МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристические ресурсы регионов России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_Регионоведение России_РУМВ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, В.Н. Ильин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Туристические ресурсы регионов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 650)

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., професор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., професор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов знания об основных понятиях в области туристских ресурсов и классификации их, выяснение сущности туристских ресурсов, выяснение их обенностей

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
ОПК-4.1 Проводит научные региональные исследования в междисциплинарных областях, включая постановку целей и задач, позиционирование выбранной проблемы в имеющейся литературе по теме, выбор методов исследования, определение научной новизны исследуемой региональной проблематики
ОПК-4.2 Выдвигает и обосновывает собственные научные гипотезы и инновационные идеи в научных исследованиях
ОПК-4.3 Представляет результаты своих региональных исследований научному сообществу, в том числе на иностранном языке
ПК-2Способен организовать работу малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач в регионах
ПК-2.1 Применяет методы и приёмы управления персоналом на региональном уровне
ПК-2.2 Планирует, организовывает и контролирует работу коллектива для решения профессиональных задач на региональном уровне
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Выдвигает и обосновывает собственные научные гипотезы и инновационные идеи в научных исследованиях;
ПК-2.1. Применяет методы и приёмы управления персоналом на региональном уровне
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.1. Проводит научные региональные исследования в междисциплинарных областях, включая постановку целей и задач, позиционирование выбранной проблемы в имеющейся литературе по теме, выбор методов исследования, определение научной новизны исследуемой региональной проблематики;
ОПК-4.3. Представляет результаты своих региональных исследований научному сообществу, в том числе на иностранном языке
ПК-2.2.Планирует, организовывает и контролирует работу коллектива для решения профессиональных задач на региональном уровне

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия турестической деятельности
1.1. Понятие, содержание и история возникновения туристских ресурсов. Туристские ресурсы как фактор мотивации к путешествию Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Понятие, содержание и история возникновения туристских ресурсов. Туристские ресурсы как фактор мотивации к путешествию Сам. работа 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Экономико-географическое положение страны как условие развития современного туризма Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Экономико-географическое положение страны как условие развития современного туризма Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Экономико-географическое положение страны как условие развития современного туризма Сам. работа 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Природно-климатические особенности страны как вид туристских ресурсов Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.7. Демографические факторы, влияющие на развитие туризма Лекции 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Турестические ресурсы России
2.1. Туристические ресурсы Европейской части России Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Туристические ресурсы Европейской части России Сам. работа 2 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Юг России, как туристический регион России Практические 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Юг России, как туристический регион России Сам. работа 2 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.5. Северокавказский регион в туристической системи Российской Федерации Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.6. Северокавказский регион в туристической системи Российской Федерации Сам. работа 2 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.7. Сибирский Федеральный округ в туристической системе России Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.8. Сибирский Федеральный округ в туристической системе России Сам. работа 2 5 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.9. Развитие туризма на Урале Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.10. Развитие туризма на Урале Сам. работа 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.11. Дальневосточный регион, в системе российского туризма Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.12. Дальневосточный регион, в системе российского туризма Сам. работа 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.13. Экзамен 2 27 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-4 Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность

Вопросы закрытого типа:

1.Каким образом подразделяются по построению трассы маршрута?
1. линейные и кольцевые, радиальные;
2. стационарные и кольцевые, радиальные;
3. линейные, стационарные.

2.Дайте определение понятия «Тур»?
1. Организованная совокупность услуг во время путешествия;
2. Это индивидуальная или групповая поездка по определенному туристскому маршруту в конкретно определенный срок;
3. Распространенный в туризме вид продажи товара, когда несколько услуг реализуются в наборе.

3. Туристский маршрут это?
1. заранее спланированная трасса передвижения туристов, рассчитанная по времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания услуг;
2. путь передвижения путешественников, рассчитанный по времени с целью получения экскурсионных услуг;
3. все вышеперечисленное.

4. Специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных программ досуга?
1. туроператор ;
2. аниматор ;
3. сценарист.

5. В индустрию религиозного туризма входит:
1. транспортные предприятия
2. религиозные объекты
3. все варианты верны
4. все варианты не верны

6. Основные мотивы паломничества:
1. сделать пожертвования
2. обрести благодать
3. выполнить обет
4. все варианты верны

7. Паломничество классифицируют по:
1. по признаку обязательности
2. по местоположению объекта посещения
3. по числу участников
4. все варианты верны

8. Назовите места упокоения святых угодников
1. Покровский кафедральный собор в г. Воронеже
2. Покровский кафедральный собор в г. Барнаул
3. Покровский кафедральный собор в г. Санкт Петербург
4. все варианты верны

9. Назовите места упокоения святых угодников
1. Свято Троицкий Александро Свирский монастырь в Ленинградской области
2. Свято Троицкий Александро Свирский монастырь в Киеве
3. Свято Троицкий Александро Свирский монастырь в Великом Новгороде
4. все варианты верны

10. Назовите места упокоения святых угодников
1. Иоанновский монастырь в Санкт Петербурге
2. Иоанновский монастырь в Киеве
3. Иоанновский монастырь в Великом Новгороде
4. все варианты верны

11. В практике паломнического туризма принята классификация монастырей по следующим признакам:
1. по страновой принадлежности
2. по возрасту монастыря
3. все варианты верны
4. все варианты не верны

12. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ о стандартизации, то применяются?
1. правила международного договора;
2. правила, установленные законодательством РФ;
3. иные правила (по договору).

13. Туроператор – это?
1. предприятие, организующее рекламу и продвижение туристического продукта;
2. реализатор туристического продукта;
3. предприятие, занимающееся разработкой туристического продукта, комплектацией тура и обеспечивающее их функционирование.

14. Турист - это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания?
1. с занятием оплачиваемой в этом месте деятельностью;
2. без занятия оплачиваемой в этом месте деятельностью;
3. с целью поиска работы и устройства на постоянное место жительства.

15. Интенсив-тур представляет собой?
1. поощрительную поездку за счет фирмы для своих сотрудников;
2. путешествие с целью лечения;
3. путешествие с целью посещения ряда стран за одну неделю.

Ключи:
1-1
2-3
3-3
4-3
5-3
6-4
7-4
8-1
9-1
10-1
11-3
12-2
13-3
14-2
15-1


Тесты открытого типа:
1. В каком городе находится достопримечательность Эрмитеж?
2. В каком городе находится достопримечательность Мамаев Курган?
3. В каком городе находится достопримечательность Золотые Ворота?
4. В каком городе находится достопримечательность Ипатьевский монастырь?
5. В каком городе находится достопримечательность Колокольня Ивана Великого?
6. В каком регионе родился известный актер В.М. Шукшин?
7. Какой целевой законодательный акт регулирует деятельность туристской индустрии в Российской Федерации на сегодняшний день:
8. В соответствии с рекомендациями ЮНВТО к основным типам туризма НЕ относится:
9. Назовите сокращенное наименование международной межправительственной организации в сфере туризма, действующей под патронажем ООН?
10. Какие две основные характеристиками определяют качество туристских ресурсов?
11. Туризм, связанный с перемещением людей с целью восстановления физических сил, отдыха носит название ……… туризм
12. Путешествие верующих к географическим местностям и реликвиям, имеющих сакральное значение для определённой религии называется………………
13. Осмотр религиозных памятников и артефактов без привязки к конфессиональному контексту называется …………туризм
14. Вид туризма, основная цель которого - знакомство с той или иной страной через призму национальной кухни называется…………………….
15. Язык, из которого пришло в русскую лексику слово «турист»?...................
16. Назовите термин по его описанию: Место, вещь, или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые чем-либо (спортивная, историческая, удостоенная и др. ценности)?
17. Назовите термин по его описанию: коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями………….
18. Как называется отмена туристической поездки?
19. Как называется специальное разрешение соответствующих органов иностранного правительства на въезд, выезд, проживание или проезд через территорию данного государства?
20. Как называется частное лицо или организация, собирающая группу туристов для участия в туре, предлагаемом туристической фирмой?
21. Как называется заранее намеченный или установленный путь следования туристов и или транспортных средств?
22. Как называется система обслуживания в отелях, при которой питание, напитки (чаще всего местного производства) и отдельные виды услуг не требуют дополнительной оплаты. Разновидностью данной системы обслуживания является система max inclusive, когда перечень дополнительных услуг быть существенно расширен и может включать бесплатное пользование сауной, парикмахерской, занятия различными видами спорта и т. д. ?
23. Как называется специалист по проведению экскурсий с туристами, имеющий на это лицензию?
24. Лагерь для автотуристов, оборудованный палатками или другими легкими сооружениями летнего типа (например, бунгало), автомобильной стоянкой, системой водоснабжения и канализации и оснащенный приспособлениями для приготовления пищи называется………..
25. Совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, готовых для создания туристского продукта
26. Устойчивое направление туристских путешествий, туристско-рекреационная территория – это
27. Временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально — деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания – это
28. Путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих в РФ – это
29. Путешествия в пределах РФ лиц, не проживающих постоянно в РФ -это
30. Путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды - это




