МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Внедоговорные трансграничные отношения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере частного права
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_ЧП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. филол. наук, доцент, Блинова Юлия Викторовна

Рецензент(ы):
Ст. преп., Серебряков Андрей Александрович

Рабочая программа дисциплины
Внедоговорные трансграничные отношения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Филиппова Татьяна Аркадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Филиппова Татьяна Аркадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Внедоговорные трансграничные отношения» являются профессиональная подготовка специалистов в сфере частного права, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, общих положений гражданского и международного частного права и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы частного права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает основные стадии правоприменения в сфере частного права.
ПК-2.2 Умеет применять нормативные правовые акты в сфере частного права.
ПК-2.3 Владеет навыками реализации норм частного права в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения в сфере частного права
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты в сфере частного права
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм частного права в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и виды внедоговорных трансграничных отношений
1.1. Понятие и виды внедоговорных трансграничных отношений Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие и виды внедоговорных трансграничных отношений Практические 3 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие и виды внедоговорных трансграничных отношений Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Субъекты внедоговрных трансграничных отношений
2.1. Субъекты внедоговрных трансграничных отношений Практические 3 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Субъекты внедоговрных трансграничных отношений Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Обязательства, возникающие вследствие причнения вреда в МЧП
3.1. Обязательства, возникающие вследствие причнения вреда в МЧП Лекции 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Обязательства, возникающие вследствие причнения вреда в МЧП Практические 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Обязательства, возникающие вследствие причнения вреда в МЧП Сам. работа 3 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Отдельные виды внедоговорных трансграничных обязательств
4.1. Отдельные виды внедоговорных трансграничных обязательств Практические 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Отдельные виды внедоговорных трансграничных обязательств Сам. работа 3 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Особенности охраны и защиты гражданских прав во внедоговорных трансграничных отношениях
5.1. Особенности охраны и защиты гражданских прав во внедоговорных трансграничных отношениях Практические 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Особенности охраны и защиты гражданских прав во внедоговорных трансграничных отношениях Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Особенности охраны и защиты гражданских прав во внедоговорных трансграничных отношениях Сам. работа 3 18 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Внедоговорные трансграничные отношения (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6831)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы частного права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. … могут выбирать право, подлежащие применению к внедоговорному обязательству, до того, как произошел юридический факт, влекущий наступления вреда.
а) физические лица; б) юридические лица; в) государство и международные организации; г) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Ответ: г
2. Согласно Регламенту ЕС «Рим II» правом, подлежащим применению к внедоговорному обязательству, которое относится к ответственности лица, действующего в качестве работника или работодателя, или к ответственности организации, представляющей профессиональные интересы указанных лиц, за вред, причиненный продолжающимися или завершившимися забастовкой или локаутом, является …
а) право страны, где были предприняты эта забастовка или этот локаут; б) право места наступления вредоносных последствий этой забастовки или локаута; в) право суда, рассматривающего спор; г) закон наиболее благоприятного права.
Ответ: а
3. В случае, если избранное на основе Регламента ЕС «Рим II» право не является правом одного из государств-членов ЕС, то при регулировании внедоговорных обязательств участников спора оно ...
а) применяется; б) не применяется; в) применяется при наличии взаимности; г) применяется в случаях, установленных ЕС.
Ответ: а
4. По ГК РФ стороны могут выбирать право, подлежащие применению к внедоговорному обязательству, …
а) до того, как произошел юридический факт, влекущий наступления вреда; б) после того, как произошел юридический факт, влекущий наступления вреда; в) в момент совершения юридического факта, влекущего наступления вреда; г) при рассмотрении спора в вышестоящей инстанции.
Ответ: б
5. Согласно Регламенту ЕС «Рим II» правом, подлежащим применению к внедоговорному обязательству, возникающему вследствие нарушения права интеллектуальной собственности, является, во-вторых, …
