МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История рекламы и связей с общественностью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_Реклама и СО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Комиссарова Л.М.

Рецензент(ы):
ООО "ПРАЙМ СИБИРЬ", директор, Дьячко В.П.

Рабочая программа дисциплины
История рекламы и связей с общественностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол. н, профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол. н, профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать знания о развитии рекламы и связей с общественностью в России и за рубежом как форм социальной коммуникации на различных исторических этапах.
Задачи:
дать знание об истории возникновения и развития рекламы в России и за рубежом;
дать знание об истории возникновения и развития связей с общественностью в России и за рубежом
научить определять культурно-исторический стиль и формы рекламных материалов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен создавать рекламные, PR или иные комму-никационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации
ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; содержание методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта
ПК-1.2 Умеет: осуществлять выбор эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта и применять их с учетом специфики деятельности государственных и бизнес-структур
ПК-1.3 Владеет: навыками применения эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта (в том числе современных информационно-компьютерных и интернет-технологий, специализированных программных продуктов)
ПК-4Способен разрабатывать и продвигать коммуникационный проект в сфере рекламы и связей с общественностью на всех этапах его жизненного цикла
ПК-4.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения коммуникационных проектов; особенности создания коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес структур
ПК-4.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью; использовать современные ИКТ, в том числе интернет-технологии и специализиро ванные программные продукты для разработки и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью
ПК-4.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес структур; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных этапах развития рекламы и СО в России и за рубежом и подходах к ее изучению, полную и точную информацию об исторических формах, средствах и носителях рекламной и СО-коммуникаций,о формах влияния рекламы и связей с общественностью на развитие общества.

3.2.Уметь:
3.2.1.систематизировать исторические факты в области рекламных и СО-коммуникаций и интерпретировать их с экономической, социальной, культурной и коммуникационной точек зрения; определять эпоху создания рекламных и СО-материалов, принципы и приемы их создания, а также видеть возможности использования исторических стилей в решении актуальных задач рекламной и СО-коммуникации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками систематизации исторических фактов и материалов в области рекламы и СО; навыками точного и адекватного актуальным коммуникационным задачам использования исторических стилей (и их отдельных элементов) при создании рекламных и СО-материалов, навыками оптимального их размещения на современных рекламных носителях, навыками прогнозирования коммуникационного эффекта от исторической стилизации в конкретной целевой аудитории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История развития рекламы и связей с общественностью в России и за рубежом в допечатный период.
1.1. Зарождение рекламы. Древний мир и античность. Лекции 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Реклама и связи с общественностью в западноевропейской средневековой культуре. Лекции 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Зарождение рекламы в Древнем мире или протореклама.Реклама в античном обществе.Реклама и СО в западноевропейской средневековой культуре. Реклама в России: от Средневековья к Новому времени. Практические 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Выполнение самостоятельной работы по теме "Формы проторекламы и СО" Сам. работа 1 28 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. История и развития рекламы и связей с общественностью в эпоху развития печати
2.1. Изобретение типографского станка как фактор развития рекламы в Западной Европе Ранняя европейская печатная реклама. Североамериканская реклама и СО в XIX - начале XX века. Лекции 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.2. Развитие западноевропейской рекламы и СО в XIX веке. Лекции 1 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Реклама и СО в России в XIX - начале XX века. Российская изобразительная реклама в XIX - начале XX века. . Лекции 1 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.4. Этапы становления и развития связей с общественностью в Америке XIX-XX веков: «эра манипулирования» и «эра информирования». Практические 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.5. Российская изобразительная реклама в XIX - начале XX века. Реклама в российской прессе в XIX - начале XX века. Практические 1 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.6. Выполнение комплексной самостоятельной работы ко второму разделу Сам. работа 1 18 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. История и развития рекламы и связей с общественностью в эпоху информационной революции в России и за рубежом
3.1. Реклама и связи с общественностью в советское время. Зарубежная реклама и СО во второй половине ХХ века. Современная российская и зарубежная реклама и СО в эпоху цифровых медиа и Интернета Лекции 1 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.2. Занятие-дискуссия на тему "Существовала ли советская реклама". Практические 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.3. Связи с общественностью в России и за рубежом конца ХХ - нач. ХIвека века Практические 1 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.4. Развитие печатной, радио-рекламы в ХХ-ХI вв. за рубежом. Возникновение и развитие ТВ-рекламы. Реклама конца ХХ- нач. ХI в.в. за рубежом Практические 1 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.5. История возникновения и развития известных зарубежных и российских брендов Практические 1 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.6. Подготовка докладов-презентаций по зарубежной рекламе и СО ХХ-ХI вв Сам. работа 1 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1 Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2404

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен создавать рекламные, PR или иные коммуникационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА (15)

Вопрос 1. Какой подход к истории рекламы не является экономическим?
A) Подход с позиции логистики товаров и услуг
B) Подход с позиции затрат на создание бренда
C) Подход с позиции доходов бренда
D) Монокритериальный подход
E) Мультикритериальный подход
Ответ: A
Вопрос 2. Что не относится к вербальным идентификаторам бренда:
A) Имя бренда
B) Слоган бренда
C) Описание миссии бренда
D) Storytelling бренда
Ответ: C
Вопрос 3. В цели создания карты позиционирования не входит:
A) Выбор образа бренда для конкретной целевой аудитории
B) Выбор имени бренда
C) Визуализация наиболее выгодного для позиционирования сегмента
D) Выбор ниши, свободной с точки зрения различных критериев
Ответ: B

Вопрос 4. Что не входит в понятие капитал бренда (brand - equity):
A) Осведомленность о бренде или узнаваемость
B) Лояльность к бренду
C) Стоимость бренда
D) Воспринимаемое качество
E) Ассоциации с брендом
Ответ: C

Вопрос 5. Что такое кладбище брендов? Выберите верный ответ.
A) Бренды, которые вспоминаются спонтанно при упоминании определенной товарной категории
B) Бренды, которые вспоминаются при упоминании определенной товарной категории «с подсказкой»
Ответ: B

Вопрос 6. Лояльность без приверженности – это:
A) Потребитель безразличен к бренду или неудовлетворен им, но, несмотря на это, ему приходится приобретать такие товары по разным причинам. При изменении ситуации такой покупатель переметнется к бренду, который удовлетворяет его запросам
B) Потребитель удовлетворен определенным брендом, но не покупает его в связи с отсутствием возможности.
Ответ: A

Вопрос 7. Что такое "воспринимаемое качество бренда"? Исключите лишнее.
A) Наличие патентов или подтвержденных научных исследований
B) Связь бренда со страной
C) Многолетняя история компании
D) Продвижение, основанное на известных клиентах и заказчиках
E) Наличие экспертных отзывов
F) Наличие ручного производства наряду с машинным
G) Ассоциации высокого качества с товаром/услугой бренда
Ответ: E

Вопрос 8. Методика оценки здоровья бренда (модель BAV (Brand Asset Valuator) состоит из (отметьте верный вариант):
A) Горизонтальной оси — уважение потребителей и знание и вертикальной — дифференциация и соответствие потребностям потребителей
B) Горизонтальной оси — высокая степень дифференциации и актуальности бренда и вертикальной — большая известность и лояльность потребителя
Ответ: A

Вопрос 9. Каким по типу бывает степень смешения?
A) Зрительным
B) Слуховым
C) Смысловым
D) Все перечисленные типы смешения встречаются в практике
Ответ: D

Вопрос 10. В сенсограмму бренда, по Линдстрому, не входит:
A) Обонятельный образ
B) Вкусовой образ
C) Интуитивный образ
D) Тактильный образ
E) Звуковой образ
F) Визуальный образ
Ответ: C

Вопрос 11. Сколько периодов в развитии истории рекламы выделяют?
A) Первый - XIX в. - начало XX в., второй - 1931-1970 гг., третий - 1950-1980 гг., четвертый - с 1990 г. и по настоящее время
B) Первый - XIX в. - начало XX в., второй - 1931- по настоящее время
C) Первый - XIX в. - начало XX в., второй - 1931-1970 гг., третий - 1950 - по настоящее время
Ответ: A

Вопрос 12. Укажите верное определение по методике STP. Сегментирование – это:
A) Деление потребителей на определенные сегменты, группы людей одинаково реагирующих на маркетинговые стимулы
B) Выбор наиболее привлекательного сегмента аудитории
C) Выбор средства коммуникации, которое доносит бренд до потребителя
Ответ: A

Вопрос 13. Вычеркните лишнее звено в методе Brand Wheel (колесо бренда):
A) атрибуты: Что представляет собой бренд?
B) преимущества. Что бренд делает для потребителя? Какой физический результат от использования бренда он получит?
C) миссия компании-бренда. Что несет компания обществу и потребителю?
D) ценности. Какие эмоции потребитель испытывает при использовании бренда?
E) индивидуальность. Если бы бренд был человеком, кем бы он был?
F) суть. Ядро бренда. Центральная идея, предлагаемая потребителю
Ответ: C

Вопрос 14. Отметьте верное определение истории рекламы:
A) это совокупность бизнес-стратегий, которая интегрируется в управление организацией и позволяет удовлетворить потребности потребителей с целью получения дополнительного дохода
B) это совокупность маркетинговых процессов, которая интегрируется в управление организацией и позволяет максимально удовлетворить потребности компании с целью получения прибыли
C) это совокупность методик, процессов, инструментов, стратегий, которые интегрируются в комплекс маркетинга и позволяет максимально удовлетворить потребности потребителей с целью получения дополнительного дохода организации
Ответ: C

Вопрос 15. Какая группа из перечисленных ниже выгод от бренда, согласно Аакеру, является лишней?
A) Функциональные выгоды
B) Эмоциональные выгоды
C) Выгоды самовыражения, или символьные выгоды
D) Рациональные выгоды
Ответ: D

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА (10)

Вопрос 1. Чем объясняется высокий коммуникативный эффект с исторической точки зрения?
Ответ: с исторической точки зрения это объясняется следующим образом.
1. Человек лучше запоминает то, что пережил на чувственном уровне.
2. Человек начинает «олицетворять» марку и испытывает благодарность за предоставленные возможность и опыт общения с ней.
3. Публика лучше воспринимает то, о чем производитель говорит «ненавязчиво», поскольку участие в специальном событии происходит добровольно и у людей сохраняется ощущение собственного выбора.
Вопрос 2. К видам мероприятий относятся:
1. Информативные (обучающие семинары, конгрессы, круглый стол, конференции).
2. Развлекательные (выпуск первой партии товара; награждение тысячного покупателя; день рождения компании).
3. Досуговые – ориентированные на общение и развлечения (концерты; фестивали; праздники).

Вопрос 3. Какие цели достигаются с помощью истории рекламы?
Посредством инструментария событийного менеджмента достигаются следующие цели.
1. Построение успешного бренда.
2. Создание нового информационного повода для PR-кампании.
3. Яркий запуск продукта на рынок.
4. Позиционирование марки, управление имиджем компании.
5. Продвижение марки благодаря продвижению события-бренда.
6. Формирование лояльных групп потребителей.
7. Продвижение товаров импульсного спроса.
8. Повышение продаж в долгосрочном периоде.
9. Создание word-of-mouth эффекта.
10.Формирование «командного духа» среди сотрудников.

Вопрос 4. В чем заключаются принципиальные отличия истории рекламы от других типов коммуникационной активности?
Принципиальные отличия событийного менеджмента от любой другой коммуникационной активности состоят в следующем:
1) событийный менеджментг позволяет компаниям своевременно уделять внимание клиентам, которые находятся на стадии принятия решений в отношении продуктов и услуг;
2) событийный менеджмент является своеобразным миксом ATL, BTL и PR, благодаря чему воздействует сразу по нескольким коммуникационным каналам;
3) раскрученное событие само становится брендом, что позволяет широко использовать его при построении дальнейшей стратегии компании;
4) мероприятие событийного менеджмента имеет «долгоиграющий» эффект, поскольку начинается задолго до события в анонсах, афишах, пресс-конференциях и продолжается в последующих сообщениях в СМИ;
5) участники событийного менеджмента могут рассматриваться как большая фокус-группа, на которой компания апробирует свои предложения. В ходе мероприятия специалисты накапливают знания о потребителе, в ряде случаев позволяющие избежать лишних расходов на исследования;
6) на мероприятии событийного менеджмента можно организовать прямые продажи товара;
7) высокая креативность и гибкость, заложенные в событийном менеджменте, позволяют выстраивать оригинальные программы для компаний различных сфер деятельности и с разными финансовыми возможностями;
8) использование событийного менеджмента возможно там, где реклама запрещена или не действует.
Вопрос 5. Чем различаются событийный менеджмент и событийный маркетинг?
Событийный маркетинг – это направление бизнеса. Событийный менеджмент – это комплексное управление событием.
Вопрос 6. На основе анализа избранного события ответьте на следующий вопрос
Согласовано ли основное сообщение, транслируемое в событии с ценностями бренда компании-заказчика?
Свободный ответ.
Вопрос 7. Предлагается ли клиенту товар/услуга с уникальным торговым предложением?
Свободный ответ.
Вопрос 8. Какое уникальное эмоциональное предложение реализуется в специальном мероприятии?
Свободный ответ.
Вопрос 9. Соответствует ли айдентика события стилистике и айдентике бренда продвигаемой компании?
Свободный ответ.
Вопрос 10. Какие способы взаимодействия, активности предлагались клиенту на мероприятии?
Свободный ответ.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4
Способен разрабатывать и продвигать коммуникационный проект в сфере рекламы и связей с общественностью на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА (15)

Вопрос 1. Какое понятие подлежит юридической защите в российской практике?
A) товарный знак
B) торговая марка
C) бренд
Ответ: A

Вопрос 2. Найдите верную количественную оценку бренда:
A) он физически доступен 65% потенциальных покупателей из целевой аудитории; - 65 % целевой аудитории могут по названию бренда точно описать, к какой отрасли он относится; - минимум 10 % покупателей из целевой аудитории пользуются им регулярно; - минимум 10% покупателей из целевой аудитории могут правильно назвать основные описатели бренда; - существует на рынке не менее 3 лет; - покупатели готовы платить за него цену, соответствующую средней на аналогичные товары в категории
B) он физически доступен 75% потенциальных покупателей из целевой аудитории; - 75 % целевой аудитории могут по названию бренда точно описать, к какой отрасли он относится; - минимум 20 % покупателей из целевой аудитории пользуются им регулярно; - минимум 20% покупателей из целевой аудитории могут правильно назвать основные описатели бренда; - существует на рынке не менее 5 лет; - покупатели готовы платить за него цену, превышающую среднюю на аналогичные товары в категории
C) он физически доступен 50% потенциальных покупателей из целевой аудитории; - 50 % целевой аудитории могут по названию бренда точно описать, к какой отрасли он относится; - минимум 10 % покупателей из целевой аудитории пользуются им регулярно; - минимум 10% покупателей из целевой аудитории могут правильно назвать основные описатели бренда; - существует на рынке не менее 2 лет; - покупатели готовы платить за него цену, соответствующую средней на аналогичные товары в категории
Ответ: B

Вопрос 3. Отметьте верное определение бренда:
A) Это совокупность эмоциональных, психологических и социальных восприятий в воображении потребителя, которые повышают конкурентоспособность товара, и способствуют увеличению объема продаж и прибыли предпринимательской структуры в целом
B) Это совокупность функциональных, эмоциональных, психологических и социальных восприятий в воображении потребителя, а также определенных материальных элементов, которые повышают конкурентоспособность товара, и способствуют увеличению объема продаж и прибыли предпринимательской структуры в целом
C) Это совокупность определенных материальных элементов, которые повышают конкурентоспособность товара, и способствуют увеличению объема продаж и прибыли предпринимательской структуры в целом
Ответ: B

Вопрос 4. Какой аспект более важен в понятии бренда?
A) Экономические характеристики бренда: качество товара; дифференциация от конкурентов; название, термин, знак, символ, рисунок; идентификация товара; актив.
B) Психологические характеристики бренда: смысл для потребителя; сумма впечатлений и эмоций; набор ценностей и атрибутов; сознание и воображение потребителя
C) Важны оба аспекта
ANSWER: C

Вопрос 5. Отметьте "лишнее" утверждение в современных тенденциях брендинга:
A) Создание целостной системы передачи информации о бренде с использованием не только традиционных каналов, но и вовлечение воздействующих на все пять органов чувств человека новых каналов и методов
B) Создание у потребителей лояльности, выходящей за пределы рациональных объяснений
C) Распространение совместного брендинга, технологического сотрудничества при создании и продвижении брендов
D) Смещение акцента с товара на покупателя, более активное применение корпоративных брендов, расширение сфер брендинга
E) Интернационализация брендов, усиление стандартизации и локализации, игнорирование местных особенностей при достижении глобальных целей
Ответ: E

Вопрос 6. Отметьте "лишнее" утверждение в современных тенденциях брендинга:
A) управление брендом становится ядром стратегического управления организацией, интегрируя вокруг себя основные стратегии;
B) все большее внимание уделяется использованию моделей и моделированию в теории и практике брендинга;
C) возрастает роль создания систем управления брендами, а также их функционирования;
D) использование компьютерных технологий в процессе создания и управления брендом;
E) создание краткосрочных отношений с потребителями, диалог с потребителем, интерактивный характер коммуникаций
F) объединение всех действий по созданию бренда в едином процессе, сфокусированном на потребителе
Ответ: E

Вопрос 7. Что, по мнению Линдстрома М., положено в основу современной концепции бренда?
A) уникальное торговое предложение
B) эмоциональное торговое предложение
C) организационное торговое предложение
D) комплексное торговое предложение
Ответ: D

Вопрос 8. Какой подход к оценке бренда не является экономическим?
A) Подход с позиции логистики товаров и услуг
B) Подход с позиции затрат на создание бренда
C) Подход с позиции доходов бренда
D) Монокритериальный подход
E) Мультикритериальный подход
Ответ: A

Вопрос 9. Что не относится к вербальным идентификаторам бренда:
A) Имя бренда
B) Слоган бренда
C) Описание миссии бренда
D) Storytelling бренда
Ответ: C

Вопрос 10. В цели создания карты позиционирования не входит:
A) Выбор образа бренда для конкретной целевой аудитории
B) Выбор имени бренда
C) Визуализация наиболее выгодного для позиционирования сегмента
D) Выбор ниши, свободной с точки зрения различных критериев
Ответ: B

Вопрос 11. Что не входит в понятие капитал бренда (brand - equity):
A) Осведомленность о бренде или узнаваемость
B) Лояльность к бренду
C) Стоимость бренда
D) Воспринимаемое качество
E) Ассоциации с брендом
Ответ: C

Вопрос 12. Что такое кладбище брендов? Выберите верный ответ.
A) Бренды, которые вспоминаются спонтанно при упоминании определенной товарной категории
B) Бренды, которые вспоминаются при упоминании определенной товарной категории «с подсказкой»
Ответ: B

Вопрос 13. Лояльность без приверженности – это:
A) Потребитель безразличен к бренду или неудовлетворен им, но, несмотря на это, ему приходится приобретать такие товары по разным причинам. При изменении ситуации такой покупатель переметнется к бренду, который удовлетворяет его запросам
B) Потребитель удовлетворен определенным брендом, но не покупает его в связи с отсутствием возможности.
Ответ: A

Вопрос 14. Что такое "воспринимаемое качество бренда"? Исключите лишнее.
A) Наличие патентов или подтвержденных научных исследований
B) Связь бренда со страной
C) Многолетняя история компании
D) Продвижение, основанное на известных клиентах и заказчиках
E) Наличие экспертных отзывов
F) Наличие ручного производства наряду с машинным
G) Ассоциации высокого качества с товаром/услугой бренда
Ответ: E

Вопрос 15. Методика оценки здоровья бренда (модель BAV (Brand Asset Valuator) состоит из (отметьте верный вариант):
A) Горизонтальной оси — уважение потребителей и знание и вертикальной — дифференциация и соответствие потребностям потребителей
B) Горизонтальной оси — высокая степень дифференциации и актуальности бренда и вертикальной — большая известность и лояльность потребителя
Ответ: A


ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА (10)

Вопрос 1. Чем объясняется высокий коммуникативный эффект?
Ответ: с психологической точки зрения это объясняется следующим образом.
1. Человек лучше запоминает то, что пережил на чувственном уровне.
2. Человек начинает «олицетворять» марку и испытывает благодарность за предоставленные возможность и опыт общения с ней.
3. Публика лучше воспринимает то, о чем производитель говорит «ненавязчиво», поскольку участие в специальном событии происходит добровольно и у людей сохраняется ощущение собственного выбора.
Вопрос 2. К видам мероприятий событийного менеджмента относятся:
1. Информативные (обучающие семинары, конгрессы, круглый стол, конференции).
2. Развлекательные (выпуск первой партии товара; награждение тысячного покупателя; день рождения компании).
3. Досуговые – ориентированные на общение и развлечения (концерты; фестивали; праздники).
Вопрос 3. Какие цели достигаются с помощью истории рекламы?
Посредством инструментария истории рекламы достигаются следующие цели.
1. Построение успешного бренда.
2. Создание нового информационного повода для PR-кампании.
3. Яркий запуск продукта на рынок.
4. Позиционирование марки, управление имиджем компании.
5. Продвижение марки благодаря продвижению события-бренда.
6. Формирование лояльных групп потребителей.
7. Продвижение товаров импульсного спроса.
8. Повышение продаж в долгосрочном периоде.
9. Создание word-of-mouth эффекта.
10.Формирование «командного духа» среди сотрудников.

Вопрос 4. В чем заключаются принципиальные отличия истории рекламы от других типов коммуникационной активности?
Принципиальные отличия истории рекламы от любой другой коммуникационной активности состоят в следующем:
1) событийный менеджментг позволяет компаниям своевременно уделять внимание клиентам, которые находятся на стадии принятия решений в отношении продуктов и услуг;
2) событийный менеджмент является своеобразным миксом ATL, BTL и PR, благодаря чему воздействует сразу по нескольким коммуникационным каналам;
3) раскрученное событие само становится брендом, что позволяет широко использовать его при построении дальнейшей стратегии компании;
4) мероприятие событийного менеджмента имеет «долгоиграющий» эффект, поскольку начинается задолго до события в анонсах, афишах, пресс-конференциях и продолжается в последующих сообщениях в СМИ;
5) участники событийного менеджмента могут рассматриваться как большая фокус-группа, на которой компания апробирует свои предложения. В ходе мероприятия специалисты накапливают знания о потребителе, в ряде случаев позволяющие избежать лишних расходов на исследования;
6) на мероприятии событийного менеджмента можно организовать прямые продажи товара;
7) высокая креативность и гибкость, заложенные в событийном менеджменте, позволяют выстраивать оригинальные программы для компаний различных сфер деятельности и с разными финансовыми возможностями;
8) использование событийного менеджмента возможно там, где реклама запрещена или не действует.

Вопрос 5. Чем различаются событийный менеджмент и событийный маркетинг?
Событийный маркетинг – это направление бизнеса. Событийный менеджмент – это комплексное управление событием.
Вопрос 6. На основе анализа избранного события ответьте на следующий вопрос
Согласовано ли основное сообщение, транслируемое в событии с ценностями бренда компании-заказчика?
Свободный ответ.
Вопрос 7. Предлагается ли клиенту товар/услуга с уникальным торговым предложением?
Свободный ответ.
Вопрос 8. Какое уникальное эмоциональное предложение реализуется в специальном мероприятии?
Свободный ответ.
Вопрос 9. Соответствует ли айдентика события стилистике и айдентике бренда продвигаемой компании?
Свободный ответ.
Вопрос 10. Какие способы взаимодействия, активности предлагались клиенту на мероприятии?
Свободный ответ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Протореклама: специфика, носители, приемы, способы регулирования.
2. История развития политической рекламы: этапы, формы, особенности коммуникации.
3. История развития социальной рекламы: этапы, формы, особенности коммуникации.
4. Конфессиональная реклама в Древнем мире и Средневековье. Конфессиональная реклама в Новое время.
5. Формы и практики саморекламы и самопродвижения в истории.
6. Реклама в западноевропейском Средневековье: специфика, носители, приемы, способы регулирования.
7. Связи с общественностью в Средневековье: рыцарство, донаторство, конфессиональные процессии и городские праздники.
8. Рекламный слоган: от истории к современности.
9. Логотип в рекламной коммуникации: история, формы, практика.
10. История развития устных форм рекламы.
11. История развития фирменной рекламы.
12. Реклама и развитие средств массовой коммуникации: этапы эволюции.
13. Развитие рекламы и журналистики в Западной Европе (18-19 в.в.)
14. Развитие рекламы и журналистики в России 19 века.
15. Связи с общественностью и журналистика в России 19-го века.
16. История развития рекламных агентств.
17. История возникновения и развития рекламных профессий.
18. Роль «отцов рекламы» в профессионализации рекламной деятельности.
19. Национальная специфика рекламы в России (10-19 в.в.).
20. Национальная специфика американской рекламы (18-19 в.в.).
21. Особенности развития западноевропейской рекламы в 19 веке.
22. История развития теории рекламы за рубежом.
23. Исторические формы правового регулирования рекламы. Роль общественных и профессиональных организаций в регулировании рекламной деятельности.
24. История развития ярмарочных форм рекламы в России и за рубежом.
25. История развития выставки в Западной Европе и в России 19 – нач. 20 в.в.).
26. История развития форм печатной рекламы: этапы, формы, коммуникационные практики.
27. История развития фоторекламы (19-нач.20 в.в.).
28. История развития ТВ и радиорекламы в России (20 в.)
29. Советская реклама: этапы, особенности, формы.
30. Российская реклама в 90-ые: общие особенности, каналы и носители, специфика формы и содержания рекламных сообщений.
31. История развития связей с общественностью в Америке (19-сер.20 века)
32. История развития рекламных технологий.
33. Реклама/PR в ХХ веке: эволюция маркетинга за рубежом.
34. Реклама/PR в ХХ веке: концепция уникального торгового предложения (УТП –USP).
35. Реклама/PR в ХХ веке: концепция позиционирования и имиджирования марки и фирмы.
36. Реклама/PR в ХХ веке: концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций.
37. Реклама/PR в ХХ веке: брендинг.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Сравните истории развития известных компаний-брендов: Соса-Соla и Pepsi-Cola
2. Сравните истории развития известных компаний-брендов: Johnson & Johnson и любой другой в области косметологии и FMCG.
3. Сравните истории развития известных компаний-брендов:Ford (любой другой автомобильный бренд на выбор).
4. Сравните истории развития известных компаний-брендов: Dolce&Gabbana и любой другой из сферы моды на выбор.
5. Сравните истории развития известных компаний-брендов: APPLE и любой другой из сферы IT-технологий на выбор.
6. Сравните истории развития известных компаний-брендов: NIKE и любой другой из сферы спорта на выбор.
7. Сравните истории развития известных компаний-брендов: Camel и любой другой табачный бренд на выбор.
8. Сравните истории развития известных компаний-брендов: IKEA и любой другой в области мебели и домашнего дизайна.
9. Охарактеризуйте вклад гениев и знаменитостей в рекламе: биография А. Лайскера.
10. Охарактеризуйте вклад гениев и знаменитостей в рекламе: биография Л. Барнетта.
11. Охарактеризуйте вклад гениев и знаменитостей в рекламе: биография К.Хопкинса.
12. Охарактеризуйте вклад гениев и знаменитостей в рекламе: биография Д. Огилви.
13. Охарактеризуйте вклад в историю рекламы и СО мировых рекламных конкурсов: «Каннские львы»/Эпика (на выбор).
14. Охарактеризуйте вклад в историю рекламы и СО знаменитых рекламных агентств: BBDO, Leo Burnett Worldwide, Yang & Rubicam (или другие, на выбор).
15. Охарактеризуйте историю развития малых рекламных жанров: упаковка, этикетка, вкладыш.
16. Охарактеризуйте историю развития малых рекламных жанров: открытка, пригласительный билет, программа, визитка.
17. Охарактеризуйте историю развития сувениров и подарков.
18. Охарактеризуйте историю развития перечневых рекламных жанров (каталог, прейскурант, меню).
19. Охарактеризуйте историю развития ростовых кукол.
20. Охарактеризуйте историю развития шрифтов в рекламе.
21. Охарактеризуйте историю развития цвета и формы в рекламе
22. Охарактеризуйте историю развития логотипа
23. Охарактеризуйте историю развития слогана
24. Охарактеризуйте историю развития премиальной торговли и мерчандайзинга
25. Охарактеризуйте историю развития рекламной фотоиллюстрации
26. Охарактеризуйте национально-исторические особенности рекламы (английской, итальянской, французской, японской, американской, российской на выбор).
27. Охарактеризуйте историю развития наружной рекламы.
28. Охарактеризуйте историю развития рекламы на транспорте.
29. Охарактеризуйте историю развития кинорекламы.
30. Охарактеризуйте историю развития ТВ-рекламы.
31. Охарактеризуйте историю развития устной рекламы.
32. Охарактеризуйте историю развития радиорекламы.
33. Охарактеризуйте историю развития рекламы и PR в прессе.
34. Охарактеризуйте историю развития выставок и ярмарок в России.
35. Охарактеризуйте историю развития выставок и ярмарок за рубежом.
36. Охарактеризуйте историю развития социальной рекламы.
37. Охарактеризуйте историю развития политической рекламы.
38. Охарактеризуйте историю развития жанров PR: пресс-конференция, имиджевое интервью, некролог, имиджевая статья, статья «на правах рекламы».
39. Охарактеризуйте историю развития современных рекламных профессий: арт-директора, копирайтера, дизайнера, менеджера по рекламе, рекламного агента, медиабаера (медиаселлера), мерчандайзера.
40. Охарактеризуйте историю развития современных PR-профессий: пресс-секретаря, PR-менеджера, менеджера по проектам, аккаунт-менеджера и др.
41. Охарактеризуйте историю развития рекламных технологий.
42. Охарактеризуйте историю развития саморегулирования в рекламе и PR: этические и профессиональные кодексы рекламиста и специалиста по связям с общественностью.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.

«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.

«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Почекаев, Р. Ю. История связей с общественностью : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 URL: https://urait.ru/bcode/514593 (дата обращения: 21.09.2023).
Л1.2 Карпова, С. В. Рекламное дело : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, , 2023 https://urait.ru/bcode/531939 (дата обращения: 21.09.2023).
Л1.3 Ученова, Виктория Васильевна История рекламы : учеб. для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА], , 2008.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Евстафьев, В.А История российской рекламы: современный период : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», , 2017 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450739
Л2.2 Трушина, Л.Е. История отечественной и зарубежной рекламы : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453360
Л2.3 Девлетов, О.У История отечественной рекламы за 150 лет (1840–1990): учебное пособие для студентов вузов М. ; Берлин : Директ-Медиа, , 2016 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429705
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История рекламы и связей с общественностью adindex.ru, sostav.ru, advertology.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)


6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
307Д лаборатория проектирования интегрированных коммуникаций кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка AquariusIntelCeleron - 1 единица; телевизор: HD Samsung 22”; учебные пособия; плакаты; наглядные пособия; презентационные материалы
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.