Ключи
1. Санкт-Петербург
2. Волгоград
3. Владимир
4. Владимир
5. Москва
6. Алтайский край
7. Федеральный Закон «О туризме и туристской индустрии в РФ»
8. Национальный
9. ЮНВТО
10. Известность и доступность
11. Рекреационный
12. Паломничество
13. Религиозный туризм
14. Гастрономический
15. Французский
16. Достопримечательность
17. Экскурсия
18. Аннуляция
19. Виза
20. Организатор тура
21. Маршрут
22. Все включено
23. Гид
24. Кемпинг
25. Инфраструктура
26. Дестинация
27. Турист
28. Внутренний туризм
29. Въездной туризм
30. Социальный туризм

ПК-2 Способен организовать работу малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач в регионах

Тесты открытого типа:

1. К этому виду ресурсов принадлежат все компоненты неживой природы: геологические, геоморфологические, климатические, гидрологические, термальные. О каких ресурсах идет речь?

2. Этот тип ресурсов представляет собой поля ноосферной природы, служащие факторами аттрактивности местности или ландшафта и положительно влияющий на психофизическое (эмоциональное и духовное) состояние человека. Является основой для развития культурного и религиозного туризма.

3. Под этими рекреационными ресурсами понимаются все компоненты живой природы, включая почвенные, фаунистические, флористические.

4. Определите, о каких ресурсах идѐт речь:
Климат, водные ресурсы, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, национальные парки, живописные пейзажи;

5. Определите, о каких ресурсах идѐт речь:
исторические, археологические, этнографические объекты культурные;

6. Определите, о каких ресурсах идѐт речь: экономико-географическое положение территории, ее транспортная доступность, уровень экономического развития, трудовые ресурсы и т.д.

7. В науке сложились три основных оценки природных ресурсов: медико-биологический, …………………………технологический.

8. (Определите, о какой оценке территории идѐт речь)
Она отражает взаимодействие человека и природной среды Оцениваются, во-первых, возможности для определѐнного вида рекреации, а, во-вторых, возможности инженерно-строительного освоения территории.

9. (Определите, о какой оценке территории идѐт речь)
Эта оценка природных рекреационных ресурсов необходима для обоснования вложений в воспроизводство, охрану и улучшение использования рекреационных ресурсов, тесно связана с видом ресурса, его качеством, местоположением относительно районов спроса, технологией использования, экологическими качествами.

10. В природных критериях объект культуры представляет собой…………….. или пространство исключительной природной красоты и эстетической важности.

11. В природных критериях объект культуры является выдающимся образцом главных этапов истории земли, в том числе памятником прошлого,………………………………………….. в развитии рельефа или символом геоморфических или физиографических особенностей.

12. Объект культуры является выдающимся образцом происходящих экологических или биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых и морских экосистем и ………………………………

13. «Статус объекта Всемирного наследия» даѐт следующие преимущества (для объектов природного наследия):
–– является дополнительной гарантией ………………..уникальных природных комплексов.

14. «Статус объекта Всемирного наследия» даѐт следующие преимущества (для объектов природного наследия):
–– способствует организации………………. за состоянием сохранности природных объектов.

