе. Реклама информация и реклама-оферта. Лекции 3 2
3.2. Общие требования законодательства к рекламе. Виды объектов, реклама которых запрещена. Понятие и формы ненадлежащей рекламы. Недобросовестная и недостоверная реклама. Защита несовершеннолетних в рекламе. Реклама информация и реклама-оферта. Практические 3 4
3.3. Общие требования законодательства к рекламе. Виды объектов, реклама которых запрещена. Понятие и формы ненадлежащей рекламы. Недобросовестная и недостоверная реклама. Защита несовершеннолетних в рекламе. Реклама информация и реклама-оферта. Сам. работа 3 3
Раздел 4. Отдельные способы распространения рекламы и особенности их правового регулирования
4.1. Особенности рекламы на телевидении и радио, при кино- и видео-обслуживании. Требования к рекламе в периодических печатных изданиях (в прессе) и печатной рекламе. Требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи и в сети Интернет. Особенности распространения наружной рекламы. Реклама на транспорте. Лекции 3 1
4.2. Особенности рекламы на телевидении и радио, при кино- и видео-обслуживании. Требования к рекламе в периодических печатных изданиях (в прессе) и печатной рекламе. Требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи ив сети Интернет. Особенности распространения наружной рекламы. Реклама на транспорте. Практические 3 4
4.3. Особенности рекламы на телевидении и радио, при кино- и видео-обслуживании. Требования к рекламе в периодических печатных изданиях (в прессе) и печатной рекламе. Требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи ив сети Интернет. Особенности распространения наружной рекламы. Реклама на транспорте. Сам. работа 3 8
Раздел 5. Особенности правового регулирования рекламы отдельных видов товаров (деятельности)
5.1. Требования, установленные к рекламе алкогольной продукции. Особенности рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения, биологически-активных и пищевых добавок, продуктов детского питания. Требования к рекламе продукции военного назначения и оружия. Требования к рекламе финансовых услуг (деятельности) и ценных бумаг. Особенности рекламы основанных на риске игр и пари. Особенности рекламы услуг по заключению договоров ренты, в том числе договоров пожизненного содержания с иждивением. Требования к рекламе услуг медиаторов. Лекции 3 1
5.2. Требования, установленные к рекламе алкогольной продукции. Особенности рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения, биологически-активных и пищевых добавок, продуктов детского питания. Требования к рекламе продукции военного назначения и оружия. Требования к рекламе финансовых услуг (деятельности) и ценных бумаг. Особенности рекламы основанных на риске игр и пари. Особенности рекламы услуг по заключению договоров ренты, в том числе договоров пожизненного содержания с иждивением. Требования к рекламе услуг медиаторов. Практические 3 4
5.3. Требования, установленные к рекламе алкогольной продукции. Особенности рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения, биологически-активных и пищевых добавок, продуктов детского питания. Требования к рекламе продукции военного назначения и оружия. Требования к рекламе финансовых услуг (деятельности)и ценных бумаг. Особенности рекламы основанных на риске игр и пари. Особенности рекламы услуг по заключению договоров ренты, в том числе договоров пожизненного содержания с иждивением. Требования к рекламе услуг медиаторов. Сам. работа 3 6
Раздел 6. Ответственность участников рекламного процесса за ненадлежащую рекламу. Недобросовестная конкуренция участников рекламного процесса
6.1. Виды ответственности участников рекламного процесса при производстве и распространении рекламы. Распределение ответственности субъектов рекламного процесса в соответствии с Федеральным законом «О рекламе». Контрреклама: понятие и порядок осуществления. Государственный надзор и саморегулирование в сфере рекламы. Недобросовестная конкуренция участников рекламного процесса. Лекции 3 2
6.2. Виды ответственности участников рекламного процесса при производстве и распространении рекламы. Распределение ответственности субъектов рекламного процесса в соответствии с Федеральным законом «О рекламе». Контрреклама: понятие и порядок осуществления. Государственный надзор и саморегулирование в сфере рекламы. Недобросовестная конкуренция участников рекламного процесса. Практические 3 4
6.3. Виды ответственности участников рекламного процесса при производстве и распространении рекламы. Распределение ответственности субъектов рекламного процесса в соответствии с Федеральным законом «О рекламе». Контрреклама: понятие и порядок осуществления. Государственный надзор и саморегулирование в сфере рекламы. Недобросовестная конкуренция участников рекламного процесса. Сам. работа 3 2
Раздел 7. Интеллектуальные права на объекты рекламы
7.1. Права рекламодателя и рекламопроизводителя на объекты рекламы, являющиеся результатом творческой деятельности. Условия законного использования интеллектуальной собственности в рекламе. Защита авторских и исключительных прав при производстве и распространении рекламы. Лекции 3 0
7.2. Права рекламодателя и рекламопроизводителя на объекты рекламы, являющиеся результатом творческой деятельности. Условия законного использования интеллектуальной собственности в рекламе. Защита авторских и исключительных прав при производстве и распространении рекламы. Практические 3 2
7.3. Права рекламодателя и рекламопроизводителя на объекты рекламы, являющиеся результатом творческой деятельности. Условия законного использования интеллектуальной собственности в рекламе. Защита авторских и исключительных прав при производстве и распространении рекламы. Сам. работа 3 10
Раздел 8. Рекламный договор
8.1. Понятие и виды рекламного договора. Содержание рекламного договора. Лекции 3 0
8.2. Понятие и виды рекламного договора. Содержание рекламного договора. Практические 3 4
8.3. Понятие и виды рекламного договора. Содержание рекламного договора. Сам. работа 3 10
Раздел 9. Экзамен
9.1. Экзамен Экзамен 3 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4851

