Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Корея и корейский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_Зарубежное регионоведение_КореяиКЯ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | Раскрыть процессы формирования единого мирополитического пространства в эпоху господства колониализма, выявить механизмы складывания и фукционирования колониальных империй, специфику взаимоотношений народов Востока в условиях жесткой иерархичности мирового пространства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-4 | Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях |
ОПК-4.1 | Знает общественно- политические, экономические и социокультурные события и процессы в регионе специализации в их взаимосвязи с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях |
ОПК-4.2 | Умеет анализировать причинно-следственные связи в исследовании общественно- политических и социально- экономических событий и процессов в регионе специализации |
ОПК-4.3 | Способен давать характеристику и оценку политическим и социально- экономическим процессам в регионе специализации, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстом на глобальном уровне |
ПК-3 | Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории. |
ПК-3.1 | Знает основные методологические концепции и подходы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории |
ПК-3.2 | Умеет обосновывать актуальность исследования, определять объект и предмет исследования, формулировать научную проблему |
ПК-3.3 | Умеет составлять план исследования региональных политических и социально- экономических проблем с учетом современных научных подходов и методов |
ПК-3.4 | Самостоятельно готовит и представляет доклад с основными результатами исследования |
ПК-4 | Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей. |
ПК-4.1 | Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации |
ПК-4.2 | Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-5.1 | Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира |
УК-5.2 | Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности |
УК-5.3 | Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества |
УК-5.4 | Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы и закономерности исторического развития стран Востока |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять причинно-следственные связи концептуальных идей и практического политического развития государства; применять методы научного познания |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-вспомогательной и учебно-организационной работе |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Страны Востока накануне и во время Великих географических открытий | ||||||
1.1. | Проблема «отставания» Востока или «опережение» Запада (историография вопроса) Политическая карта Востока к началу XVII в. Периоды колонизации стран Востока. | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.2. | Проблема «отставания» Востока или «опережение» Запада (историография вопроса) Политическая карта Востока к началу XVII в. Периоды колонизации стран Востока. | Сам. работа | 5 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 2. Япония в период правления сегунов дота Токугава (XVII-XIX вв.) | ||||||
2.1. | Историческая справка. Установление сёгуната Токугава. Социально-экономическое развитие страны: циклы подъема и упадка. Политический кризис начала XIX века. Гражданская война 1862-1869 гг. Революционный переворот Мэйдзи исин. | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.2. | Историческая справка. Установление сёгуната Токугава. Социально-экономическое развитие страны: циклы подъема и упадка. Политический кризис начала XIX века. Гражданская война 1862-1869 гг. Революционный переворот Мэйдзи исин. | Сам. работа | 5 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.3. | Япония во второй половине XIX – начале XX вв. Япония во второй половине XIX в. Продолжение модернизации страны. Зарождение оппозиционного движения: первые политические партии. Внешняя политика Японии. Внешняя политика Японии | Практические | 5 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.4. | Япония во второй половине XIX – начале XX вв. Япония во второй половине XIX в. Продолжение модернизации страны. Зарождение оппозиционного движения: первые политические партии. Внешняя политика Японии. Внешняя политика Японии | Сам. работа | 5 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 3. Могольская Индия накануне колонизации. Борьба английской Ост-Индской компании за Индию (XVII – середина XIX вв.) | ||||||
3.1. | Историческая справка. Возникновение Могольской державы. Экономическое положение страны в XVI – начале XVIII вв. Рост сепаратизма и упадок Империи к середине XVIII в. Английское колониальное завоевание. Индия в первой половине XIX в. Народное восстание 1857-1859 гг. | Лекции | 5 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