15. Морская или речная туристская поездка на теплоходе, используемом как средство перевозки, размещения, питания, развлечений и т. д., включающая в программу береговое обслуживание – это…………….

16. Как называется заранее намеченный или установленный путь следования путешественников (туристов) или транспортных средств?

17. Как называется организация-проводник, занимающаяся реализацией сформированных туроператором туров. Большая часть прибыли идет от комиссионных, заработанных от реализации туров?

18. Как называется провоз пассажиров из одной страны в другую через промежуточную страну?
19. Как называется путешественник, проживающий в месте назначения не менее 24 часов, цель поездки которого - отдых, бизнес, семья, определенная миссия, встреча?

20. Как называется налог, которым облагаются некоторые товары, пропускаемые через границу какой-либо страны?

21. Как называется государственное учреждение, осуществляющее контроль и пропуск товаров и личных вещей, провозимых через границу, и взимание таможенной пошлины?

22. Как называется оптовая туристическая фирма, занимающаяся разработкой туров, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом через сеть розничных турагентов?

23. О каком городе идет речь? Главная достопримечательность города- знаменитый Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, основанный в конце XIII в.

24. Лагерь для автотуристов, оборудованный палатками или другими легкими сооружениями летнего типа (например, бунгало), автомобильной стоянкой, системой водоснабжения и канализации и оснащенный приспособлениями для приготовления пищи называется………..

25. Морская или речная туристская поездка на теплоходе, используемом как средство перевозки, размещения, питания, развлечений и т. д., включающая в программу береговое обслуживание – это…………….

26. Как называется заранее намеченный или установленный путь следования путешественников (туристов) или транспортных средств?

27. Как называется организация-проводник, занимающаяся реализацией сформированных туроператором туров. Большая часть прибыли идет от комиссионных, заработанных от реализации туров?

28. Как называется провоз пассажиров из одной страны в другую через промежуточную страну?

29. Кто осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов в религиозном туризме РФ?

30. В каком городе имеется достопримечательность Памятник «Тысячелетие России»?



1. Физические рекреационные ресурсы
2. Энергоинформационные рекреационные ресурсы
3. Биологические
4. Природные
5. Культурно-исторические
6. Социально-экономические условия и ресурсы
7. Психолого-эстетический
8. Технологическая оценка
9. Экономическая оценка
10. Природный феномен
11. Символом происходящих геологических процессов
12. Растительных и животных сообществ
13. Сохранности и целостности
14. Мониторинга и контроля
15. Круиз
16. Маршрут
17. Турагент
18. Транзит
19. Турист
20. Таможенная пошлина
21. Таможня
22. Туроператор
23. Кострома
24. Кемпинг
25. Круиз
26. Маршрут
27. Турагент
28. Транзит
29. Госстандарт России
30. Новгород

Тесты закрытого типа:
1. (выберите правильный ответ).
Совокупность элементов природных, природно-технических и социально-экономических геосистем, которые кроме природных объектов включают любые виды вещества, энергии, информации - это:
1.экономические ресурсы,
2.рекреационные ресурсы,
3.климатические ресурсы,
4.социально-экологические ресурсы.

2. (выберите правильный ответ).
Рекреационными ресурсами признается то место, которое отвечает двум критериям:
1.а)место благоприятно для строительства любого предприятия,
б)является оригинальным с точки зрения эстетического восприятия
2. а) место характеризуется типичными для данной среды показателями
б) отличается своеобразным историческим прошлым
3. а) место отличается от среды обитания, привычной человеку;
б)представлено сочетанием двух или более различных в природном отношении сред;
4. а)благоприятно для сельскохозяйственного производства
б) экологически чистое место.