Оценка сформированности компетенции ПК – 3: способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере частного права

Примеры заданий закрытого типа
1.Реклама – это:
a. информация об объекте рекламирования, адресованная неопределенному кругу лиц в целях его продажи
b. информация о товаре, размещенная в СМИ
c. информация об объекте рекламирования в целях его продажи
d. сведения о чем-либо
Правильный ответ: a.
2.Закон о рекламе не распространяется:
a. на частные объявления о продаже автомобиля
b. на социальную рекламу
c. на спонсорскую рекламу
d. на изображения товарного знака
Правильный ответ: a.
3. Реклама каких товаров запрещена?
a. товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации
b. товаров, не прошедших экспертизу
c. товаров, не имеющих лицензии
d. товаров, не имеющих товарного знака
Правильный ответ: a.
4. В рекламе не допускается:
a. использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации
b. указание на положительные свойства товара
c. указание информации о продавце
d. указание информации о производителе
Правильный ответ: a.
5. Неэтичная реклама – это:
a.реклама с использованием бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений
b. реклама, карикатурно изображающая товар конкурента
c. реклама, имеющая сравнения с другими товарами
d. реклама запрещенных товаров
Правильный ответ: a.
6. Реклама не должна побуждать:
a. к совершению противоправных действий
b. к покупке рекламируемых товаров
c. к использованию товаров
Правильный ответ: a.
7. К недостоверной рекламе относится:
a. реклама, вводящая потребителя в заблуждение
b. реклама, которая содержащая не соответствующие действительности сведения
c. реклама, которая дискредитирует конкурента
d. реклама товара, не имеющего сертификата
Правильный ответ: b.
8. Недобросовестной признается реклама, которая:
a. содержит сравнения товаров
b. содержит указания на полезные свойства рекламируемого товара
c. содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других производителей (продавцов), порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
d. представляет преимущества рекламируемого товара
Правильный ответ: c.
9. В рекламе для несовершеннолетних не допускается:
a. информация о товарах, не предназначенных для несовершеннолетних
b. формировать комплекс неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром
c. использование анимации
d. использование иностранных терминов
Правильный ответ: b.
10. Реклама алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
a. запрещена;
b. разрешена в ночное время
c. не запрещена
d. не должен быть более 2 минут
Правильный ответ: a.
11. Сроки хранения рекламных материалов
a. 6 месяцев
b.1 год
c.1 месяц
d. бессрочно
Правильный ответ: b.
12. Реклама способом «бегущей строки» или иным способом наложения на кадр, не должна:
a. занимать более 7% площади кадра и накладываться на субтитры и надписи разъясняющего характера;
b. занимать более 5% площади кадра
c. занимать более 10% площади кадра и накладываться на субтитры и надписи разъясняющего характера;
d. приводить к потере части существенной информации
Правильный ответ: a.
13. Общий объемы рекламы в телепрограмме не может превышать:
a. 20% в течение суток
b. 20% времени вещания в течение часа и 15% в течение суток
c. 15% времени вещания в течение часа
d. не регламентирован
Правильный ответ: b.
14. Максимальный объем рекламы в печатных периодических изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера
a. 45% одного номера
b. 40% одного номера
c. определяется ФАС России
d. не регламентирован
Правильный ответ: a.
15.Реклама алкогольной продукции не может использовать образы
a. литературных героев
b. людей и животных, выполненных с помощью мультипликации
c. производителей
d. животных
Правильный ответ: b.

Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. «Отлично» – выполнено верно 85-100% заданий, «хорошо» – выполнено верно 70-84% заданий, «удовлетворительно» – 51-69% заданий, «неудовлетворительно» – верно выполнено 50 и менее % заданий.

Примеры заданий открытого типа

1.Неопределенный круг лиц – это:______________________________________________ Правильный ответ: лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования
2.Объект рекламирования – это: _______________________________________________
Правильный ответ: товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым, направлена реклама
3.Информация – это:________________________________________________________
Правильный ответ: сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления
4.Информация, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, - это: ____________________________________________
Правильный ответ: социальная реклама
5.Рекламодатель – это: _________________________________________________________
Правильный ответ: изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лиц
6.Рекламопроизводитель – это:_________________________________________________
Правильный ответ: лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму
7.Рекламораспространитель – это: _____________________________________________
Правильный ответ: лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств
8. Реклама о проведении стимулирующего мероприятия – это: ____________________
Правильный ответ: реклама, сообщающая о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара
9. Срок действия рекламы, признаваемой офертой _______________________________
Правильный ответ: в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок
10. Направление абоненту рекламы в сети Интернет без его согласия __________________________________________________________________________
Правильный ответ: не допускается
11. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет _________________________________________________________________
Правильный ответ: Федеральная антимонопольная служба
12. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе влечет: _____________________________________________________________________
Правильный ответ: административную ответственность
13.Спонсорская реклама это: __________________________________________________
Правильный ответ: реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре
14. Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области рекламы, является:____________________________________________________________
Правильный ответ: Федеральный закон «О рекламе»
15. Реклама алкогольной продукции должна ____________________________________
Правильный ответ: содержать предупреждение о вреде чрезмерного потребления
16. Реклама лекарственных средств должна сопровождаться ______________________
Правильный ответ: предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов;
17. Контрреклама - это _________________________________________________________
Правильный ответ: публичное опровержение недостоверной рекламы
18. Прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться _________________________________________________________________
Правильный ответ: сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой;
19. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна: ____________________________________________________________________________
Правильный ответ: содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа)
20. Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешена только ____________________________________________________________
Правильный ответ: в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов, а игристых вин российского производства – и на выставках пищевой продукции;
Критерии оценивания: «Отлично» - ответ полный, развернутый, студент владеет специальной терминологией.
«Хорошо» - ответ верный, однако недостаточно полный, студент владеет специальной терминологией, хотя и допускает отдельные неточности.
«Удовлетворительно» - ответ верный, но существенно неполный, свидетельствующий о недостаточно владении терминологией.
«Неудовлетворительно» - ответ неверный, не соответствующий вопросу, свидетельствующий о полном невладении терминологией.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Развитие правового регулирования рекламы в России и в зарубежных странах.
2. Актуальные проблемы понятия «реклама».
3. Защита прав несовершеннолетних в рекламе.
4. Понятие и формы недобросовестной рекламы.
5. Недобросовестная конкуренция в рекламе.
6. Особенности ответственности участников рекламного процесса за ненадлежащую рекламу.
7. Авторские права на объекты рекламы.
8. Защита авторских и исключительных прав при производстве и распространении рекламы.
9. Рекламный договор: понятие, содержание.
10. Понятие и правовое регулирование наружной рекламы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса из различных разделов курса.

