МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История внешней политики и дипломатии Кореи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКорея и корейский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КореяиКЯ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 13,5 12
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 10 16 18 16
Практические 10 14 26 24 26
Сам. работа 18 21 39 39 39
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 36 0 72 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.;к.и.н., доцент, Бочкарева И.Б.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История внешней политики и дипломатии Кореи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является систематическое изложение дипломатии и внешней политики Кореи, с тем, чтобы дать студентам целостное представление об основных факторах и ведущих тенденциях международной деятельности этой страны. Полное и всестороннее освещение дипломатии и внешней политики Кореи обеспечивается наличием в программе выделения основных этап реализации внешнеполитической деятельности.
Задачи дисциплины – рассмотреть дипломатию и внешнюю политику Кореи в контексте мировой системы международных отношений в новейшее время; представить в динамике ее изменения в исторической ретроспективе с выходом на современные проблемы и перспективы; познакомить студентов с теоретическими подходами и категориями анализа внешней политики региона; выяснить эволюцию закономерностей, целей и задач, определить движущие силы корейской дипломатии; обозначить геополитические, геостратегические, политические, экономические и идеологические аспекты разработки и осуществления политики Республики Корея на международной арене; раскрыть ее концептуальные основы, главные направления и акценты в их системной динамике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
ПК-3.1 Знает основные методологические концепции и подходы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории
ПК-3.2 Умеет обосновывать актуальность исследования, определять объект и предмет исследования, формулировать научную проблему
ПК-3.3 Умеет составлять план исследования региональных политических и социально- экономических проблем с учетом современных научных подходов и методов
ПК-3.4 Самостоятельно готовит и представляет доклад с основными результатами исследования
ПК-4Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПК-4.1 Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации
ПК-4.2 Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические подходы и категории анализа внешней политики региона; тенденции социального, политического, экономического развития Кореи; общественно-политические реалии Кореи с учетом его лингвострановедческой специфики
3.2.Уметь:
3.2.1.выяснять эволюцию закономерностей, целей и задач, определять движущие силы корейской внешней политики в различных направлениях;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками научного анализа, представлениями о приоритетных направлениях дипломатии и внешней политики РК, основных этапах развития внешнеполитической концепции РК

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Внешняя политика Кореи в колониальный период и «Корейский вопрос» в 1910-1945 гг.
1.1. «Корейский вопрос» в 1910-1945 гг. Колониальное господство Японии. Участие представителей Кореи в мирных конференциях. Политика Ли Сынмана и Ким Гу. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Решение "корейского вопроса" странами - участниками антигитлеровской коалиции. Московское совещание 1945 г. и его итоги. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Работа с вопросами для самоконтроля Сам. работа 8 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Международные отношения и политика Республики Корея после 1945 года: основные направления, события, результаты
2.1. Образование РК и КНДР. Позиции США и СССР. Война 1950-1953 гг. Женевское совещание 1954 г. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Внешняя политика Республики Корея в 50-60-е гг. XX в. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Основные направления внешней политики при Пак Чжон Хи. "Северная политика" Южной Кореи. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Отношения Республики Корея с США и Японией в 70-80-е гг. Межкорейские конфликты. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Работа с вопросами для самоконтроля Сам. работа 8 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Характерные черты внешней политики государств Корейского полуострова в 1990-е - 2020-е гг.
3.1. Основные направления во внешней политике Республики Корея в конце XX – начале XXI вв.: проблемы и перспективы Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Внешняя политика КНДР (80-е гг. XX в. - начало XXI вв.) Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Работа с вопросами для самоконтроля Сам. работа 8 7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Организация дипломатической службы и дипломатической практики РК: теория и практика
4.1. Становление дипломатии РК в период президентства Ли Сынмана Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Эволюция внешнеполитических приоритетов и дипломатического аппарата РК во второй половине ХХ в. - начале XXI в. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Дипломатические представительства за рубежом . Классы глав загранпредставительств. Постоянные представительства при международных организациях. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Иммунитеты и привилегии дипломатической службы Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.5. Информационно аналитическая работа в посольстве. Виды внутриведомственной переписки. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Требования к внешнеполитической информации. Источники информации. Дипломатические контакты и беседы. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.7. Содержание и основные формы дипломатической переписки Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.8. Цели международных переговоров, их типы и формы.Подготовка международных переговоров. Переговорная стратегия и тактика. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.9. Понятие дипломатического протокола. Основные протокольные правила организации межгосударственных визитов Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.10. Организация межгосударственных визитов. Дипломатические приемы. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.11. Самостоятельное изучение темы Сам. работа 8 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Механизм разработки и принятия внешнеполитических решений
5.1. Роль политической элиты в процессе принятия внешнеполитических решений в Республике Корея. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Механизм разработки и принятия внешнеполитических решений Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Внешнеполитические концепции политических сил РК (2008 – 2017 гг.) Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Самостоятельное изучение вопросов темы Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. «Корейский вопрос» в 1910-1945 гг.
2. Колониальное господство Японии. Участие представителей Кореи в мирных конференциях.
3. Политика Ли Сынмана и Ким Гу.
4. Решение "корейского вопроса" странами - участниками антигитлеровской коалиции. Московское совещание 1945 г. и его итоги.
5. Образование РК и КНДР. Позиции США и СССР. Война 1950-1953 гг. Женевское совещание 1954 г.
6. Внешняя политика Республики Корея в 50-60-е гг. XX в.
7. Основные направления внешней политики при Пак Чжон Хи. "Северная политика" Южной Кореи.
8. Отношения Республики Корея с США и Японией в 70-80-е гг. Межкорейские конфликты.
9. Основные направления во внешней политике Республики Корея в конце XX в.: проблемы и перспективы
10. Внешняя политика КНДР (80-е гг. XX в. - начало XXI вв.)
11. Внешняя политика президента Ким Дэчжуна.
12. Корейско-японские переговоры 2000 г.
13. Республика Корея во внешнеполитической стратегии Российской Федерации. Визит президента РФ В.В. Путина в Корею (февраль 2001 г.).
14. Отношения РК и КНР в начале XXI в.
15. Отношения Республики Корея и США (2000-е гг.): основные направления и итоги
16. «Солнечная политика» президента Ким Дэчжуна.
17. Подходы правых и левых партий к характеру сотрудничества с США и взаимодействию с КНДР: общее и особенное.
18. «Доктрина Ли Мёнбака» и заявка на глобализацию интересов Кореи.
19. Инициативы президента Пак Кын Хе.
20. Становление дипломатии РК в период президентства Ли Сынмана
21. Роль политической элиты в процессе принятия внешнеполитических решений в Республике Корея.
22. Внешнеполитические концепции политических сил РК (2008 – 2017 гг.)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Дацышен В. Г. История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/
http://sbiblio.com/biblio/
http://www.isras.ru/
http://www.bibliotekar.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс осваивается в рамках аудиторных занятий и посредством электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД), размещенного на Едином образовательном портале АлтГУ. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.