МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современный тюркский мир: политико-культурное, экономическое и научно-образовательное сотрудничество

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильТюркология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Зарубежное регионоведение _Тюркология-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 7
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Ст.преп., Дерендяева Анна Дмитриевна

Рецензент(ы):
к.и.н., Доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Современный тюркский мир: политико-культурное, экономическое и научно-образовательное сотрудничество

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доц. Усольцев Сергей Анатольевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доц. Усольцев Сергей Анатольевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у магистрантов комплексного представления о политико-культурном, экономическом и научно-образовательном сотрудничестве в современном тюркском мире; экономической и культурной интеграции; образовательной миграции; овременных процессах институционализации политической и экономической интеграции стран тюркского мира.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен вести научно-исследовательскую работу в сфере изучениия актуальных проблем политического, экономического и социокультурного развития азиатских регионов
ПК-1.1 Знает методологию и методы научного исследования, основную проблематику в сфере изучении актуальных проблем политического, экономического и социокультурного развития азиатских регионов
ПК-1.2 Умеет формировать источниковую и библиографическую базы и проводить их проводить анализ
ПК-1.3 Умеет определять актуальность и новизну исследования, формулировать цель и задачи научного исследования с учетом современных методологических концепций и подходов
ПК-1.4 Владеет навыками разработки и реализации программы научного исследования
ПК-1.5 Владеет навыками представления результатов научноисследовательской работы
ПК-2Способен осуществлять преподавательскую деятельность по образовательным программам высшего образования, дополнительным профессиональным программам в области зарубежного регионоведения
ПК-2.1 Знает трудовые функции педагога высшего и дополнительного образования
ПК-2.2 Знает содержание предметной области зарубежного регионоведения, актуальные проблемы и тенденции ее развития
ПК-2.3 Умеет разрабатывать РПД по ООП высшего образования, программам ДПО
ПК-2.4 Умеет использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения учебной дисциплины, применять современные оценочные средства
ПК-3Способен осуществлять экспертноаналитическую деятельность на этапе сбора, систематизации, анализа и интерпретации фактического материала
ПК-3.1 Знает формы осуществления экспертноаналитической деятельности
ПК-3.2 Знает сущность, содержание и основные этапы аналитической работы
ПК-3.3 Умеет выявлять, систематизировать и проводить анализ фактического материала для решения конкретной профессиональной задачи
ПК-3.4 Владеет навыками составления аналитического обзора и формирования экспертной
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.политическое развитие тюркских стран, современные процессы институционализации политической и экономической интеграции стран Тюркского мира;
основные направления внешней политики тюркских государств, особенности их дипломатии и процессы сотрудничества России и Тюркского мира;

3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи событий, уметь анализировать актуальные тенденции в развитии Тюркского мира;
анализировать источники, интерпретировать и объяснять события;
излагать события в хронологической последовательности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа политических, экономических, интеграционных процессов;
навыками анализа литературы и источников;
категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности и учебно-организационной работе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Архитектура современного тюркского мира
1.1. Тюркский мир в систем современных международных отношений Лекции 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Институционализация процессов интеграции Тюркского мира Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Идеологическая основа современной интеграции стран Тюркского мира Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Международные организации Тюркского мира Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Правовые формы интеграции Тюркского мира Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Работа с дополнительной литературой по теме раздела Сам. работа 4 24 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Современные процессы в Тюркском мире
2.1. Основные факторы интеграции в современном Тюркском мире. Роль России в современных интеграционных процессах Тюркского мира Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Тюркский мир во внешнеполитическом курсе Турецкой Республики Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Политическая интеграция в современном тюркском мире Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Экономика Тюркского мира: состояние, оценка, проблемы, перспектив Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Научно-образовательное сотрудничество стран тюркского мира Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Работа с дополнительной литературой по теме Сам. работа 4 25 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В каком году был создан Тюркский совет?
а. 2009 г.
б. 2021 г.
в. 2013 г.
Ответ: а.

Вопрос 2. В каком году Тюркский совет был переименован в Организацию Тюркских государств?
а. 2014 г.
б. 2021 г.
в. не был переименован
Ответ: б.

Вопрос 3. Главной целью первого Саммита тюркоязычных государств, в 1992 г. было…
а. налаживание политического и экономического единства
б. создание единого языкового пространства
в. создание единой денежной валюты
Ответ: а.

Вопрос 4. Штаб-квартира международной организации тюркской культуры (ТюрКСОЙ) находится в…
а. г. Алматы (Республика Казахстан)
б. г. Ашхабад (Туркменистан)
в. г. Анкара (Турция)
Ответ: в.

Вопрос 5. Почему в 2015 г. главы российских регионов (Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Татарстан и др.) были вынуждены прекратить контакты с Международной организацией тюркской культуры (ТюрКСОЙ)?
а. не было заинтересованности в сотрудничестве
б. без особой причины
в. на фоне обострения конфликта России и Турции
Ответ: в.

Вопрос 6. Какая страна не входит в ТюрКСОЙ?
а. Таджикистан
б. Азербайджан
в. Туркменистан
Ответ: а.

Вопрос 7. В каком году Узбекистан официально вошел в состав Тюркского Совета?
а. 2018 г.
б. 2015 г.
в. 2019 г.
Ответ: а.
Вопрос 8. Какой город был выбран в качестве «Туристической столицы Тюркского мира» на 2023 г.?
а. г. Стамбул (Турция)
б. г. Бишкек (Кыргызстан)
в. г. Шемахы (Азербайджан)
Ответ: в.

Вопрос 9. На первом саммите тюркоязычных стран, в 1992 г. было подписано…
а. Анкарское заявление (декларация)
б. Стамбульское заявление
в. какие-либо документы не были подписаны
Ответ: а.

Вопрос 10. Где впервые был упомянут «исторический регион Туран»?
а. в «Авесте»
б. в Натьяшастре
в. в Ритусамхаре
Ответ: а.

Вопрос 11. Главным механизмом политического сотрудничества тюркских стран является…
а. ежегодный саммит глав государств
б. ежегодная конференция глав государств
в. деловые встречи между главами государств
Ответ: а.

Вопрос 12. Как был назван г. Самарканд в одном из турецких СМИ, в 2022 г.?
а. «столица мира»
б. «центральноазиатский Цюрих»
в. «место тюркской цивилизации»
Ответ: б.

Вопрос 13. В каком году было подписано Нахичеванское соглашение?
а. 2009 г.
б. 2022 г.
в. 2010 г.
Ответ: а.

Вопрос 14. Кто является одним из президентов Тюркской Академии?
а. Н.А. Назарбаев
б. Ш.М. Мустафаев
в. Р.Т. Эрдоган
Ответ: б.

Вопрос 15. В какой день отмечается День сотрудничества тюркского мира?
а. 3 мая
б. 16 апреля
в. 3 октября
Ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
• «не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что изображено на флаге Организации Тюркских государств?
Ответ: Флаг организации представляет собою прямоугольное полотнище светло-голубого цвета, в центре которого изображено белое лучистое солнце, внутри которого помещены полумесяц и восьмиконечная звезда цвета флага.

2. Перечислите основные стратегические цели программы ТРАСЕКА для турецкого мира.
Ответ: К таким целям можно отнести обеспечение доступа к западным рынкам тюркских государств в Центральной Азии и на Южном Кавказе; развитие торгово-экономического сотрудничества между государствами региона; ускорение потока инвестиций в государства региона.

3. Какие страны являются членами Организации Тюркских Государств?
Ответ: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Турция, Узбекистан.

4. Дайте определение термину «неоосманизм».
Ответ: Неоосманизм - политическая идеология в Турции. Её содержание заключается в наращивании политического влияния Турции в странах, ранее входивших в состав Османской империи, преемником которой рассматривается современная Турция. В последнее время понятие «неоосманизм» также ассоциируется с попытками возрождения культуры и традиций Османской империи в пределах Турции.

5. Дайте определение термину «пантюркизм».
Ответ: Пантюркизм — светская националистическая доктрина, распространённая в государствах, населённых тюркскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности.

6. Основателем движения «Хизмет» считается…
Ответ: Турецкий писатель Фетхуллах Гюлен.

7. Какая организация считается неотъемлемой частью внешней политики и «мягкой» силы Турции?
Ответ: С этими целями было создано в 1992 г. Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TIKA) при МИД Турции.

8. Основными направлениями сотрудничества в «Концепции тюркского мира до 2040 г.» считаются…
Ответ: Политические, торгово-экономические отношения, а также развитие отношений между народами и отношениями тюркских государств с международным сообществом, создание атмосферы взаимного доверия и поддержка друг друга.
9. Какие проблемы безопасности характерны для современного тюркского мира?
Ответ: К таким проблемам можно отнести государства, проникающие в регион тюркского мира, пограничные конфликты, этнические проблемы, разногласия по поводу раздела трансграничных вод, радикальные движения, злоупотребляющие религией, транснациональный наркотрафик и т.д.

10. Кем впервые было предложено проведение саммитов с участием руководителей тюркоязычных государств?
Ответ: Премьер-министром Турции - С. Демирелем в 1992 г.

11. Что понимается под Парламентской Ассамблей тюркских государств (ТЮРКПА)?
Ответ: Парламентское объединение тюркских стран, целью которого является формирование механизма межпарламентских отношений между тюркскими странами, сближение политических взглядов, обмен информацией, пропаганда тюркской культуры, расширение экономических связей, реализация совместных проектов, нахождение путей решения проблем тюркского мира.

12. Какие эпосы тюркских народов считаются общим наследием Тюркского мира?
Ответ: К таким эпосам можно отнести «Деде Коркут», народные эпосы «Кер-оглы», «Коркыт-ата» и т.д.
13. Миссией Тюркской Академии является…
Ответ: Координирование и содействие научным исследованиям по истории тюркского мира, начиная с древнего периода до наших дней, изучение тюркского языка, литературы и культуры и т.д.

14. Кто впервые озвучил Концепцию «Шесть государств – одна нация»?
Ответ: Президент Турции в 2019 г. – Р.Т. Эрдоган.

15. Что понимается под термином «пантуранизм»?
Ответ: Под термином «пантуранизм» понимается движение, направленное на объединение территорий всех тюркских государств на основе их этнической, культурной и языковой общности в одно государственное образование (Туран) с активной ассимиляцией нетюркских народностей.

16. В Стамбульской декларации от 1994 г. прежде всего подчеркивалось…
Ответ: Существенное внимание было уделено вопросам мира, безопасности и стабильности. Так, стороны призывали мирным путем разрешить армяно-азербайджанский конфликт, вопросы, связанные с ситуацией вокруг Таджикистана и Афганистана, а также с ситуациями, сложившимися на Кипре, в Боснии и Герцеговине.

17. Что было создано после проведения Ташкентского саммита, в 1996 г.?
Ответ: Ключевым событием встречи стало решение о создании секретариата встреч глав государств.

18. Как называется проект транспортного коридора, который как считается, сможет объединить «Тюркский мир»?
Ответ: Зангезурский коридор» - продвигаемый Азербайджаном проект транспортного коридора длиной около 40 км через территорию Сюникской области Армении, рассматривающийся в качестве возможного средства для обеспечения транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и его эксклавом Нахичеванской Автономной Республикой.

19. Что подразумевается под термином «Туранский коридор»?
Ответ: Под термином «Туранский коридор» понимается направление, которое соединяет тюркские государства, а также имеет возможность стать важнейшей артерией между Китаем и Европой.

20. Какая страна получила в 2018 г. статус наблюдателя в Организации Тюркских государств?
Ответ: Венгрия.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена.
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ для экзамена:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине

1. Тюркский мир в системе международных отношений: понятие, основные участники.
2. Основные процессы институционализации при интеграции стран Тюркского мира.
3. Саммиты тюркских государств: эволюция и основные направления (1991-2001 гг.)
4. Саммиты тюркских государств: эволюция и основные направления (2001-2023 гг.)
5. История становления Организации Тюркских Государств.
6. Идеологическая основа современной интеграции стран Тюркского мира.
7. «Мягкая сила» Турции в Тюркском мире: основные направления воздействия.
8. Тюркский мир и Россия: основные контуры взаимодействия.
9. Тюркский мир и ЕАЭС: основные формы взаимодействия.
10. Роль ТюрКСОЙ в процессе формирования идентичности в тюркоязычных странах.
11. Роль Организации Тюркских государств в обеспечении безопасности тюркского мира.
12. Политическая интеграция стран Тюркского мира.
13. Экономика Тюркского мира: состояние, проблемы и перспективы.
14. Правовые формы организации сотрудничества тюркских стран.
15. Научно-образовательное сотрудничество стран Тюркского мира.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Ф. Чеботарев Мировая экономика и международные экономические отношения: ЭБС «Университетская библиотека on-line» М.: Дашков и Ко, 2022 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=684394
Л1.2 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ганиев Р. Т. Россия и Центральная Азия с древнейших времен и до современности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт востоковедения РАН ivran.ru
Э2 Научная электронная библиотека cyberleninka.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
WEB ИРБИС. Государственная публичная научно-техническая библиотека России. Режим доступа: http://library.gpntb.ru/cgi/irbis64r_simplesite/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&P21DBN=IBIS&I21DBN=IBIS
Электронная библиотека Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsl.ru/
Национальный стандарт Российской Федерации гост р 7.0.100– 2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/7_sibid/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0% A0_7_0_100_2018_1204.pdf

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу обучения студентов по дисциплине составляют лекции и практические занятия.
Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально- значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Результативность лекции во многом зависит от активности обучающихся, поэтому приветствуется большое количество вопросов и обсуждений.
При подготовке к практическим занятиям для успешного освоения материала студентам рекомендуется ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к практическим занятиям студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентами в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованными источниками. Для проверки знаний, полученных в результате работы с источниками, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.