а) закон суда; б) автономия воли сторон; в) право страны, применительно к которой предъявляется требование о защите; г) закон наиболее благоприятного права.
Ответ: в
6. Culpa in contrahendo – это нормы, регулирующие …
а) ответственность за нарушение ведения переговоров; б) ответственность за нарушение договора; в) ответственность за односторонние действия; г) ответственность за нарушение договора купли-продажи.
Ответ: а
7. Деликтный статут по ч. 3 ГК РФ, применяемый первично, – это …
а) закон места совершения деликта; б) закон места наступления вреда; в) закон суда; г) автономия воли сторон.
Ответ: г
8. К обязательству из недобросовестной конкуренции применяется …
а) право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией, – по общему правилу б) право страны, где имеет место жительства (нахождения) недобросовестный конкурент в) право страны, где имеет место жительства (нахождения) потерпевший г) право страны суда, если стороны договорились об этом после возникновения обязательства
Ответ: а
9. Обязательство из неосновательного обогащения подчиняется …
а) праву страны, где имело место обогащение, – по общему правилу б) праву страны суда в) закону флага г) праву страны, где имеет место жительства (нахождения) потерпевший
Ответ: а
10. Коллизионное право в РФ находится …
а) в ведении РФ б) в совместном ведении РФ и её субъектов в) в ведении субъектов РФ г) в ведении муниципалитета – в исключительных случаях
Ответ: а
11. К сфере действия деликтного статута по ГК РФ не относятся …
а) способы возмещения вреда; б) объем и размер возмещения вреда; в) основания ответственности; г) требования к содержанию доверенности.
Ответ: г
12. Источником коллизионной нормы могут быть …
а) ФЗ б) ФЗ и подзаконные акты РФ в) ФЗ и законы субъектов РФ г) ФЗ, подзаконные акты РФ, акты субъектов РФ
Ответ: а
13. Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.
а) Это альтернативная коллизионная норма б) Это множественная коллизионная норма в) Это кумулятивная коллизионная норма
г) Это односторонняя коллизионная норма
Ответ: б
14. Режим наибольшего благоприятствования: иностранным юридическим и физическим лицам предоставляется такой же режим, какой предоставляется …
а) юридическим и физическим лицам третьей страны б) отечественным гражданам и юридическим лицам в) юридическим и физическим лицам этой страны г) все верно
Ответ: б
15. Не существует … международного коммерческого арбитража.
а) разового б) специального в) функционального г) постоянно действующего
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Личным законом физического лица, имеющего российское и иностранное гражданство, является …
Ответ: российское право
2. Признаком коллизионной нормы не является …
Ответ: непосредственная регламентация прав и обязанностей участников отношений
3. Источником коллизионной нормы могут быть те международные договоры, согласие на обязательность которых выражается …
Ответ: ратификацией
4. Понятие «скрытая коллизия» означает …
Ответ: несовпадение смысла юридических терминов в правовых системах разных государств
5. Отношения с иностранным элементом регулируются…
Ответ: общепризнанными принципами международного права, общепризнанными нормами международного права, многосторонними и двусторонними международными договорами, в которых участвует Россия, национальным законодательством
6. В России федеральный закон «О международном частном праве» …
Ответ: отсутствует, коллизионные нормы российского права содержатся в отраслевых кодексах и других федеральных законах
7. В России обычаи … источником МЧП.
Ответ: являются
8. В России судебная практика … источником МЧП.
Ответ: не является
9. Коллизионное регулирование обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в сфере интеллектуальной собственности, для европейских стран содержится в …
Ответ: Регламенте ЕС «Рим II».
10. К обязательствам вследствие недобросовестной конкуренции и ограничения конкуренции не применяется по ГК РФ …
Ответ: закон существа обязательства.
11. Институт международного частного права, в соответствии с которым стороны гражданско-правовых отношений, имеющие юридическую связь с правопорядками разных государств, вправе выбрать по соглашению между собой применимое право, называется …
Ответ: автономия воли сторон.
12. Регламент ЕС «Рим II» не регулирует …
Ответ: внедоговорные обязательства из семейных отношений
13. В случае если вред причинен российскому гражданину туркменским гражданином в Венесуэле и спор рассматривается в суде РФ, то применимым правом будет …
Ответ: право, выбранное сторонами.
14. В случае если вред причинен немецкому гражданину туркменским гражданином в Венесуэле и спор рассматривается в суде РФ, то применимым правом будет …
Ответ: материальное право Венесуэлы
15. Гражданин Республики Беларусь допустил наезд на другого гражданина Республики Беларусь на территории Республики Польша. Российский суд при рассмотрении спора по существу применит …
Ответ: право Республики Беларусь
16. В действующем ГК РФ для регулирования трансграничных деликтов не используется привязка …
Ответ: закон суда
17. Для регулирования внедоговорных трансграничных правоотношений используются привязки: …
Ответ: автономия воли сторон, закон места причинения (наступления) вреда, закон гражданства и др.
18. Если два гражданина Танзании причиняют друг другу увечья на территории РФ, то может быть применено …
Ответ: право Танзании
19. Спор о разделе имущества супругов-иностранцев на территории РФ … к трансграничным деликтам.
Ответ: не относится
20. Государство … выступать участником трансграничных деликтных отношений.
Ответ: может

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечент примерных тем для рефератов по дисциплине "Внедоговорные трансграничные отношения"
1. Проблемы определения способности лица нести ответственность за причинение вреда
2. Основания ответственности в МЧП
3. Автономия воли сторон во внедоговорных трансграничных обязательствах
4. Особенности государства как субъекта внедоговорных трансграничных отношений
5. Закон суда во внедоговорных трансграничных обязательствах
6. Квазиделикт в международном частном праве
7. Суброгация и регресс в международном частном праве
8. Международные договоры в сфере внедоговорных трансграничных обязательств
9. Система коллизионного регулирования обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, по российскому праву
10. Система коллизионного регулирования обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, за рубежом
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

Вопросы к зачету по дисциплине "Внедоговорные трансграничные отношения"
1. Общие положения о внедоговорных трансграничных отношениях: понятие, виды
2. Материальноправовое и коллизионноправовое регулирование внедоговорных
трансграничных обязательств
3. Понятие внедоговорных обязательств в МЧП
4. Классификации внедоговорных обязательств в МЧП
5. Физические лица как субъекты внедоговорных трансграничных отношений
6. Юридические лица как субъекты внедоговорных трансграничных отношений
7. Государство и международные организации как субъекты внедоговорных трансграничных отношений
8. Система коллизионного регулирования обязательств, возникающих вследствие причинения вреда
9. Сфера действия деликтного статута
10. Международное и зарубежное коллизионное регулирование обязательств, возникающих вследствие причинения вреда
11. Обязательства, возникающие вследствие недостатков товара, работы или услуги
12. Обязательства, возникающие вследствие недобросовестной конкуренции и ограничения конкуренции
13. Обязательства, возникающие вследствие недобросовестного ведения переговоров
14. Обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения
15. Обязательства, возникающие из односторонних сделок
16. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда в сфере интеллектуальной собственности
17. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда окружающей среде
18. Подсудность споров, вытекающих из внедоговорных трансграничных отношений
19. Выбор применимого права к внедоговорным трансграничным отношениям
20. Общие положения международного гражданского процесса
21. Особенности рассмотрения споров, связанных с охраной и защитой гражданских прав во внедоговорных трансграничных отношениях

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Зачтено»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок; студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями; студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право в 3 Т. Т. 3 Материально-процессуальные и процессуальные отрасли: учебник для вузов Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право. В 3 Т. Т.2. Особенная часть: учебник для вузов Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 "German Judgement on Rome II" by Veronika Gaertner conflictoflaws.net
Э2 Conflict of laws in international torts cases by Anthony Gray www.otago.ac.nz
Э3 Внедоговорные трансграничные отношения (ВТО) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.
Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.