МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историческая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика и международное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_Регионоведение России_НПиМС-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
ст. преподаватель , А.Н. Ожиганов

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Историческая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоить научные основания формирования «Исторической психологии» как особого направления гуманитарных исследований.
Рассмотреть основные подходы и концепции используемые исследователями для изучения отдельных исторических периодов и народов.
Сформировать умение и анализ изучения отдельных исторических периодов и народов используя методы и подходы «Исторической психологии»
Выявить современные историко-психологические факторы и тенденции влияющие на развитие общества
Выявить основные этапы формирования психологических факторов поведения индивида и общества, влияющие на их развитие и историю.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Анализирует общественно-политические и социально-экономические события и процессы регионального развития в экономическом, социальноми культурно-цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе
ОПК-4.2 Выявляет долгосрочные тенденции развития территории в исторической ретроспективе и понимает их влияние на современную ситуацию
ОПК-4.3 Находит причинно-следственные связи и взаимозависимости между общественно политическими социально-экономическими процессами и явлениями регионального развития
ПК-4Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, разработать основные направления ее изучения
ПК-4.1 Работает с библиотечными и архивными базами данных России и зарубежных стран, отбирает издания по исследуемой тематике, составляет аннотируемую библиографию
ПК-4.2 Определяет актуальное поле регионального исследования на основе анализа научной литературы и информационных источников
ПК-4.3 Определяет цель и задачи регионального исследования, определяет объект и предмет регионального исследования, создает и применяет методологический аппарат
ПК-4.4 Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы исследования
ПК-4.5 Находит и использует релевантные методы анализа эмпирического материала
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1. Анализирует общественно-политические и социально-экономические события и процессы регионального развития в экономическом, социальном и культурно-цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе;
ПК-4.2. Определяет актуальное поле регионального исследования на основе анализа научной литературы и информационных источников
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Выявляет долгосрочные тенденции развития территории в исторической ретроспективе и понимает их влияние на современную ситуацию;
ПК-4.3. Определяет цель и задачи регионального исследования, определяет объект и предмет регионального исследования, создает и применяет методологический аппарат;
ПК-4.4. Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.3. Находит причинно-следственные связи и взаимозависимости между общественнополитическими социально-экономическими процессами и явлениями регионального развития
ПК-4.1. Работает с библиотечными и архивными базами данных России и зарубежных стран, отбирает издания по исследуемой тематике, составляет аннотируемую библиографию;
ПК-4.5. Находит и использует релевантные методы анализа эмпирического материала

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историческая психология, как наука
1.1. Общая храктеристика "Исторической психологии" как науки Лекции 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.2. Введение в «Историческую психологию». Практические 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.3. История становления и развития «Исторической психологии» Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.4. Специальные историко-психологические теории Практические 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.5. Междисциплинарность и интеграция истории и психологии Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.6. Теоретические принципы критики источников и источниковедческого анализа в Исторической психологии. Школа «Анналов» и ее представители Люсьен Февр и Марк Блок Практические 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.7. Основные проблемы «Исторической психологии» Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.8. Праздничные даты – как пример изучения общества в разные временные эпохи. Практические 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.9. Основные историко-психологические проблемы антропогенеза. Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.10. Этапы развития историко-психологической мысли. Практические 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.11. Теории влияния эпохи на личность и ее формирование. Практические 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.12. Повседневная жизнь человека – как источник об эпохе. Период ХХ в. СССР-РФ. Психологический портрет представителей: молодежи, интеллигенции, городского и сельского жителя и др. Практические 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.13. Введение в «Историческую психологию». Специальные историко-психологические теории Сам. работа 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.14. Теоретические принципы критики источников и источниковедческого анализа в Исторической психологии. Школа «Анналов» и ее представители Люсьен Февр и Марк. Этапы развития историко-психологической мысли. Сам. работа 6 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.15. Праздничные даты – как пример изучения общества в разные временные эпохи. Теории влияния эпохи на личность и ее формирование. Сам. работа 6 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.16. Повседневная жизнь человека – как источник об эпохе. Период ХХ в. СССР-РФ. Психологический портрет представителей: молодежи, интеллигенции, городского и сельского жителя и др. Сам. работа 6 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
Раздел 2. История развития общественного сознания
2.1. Особенности сознания человека первобытной эпохи Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.2. Мифологическое сознание и магия Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.3. Психологические особенности первобытного общества Практические 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.4. Психологические особенности Мифологического сознания и магии Практические 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.5. Психологические основы эпохи античности Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.6. Психологическая характеристика эпохи античности Практические 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.7. Психолого-истоическая реконструкция менталитета Древней Греции периода архаики Практические 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.8. Психологическая жизнь эпохи средневековья Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.9. Психология человека эпохи средневековья Практические 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.10. Психологическая атмосфера эпохи Возрождения и Нового времени Лекции 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.11. Ментальность Нового времени и рационализм Практические 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.12. Психологическая картина современного мира Лекции 6 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.13. Психологическая картина современного мира Практические 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.14. От современности к постсовременности Практические 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.15. Психологический портрет современного человека Практические 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.16. Психологические особенности первобытного общества Сам. работа 6 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.17. Психологические особенности Мифологического сознания и магии Сам. работа 6 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.18. Психологические основы эпохи античности. Психолого-историческая реконструкция менталитета Древней Греции периода архаики Сам. работа 6 7 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.19. Психологическая жизнь эпохи средневековья Сам. работа 6 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.20. Ментальность Нового времени и рационализм Сам. работа 6 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.21. Психологическая картина современного мира. От современности к постсовременности Сам. работа 6 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.22. Психологический портрет современного человека Сам. работа 6 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.23. Экзамен 6 27 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6586

Оценка сформированности компетенции ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях; ПК-4 Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, разработать основные направления ее изучения

Примеры заданий закрытого типа:
1. Историческая психология как академическая наука, сложилась в:
a. XIX
b. XXI
c. XVIII
d. XX
Ответ: c

2. Становления и развития человеческой психики это:
a. Филогенез
b. Онтогенез
c. Историогенез
d. Психогенез
Ответ: d

3. Вильгельм Вундт, говоря о сотрудничестве Истории и Психологии, указывал что по отношению в друг другу они:
a. История главенствует над Психологией
b. Психология главенствует над Историей
c. История и Психология равны
Ответ: b

4. Модель взаимоотношения Истории и Психологии этого исследователя критиковал Люсьен Февр, предложив новое видение коллаборации этих наук в своей работе "Бои за историю"
a. Й. Хейзинга
b. В. Вундт
c. М. Блок
d. М. Бахтин
Ответ: b

5. Какое историческое событие, считалось причиной кризиса исторической науки, для преодоления которого было предложена новая методология исследования прошлого?
a. Вторая мировая война 1939 г.
b. Основание компании Дисней 1923 г.
c. Первая мировая война 1914 г.
d. Октябрьская революция 1917 г.
Ответ: c

6. Это праздничная дата, являющаяся примером созданного искусственно праздника сверху, с первых лет своего появления стало поводом для маршей и выступлений националистов, что идеологически было в противовес официальному наименованию этого праздника
a. Первое мая
b. День России
c. День конституции
d. День народного единства
Ответ: d

7. Одна из функций карнавальной культуры и праздника, согласно М.М. Бахтину, для депрессивного общества, является это:
a. Объединение общества
b. Забвение
c. Сброс напряжения
Ответ: c

8. Основатель психоанализа и автор работы "Тотем и табу" (1913 г.)
a. З. Фрейд
b. В.Дильтей
c. К. Г. Юнг
Ответ: a

9. В течение всего средневековья, в литературе внимание уделялось не индивидуальным особенностям людей, а скорее, обобщенному образу человека и неизменяемому центру – его:
a. Жизни
b. Эгу
c. Душе
d. Сердцу
Ответ: c

10. Важным событием в культуре Нового времени можно считать появление жанра исторического романа, в котором авторы старались соблюдать принцип исторической достоверности и исторического колорита, который вводит в литературу «отец исторического романа»:
a. А. Пушкин
b. Ж. Верн
c. У. Шекспир
d. В. Скотт
Ответ: d

