МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Речевая культура специалиста в области рекламы и связей с общественностью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_Реклама и СО-2023
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 128
самостоятельная работа 169
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 15,5 20 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 18 18 54 54
Практические 18 18 28 28 28 28 74 74
Сам. работа 36 36 98 98 35 35 169 169
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 108 108 324 324

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Комиссарова Л.М.

Рецензент(ы):
ООО "ПРАЙМ СИБИРЬ", директор, Дьячко В.П.

Рабочая программа дисциплины
Речевая культура специалиста в области рекламы и связей с общественностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является приобретение знаний о системе языка и повышение культуры речи выпускника вуза.
Задачи:
- Получение представления о структуре языка, функциях языка и речи;
- Знакомство с понятием культуры речи, основными принципами формирования культуры речи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен создавать рекламные, PR или иные комму-никационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации
ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; содержание методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта
ПК-1.2 Умеет: осуществлять выбор эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта и применять их с учетом специфики деятельности государственных и бизнес-структур
ПК-1.3 Владеет: навыками применения эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта (в том числе современных информационно-компьютерных и интернет-технологий, специализированных программных продуктов)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности устной и письменной формы коммуникации;
особенности межличностного и межкультурного взаимодействия;
содержание речевой культуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять различные формы коммуникации в ситуациях решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; определять речевые знаки в разных ситуациях общения;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком коммуникации в устной и письменной формах в соответствии с нормами языка;
навыком построения речевой коммуникации в ситуациях решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Язык и речь. Функции языка и речи. Языковые и речевые знаки. Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.2. Функции языка и речи. Практические 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.3. Способы организации языковой и речевой структуры: иерархия и поле. Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.4. Морфологический, лексический и синтаксический уровни языковой системы. Практические 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.5. Самостоятельная работа Сам. работа 3 36 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи.
2.1. Понятие о норме и её значении. Лекции 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.2. Норма как сложное динамическое и одновременно статическое явление. Норма и кодификация. Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.3. Причины изменения норм. Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.4. Морфологические нормы русского литературного языка. Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.5. Лексические нормы русского литературного языка. Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.6. Языковая норма и аномалия Лекции 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.7. Причины возникновения языковых и речевых аномалий. Практические 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.8. Самостоятельная работа Сам. работа 4 22 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Вариативность как принцип формирования культуры речи.
3.1. Вариативность как принцип формирования культуры речи. Лекции 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.2. Языковая игра как намеренное нарушение языковых норм. Практические 4 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.3. Самостоятельная работа Сам. работа 4 76 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Адаптивность как принцип формирования культуры речи.
4.1. Адаптивность как принцип формирования культуры речи. Лекции 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.2. Функционирование языковых знаков в речи. Прагматика языкового знака. Лекции 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.3. Условия выбора языкового знака Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.4. Условия выбора языкового знака: фактор говорящего, фактор адресата, фактор ситуации, дискурсивный фактор. Практические 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1
4.5. Самостоятельная работа Сам. работа 5 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.6. Анализ условий выбора языкового знака в зависимости от условий ситуации. Коммуникативные барьеры. Практические 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.7. Анализ условий выбора языкового знака Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.8. Особенности порождения и понимания текста в зависимости от типа дискурса. Практические 5 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.9. Типы речевой культуры и прагматика языкового существования. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.10. Самостоятельная работа Сам. работа 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10631

ПК-1: Способен создавать рекламные, PR или иные коммуникационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА (15)

Вопрос 1. Коммуникация – это

A) Взаимодействие индивидов
B) Обязательный информационный обмен
C) Эмоциональное взаимодействие субъектов коммуникации
D) Постижение нового знания в процессе взаимодействия субъектов
E) Все перечисленное
Ответ: Е



Вопрос 2. В пропозиции как единице языка выделяется номинативная (пропозитивная) функция языка, которая
A) Состоит в том, что относит номинативное содержание предложение к действительности
B) Заключается в том, что она называет некоторую ситуацию действительности, компонентами которой являются действие, агент, объект, обстоятельства и условия реализации
C) Заключается в том, что она называет объекты, явления, признаки и процессы действительности
Ответ: C

Вопрос 3. Какой тип рематической доминанты в следующем контексте? Был ли когда-нибудь в жизни у нее столь счастливый вечер! Он сам приехал за мной, а я из города, я наряжена и так хороша, как он и представить себе не мог, видя меня всегда только в старой юбчонке, в ситцевой бедной кофточке, у меня лицо как у модистки, под этим шелковым белым платочком, я в новом гарусном коричневом платье под суконной жакеткой, на мне белые бумажные чулки и новые полсапожки с медными подковками! Вся внутренне дрожа, она заговорила с ним таким тоном, каким говорят....
A) Импрессивная
B) Качественная
C) Предметная
D) Акциональная
E) Статальная
Ответ: A