Вопросы к экзамену
1.Понятие и признаки рекламы. Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О рекламе».
2. Виды информации, на которые действие ФЗ «О рекламе» не распространяется.
3. Социальная и спонсорская реклама
4. Субъекты рекламного процесса: особенности правового положения.
5. Законодательство о рекламе: источники правового регулирования рекламы.
6. Общие требования законодательства к рекламе.
7. Товары, реклама которых не допускается.
8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи.
9. Понятие и формы ненадлежащей рекламы.
10. Недобросовестная реклама.
11. Недостоверная реклама.
12. Защита несовершеннолетних в рекламе
13. Реклама информация и реклама оферта. Срок действия рекламы, признаваемой офертой.
14. Реклама в телепрограммах и телепередачах.
15. Реклама в радиопрограммах и радиопередачах
16. Реклама в периодических печатных изданиях (в прессе) и печатная реклама.
17. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи и в сети Интернет.
18. Наружная реклама и установка рекламных конструкций.
19. Реклама на транспорте.
20.Требования к рекламе алкогольной продукции.
21. Особенности рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины.
22. Особенности рекламы биологически-активных и пищевых добавок, продуктов детского питания.
23. Требования к рекламе продукции военного назначения и оружия.
24. Требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности
25. Требования к рекламе ценных бумаг.
26. Требования к рекламе цифровых финансовых активов
27. Особенности рекламы основанных на риске игр и пари.
28. Особенности рекламы услуг по заключению договоров ренты, в том числе договоров пожизненного содержания с иждивением.
29. Реклама услуг медиаторов по проведению процедуры медиации и в сфере арбитража.
30. Ответственность участников рекламного процесса за ненадлежащую рекламу. Контрреклама: понятие и порядок осуществления.
31. Государственный контроль (надзор) в сфере рекламы. Полномочия антимонопольного органа в сфере рекламы.
32. Саморегулирование в сфере рекламы.
33. Принадлежность прав на объекты рекламы, являющиеся результатом творческой деятельности.
34. Использование интеллектуальной собственности в рекламе.
35. Защита интеллектуальных прав при производстве и распространении рекламы.
36. Рекламный договор: понятие, содержание.
37. Понятие и формы недобросовестной конкуренции в рекламе.

Критерии оценивания:
Отлично – студентом дан полный, логически последовательный и развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, владеет специальной терминологией, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо - студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в достаточном объеме учебной программы, владеет специальной терминологией, отвечает на дополнительные вопросы, однако допускает отдельные неточности в ответе, практические задания решены частично.
Удовлетворительно - студентом дан ответ в основном свидетельствующий о знании процессов изучаемой дисциплины, однако не отличающийся необходимой глубиной и полнотой, недостаточно владеет специальной терминологией, на дополнительные вопросы отвечает неуверенно, допускает отдельные неточности в ответе, практические задания решены частично.
Неудовлетворительно - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, свидетельствующий о не знании процессов изучаемой дисциплины, студент не владеет специальной терминологией, на дополнительные вопросы дает неверные ответы, практические задания не решены.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. А. Зенин Гражданское право. Общая часть: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Карпова, С. В. Рекламное дело : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, , 2023 https://urait.ru/bcode/531939 (дата обращения: 21.09.2023).
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online», http://www.biblioclub.ru -
Э2 ЭБС издательства "Лань", http://e.lanbook.com -
Э3 федеральный образовательный портал "Юридическая Россия" http://law.edu.ru -
Э4 Реклама portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.

Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.