11. Вильгельм Вундт разделил психологию на практическую и теоретическую, причем теоретическую часть назвал психологией народов и определил ее как науку об историческом развитии. В. Вундт полагал, что история и психология близки друг к другу, так как являются науками о:
a. Разуме
b. Познании
c. Духе
Ответ: c

12. Метод психокоррекции на основе обратной связи между людьми имеющие общие проблемы и переживания, введенный Тригатом Барроу в 1925 году:
a. Групповой анализ
b. Корпоративизм
c. Групповая коммуникация
d. Групповая аналитика
Ответ: a

13. Это праздничная дата в последние годы, исходя из текущего канона празднования и стилистического воплощения, рядом культурологов, определяется как "религиозный", для общества и государства, хотя никакого отношения ни к одной действующей конфессии он не относится
a. День народного единства
b. День России
c. 1 мая
d. 9 мая
Ответ: d

14. Междисциплинарность как явление современной научной мысли подразумевает:
a. тесную связь двух и более отраслей знаний
b. отсутствие связи двух и более отраслей знаний
Ответ: a

15. В рамках советской праздничной культуры, в этот день совершались: демонстрации, награждения трудящихся, возложение цветов к местам захоронений, презентация новых достижений в экономике и промышленности, проведение агитационных мероприятий в школах и на предприятиях, открытие новых памятников и др.
a. 7 ноября
b. 1 мая
c. 9 мая
d. 9 января
Ответ: a

16. Первобытное общество, относящиеся к доисторическому периоду, является областью исследования:
А) этнографии Б) этнопсихологии В) палеопсихологии
Ответ: Б

17. Для восприятия мира, у первобытного человека в сравнению с человеком современным
А) является аналогичным Б) менее яркое и детализированное В) более яркое и детализированное
Ответ: Ф

18. Согласно К.Г. Юнгу «память предков» (архетипическая память), является началом развития веры: Б
А) реинкарнацию Б) бессмертия В) наличие божеств
Ответ: Б

19. Мышление сопровождающее конкретные предметные действия:
А) образное Б) мифологическое В) практическое Г) абстрактное
Ответ: А

20. Изучение генезиса психики человека в современной науки, отсчитывается с этого вида Номо:
А) Homo habilis Б) Homo erectus В) Homo neanderthalensis Г) Homo sapiens
Ответ: Г

21. Одно из событий в истории церкви, являлось предпосылкой дальнейшего развития психологии человека, которое в т.ч. рассматривает как новое явление Макс Вебер в своей «Протестантской этике»:
А. скизма Б. реформация В. крестовые походы
Ответ: Б

22. Появление Ренессанса, географически относится к территории:
А. Южной Франции
Б. Германии
В. Южной Италии
Г. Северной Италии
Ответ: Г

23. Для философии, искусства и науки эпохи Возрождения, основным объектом к которому они обращаются становится:
А. Бог
Б. Окружающий мир
В. Человек
Г. Бытие
Ответ: В

24. Одна из теорий появления эпохи Возрождения, связывается с этим историческим событием, которое стало социальным напряжением и жертвоприношением и выход человеческого сознания из средневекового сомнамбулизма:
А. Географические открытия
Б. Реформация
В. Эпидемия
Г. Итальянские войны
Ответ: В

25. Крупный военный конфликт XVIII века, один из самых масштабных в эпоху Нового времени, неофициально преподносимый как «1 мировая война» в истории:
А. Война за независимость США
Б. Наполеоновские войны
В. Тридцателетняя война
Г. Семилетняя война
Ответ: Г

26. Женщина в шумерском обществе имела статус:
А. Ниже мужчины
Б. Равный мужчине
В. Выше мужчины
Ответ: Б

27. Одна из причин государственности Шумерской цивилизации необходимость совместного строительства и эксплуатации:
А. Ирригаций
Б. Храмов
В. Укреплений города
Г. Дворцов
Ответ: А

28. Античные греки, считая себя эллинами, остальные народы называли:
А. Дикари
Б. Варвары
В. Чужаки
Г. Илоты
Ответ: Б

29. Осознание бесконечности мира и несоразмерности его с человеческим бытием привело к тому, что философы обращаются к:
А. Религии
Б. Обществу
В. Природе
Г. Человеку
Ответ: Г