3.2. | Историческая справка. Возникновение Могольской державы. Экономическое положение страны в XVI – начале XVIII вв. Рост сепаратизма и упадок Империи к середине XVIII в. Английское колониальное завоевание. Индия в первой половине XIX в. Народное восстание 1857-1859 гг. | Сам. работа | 5 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
3.3. | Индия во второй половине XIX – начале XX вв. Становление индийского капитализма. Зарождение национального самосознания. Реформационное движение, создание Индийского национального конгресса. Раздел Бенгалии, подъем антиколониального движения в 1904-1908 гг. | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
3.4. | Индия во второй половине XIX – начале XX вв. Становление индийского капитализма. Зарождение национального самосознания. Реформационное движение, создание Индийского национального конгресса. Раздел Бенгалии, подъем антиколониального движения в 1904-1908 гг. | Сам. работа | 5 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
3.5. | Общественно-политическая концепция Махатмы Ганди. Начало политической деятельности Ганди. Первая кампания гражданского неповиновения. | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
3.6. | Общественно-политическая концепция Махатмы Ганди. Начало политической деятельности Ганди. Первая кампания гражданского неповиновения. | Практические | 5 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 4. Афганистан в новое время. Англо-русское соперничество в Средней Азии | ||||||
4.1. | Историческая справка. Политический строй и экономические отношения в XVIII-XIX вв. Начало проникновения Англии в Афганистан. Первая англо-афганская война (1838-1842). Англо-русское соперничество в Средней Азии. Вторая англо-афганская война (1878-1880). | Практические | 5 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
4.2. | Историческая справка. Политический строй и экономические отношения в XVIII-XIX вв. Начало проникновения Англии в Афганистан. Первая англо-афганская война (1838-1842). Англо-русское соперничество в Средней Азии. Вторая англо-афганская война (1878-1880). | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 5. Иран в XVIII – первой половине XIX вв. | ||||||
5.1. | Историческая справка. Экономические отношения в стране. Особенности политического устройства Ирана. Внешняя политика династии Каджаров. Бабидские восстания (1848-1852) | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
5.2. | Историческая справка. Экономические отношения в стране. Особенности политического устройства Ирана. Внешняя политика династии Каджаров. Бабидские восстания (1848-1852) | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 6. Османская империя в XVIII – середине XIX вв. | ||||||
6.1. | Историческая справка. Кризис Османской империи. «Восточный вопрос» и положение в провинциях. Проведение реформ Селимом III и Махмудом II. Танзимат: цели и результаты. | Лекции | 5 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
6.2. | Историческая справка. Кризис Османской империи. «Восточный вопрос» и положение в провинциях. Проведение реформ Селимом III и Махмудом II. Танзимат: цели и результаты. | Сам. работа | 5 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
6.3. | Османская империя во второй половине XIX – начале XX вв. Политический кризис и младотурецкая революция Социально-экономическое и политическое положение Порты во второй половине XIX в. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения. Военно-революционный переворот 1908-1909 гг. (Младотурецкая революция). | Практические | 5 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
6.4. | Османская империя во второй половине XIX – начале XX вв. Политический кризис и младотурецкая революция Социально-экономическое и политическое положение Порты во второй половине XIX в. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения. Военно-революционный переворот 1908-1909 гг. (Младотурецкая революция). | Сам. работа | 5 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 7. Страны Азии и Африки накануне Первой мировой войны | ||||||
7.1. | Завершение колониального раздела Африки. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны. | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
7.2. | Завершение колониального раздела Африки. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны. | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