3. (выберите правильный ответ).
Все компоненты неживой природы, отнесѐнные к физико-географическим ресурсам, называются:
1.Физическими рекреационными ресурсами
2.Экономическими рекреационными ресурсами
3.Социальными рекреационными ресурсами
4.Историко – архитектурными ресурс

4. (выберите правильный ответ)
Метеорологические элементы или их сочетания, которые обладают медико-биологическими свойствами и используются в процессе рекреации,это -
1. Климатические рекреационные ресурсы;
2. Гидрологические рекреационные ресурсы;
3. Фаунистические рекреационные ресурсы;
4. Геоморфологические рекреационные ресурсы

5. (выберите правильный ответ)
Под этими ресурсами понимаются: сочетания компонентов природы, социально – экономических условий и культурных ценностей, которыевыступают как условия удовлетворения туристических потребностей человека.
1.Психологические ресурсы
2.Туристические ресурсы
3. Экологические ресурсы
4. Социо–культурные ресурсы

6. (выберите 2 правильных ответа)
При психологической оценке территории учитываются:
1. Исторические факторы
2. Эстетические качества
3. Экзотичность и уникальность.
4. Природные особенности
5. Социо–культурные качества.

7. (выберите правильный ответ)
комплексные рекреационные ресурсы – это:
1.ландшафтно-природные ресурсы,
2.историко – культурные ресурсы
3. минерально-сырьевые ресурсы
4.погодно-климатические ресурсы

8. (Установите соответствие):
1 Климатические рекреационные ресурсы.
2 Геоморфологические рекреационные ресурсы
3 Гидрологические рекреационные ресурсы
4.Гидроминеральные и гидротермальные рекреационные ресурсы.
А) включают все типы поверхностных и подземных вод,
Б) расположены в глубинных слоях литосферы и имеют ограниченное число выходов на поверхность Земли.
В) сочетание элементов, форм и типов рельефа, имеющих различный генезис, возраст и эволюцию,
Г) метеорологические элементы или их сочетания, обладающие медико-биологическими свойствами.

9. (выберите правильный ответ)
Воздействие климата на организм человека называют:
1.биоклиматом,
2. Комфортностью,
3. Биологическим индексом,
4. Климатическими параметрами.

10. (Выберите правильный ответ)
Эти факторы выступают как объекты, привлекающие туристов в конкретное место, способствуют развитию материальной базы туризма, внедрению новейших технических достижений и информационных технологий:
1. Культурные
2. Экономико-географические
3. Исторические
4. Физико-географические.

11. ( Выберите правильный ответ)
Минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха – это:
1.Гидрологические лечебные ресурсы
2.Водные лечебные ресурсы
3.Климатические лечебные ресурсы
4. Природные лечебные ресурсы

12. ( Выберите правильный ответ)
Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения – это:
1.лечебно-оздоровительная местность
2.курорт
3.заповедник
4.санаторий.

13. (Установите соответствие):
1.курорт
2.курорт федерального значения
3.курорт регионального значения
4.курорт местного значения
а.) освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
б.) освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;
в) освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления;
г) освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти;

14. ( Выберите правильный ответ)
по земельному праву РФ выделенные в установленном порядке земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения - это:
1. земли рекреационного назначения
2. земли производственного строительства
3. земли для лечения и оздоровления
4. сельскохозяйственные земли.

15. (Выберите правильный ответ)
Главная цель списка Всемирного наследия заключается в том, чтобы:
1. сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своѐм роде
2. сделать известными и защитить курорты мирового имени
3. сделать известными и защитить вулканы на островах и континентах
4. защитить строительство новых культурных объектов

Ключи
1-2
2-3
3-1
4-1
5-2
6-2и3
7-1
8-1Г, 2В, 3А, 4Б
9-1
10-2
11-4
12-1
13-1б, 2г, 3а, 4в
14-1
15-1

Критерии оценивания6
0-29 баллов - неудовлетворительно
30-59 баллов - удовлетворительно
60-75 баллов - хорошо
76-90 баллов - отлично
Один правильный ответ-1 балл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы промежуточной аттестации по дисциплине
вопросы к экзамену
1. Понятие, содержание и история возникновения туристских ресурсов
2. Туристские ресурсы как фактор мотивации к путешествию
3. Экономико-географическое положение страны как условие развития современного туризма
4. Природно-климатические особенности страны как вид туристских ресурсов
5. Демографические факторы, влияющие на развитие туризма
6. Развитие туризма в Европейской части России
7. Москва и Московская область, как центр развития туризма
8. Перспективы развития туризма на Алтае
9. Природный фактор в развитии туризма на территории СФО
10. Развитие туризма на Урале
11. Юг России в системе развития туризма России
12. История развития туризма на юге России
13. Перспективы развития туризма на юге России
14. Природно-климатические и экологические особенности Северо-Кавказского региона
15. Особенности развития туризма в Северо-Кавказском регионе
16. История развития туризма на Северном Кавказе.
17. Туризм на Дальнем Востоке
18. Туристическое освоение Дальнего Востока
19. Сравнение природных туристских ресурсов Тюменской области и Красноярского края
20. Сравнение культурно-исторических туристских ресурсов г.Санкт-Петербурга и г.Москвы
21. Сравнение культурно-исторических туристских ресурсов Смоленской и Тверской областей
22. Сравнение природных туристских ресурсов Республики Коми и Архангельской области
23. Сравнение культурно-исторических туристских ресурсов Ярославской и Владимирской областей
24. Сравнение природных туристских ресурсов Республики Карелия и Мурманской области
25. Сравнение природных туристских ресурсов Республики Карелия и Ленинградской области
26. Сравнение культурно-исторических туристских ресурсов Ленинградской области (без г.Санкт-Петербурга) и Московской области (без г.Москвы)
27.. Сравнение природных туристских ресурсов Вологодской и Архангельской областей
28.. Сравнение природных туристских ресурсов Волгоградской и Саратовской областей
29. Сравнение культурно-исторических туристских ресурсов Республики Татарстан и Республики Башкортостан
30. Сравнение природных туристских ресурсов Екатеринбургской и Пермской областей

Оценивание ответа на экзамене

Отлично-Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания.

Хорошо-Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями

Удовлетворительно-Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.

Неудовлетворительно-Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Практические задания студентом не выполнены.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общ. ред. А. В. Каменца. Молодежный социальный туризм : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/15D8055A-3A58-44E8-8D22-2C551344110A
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Культурный туризм и музеи: учебное пособие М., Издательство "Перо", 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чудновский А.Д., Жукова М.А. Информационные технологии управления в туризме: учеб. пособие М.: КноРус, 2007
Л2.2 Бондарович А.А., Праздникова Н.Н. География туризма : практикум Типография АГУ, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральное агенство по туризму www.russiatourism.ru
Э2 Курс в Moodle "Туристические ресурсы регионов России" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс освоения дисциплины складывается из лекционных и практических занятий, а также самостоятельной работы обучающихся. К формам самостоятельной работы относятся подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов. Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на практических занятиях, учебный план предусматривает затрату обучающимися, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы. Эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к практическим занятиям, выполнения других заданий преподавателя.
Основным элементом этой работы является изучение основных разделов дисциплины, содержащейся в программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной дисциплины. Такая работа должна выполняться всеми обучающимися при подготовке к практическим занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на практические занятия – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала.
Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема.
При изучении курса, обучающиеся должны уметь пользоваться и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Обучающиеся также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на практическом занятии. Самостоятельное обучение должно способствовать умению ясно излагать и аргументировать собственную точку зрения; реализовывать полученные знания на практике; давать оценку возможностям различных регионов с точки зрения обеспеченности и привлекательности туристских ресурсов
Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения учащихся. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. Учащиеся должны овладеть на практических занятиях междисциплинарными методами исследований и уметь применять их в анализе современной историко-культурной проблематики; культурой научного мышления, базирующегося на системных представлениях об обществе и природе; основными навыками экспозиционного проектирования.
На лекции преподаватель освещает вводные темы, а так же наиболее сложные вопросы. Учащиеся должны конспектировать лекцию преподавателя.Конспект лекции должен содержать реферативную запись основных вопросов лекции, предложенных преподавателем схем (при их демонстрации), основных источников и литературы по темам, выводы по каждому вопросу. Конспект должен быть выполнен в отдельной тетради по предмету. Он должен быть аккуратным, хорошо читаемым, не содержать не относящуюся к теме информацию или рисунки. Учащиеся узнают сущность и содержание категории «туристские ресурсы», роль и значение туристских ресурсов в формировании и развитии туристского производства, структуру и особенности туристских ресурсов основных регионов России.