30. Раздвоение мира на земной и внеземной, сверхъестественный положило начало демифологизации природного мира, которая сопровождалась выделением из мифологического сознания двух различных относительно самостоятельных форм сознания:
А. Религии и мифа
Б. Религии и науки
В. Науки и познания
Ответ: Б

Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:


Примеры заданий открытого типа:

1. Реконструкция материальной культуры первобытного общества основана на следующих двух науках:
Ответ: археология и этнография

2. Система коммуникации, быстрой реакции, способность к прогностической деятельности, была необходима для следующей деятельности:
Ответ: охота

3. При отсутствии письменности, роль «памяти», для первобытного человека заключается:
Ответ: передача сведений о жизнедеятельности, ориентации в окружающем мире

4. Особая техника, основанная на ритмическом воспроизведении информации, сказателями и шаманами, использовалась для:
Ответ: воспроизведения и сохранения информации

5. Шумерский город, по определению был домом:
Ответ: Бога

6. Учет времени шумерами, помимо наблюдений за небесными телами, также велся с помощью:
Ответ: Солнечные часы, водяные часы

7. В рамках обучения в школах (эдубах) шумеры осваивали и учили писать элегии – это:
Ответ: Погребальные песни

8. Начало противопоставления цивилизованного Запада и деспотичного Востока, Античными греками прослеживается в описании войны с:
Ответ: Персией

9. Согласно идеи Э.Мейрсона, именно это изменило и усложнило структуру общества, усложнило мыслительную деятельность:
Ответ: Город

10. Одна из психологическая черта шумер, сопровождала их с момента рождения, которую он испытывал перед родителями, учителями, друзьями, правителем, врагами, прродой, богами, смертью и забвением.
Ответ: Смерть

11. В ходе социальной дифференциации, по мере разделения труда, становления и эволюции классового общества развивается и сознание, движущееся от не выделения человека из природы к выделению, от не вычленения индивидуального сознания из ____________ к вычленению.
Ответ: Коллективного

12. Говоря о феномене "греческого чуда" Ф. Кессиди считает, что основной чертой национального характера древних греков была агональность – дух:
Ответ: Соперничества

13. В период античности письменность приобрела действительно утилитарный характер
Ответ: Утилитарный

14. В рамках реформации, в ряде стран Северной Европы, в области религии, католичество уступает место _________.
Ответ: Протестанство

15. В государствах на смену феодальной идентичности, приходит горизонтальная связь людей по одному главному признаку, благодаря чему к концу XIX века, многие страны Европы становиться централизованными, ______________ государствами.
Ответ: Национальными

16. В Новое время появляется новый источник распространения информации о местной жизни и жизни далеких территорий, который одновременно становиться инструментом влияния на мнения людей, это _________
Ответ: Газеты

17. В начале ХХ века начинается переход от формы «народной культуры – противостоящей официальной культуре» к «____________ - противостоящей элитарной культуре».
Ответ: Массовой

18. Следствие промышленного переворота, стала ___________ - рост городского населения за счет отходничества жителей сельских территорий.
Ответ: Урбанизация

19. Наиболее яркое выражение «рыночная личность» находит в ______ , которая является одновременно и продуктом массового сознания и средством манипуляции этим сознанием.
Ответ: Мода

20. Стремление соответствовать конъюнктуре рынка способствует формированию у человека таких качеств, как упорство и настойчивость, но восприятие других людей как потенциальных конкурентов, способствует появлению у человека таких качеств:
Ответ: Агрессия

21. Одно из следствий массовой коммуникации стало возникновение особой информационной культуры и ____________ сознания
Ответ: Унификации

22. Новое массовое средство коммуникации, которое начало входить в широкий оборот в конце 80х – начале 90х гг., создавшую новую культуру, элементы общения и самовыражения.
Ответ: Интернет

23. Для сознания общества периода Нового времени характерно снижение роли _____________ сферы, а на смену романтике приходит точный расчет.
Ответ: Эмоциональной

24. Торстейн Веблен считал, что современный потребитель – иррационален, т.к. принимает неразумные решения, в следствии подверженности различным видам -________ __________ давления.
Ответ: Общественного и психологического

