МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры России в мировом контексте

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика и международное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_Регионоведение России_НПиМС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Шершнева Е.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Кащаева М.В.

Рабочая программа дисциплины
История культуры России в мировом контексте

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дашковский Петр Константинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Дашковский Петр Константинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является изучение роли русско культуры в мировой истории

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Анализирует общественно-политические и социально-экономические события и процессы регионального развития в экономическом, социальноми культурно-цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе
ОПК-4.2 Выявляет долгосрочные тенденции развития территории в исторической ретроспективе и понимает их влияние на современную ситуацию
ОПК-4.3 Находит причинно-следственные связи и взаимозависимости между общественно политическими социально-экономическими процессами и явлениями регионального развития
ПК-5Владеет навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
ПК-5.1 Владеет навыком дискуссии по заданной проблеме регионоведческого характера
ПК-5.2 Использует виртуальное пространство для выставления материалов научного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.1. Анализирует общественно-политические и социально-экономические события и процессы регионального развития в экономическом, социальном и культурно-цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе;
ОПК-4.2. Выявляет долгосрочные тенденции развития территории в исторической ретроспективе и понимает их влияние на современную ситуацию;
ОПК-4.3. Находит причинно-следственные связи и взаимозависимости между общественно-политическими социально-экономическими процессами и явлениями регионального развития
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5.1. Владеет навыком дискуссии по заданной проблеме регионоведческого характера;
ПК-5.2. Использует виртуальное пространство для выставления материалов научного исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы культуры
1.1. Культура, как объект изучения Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.2. История и становление культуры Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Основные культурологические школы. Теории культуры Практические 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Основные культурологические школы. Теории культуры Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.5. История и становление культуры Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.6. Становление и понятие культурного наследия России Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. История развития культуры в России
2.1. Древнерусская культура Практические 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.2. Древнерусская культура Сам. работа 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.3. Русская культура конца XII – XV вв. Лекции 4 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.4. Русская культура конца XV – XVII вв. Становление единой общерусской культуры Практические 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.5. Русская культура конца XV – XVII вв. Становление единой общерусской культуры Сам. работа 4 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.6. Новые тенденции в духовной культуре XVII в. Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.7. Петровский культурный переворот Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.8. Петровский культурный переворот Сам. работа 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.9. Эпоха просвещения в русской культуре Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.10. Эпоха просвещения в русской культуре Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.11. Понятие «русской идеи» в культуре России Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.12. Серебряный век русской культуры Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.13. Серебряный век русской культуры Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.14. Культура России в период революции. Культуры пореволюционной русской эмиграции Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.15. Культура России в период революции. Культуры пореволюционной русской эмиграции Сам. работа 4 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.16. Формирование культурного облика тоталитарного общества Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.17. Формирование культурного облика тоталитарного общества Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.18. Культурные процессы 1960– нач. 90-х гг. Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.19. Культурные процессы 1960– нач. 90-х гг. Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.20. Постсоветская эпоха российской культуры. Процессы инкультурации в современном обществе. Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.21. Постсоветская эпоха российской культуры. Процессы инкультурации в современном обществе. Сам. работа 4 5 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.22. Экзамен 4 27 ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях

Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. В 1912 г. сформировалась группировка российских художников, отличавшаяся анархическим бунтарством и отрицанием классических традиций. На своих выставках художники показывали не только собственные работы, но и произведения детей. Как называлось это художественное объединение
А) Голубая роза
Б) Ослинный хвост
В) Бубновый валет
Г) Кукриниксы
2. В древнерусской литературе преобладал
А) агиографический жанр
Б) летописный жанр
В) былинный жанр
Г) фольклорный жанр
3. В украшении древнерусских храмов активно использовалась
А) иконопись
Б) фресковая живопись
В) мозаика
Г) декоративные элементы отсутствовали
4. Для любого культурного человека, или субъекта культуры важны
А) стремление к знаниям, креативность, свобода мышления
Б) творческий потенциал, любознательность
В) сознательность, воспитанность, креативность
Г) гениальность, образованность, коммуникабельность
5. Законодательство по охране памятников культурного наследия начало формироваться
А) в XVIII в.
Б) во второй половине XX в.
В) в первой четверти XX в.
Г) в конце XIX в.
6. Иконописец в основу живописи которого по мнению В.В. Бычкова была заложена «философская концепция в красках, достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма». Через его творчество прослеживается концепция «фаворского света»
А) Даниил Черный
Б) Феофан Грек
В) Андрей Рублем
Г) Дионисий
7. Известный немецкий философ К. Ясперс выдвинул концепцию развития человечества, по которой он разделил всю мировую историю на четыре периода: доисторию, эпоху великих культур древности, «осевое время» и эру научно- технического развития. Что он понимал под периодом «осевого времени»
А) научно-техническую революцию в Европе
Б) «духовный» переворот, происшедший благодаря явлению Христа и христианству
В) появление оружия массового уничтожения
Г) Первая мировая война
8. Как называлась книга, изданная в годы правления Петра I, которая рассказывала о правилах хорошего тона
А) Советы юным
Б) Воспитанность и её основы
В) Юности честное зерцало
Г) Азбука поведения
9. Какое из приведенных ниже определений культуры соответствует взглядам английского этнографа, исследователя первобытной культуры Э.Б. Тайлора
А) Культура — это природа, преобразованная посредством человеческой деятельности
Б) Культура представляет собой совокупность всех наследственных информации, способов их организации и сохранения
В) Культура, или цивилизация.., слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества
10. Какая характеристика подходит к определению культуры по Шпенглеру
А) интернациональна
Б) безрелигиозна
В) высший этап развития цивилизации и её «затухание»
Г) аристократична
11. Какое название получил архитектурный стиль второй половины XVII в., отличающийся многоярусностью, ажурной легкостью, многоцветной богатой отделкой здания, контрастностью красно-кирпичного фона и белокаменного узора
А) древнерусский
Б) нарышкинское барокко
В) византийский
Г) царский
12. Какой архитектор XVIII века является основоположником русского классицизма
А) В.В. Растрелли
Б) В.И. Баженов
В) Д. Жилярди
Г) М.Ф. Казаков
13. Кому из иконописцев принадлежит произведение «Ветхозаветная троица»
А) Феофан Грек
Б) Симеон Черный
В) Алипий Печерский
Г) Андрей Рублев
14. Кому из мыслителей принадлежит следующее высказывание: «...Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания... Культура все еще хочет в известном смысле играться – по обоюдному соглашению относительно определенных правил...»?
А) М. Веберу
Б) И. Хейзинге
В) М. Бахтину
Г) Б. Малиновскому


Ключ к тестам
1. Б
2. А
3. Б
4. В
5. В
6. Б
7. Б
8. В
9. В
10. В
11. Б
12. Б
13. Г
14. Б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. ____________ возрождение духовности, настоящего творчества, формирование подлинности жизненного пространства (Воспитание культурой)
2. Ряд производных значений: воспитанность, облагороженность, утонченность и приличествующие этому одеяния, убранство жилья и в целом образ жизни обозначается понятием ___________ (культура)
3. В латинском языке, это обработка почвы, у Цицерона обработка ума, имеет общее происхождение с культом ____________ (культура)
4. _______________ складывалось как осознание кризиса культуры, невозможности гармонии человека и природы как глобальной проблемы (Современное культурологическое знание)
5. Это направление является самым распространенным в культурологии. Неслучайно чаще всего можно встретить толкование понятия «культура» как «совокупность материальных и духовных ценностей» ____________ (аксеологическая школа)
6. Живопись, основанная на применении водяных красок на сырую штукатурку при строительстве храмов в Древней Руси____________ (фреска)
7. Художник и искусствовед А. Бенуа писал: «Петергоф – резиденция царя морей. ______________ в Петергофе не придаток, а главное» (Фонтаны).
8. На могиле _________ выбита надпись: «Под его рукою мрамор дышит» (Федота Ивановича Шубина).
9. В Зимнем Дворце в настоящее время располагается крупнейший русский музей - ________ (Эрмитаж)
10. Вслед за 7207-м годом в России наступил _______ г. (1700 г. от Рождества Христова)
11. Поводом для образования Товарищества передвижных художественных выставок послужил _______________ (конфликт с Академией художеств)
12. ___________ церковь Москвы была построена в стиле московского барокко (Покрова в Филях)
13. Автором первого произведения, написанного в автобиографической манере стал __________ (Аввакум)
14. Черта, характерная для российской культуры XVII в. (обмирщение культуры)
15. Для начала нового периода русской культуры не было характерно ___________ (усиление религиозного мировоззрения)
16. В литературе XVII в. появились жанры __________ (повесть и лирические стихи)
17. В середине XVII в. запрещалось строить __________ (шатровые церкви)
18. Самым известным художником XVII в. был __________ (Симон Ушаков)
19. Создание на Руси купольных храмов свидетельствует ______________ (о влиянии Византии)
20. «Затем послал князь по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом…» О каком событии говорит отрывок: (Крещение Руси)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-5 Владеет навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований

Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия вступила в силу
А) 1975 г.
Б) 1966 г.
В) 1985 г.
Г) 1990 г.
2. Кто был главным представителем революционного направления в русской литературе начала XX века
А) О. Мандельштам
Б) Ф. Соллогуб
В) В. Хлебников
Г) М. Горький
3. Кто из названных исторических деятелей XVI–XVII вв. был видным книжником, поэтом, основателем русского силлабического стихосложения
А) Семён Дежнёв
Б) Симон Ушаков
В) Симеон Полоцкий
Г) Фёдр Конь
4. Кто сыграл огромную роль в развитии стиля барокко в России
А) В.И. Баженов
Б) М.Ф. Казаков
В) Б. Растрелли
Г) А. Ринальди
5. Культурная интеграция – это…
А) форма кросс-культурного взаимодействия, при котором мигранты полностью сохраняют свою культуру, одновременно проявляя терпимость к культурным ценностям других народов и частично усваивая их
Б) процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение
В) расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы
Г) точка высшего напряжения, в которой комбинация элементов оказывается наиболее удачной, в результате чего достигается расцвет тех или иных сфер культуры – экономики, литературы, религии и т.п.
6. Материальная культура – это
А) область человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества
Б) элементы производственного и духовного процесса доступные ограниченной группе лиц
В) совокупность средств производства и прочих материальных ценностей общества
Г) производство, направленное на удовлетворение утилитарных потребностей человека
7. Материальные предметы, с зафиксированной различными способами информацией, которую создают люди в процессе осознанной деятельности, для достижения конкретных целей
А) книга
Б) исторический источник
В) произведение искусства
Г) плакат
8. На какие века приходится эпоха Просвещения
А) XV–XVI вв.
Б) XVI–XVII вв.
В) XVII–XVIII вв.
Г) XVIII–XIX вв.
9. Основным архитектурным типом храма на Руси был выбран
А) крестово-купольный
Б) базилика
В) каркасно-нервюрный
Г) сводчатый
10. Основными ценностями русского мира являются
А) правда, спасение, соборность
Б) православие, самодержавие, народность
В) истина, единство, религия
Г) идеология, закон, единство
11. Первое высшее учебное заведение в Москве Эллино-греческая академия было открыто
А) в XVIII в.
Б) в конце XVII в.
В) в XVI в.
Г) в первой половине XVII в.
12. Под термином «инкультурация» понимается
А) процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им определенных привычек, норм и стереотипов поведения
Б) принятие индивидом иной культурной традиции
В) процесс сближения народов и взаимопроникновение культур
Г) процесс разрушения национальных культурных норм поведения
13. Понятие «русская идея» вводиться в оборот в 1888 г.
А) Н. Бердяевым
Б) И. Ильиным
В) Л. Карсавиным
Г) Вл. Соловьевым
14. Православная духовная практика, подразумевающая под собой безмолвие и отшельничество пришедшая на Русь с Византии в XIV в.
А) исихазм
Б) экзорцизм
В) юродство
Г) умная молитва

Ключ к тестам
1. А
2. Г
3. В
4. В
5. А
6. В
7. Б
8. В
9. А
10. А
11. Б
12. А
13. Г
14. А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. ______ активный деятель, творец, преобразователь культурной реальности (субъект культуры)
2. Существование былинного эпоса на Руси говорит ______________ (о развитии устного народного творчества)
3. Узор, созданный из тысячи мельчайших припаянных шариков __________ (зернь)
4. Какое положение можно назвать главной идеей русских былин (защита русских земель от врагов)
5. Данный тип храма представляет собой в плане равносторонний «греческий» крест с купольным перекрытием средокрестия (крестово-купольный тип храма)
6. В правление _____________ в России были открыты Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная и Медицинская школы (Перта I)
7. Первая печатная газета в России ___________ вышла в 1703 году по указу Петра I. (Ведомости)
8. Сравните особенности развития культуры России в XVII в. и первой половине XVIII в. и укажите общие характеристики (появление новых стилей и направлений в культуре; проявление личностного начала в творчестве, возрастание интереса к человеку; обогащение культурно-социальной тематики и усиление её демократизации; формирование и развитие культуры России как культуры нации; осуществление процесса дифференциации культуры (наука, просвещение, светская живопись, художественная литература и т. д.); развитие и углубление культурных связей с другими народами)
9. Сравните особенности развития культуры России в XVII в. и первой половине XVIII в. и укажите отличия (преобладание традиции над новациями; сохранение религиозного характера культуры, начало процесса обмирщения; насильственный характер ряда преобразований, подрывавших культурные традиции; светский характер культуры; сближение с Западом, освоение достижений западноевропейской культуры; совершенствование системы передачи культурных ценностей, формирование нового механизма их распространения (светская школа, газета, журнал, новый литературный язык, гражданская азбука и т. д.); рост культурных различий в обществе)
10. Непримиримое противостояние сторонников авторитаризма и его противников против контроля партийного аппарата, ярким проявлением которого стало правозащитное движение получившее название (Диссидентское)
11. К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным Методом был объявлен метод ___________ (Социалистического реализма)
12. Культура СССР в 30-е гг. характеризуется __________ (партийным контролем за деятельностью творческой интеллигентности)
13. Освобождения искусства от подчинения его церковным канонам – это _________ (обмирщение)
14. Какой вид изобразительного искусства в 20-е годы был самым мобильным, оперативным и распространенным (Графика, журнальный и газетный рисунок, плакат)
15. Факторами мешающими развитию науки с 1950 по 1980 г. стали _________ (Пренебрежительное отношение к достижениям научно-технической мысли западных стран)
16. В 40-е годы XX в. ведущими темами в художественной литературе и искусстве стали ___ (Патриотизм, Гражданственность)
17. Взаимодействие и взаимовлияние культур народов, населяющих Россию особенно ярко проявилось в формах __________(заимствовании особенностей быта, одежды, кухни)
18. Массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой стала ____ (ликвидация неграмотности).
19. Первую каменную церковь князь Владимир построил в ___________ (Киеве)
20. Существование былинного эпоса на Руси говорит ___________ (о развитии устного народного творчества)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине

1. Культура, как объект изучения
2. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
3. Концепция культуры О. Шпенглера.
4. Концепция культуры А. Тойнби.
5. Ось мирового времени К. Ясперса.
6. Интегральная модель культуры П.А. Сорокина.
7. Игровая концепция культуры Й. Хёйзинги.
8. История и становление культуры
9. Культурное наследие России, понятие и сущность
10. Архитектура и изобразительное искусство Древней Руси
11. Фольклор Древней Руси
12. Литературные источники Древней Руси
13. Роль религиозного фактора в истории культуры России конца XII – XV вв.
14. Письменные памятники России конца XII – XV вв.
15. Грамотность и образование. Начало книгопечатания
16. Общественные движения и зачатки научного знания в XV – XVII вв.
17. Архитектура русского государства XV – XVII вв.
18. Изобразительное искусство XV – XVII вв.
19. Духовная культура XVII в.
20. Переход от типа средневековой культуры к культуре нового времени.
21. Архитектура, скульптура и искусство Петровской эпохи
22. Народное просвещение
23. Общественная мысль России эпохи просвещения
24. Понятие «русской идеи» в культуре России
25. Литература, поэзия, живопись и скульптура серебряного века
26. Российская культура в 1917 – 1929 гг.
27. Культура русского зарубежья
28. Культура и Великая отечественная война
29. Культура в СССР в период «Оттепели», 1953-196
30. Понятие инкультурации в современном обществе

Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов, В. В. История культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Касьянов В. В. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Усовой М.Т. Русская культура: учебное пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Горелов А. А. История русской культуры. : учебн. пособ. М.: "Юрайт"// ЭБС "Лань", 2012
Л2.3 Замалеев А.Ф. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ: Учебное пособие для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Русский музей www.rusmuseum.ru
Э2 Эрмитаж ermitazh.org
Э3 Курс в Moodle "История культуры России в мировом контексте" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "История культуры России в мировом контексте" направлен на знакомство студентов с историей формирования культурной традиции России. Лекции являются важным этапом учебного процесса в рамках которых, студент приобретает навык умственного труда. Неотъемлемой частью лекционного заняити является приобретение студентом навыка конспектирования материала, что предпологает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект должен быть грамотным, т.е. включать только самое основное, с использованием системы знаков, сокращений и выделений.
Практические занятия расчитаны на занкомство студентов с развтием исламской тардиции в конкретных регионах. К каждому практическому занятию предлагается перечень заданий, которые представлены в фонде оценочных средств. В рамках практических занятий, судент формиует свою собстенную позицию по проблеме развития ислама на региональном уровне, и опираясь на теоретический материал дает объективную оценку современному положению мусульманской уммы в конкретном регионе. Подгоовка к практическим занятиям является трудоемкой формой самостоятельной работы студента по освоению курса. Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия, предназначенные для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Практические занятия прасчитаны на привлечение каждого студента к работе и формированию у них правктических навыков в рамках изучаемого курса.
При подготовке к экзамену студенту следует: в полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций и практичеких занятий; особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины; при подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).