Вопрос 4. Какой тип рематической доминанты в следующем контексте? Парфюмерная вода Little Black Dress – маленькое черное платье. Основа этого женственного аромата – изысканная элегантность, подаренная удивительными нотами молочного дерева, японской сливы и таинственного мускуса. В самом сердце аромата переплелись голоса розового пиона, пышной гардении и изящного иланг-иланга в сочетании с распускающимися в ночи лунными цветами, которые, по преданию, способны привязывать одно сердце к другому навсегда. Согретые теплым дыханием цикламена, на вершине аромата ноты африканского имбиря и легкие искорки кориандра.
A) Качественная
B) Импрессивная
C) Предметная
D) Акциональная
E) Статальная
Ответ: A

Вопрос 5. Какой тип рематической доминанты в следующем контексте? Моя знакомая Ирина купила избу в деревне. И тут же у неё нашлось много друзей. Куда больше, чем можно было вообразить. Многих так и не удалось вспомнить, кто это. Калитка работала на износ, как двери в метро. Входящие сталкивались с выходящими, некоторые гости при этом знакомились. Ира многозначительно ограничила порции, но поток не иссяк. Наоборот, стал толще. Гости везли еду с собой, ночевали повсюду и даже делали ремонт под себя. Некоторые принимали Иру за свою и делали замечания, что нельзя жить на чужой даче столько времени без пауз. Эта история очень воодушевляет. Домик в деревне лечит от одиночества лучше хомячков и канареек. Если всё правильно организовать, самый куцый август покажется бесконечным.
A) Акциональная
B) Качественная
C) Статальная
D) Импрессивная
E) Предметная
Ответ: A

Вопрос 6. Какой тип рематической доминанты в следующем контексте? В комнате было темно; пахло одеколоном, плесенью и потом. В центре размещался большой стол, покрытый клеенкой; рядом стояли кровать и тумбочка, на которой блестел ровный ряд граненых флаконов. На кровати, в ворохе скомканных простыней, лежало полуобнаженное тело, свесившее одну синюю трикотажную ногу к полу. Оно содрогалось в спазмах неспокойного сна и, естественно, не заметило появления на тумбочке недалеко от своей головы трех комаров (Пелевин В. Жизнь насекомых).
A) Предметная
B) Качественная
C) Акциональная
D) Импрессивная
E) Статальная
Ответ: A

Вопрос 7. Если нейтральный порядок слов в высказывании нарушается, то основным средством выражения актуального членения становится
A) Грамматическая структура предложения
B) Интонация
ANSWER: B
Выберите верное определение коммуникативного текстообразования:
A) Любое предложение должно перестраиваться при включении в коммуникативный процесс: рема предыдущего предложения становится темой следующего, новое становится данным, известным.
B) Любое предложение должно перестраиваться при включении в коммуникативный процесс: тема предыдущего предложения становится ремой следующего, новое становится данным, известным.
Ответ: A

Вопрос 8. Актуальная информация связана и вычленяется
A) В процессах вербализации
B) В процессах понимания
C) В обоих процессах
Ответ: C

Вопрос 9. При нейтральном порядке следования компонентов актуального членения
A) Тема предшествует реме
B) Рема предшествует теме
Ответ: A

Вопрос 10. Определите, с чем связана тема второго высказывания в контексте: "Юре хорошо было с дядей. Он был похож на маму".
A) Она связана с темой предыдущего предложения
B) Она связана с ремой предыдущего предложения
Ответ: B

Вопрос 11. В следующем предложении выберите правильный вариант актуального членения высказывания: "Юре хорошо было с дядей. Он был похож на маму".
A) "Юре (Т1) хорошо было с дядей (R1). Он (Т2) был похож на маму (R2)".
B) "Юре хорошо было (Т1) с дядей (R1). Он был похож (Т2) на маму (R2)".
C) "Юре (R1) хорошо было с дядей (Т1). Он (Т2) был похож на маму (R2)".
D) "Юре (R1) хорошо было с дядей (Т1). Он (R2) был похож на маму (Т2)".
E) "Юре хорошо было (R1) с дядей (Т1). Он (Т2) был похож на маму (R2)".
Ответ: A

Вопрос 12. Основным средством выражения коммуникативной предикативности является:
A) Порядок слов
B) Интонация
C) Грамматическая структура предложения
D) Коммуникативное задание
E) Погода за окном
Ответ: A

Вопрос 13. К субъектной группе актантов относятся
A) S - Ag- Functiv – Coag (коагенсы) – Contrag (контрагенсы)
B) S – Ag – Functiv – Coag (коагенсы) – Contrag (контрагенсы) - Pac (пациенс)
C) Ag – Functiv – Coag (коагенсы) – Contrag (контрагенсы) - Pac (пациенс) – Ben
D) S – Ag – Functiv – Res
Ответ: A

Вопрос 14. Что такое семантические роли?
A) Набор основных персонажей (компонентов), которые участвуют в разноообразных сценариях ситуаций
B) Семантические роли, которые выполняют разные части речи в предложении
C) Коммуникативные роли, отраженные в семантической структуре предложения
Ответ: A

Вопрос 15. Выделите в следующем предложении диктум и модус: "Можно ли было подумать, что именно Аурелиано найдет способ надолго уберечь сограждан от провалов памяти".
A) "Можно ли было подумать - ДИКТУМ, что именно Аурелиано найдет способ надолго уберечь сограждан от провалов памяти - МОДУС".
B) "Можно ли было подумать - МОДУС, что именно Аурелиано найдет способ надолго уберечь сограждан от провалов памяти - ДИКТУМ".
Ответ: B
ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА (10)

Вопрос 1. Чем объясняется высокий коммуникативный эффект интегрированных коммуникаций?
Ответ: с психологической точки зрения это объясняется следующим образом.
1. Человек лучше запоминает то, что пережил на чувственном уровне.
2. Человек начинает «олицетворять» марку и испытывает благодарность за предоставленные возможность и опыт общения с ней.
3. Публика лучше воспринимает то, о чем производитель говорит «ненавязчиво», поскольку участие в специальном событии происходит добровольно и у людей сохраняется ощущение собственного выбора.
Вопрос 2. К видам мероприятий интегрированных коммуникаций относятся:
1. Информативные (обучающие семинары, конгрессы, круглый стол, конференции).
2. Развлекательные (выпуск первой партии товара; награждение тысячного покупателя; день рождения компании).
3. Досуговые – ориентированные на общение и развлечения (концерты; фестивали; праздники).
Вопрос 3. Какие цели достигаются с помощью интегрированных коммуникаций?
Посредством инструментария интегрированных коммуникаций достигаются следующие цели.
1. Построение успешного бренда.
2. Создание нового информационного повода для PR-кампании.
3. Яркий запуск продукта на рынок.
4. Позиционирование марки, управление имиджем компании.
5. Продвижение марки благодаря продвижению события-бренда.
6. Формирование лояльных групп потребителей.
7. Продвижение товаров импульсного спроса.
8. Повышение продаж в долгосрочном периоде.
9. Создание word-of-mouth эффекта.
10.Формирование «командного духа» среди сотрудников.

Вопрос 4. В чем заключаются принципиальные отличия интегрированных коммуникаций от других типов коммуникационной активности?
Принципиальные отличия интегрированных коммуникаций от любой другой коммуникационной активности состоят в следующем:
1) событийный менеджментг позволяет компаниям своевременно уделять внимание клиентам, которые находятся на стадии принятия решений в отношении продуктов и услуг;
2) событийный менеджмент является своеобразным миксом ATL, BTL и PR, благодаря чему воздействует сразу по нескольким коммуникационным каналам;
3) раскрученное событие само становится брендом, что позволяет широко использовать его при построении дальнейшей стратегии компании;
4) мероприятие событийного менеджмента имеет «долгоиграющий» эффект, поскольку начинается задолго до события в анонсах, афишах, пресс-конференциях и продолжается в последующих сообщениях в СМИ;
5) участники событийного менеджмента могут рассматриваться как большая фокус-группа, на которой компания апробирует свои предложения. В ходе мероприятия специалисты накапливают знания о потребителе, в ряде случаев позволяющие избежать лишних расходов на исследования;
6) на мероприятии событийного менеджмента можно организовать прямые продажи товара;
7) высокая креативность и гибкость, заложенные в событийном менеджменте, позволяют выстраивать оригинальные программы для компаний различных сфер деятельности и с разными финансовыми возможностями;
8) использование событийного менеджмента возможно там, где реклама запрещена или не действует.

Вопрос 5. Чем различаются интегрированные коммуникации и событийный маркетинг?
Событийный маркетинг – это направление бизнеса. Событийный менеджмент – это комплексное управление событием.
Вопрос 6. На основе анализа избранного события ответьте на следующий вопрос
Согласовано ли основное сообщение, транслируемое в событии с ценностями бренда компании-заказчика?
Свободный ответ.
Вопрос 7. Предлагается ли клиенту товар/услуга с уникальным торговым предложением?
Свободный ответ.
Вопрос 8. Какое уникальное эмоциональное предложение реализуется в специальном мероприятии?
Свободный ответ.
Вопрос 9. Соответствует ли айдентика события стилистике и айдентике бренда продвигаемой компании?
Свободный ответ.
Вопрос 10. Какие способы взаимодействия, активности предлагались клиенту на мероприятии?
Свободный ответ.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий








5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Синтаксис как раздел лингвистики: предметы, цели и задачи изучения, основные аспекты.
2. Коммуникативный синтаксис: предмет изучения, направления, основные понятия.
3. Предложение и высказывание.
4. Диктум и модус в высказывании и тексте.
5. Актуализационные модусные смыслы высказывания, способы и средства выражения: я – действительно – здесь - сейчас
6. Квалификативные модусные смыслы высказывания, способы, средства их выражения: авторизация, персуазивность, оценочность.
7. Авторизация как квалификативный модусный смысл: средства и способы выражения.
8. Персуазивность как квалификативный модусный смысл: средства и способы выражения.
9. Оценочность как квалификативный модусный смысл: средства и способы выражения.
10. Эмотивность, средства ее выражения. Восклицательные и невосклицательные высказывания.
11. Истинность, средства ее выражения. Утвердительный и отрицательный типы высказываний.
12. Целевая установка высказывания, средства ее выражения. Повествовательный и вопросительный тип высказывания.
13. Социальные модусные смыслы и способы их выражения в высказывании.
14. Тип высказывания: общеинформативный и частноинформативный
15. Тип высказывания: общеверификативный и частноверификативный.
16. Сущность категории коммуникативной перспективы. Понятие актуального членения высказывания.
17. Средства оформления актуального членения. Актуальная парадигма высказывания.
18. Вопрос об актуальном членении разных типов предложения. Актуальное членение и текст.
19. Тема как компонент его актуального высказывания. Средства выражения темы.
20. Тема как компонент актуального членения высказывания. Типы тем. Роль темы в текстообразовании.
21. Рема как компонент актуального членения высказывания. Средства выражения ремы.
22. Рема как компонент актуального членения высказывания. Типы рем. Роль ремы в текстообразовании.
23. Рематическая доминанта текста и ее типы.
24. Текст как предмет синтаксического анализа: формальный и коммуникативный аспекты.
25. Коммуникативный синтаксис и культура речи: ошибки в оформлении тема-рематического членения предложения и текста.
26. Интонационные конструкции в русском языке. Интонация как средство выражения темы и ремы.
27. Интонация и знаки препинания. Интонационная разметка текста.
28. Коммуникация и текст: сфера функционирования текста, стиль и жанр.
29. Введение в информативно-семантический синтаксис
30. Понятие информативной (объективной, диктумной) семантики предложения.
31. Денотативное направление ее исследования и его место в науке.
32. Диктумная семантика и ее компоненты: пропозитивный, припрозитивный. Вопрос о необязательных смыслах диктума.
33. Структура пропозиции: предикат, актанты. Пропозиции нуль-местные,
34. одноместные, неодноместные.
35. Номинативные возможности пропозиции. Лексика предикатная и непредикатная; непредикатная лексика в предикатной позиции.
36. Типы пропозиций: событийные, логические. Особенности их структуры и обозначения.
37. Предикативная конструкция как основной способ выражения пропозиции.
38. Выражение пропозиции непредикативными конструкциями.
39. Актанты, их семантика и способы выражения в диктуме.
40. Сирконстанты, их семантика и способы выражения в диктуме.
41. Информативно-семантический синтаксис и культура речи. Ясность, полнота,
42. точность и логичность речи как отражение ее семантической структуры.
43. Диктумная и модусная семантика в высказывании и тексте.
44. Принципы русской пунктуации. Основные функции знаков препинания.
45. Конструктивно обусловленные знаки препинания.
46. Семантически и интонационно обусловленные знаки препинания

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.

«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.

«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.П. Панфилова Культура речи и деловое общение: учебное пособие для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 В. И. Максимов [и др.] ; под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой Русский язык и культура речи : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CCBBD9A7-0581-439F-83DD-9B0638DBBCAF
Л1.3 Милославский, И. Г Современный русский язык. Культура речи и грамматика : учебное пособие для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Самсонов, Н.Б. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э3 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э4 Курс "Речевая культура специалиста в рекламе и связях с обшественностью" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
пункт Перечень программного обеспечения следующий:
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, тестирование. Изучение курса завершается зачетом с оценкой. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Зачет с оценкой.Экзамен.Подготовка к зачету с оценкой и экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.