МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные социально-экономические проблемы регионов России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_Регионоведение России_РУМВ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Кащаева М.В.

Рецензент(ы):
к.и.н, доцент, Шарапов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные социально-экономические проблемы регионов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 650)

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является Изучение главных компонентов политической системы современной России, изучение основных социальных процессов в современной России, Выявление особенностей социально-политической системы современной России, раскрытие сложной, многомерной системной сущности социально-политических процессов, их общественно - политической природы и детерминирующих взаимосвязей

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Использует теоретические эмпирические методы для анализа и оценки общественно политических экономических, социокультурных, демографических и иных процессов в современной России на региональном уровне
ОПК-3.2 Проводит прикладной региональный анализ с использованием качественных и количественных методов для оценки и моделирования различных политических, экономических, социальных и культурных процессов различных регионов России
ОПК-3.3 Учитывает национально-государственную, региональную локальную специфику в построении моделей и прогнозов развития региона на краткосрочный и среднесрочный периоды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.1. Использует теоретические эмпирические
методы для анализа и оценки общественно-
политических экономических, социокультурных,
демографических и иных процессов в современной
России на региональном уровне;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.2. Проводит прикладной региональный анализ с
использованием качественных и количественных
методов для оценки и моделирования различных
политических, экономических, социальных и
культурных процессов различных регионов России;
ОПК-3.3. Учитывает национально-государственную,
региональную локальную специфику в построении
моделей и прогнозов развития региона на
краткосрочный и среднесрочный периоды

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формы и концепции государственного устройства
1.1. Базисные функции государства. Формы государственного устройства. Гражданское общество как условие функционирования государства. Основные модели макроэкономического развития государства. Неоинституциональное государственное управление Лекции 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Роль политической власти в России. Реформа политической власти. Легитимность политической власти в современной России. Эффективность государственной власти Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Перспективы становления и развития гражданского общества. Публичная сфера и гражданское общество Сам. работа 2 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Определение и типология социальных процессов. Системный анализ социальных процессов
2.1. Общее понятие процесса. Дефиниция П. Сорокина. Черты, свойственные всякому процессу: временной характер, всеобщность, наличие субстанции. Проблема объективности социальных процессов. Типы социальных процессов. Проблема взаимосвязи разноуровневых процессов в обществе. Макроэффекты микрособытий. Управляемые и неуправляемые социальные процессы. Проблемы социальной инженерии Лекции 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Современные социально-демографические процессы в РФ. Перепись населения как средство мониторинга социальных процессов в обществе. Урбанизация как фактор изменения социальной структуры российского общества. Иммиграция как фактор влияния на социально-демографические процессы в РФ. Социально-этнические процессы в РФ. Система образования как фактор социализации в РФ Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Общее понятие системы. Системные модели общества. Внутренняя структура социума, основные социальные институты Сам. работа 2 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Особенности и традиции Российской государственной политики
3.1. Национальная идея и политическая идеология как основа единой государственной политики Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. От коммунистической идеологии - к национал-государственной мифологии. Консервативный сдвиг в российской идеологии: причины и следствия Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Конституционная реформа 1993 года и государственная политика и управление в Российской Федерации. Принятие Конституции в 1993 г. Основные характеристики конституционного строя России. Российский конституционализм и политическая практика. Особенности развития государственно-политического строя Российской Федерации. Россия как пример федеративного государства Сам. работа 2 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Сущность и виды государственной политики в современной России
4.1. Единая государственная политика. Реформирование экономики. Финансовая и денежная политика. Государственная научная и промышленная политика. Аграрная политика. Социальная политика Лекции 2 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Минимальные социальные гарантии, государственные социальные стандарты. Прожиточный минимум, потребительская корзина и показатель уровня бедности. Социальная защита населения: виды и формы. Система социального страхования Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Государственное регулирование рынка труда. Правовая основа государственной политики в сфере труда и занятости. Государственная семейная политика. Государственная молодежная политика. Сам. работа 2 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Механизмы разработки государственной политики в Российской Федерации
5.1. Определение и выбор государственных приоритетов. Показатели качества жизни. Экологическое благополучие. Ежегодное послание Президента. Доктрины, концепции и приоритеты по различным направлениям развития страны Лекции 2 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Государственное прогнозирование. Механизмы государственного прогнозирования. Общегосударственное планирование и федеральные целевые комплексные программы. Классификации целей и механизм постановки проблемы. Классификация, оценка и реализация решений. Ответственность за реализацию решений и органы государственного контроля Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Информационная политика в современной России. «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации». Характеристика процессов формирования информационной политики. Роль средств массовой информации в процессах реформирования России: этапы развития Сам. работа 2 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Избирательные системы современной России
6.1. Межпартийная конкуренция и выборы. Смена партийных идеологических ориентаций в процессе межпартийной конкуренции Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.2. Цели политических партий в условиях парламентской системы Сам. работа 2 5 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8947

Оценка сформированности компетенции
ОПК-3. Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа

Закрытые.
1.Какой из критериев не раскрывает понятия регион:
а) управляемость;
б) пропорциональность;
в) комплексность;
г) специализация.

2. Какой из факторов не оказ0ывает влияния на размещение производственных сил в регионе:
а) демографический;
б) природноресурсный;
в) технико-экономический;
г) управленческий.

3. Для федерации как формы государственного устройства не характерно:
а) наличие Федеральной Конституции;
б) наличие федеральных органов обороны;
в) наличие единой денежной единицы;
г) наличие единственной общефедеральной судебной системы.

4. Ассиметричность модели федеративного устройства проявляется в:
а) в наличии различных принципов административно – территориального деления;
б) в различии правового статуса образований, входящих в федерацию;
в) в различии регионов по географическому, природно-ресурсному, демографическому, экономическому факторам

5. Какой индексный показатель является частным от деления удельного веса региона в стране по определенной отрасли, на удельный вес региона по всей отрасли промышленности
а) показатель рыночной специализации промышленности;
б) показатель локализации производства на территории региона;
в) показатель душевого производства;
г) показатель межрегиональной товарности.

6. Какой из показателей не используется при оценке демографической ситуации:
а) смертность населения;
б) миграция населения;
в) уровень доходов населения;
г) уровень медицинского обслуживания населения.

7. Какая из категорий не характеризует население по признаку семейственности:
а) члены семьи, проживающие совместно с семьей;
б) члены семьи, проживающие отдельно от семьи, но поддерживающие с ней отношения;
в) люди, поддерживающие связь с семьей, сохраняющие доброжелательные отношения;
г) люди, утратившие связь с семьей, или не имеющие её.

8. Основными задачами государственной миграционной политики не являются:
а) защита прав и интересов мигрантов;
б) развитие системы миграционного контроля;
в) защита прав и интересов коренных малочисленных народов;
г) создание условий для приема и размещения мигрантов.

9. Занятыми считаются граждане:
а) работающие по трудовому договору (контракту);
б) занимающиеся предпринимательской деятельностью;
в) вынужденно работающие с неполной рабочей неделей;
г) инвалиды 2, 3 групп, продолжающие трудовую деятельность.

10. Экономически неактивное население включает:
а) учащихся и студентов учебных заведений;
б) лиц, занятых ведением домашнего хозяйства;
в) лиц, состоящих на бирже труда;
г) лиц, занятых в подсобных промыслах.

11) Какого из типов региональных рынков труда не существует:
а) симметричный рынок труда;
б) ассиметричный рынок труда;
в) равновесный рынок труда;
г) диверсифицированный рынок труда.

12. К безработным не относят:
а) лиц, не имеющих работы;
б) лиц, работающих не полную рабочую в течение неполного рабочего дня;
в) лиц, занимающихся поиском работы;
г) лиц, готовых приступить к работе.

13. Какие из экономических показателей влияют на политику занятости:
а) динамика пополнения регионального бюджета;
б) динамика производства промышленной продукции;
в) динамика инвестиций в основной капитал;
г) удельный вес убыточных предприятий в промышленности.

14. К числу демографических показателей относят:
а) коэффициент естественного движения населения;
б) коэффициент миграции населения;
в) коэффициент естественной прибыли населения;
г) коэффициент естественной убыли населения.

15. Государственная политика в области содействия занятости направлена на:
а) развитие трудовых ресурсов;
б) обеспечение равных возможностей для всех граждан на труд;
в) поддержку предпринимательской инициативы;
г) учет вторичной занятости населения.

Ключ: 1-б, 2-г, 3-г, 4-а,б, 5-а, 6-в,г, 7-в, 8-в, 9-в, 10-г, 11-а, 12-б, 13 – а, 14-в,г, 15-г,

Открытые
1. Понятие природопользования не включает сферы:
использование ресурсов в процессе общественного производства.

2. Экономика природопользования региона это наука о:
изучении экономическими методами процессов природопользования, а также изучении экономическими методами результатов промышленного воздействия;

3. Природно – ресурсный потенциал региона это:
совокупность природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности и совокупность природных ресурсов, которые могут быть использованы в промышленной деятельности;

4.. Кадастр это:
свод показателей, характеризующих ресурсную базу.

5. Какой показатель отсутствует в классификации природных ресурсов:
не восполняемый ресурс.

6. К задачам региональной экономики в сфере рационального природопользования не относится:
оценка экономической эффективности использования труда мигрантов в промышленности региона.

7. Национальная политика в сфере экологии включает направления:
борьба с загрязнением среды.

8. Экономический механизм охраны природы предусматривает:
развитие системы экологического страхования.

9. К региональным задачам экологически безопасного природопользования относят:
разработка законодательства в сфере природопользования.

10. Обострение экологической ситуации в зоне Черного и Азовского морей не связано с:
дефляцией почв.

11. Обострение экологической ситуации в зоне Красноярского края не связано с:
деградацией естественных кормовых угодий.

12. Инновационная деятельность не связана с:
процессом технологического усовершенствования.

13. Процесс – инновация включает стадии:
внедрения новых производственных методов;

14. Под инновационным банком понимают:
предприятие, консолидирующее инновационные проекты.

15. Коэффициент экономического риска определяет:
величину вероятностных потерь.

16. К внешним факторам инновационного риска не относится:
риск роста инфляции.

17. К внутренним факторам инвестиционного риска не относится:
риск избытка предложения;

18. Какая из стратегий развития не относится к инновационной:
стратегия накопления.

19. Инновационная политика включает направления:
финансирования социальных инвестиционных проектов.

36. Развитие инфраструктуры инновационного процесса не включает:
природоохранную систему.

20. К методам реализации инвестиционной политики не относят:
государственную поддержку основных производственных фондов;

21. К принципам региональной научно-технической политики не относят:
формирование законодательной базы для развития инновационной деятельности;

22.Этносы представляют собой:
исторически сложившиеся на определенной территории совокупности людей, обладающих единым языком, особенностями культуры и психики;

23. Государственные задачи в сфере национального строительства не включают:
реализацию экономических интересов народов.

24. К принципам государственной национальной политики не относятся:
гарантия свободы вероисповедания.

25. К региональным аспектам национальной политики не относят:
защиту прав и интересов граждан РФ в соответствие с нормами международного права.

26. Проблемой национальной политики не является:
соединение процессов федерализации и укрепления общероссийского рынка.

27. Основанием к ликвидации религиозной организации является:
ликвидация по решению учредителей.

28. К числу причин пространственного неравенства регионального развития не относят:
утверждения принципа равноправия всех субъектов.

29. Региональная политика развитых стран не включает:
предоставление всем регионам равноправных условий развития;

30. Принципы, заложенные в программы регионального развития, не включают:
организацию и контроль за федеральными ОГВ.


Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов
1.Регионоведение и классическая парадигма гуманитарного знания.
2.Понимание феномена региона и процессов регионализации в различных теориях международных отношений: (нео)реализм.
3.Регионоведение и модернистская парадигма гуманитарного знания.
4.Понимание феномена региона и процессов регионализации в различных теориях международных отношений.
5.Регионоведение и постмодернистская парадигма гуманитарного знания. 6.Понимание феномена региона и процессов регионализации в различных теориях международных отношений.
7.Регионализм и регионализация.
8.Соотношение регионализации и глобализации. «Новый» и «старый» регионализм.
9.Типология регионов (по масштабам).
10.Типология регионов (по функциональному основанию).
11.Типология регионов (по степени развития).
12.Региональная идентичность в контексте (пост) модернистской парадигмы.
13.Региональные проекты ННГ: ГУАМ.
14.Региональные проекты ННГ: Сообщество демократического выбора. 15.Европейская региональная идентичность: консенсусный дискурс. 16.Европейская региональная идентичность: альтернативный федералистский проект и препятствия для его реализации.
17.Модели Объединенной Европы в исследовательском дискурсе. 18.Латиноамериканские региональные проекты: АЛКА.
19.Латиноамериканские региональные проекты: МЕРКОСУР.
20.Латиноамериканские региональные проекты: Андское сообщество. 21.Макрорегионализм в Азиатско-Тихоокеанском регионе: АТЭС.
22.Восточноазиатский регионализм.
23.Южно-азиатский региональный проект (АСЕАН).
24.Функционирование «Европы регионов» (на примере одного из трансграничных регионов).
25.Парадипломатия.
26.Модели региональной политики.
27.Диссоциативный регионализм (на примере одного из регионов). 28.Развитие международных и внешнеэкономических связей российских регионов (на примере приграничного региона).
29.Развитие международных и внешнеэкономических связей российских регионов (на примере внутреннего региона).
30.Региональный конфликт

Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Отв. ред. В.Д. Перевалов Политология : учебник М.: Норма; Инфра-М, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Тощенко Ж.Т. Политическая социология: Учебник М.: Юнити-Дана, 2012
Л2.2 Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Дергачев В. А. , Вардомский Л. Б. Регионоведение: Учебное пособие Юнити-Дана// ЭБС Университетская библиотека online, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114497
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Актуальные социально-экономические проблемы регионов России" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, в ходе лекции «Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики» студентам сообщается как о теоретических аспектах взаимодействия институтов религии и политики, а также сообщаются конкретные примеры демонстрирующие подобное взаимодействие. Поэтому студенту необходимо фиксировать теоретические и социально – политические аспекты взаимодействия религии и политики.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Во время изучения предмета «Религия и политика» студентам – политологам необходимо актуализировать знания по религиоведческой проблематике, хорошо представлять специфику и типологию мировых религий, новых религиозных организаций. Для этого необходимо обратиться к учебнику «Религиоведение» под редакцией М.М. Шахнович, представленному в списке основной литературы к курсу. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. Поскольку знание специфики религиоведения не является для студента – политолога базовым, во время подготовке к практическим занятиям необходимо отмечать аспекты тем, отдельные категории, оставшиеся в ходе самостоятельной подготовке не ясными, с целью их дальнейшей конкретизации на практическом занятии.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания,нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.