МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловые коммуникации в журналистике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_Журналистика_ЖТиММР-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рецензент(ы):
д.филос.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Деловые коммуникации в журналистике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системного представления о деловой коммуникации в журналистике как средстве сотрудничества, взаимодействия, достижения целей личностных и профессиональных; формирование представления о том, что культура деловой коммуникации содействует установлению конструктивных деловых связей, развитию лидерских и коммуникативных качеств журналиста; усвоению норм деловой этики и делового поведения, принятых в профессиональном журналистском сообществе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен анализировать потребности общества и интересы аудитории в целях прогнозирования и удовлетворения спроса на медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты
ОПК-4.1 Интерпретирует данные социологических исследований о потребностях общества и интересах отдельных аудиторных групп
ОПК-4.2 Прогнозирует потенциальную реакцию целевой аудитории на создаваемые журналистские тексты и (или) продукты
ПК-3Способен организовать работу и руководить предприятием (подразделением) в современной медиаиндустрии
ПК-3.1 Владеет основами управления деятельностьюмедиапредприятия (под разделения)
ПК-3.2 Владеет основами бизнес-планирования деятельности медиапредприятия (подразделения) в соответствии с решаемыми задачами
ПК-3.3 Владеет методами анализа результатов работы предприятия (подразделения) и оценки эффективности деятельности предприятия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.2. Прогнозирует потенциальную реакцию целевой аудитории на создаваемые журналистские тексты и (или) продукты.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.1. Интерпретирует данные социологических исследований о потребностях общества и интересах отдельных аудиторных групп.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.1. Владеет основами управления деятельностью медиапредприятия (подразделения).
ПК-3.2. Владеет основами бизнес-планирования деятельности медиапредприятия (подразделения)
в соответствии с решаемыми задачами.
ПК-3.3. Владеет методами анализа результатов работы предприятия (подразделения) и оценки эффективности деятельности предприятия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ресурсы деловых коммуникаций
1.1. Корпоративная культура организации. Имидж делового человека. Деловая коммуникация в системе КК. Понятие и сущность деловой коммуникации. Виды и формы. Лекции 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Корпоративная культура организации. Имидж делового человека. Деловая коммуникация в системе КК. Понятие и сущность деловой коммуникации. Виды и формы. Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Ресурсы деловых коммуникаций: вербальные и невербальные ресурсы, личностные ресурсы, среда как ресурс. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Вербальные ресурсы деловой коммуникации, личностные ресурсы. Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Невербальные ресурсы деловой коммуникации, среда как ресурс. Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Подбор и реферирование литературы по проблемам деловой коммуникации в журналистике Сам. работа 3 41 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Форматы деловых коммуникаций в журналистике
2.1. Форматы деловых коммуникаций: публичное выступление, деловая беседа, совещание, переговоры, деловая переписка и др. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Тренинг «Публичное выступление в деловой коммуникации» Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Деловая переписка: традиции и новаторство. Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Деловая этика, этикет и культура в сфере деловых коммуникаций в журналистике. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Деловая этика, этикет и культура в сфере деловых коммуникаций в журналистике. Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Подбор и анализ кейсов по теме «Деловая этика, этикет и культура в сфере деловых коммуникаций в журналистике». Сам. работа 3 41 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ - https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=7537

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4:
способен анализировать потребности общества и интересы аудитории в целях прогнозирования и удовлетворения спроса на медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. К основным жанрам деловой коммуникации относятся:
А. Беседа
Б. Переговоры
В. Совещание
Г. Все ответы верные
Правильный ответ: Г

2. «Малый разговор» в деловой коммуникации ведется в рамках:
• А. Деловых интересов партнеров
• Б. Личностных, неделовых интересов партнеров
• В. Профессиональных интересов партнеров
• Правильный ответ: Б

3. Адресат манипуляции в деловой коммуникации – это:
• А. Партнер, который может стать жертвой манипуляции
• Б. Партнер, на которого направлено манипулятивное воздействие
• В. Партнер, который использует манипулятивные приемы психологического воздействия
Правильный ответ: Б

4. В ценностно-ориентированных манипулятивных технологиях деловой коммуникации мишенью воздействия являются:
• А. Духовные идеалы партнера-адресата
• Б. Когнитивные структуры партнера-адресата
• В. Потребности и склонности партнера-адресата
• Г. Ценностные установки партнера-адресата
• Правильный ответ: Г

5. Логико-смысловое манипулирование информацией в деловой коммуникации предполагает:
• А. Вербализированную подачу социально значимых для адресата дискурсов информации
• Б. Дозирование информации
• В. Утаивание информации
Правильный ответ: В

6. Вербальные коммуникации осуществляются с помощью:
• А. Жестов
• Б. Информационных технологий
• В. Определенного темпа речи
• