МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКорея и корейский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КореяиКЯ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Щетинина Анна Сергеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Наталья Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся знаний цифровых технологий и владения цифровыми навыками, необходимыми в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает современные ИКТ и принципы их работы
ОПК-2.2 Умеет находить и систематизировать информацию по актуальным вопросам зарубежного регионоведения
ОПК-2.3 Умеет определять необходимые для решения конкретной задачи профессиональной деятельности информационные технологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные информационно-коммуникационные технологии в сфере профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые приемы и методы информационно-коммуникационных технологий для поиска и обработки информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными прикладными программами в сфере профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компьютерная грамотность
1.1. Применение MC Office в профессиональной деятельности Лабораторные 2 18 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Компьютерная грамотность Сам. работа 2 36 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Инструменты и технологии совместной удаленной работы
2.1. Возможности GOOGLE для организации совместной удаленной работы Лабораторные 2 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Онлайн-сервисы для совместной удаленной работы Лабораторные 2 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Инструменты и технологии совместной удаленной работы Сам. работа 2 30 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Визуализация и представление информации
3.1. Цифровые способы и средства визуализации данных Лабораторные 2 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Сервисы и инструменты презентации информации Лабораторные 2 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Визуализация и представление информации Сам. работа 2 30 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Онлайн-коммуникация в профессиональной деятельности
4.1. Социальные сети в профессиональной деятельности Лабораторные 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Применение почтовых программ, мессенджеров и приложений для удаленного общения в профессиональной коммуникации Лабораторные 2 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Онлайн-коммуникация в профессиональной деятельности Сам. работа 2 21 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8852


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. При задании параметров страницы в MS Word устанавливаются:
А. Поля, ориентация и размер страницы.
В. Интервал между абзацами и вид шрифта.
С. Фон и границы страницы, отступ.
Ответ: А.

Вопрос 2. На какую клавишу нужно нажать, чтобы напечатать запятую, когда на компьютере установлен английский алфавит?
А. С русской буквой Б.
В. С русской буквой Ю.
С. С русской буквой Ж.
Ответ: А.

Вопрос 3. Какую клавишу нужно удерживать при копировании разных элементов текста одного документа?
А. Alt.
В. Ctrl.
С. Shift.
Ответ: В.

Вопрос 4. Комбинация клавиш для быстрой вставки элемента в текст:
А. Ctrl + V.
В. Ctrl + C.
С. Ctrl + X.
Ответ: А.

Вопрос 5. Какой ориентации страницы не существует?
А. Книжной.
В. Альбомной.
С. Блокнотной.
Ответ: С.

Вопрос 6. MS Word – это:
А. Текстовый редактор.
В. Электронная таблица.
С. Управление базами данных.
Ответ: А.

Вопрос 7. Microsoft PowerPoint применяется для:
А. Создания и редактирования текстов и рисунков.
В. Для создания таблиц.
С. Для создания презентаций.
Ответ: С.

Вопрос 8. Прикладное программное обеспечение для просмотра страниц, содержания веб-документов, компьютерных файлов и их каталогов; управления веб-приложениями; а также для решения других задач – это:
А. База данных.
В. Браузер.
С. Проводник.
Ответ: В.

Вопрос 9. Подключение к интернету микроустройств, имплантированных или носимых на человеческом теле, - это:
А. Бодинет.
В. Блокчейн.
С. Нейросеть.
Ответ: А.

Вопрос 10. Генерируемая с помощью компьютера трехмерная среда, с которой пользователь может взаимодействовать, полностью или частично в неё погружаясь, - это:
А. Дополненная реальность.
В. Виртуальная реальность.
С. Параллельная реальность.
Ответ: В.

Вопрос 11. Концепция сети передачи данных между физическими объектами («вещами»), оснащёнными встроенными средствами и технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, - это:
А. Искусственный интеллект.
В. Дополненная реальность.
С. Интернет вещей.
Ответ: С.

Вопрос 12. Инфографика – это:
А. Графический способ подачи сложной информации для облегчения восприятия и публикации.
В. Информирование об изменениях графика работы чего-либо в режиме реального времени.
С. Разновидность электронного календаря.
Ответ: А.

Вопрос 13. Свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека, в современном мире характерно для:
А. Интернета.
В. Виртуальной реальности.
С. Искусственного интеллекта.
Ответ: С.

Вопрос 14. Сочетание всех инструментов, мер предосторожности и привычек, которые необходимы пользователям для гарантирования их безопасности в цифровом мире, - это:
А. Безопасность жизнедеятельности.
В. Цифровая безопасность.
С. Защита информации.
Ответ: В.

Вопрос 15. Презентация – это:
А. Графический документ, имеющий расширение .txt или .pcx.
В. Набор картинок-слайдов на определенную тему, имеющий расширение .ppt.
С. Инструмент, который позволяет создавать картинки-слайды с текстом.
Ответ: В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что необходимо выполнить в MS Word для вставки в документ скопированного из интернета текста в таком же формате, как основной текст документа?
Ответ: вставить-специальная вставка-неформатированный текст.
2. Для чего используются инструменты на вкладке «Рецензирование» в MS Word?
Ответ: для совместной работы над документом.
3. Из каких основных элементов состоит презентация PowerPoint?
Ответ: слайды.
4. Как начать показ слайдов в PowerPoint?
Ответ: нажать клавишу F5 на клавиатуре или перейти на вкладку «Показ слайдов» и выбрать нужный вариант.
5. Как сделать так, чтобы при открытии документа MS Excel в нем отображалась актуальная на момент открытия дата?
Ответ: воспользоваться функцией «ТДАТА».
6. При помощи каких инструментов создается сводная таблица и/или сводная диаграмма в MS Excel?
Ответ: Вставка-таблицы-сводная таблица.
7. Что нужно сделать, чтобы при работе в интернете на разных устройствах сохранялись и синхронизировались действия, оформление и настройки браузера?
Ответ: создать учетную запись в браузере и выполнить необходимые настройки оформления и синхронизации.
8. Как настроить быстрый доступ к нужным страницам в интернете?
Ответ: создать закладки этих страниц и поместить их на панель инструментов.
9. Как найти страницу в интернете, посещенную ранее?
Ответ: воспользоваться функцией браузера «История» («Журнал»).
10. Для чего нужен инструмент браузера «Коллекция»?
Ответ: позволяет пользователям сохранять, организовывать и делиться интересными ссылками, текстами, изображениями и видео.
11. Назовите три основных вида облачных технологий.
Ответ: IaaS (инфраструктура как услуга), PaaS (платформа как услуга) и SaaS (программное обеспечение как услуга).
12. Какой инструмент в MS Word позволяет создать письма одинакового содержания для множества адресатов с персональным обращением к каждому и с указанием их должностей, адресов, телефонов и пр.?
Ответ: персонифицированные рассылки.
13. Что необходимо для создания документа, предназначенного для персонифицированной рассылки, кроме общего текста?
Ответ: база данных с необходимой информацией об адресатах в Access, Excel или Outlook.
14. К каким технологиям относятся Гугл-диск, Яндекс-диск, Облако Mail.ru, Dropbox, Apple iCloud и т.п.?
Ответ: к облачным технологиям.
15. Как называется Всероссийская акция, признанная самой масштабной в России проверкой знаний в области цифровой грамотности?
Ответ: Цифровой диктант.
16. Визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями, а также метод, при помощи которого можно структурировать любой материал, - это __________________.
Ответ: ментальная карта/интеллект-карта/mind map.
17. Назовите две составляющие двухфакторной аутентификации.
Ответ: 1) логин и пароль; 2) специальный код или второй пароль.
18. К какому виду мошенничества относится реклама на видеохостингах, обещающая оплату за участие в опросах?
Ответ: фишинг.
19. В каких случаях пользователь оставляет активный цифровой след?
Ответ: когда намеренно делится информацией о себе.
20. Что такое пассивный цифровой след?
Ответ: данные, собранные без ведома пользователя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу в форме письменного опроса. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите три основных вида облачных технологий.
Ответ: IaaS (инфраструктура как услуга), PaaS (платформа как услуга) и SaaS (программное обеспечение как услуга).
2. Какой инструмент в MS Word позволяет создать письма одинакового содержания для множества адресатов с персональным обращением к каждому и с указанием их должностей, адресов, телефонов и пр.?
Ответ: персонифицированные рассылки.
3. Что необходимо для создания документа, предназначенного для персонифицированной рассылки, кроме общего текста?
Ответ: база данных с необходимой информацией об адресатах в Access, Excel или Outlook.
4. К каким технологиям относятся Гугл-диск, Яндекс-диск, Облако Mail.ru, Dropbox, Apple iCloud и т.п.?
Ответ: к облачным технологиям.
5. Назовите варианты доступа к полному тексту статьи, найденной в Elibrary?
Ответ: доступ к полному тексту открыт; полный текст доступен на сайте издателя; полный текст доступен по заказу; доступ к полному тексту закрыт.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гендина, Н.И., Косолапова, Е.В., Рябцева, Л.Н. Информационная культура лично-сти в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Советов, Б.Я., Цехановский, В.В. Информационные технологии: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Касьянов, В.В., Нечипуренко, В.Н. Социология Интернета: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Кравченко, С.А. Социология цифровизации: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в MOODLE "Цифровая культура в профессиональной деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Информационно-правовой портал «Гарант» (https://www.garant.ru/)
4. Система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина "Цифровая культура в профессиональной деятельности" является практическим курсом и состоит из лабораторных работ, которые выполняются на аудиторном занятии под руководством преподавателя по расписанию занятий.
Лабораторные работы сгруппированы по 4-м разделам дисциплины и предназначены для получения и оценки навыков практической работы с цифровыми сервисами, технологиями и инструментами в различных аспектах профессиональной деятельности.
Подготовка к лабораторным работам заключается в ознакомлении с методическими рекомендациями, представленными в каждом разделе для самостоятельного изучения.
По результатам работы в семестре – промежуточная аттестация по дисциплине (автоматически). Обязательным условием для получения автоматической оценки студентом является выполнение не менее 50% всех лабораторных работ.
Шкала оценивания:
50%-70% выполненных работ – оценка «удовлетворительно»
71%-90% выполненных работ – оценка «хорошо»
91%-100% выполненных работ – оценка «отлично»