25. Это ______ , по мнению М.М. Бахтина, присуще особое мироощущение, великое и всенародное, которое основывается на радости смен «веселой относительности» и противостоит «односторонней и хмурой официальной серьезности, порожденной страхом»
Ответ: карнавал

26. Психоисторики под термином _______ понимают открытую систему, состоящую из человеческих индивидуумов и формирующуюся посредством общих интересов и обязанностей, которые удерживают ее членов вместе. От удовлетворения этих интересов и потребностей зависит время ее существования. В численном выражении – это всегда больше одного человека
Ответ: группа

27. Социальное жертвоприношение ЧАСТО несет в себе опасность и для самого лидера. В случае неудачи он рискует стать жертвой эмоций сограждан. В нормальной ситуации лидер может быть отстранен от власти мирными средствами, например в результате перевыборов. Но в ряде случаев имеют место насильственные действия – военные перевороты, революции, убийства и покушения. Чтобы избежать подобного развития событий, лидеры решаются на САМОЕ РАДИКАЛЬНОЕ СРЕДСТВО избавления группы от деструктивных фантазий – ______
Ответ: война

28. Эрих Фромм в своей работе «Анатомия человеческой деструктивности» разделил агрессию на доброкачественную и злокачественную. Каково согласно Фромму происхождение доброкачественной агрессии в человеке
Ответ: природное

29. Эрих Фромм в своей работе «Анатомия человеческой деструктивности» разделил агрессию на доброкачественную и злокачественную. Каково согласно Фромму происхождение злокачественной агрессии в человеке
Ответ: социальное

30. В 1900–1920 гг. была издана его десятитомная работа «Психология народов». В ней В. Вундт дал описание истории человечества в свете собственных суждений. Рассмотрев так называемые объективные продукты исторической деятельности (язык, искусство, мифологию, право и т. д.), он разделил прошлое на четыре этапа: 1) примитивизм, 2) тотемизм, 3) век богов и героев, 4) _____
Ответ: цивилизация

31. В 1830–1842 гг. в Париже был издан труд «Курс позитивной философии» французского мыслителя Огюста Конта (1798–1857). Его целью было упорядочивание новых знаний и создание единого социального и научного учения о природе и обществе. О. Конт полагал, что человечество развивается прогрессивно благодаря накоплению знаний и изменениям в мышлении. Какое название получил новый подход в науке:
Ответ: позитивизм

32. Классические произведения античной литературы приписываемые Гомеру, где в рамках исторического романа, делается попытка трактовки и мотивации поведения героев:
Ответ: Иллиада и Одессея

33. ______– наука о толковании текстов, получившая распространение в начале ХХ века. Главный акцент в анализе текста делается на «погружение» и «вживание» в эпоху, однако, строго научным этот метод назвать нельзя, так как он основан больше на интуиции, чем на строгих научных критериях и относятся больше к искусству, чем к науке.
Ответ: герменевтика

34. Геродот в своей «Истории» объяснял характер народов: образом жизни и ________
Ответ: окружающая среда

35. Й.Хейзинга, считал, что конец эпохи — время ее наибольшего осуществления, выявления и «затвердения» формы. Подобно тому как перед смертью человеческий организм мобилизует все свои ресурсы, чтобы выплеснуть их в последнем моменте борьбы за жизнь, умирающая культура реализует все скрытые в ней прежде интенции. Его известная работа ______ посвящена эпохе, жизнь которой проходила на фоне непрекращающегося призыва «помни о смерти». Автор этого труда исследовал формы жизненного уклада и формы мышления в XIV—XV вв. во Франции и в Нидерландах, собственно в Бургурдии, государстве, объединявшем часть территорий современной Франции, Бельгии и Нидерландов.
Ответ: Осень Средневековья

36. Психоанализ — метод психотерапии и психологическое учение, развитое ______ в конце XIX – начале XX вв., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации; особое внимание в психоанализе уделяется детскому периоду индивидуального психического развития, а также сексуальному и самосохранительному инстинктам. Оказал сильное влияние на литературу, литературоведение, искусствоведение, историю и другие гуманитарные науки. Укажите о каком исследователе идет речь
Ответ: Фрейд

37. Основанное в 1929 году Марком Блоком и Люсьеном Февром, это издание стало одним из главных центров реформирования исторической науки. Главным требованием издателей был междисциплинарный синтез
Ответ: Школа Анналов

38. В социальных науках принято выделять два основных подхода к рассмотрению связей индивидуума с коллективом. В этом подходе признается целостность социальных систем независимо от составляющих их элементов. Он определяет личность только как совокупную часть коллектива, односторонне подчиненную ему:
Ответ: редукционизм

39. Термин _____ появился благодаря работам французского психолога польского происхождения Иньяса Мейерсона, возглавившего в 1952 г. Центр сравнительных психологических исследований в Париже
Ответ: Историческая психология

40. В современных средствах массовой коммуникации все большую роль играет принцип ___________ связи, а мнение аудитории становится важным фактором подбора информации.
Ответ: Обратной

Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Список вопросов на экзамен
1. Общая характеристика науки «Историческая психология». Цель, предмет, объект.
2. Варианты определения «Исторической психологии» в разные периоды, место и роль человека в контексте «Исторической психологии».
3. Специфика «Исторической психологии», междисциплинарность в «Исторической психологии».
4. Понятие междисциплинарность, причины использования этого подхода, место междисциплинарности в «Исторической психологии», проблемы данного подхода.
5. Проблема метода в «Исторической психологии». Причина появления проблемы метода в «Исторической психологии». Варианты подходов: В.Н Шкуратова, Л.Февра и др. Метод психолого-исторической реконструкции, Контент-анализ.
6. Два способа конструирования прошлого по В.Н. Шкуратову: 1) вертикальное и горизонтальное измерение и 2) интернационализм.
7. Начало историко-психологических исследований: литература как первая форма историко-психологических знаний.
8. Интерес к исторической психологии в XIX веке. Утверждение принципа историзма. Появление жанра «исторического романа» (на примере Вальтера Скотта).
9. Появление понятия «Дух прошлого». Огюст Кант – «Курс позитивной философии» - влияние этой работы на научную мысль XIX века.
10. Появление метода герменевтики Фридриха Шлейермахера.
11. «Историческая психология» на рубеже веков (XIX-XX вв.).
Вильгельм Вундт: идеи разделения психологии на практическую и теоретическую («психология народов») части. Разделение прошлого Вундтом на четыре этапа.
12. В. Дильтей – герменевтический подход. Основные идеи Дильтея.
13. Направления изучения в «Исторической психологии». Герменевтическое – Йохан Хейзинг, М. Бахтин.
14. Направления изучения в «Исторической психологии». Историко-психологическое - Л.Февр.
15. Направления изучения в «Исторической психологии». Психологическое - Эмиль Мейерсон.
16. Направления изучения в «Исторической психологии» Психоанализ – Зигмунд Фрейд.
17. Альфред Адлер (индивидуальная психология) и Карл Гюстав Юнг (аналитическая психология).
18. Формирование «Исторической психологии» среди ученых-историков. Критика позитивизма Баденской школой – Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт.
19. Историческая школа «Анналов» - Марк Блок и Люсьен Февр. Складывание новых направлений: «история повседневности», «история ментальностей», «историческая антропология».
20. Идея «социального эволюционизма», выделение течения «эволюционистов» после работ Ч. Дарвина и Г. Спенсера.
21. Жан Пиже, Л.С. Выготский – культурно-историческая психология.
22. И. Мейерсон – Программа исторической психологии в «психологических функциях и творениях».
23. Междисциплинарная интеграция истории и психологии.
24. Общая историческая характеристика периода первобытнообщинного строя.
25. Общая историческая характеристика шумеро-аккадской цивилизации.
26. Общая историческая характеристика античной эпохи.
27. Общая историческая характеристика эпохи Средних веков.
28. Общая историческая характеристика эпохи Возрождения и Нового времени.
29. Общая историческая характеристика периода ХХ века.
30. Общая историческая характеристика современного периода (конец XX - начало XXI вв.)
31. Особенности восприятия и отражения мира человеком первобытной эпохи. Память и ее особенности.
32. Появление и развитие знаковых систем. Речь.
33. Общая характеристика мифологического сознания.
34. Символизм мифа. Магия – миф в действии.
35. Миф как способ познания мира.
36. Психологическая картина мира человека первых цивилизаций (Шумер).
37. Восприятие и познание в античную эпоху: от образного к рациональному.
38. Распространение письменности. Опосредованная коммуникация.
39. Память и приемы мнемотехники у человека античности. Психологические корни «греческого чуда».
40. Психологические основы римской эпохи и римского общества.
41. Психологические последствия "падения" античной цивилизации, предпосылки формирования средневекового общества
42. Психологическая атмосфера Средних веков.
43. Религиозное сознание человека средневековья и его особенности. Интеллектуальная культура средневековья.
44. Особенности восприятия эпохи Возрождения.
45. Изменения в сфере сознания человека эпохи Нового времени. «Книжное сознание».
46. Особенности мировосприятия современного человека.
47. «Рыночная личность» - как психологический тип современного человека.
48. Психологические особенности современной информационной среды. Информационное общество.
49. Проблема тоталитаризма и его воздействие на личность в XX веке. Проблема переходного сознания (Алексис де Токвиль, Ральф Дориндорф)
50. Историческое литературное произведение как источник по психологии личности отдельной эпохи. (свой пример книги, на выбор).
51. Торстейн Веблен – «Теория праздного класса».
52. Психологические особенности общества на примере новых систем передачи информации в информационном пространстве (знаки, эмодзи и др.)
53. Изменение историко-психологического мировоззрения населения в различные эпохи на примере отдельной страны. (свой пример страны, на выбор).

Практические задания к экзамену:
1. Составьте психологический склад средневековой личности на основе исторических и литературных источников.
2. Определите критерии и опишите психологический тип человека современной массовой культуры - "Рыночная личность".
3. Дайте определение понятия «ментальность» и охарактеризуйте этапы ее сложения на примере выбранного европейского народа.
4. Составьте психологический склад античной личности на основе исторических и литературных источников.
5. Опишите психологический склад личности эпохи Возрождения на основе исторических и литературных источников.
6. Проанализируйте место исторической психологии в системе современного гуманитарного знания.
7. Определите роль обычного человека в истории, через оценки и методы Исторической психологии.
8. Составьте характеристику становления и развития «Исторической психологии» в России.
9. Выделите признаки и разделение современной исторической психологии.
10. Дайте характеристику научному и прикладному значению исследований историко-психологических закономерностей.
11. Проанализируйте место исторической психологии в системе современного гуманитарного знания.
12. Определите роль обычного человека в истории, через оценки и методы Исторической психологии.
13. Составьте характеристику становления и развития «Исторической психологии» в России.
14. Выделите признаки и разделение современной исторической психологии.
15. Дайте характеристику научному и прикладному значению исследований историко-психологических закономерностей.


Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. М. Лебедева Этнопсихология: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Крысько В.Г. Этническая психология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Ступницкий В. П. , Щербакова О. И. , Степанов В. Е. Психология: учебник Москва: Дашков и К°, 2021 biblioclub.ru
Л1.4 Л.Г. Почебут Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018. — 335 с. — (Серия : , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология : учебник М.: Аспект Пресс, , 2009.
Л2.2 Г. Лебон Психология народов и масс: Москва : Директ-Медиа, 2007 biblioclub.ru
Л2.3 Шкуратов В.А. Новая историческая психология: учебное пособие Москва : Издательство ЮФУ, 2009 www.studentlibrary.ru
Л2.4 История психологии XX век: Хрестоматия для высшей школы Москва: Директ-Медиа, 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Историческая психология" (часть 2) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов.
Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий.
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей.
В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией.
Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем. Контроль самостоятельной работы студентов по изучению отдельных тем осуществляется путем проверки конспектов, проведения индивидуальных собеседований и фронтальных опросов, заданий на выполнение докладов и выполнения практических заданий которые позволяют проверять уровень освоение студентами пройденного материала и степень ориентирования в теме.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.