7.3. | Подготовка к итоговой аттестации | Сам. работа | 5 | 10 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Колониализм как историческое явление. 2. Этапы формирования мировой колониальной системы и их характеристика. 3. Роль колониализма в развитии стран Востока. 4. Внутриполитическая ситуация в Японии в XVIII - первой половине XIX в. 5. Тенденции и противоречия социально-экономического развития Японии в первой половине XIX в. 6. Изоляционизм - как внешнеполитический курс Японии в конце XVIII - первой половине XIX в. 7. Революция "Мэйдзи" и буржуазные реформы 70-80 гг. XIX в., их значение. 8. Тенденции политического и социально-экономического развития Китая в конце XVIII - первой половине XIX вв. 9. Превращение Китая в полуколонию иностранных государств. Опиумные войны и их итоги. 10. Попытки стабилизации внутри- и внешнеполитической ситуации в Китае: "сто дней" реформ. 11. Политика капиталистических держав в Китае на рубеже XIX-XX вв. 12. Реакция традиционного китайского общества на процессы колонизации страны: тайпинское восстание, восстание ихэтуаней. 13. Завоевание Индии и формирование английской колониальной системы управления. 14. Колониальная политика Великобритании в Индии во второй половине XIX - начале ХХ в. 15. Индия накануне и годы Первой мировой войны. "Пробуждение Индии". 16. Формирование идеологии национально-освободительного движения. Индийский национальный конгресс. 17. Социально-экономическое и политическое развитие Османской империи в XIX в. Реформаторские попытки Селима III, Махмуда II. Первый и второй периоды "Танзимата". 18. Внешнеполитическое положение Османской империи в XIX в. "Восточный вопрос" в политике "великих держав. турецко-российские отношения. 19. Социально – экономическое и политическое развитие Османской империи в начале ХХ века. национальный вопрос. 20. Младотурецкая революция. Османская империя в годы правления младотурок: основные направления внутренней и внешней политики. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Характер и особенности младотурецкой революции в Турции (1908-1913) 2. Основные этапы и характер иранской революции (1906-1911) 3. Япония в эпоху Мэйдзи (1860-е гг.) 4. Революция и преобразования Мэйдзи. Специфика капиталистического развития Японии в конце XIX – начале XX в. 5. Иран в политике держав Запада XVIII –начала XX в. 6. Брианская Индия. От великой империи Востока к «жемчужине британской короны» 7. Основные формы и колониальной эксплуатации в первой половине XIX в. 8. Начало буржуазно-национального движения в Индии. Создание Всеиндийского национального конгресса 9. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига 10. Первая англо-афганская война (1838 – 1842) 11. Общая характеристика социально- экономического и политического развития Ирана к началу XIX в. 12. Бабидское восстание в Иране 1848-1852 гг. предпосылки, ход событий, историческое знание. 13. Предпосылки революции 1906-1911 гг. в Иране. Влияние русской революции 1905-1907 гг. на Иран. 14. Восстание сипаев и его роль в процессе складывания колониального режима в Индии 15. Становление капитализма в Индии во второй половине XIX – начале XX в. 16. Эволюция констиционно-административной системы Британской Индии во второй половине XIX – начале XX в. 17. Восточные страны и народы в общей схеме Великих географических открытий XVI-XVIII вв. 18. Общее и особенное в реформаторских процессах в странах Азии XIX в. (Турция, Иран, Япония) 19. Специфика Османской имперской системы 20. Танзимат, его этапы и содержание (1820-1870 –е гг.) 21. Южная Африка. Антиколониальная борьба в конце XIX – начале XX в. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС история стран Востока в новое и новейшее время.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л. С. Васильев. — | ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Л. С. Васильев. — | ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 2 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Васильев Л.С. | ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Васильев Л.С. | ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | «Азия. Страны» | www.asian.com.ua | ||
Э2 | «Доступная Азия» | access-asia.ru | ||
Э3 | ... | www.asia-china.ru/ | ||
Э4 | Газета "Жэньминь жибао" | russian.people.com.cn | ||
Э5 | Википедия | ru.wikipedia.org/. | ||
Э6 | Курс в Moodle "История стран Востока в новое и новейшее время" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://russian.people.com.cn/ www.chinaconsulate.khb.ru/rus/.. http://china.kulichki.com/ http://www.chinazone.ru/i/s/mao.htm www.asia-china.ru/... http://russian.china.org. http://xiangan.n http://russian.china.org.cn/russian/ olegarin.comarod.ru/fan.html «Доступная Азия» - http://access-asia.ru/polit.html «Азия. Страны» http://www.asian.com.ua/ Социально- политическая система КНР (Регионоведение Китая) - http://belca.islu.ru/course/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |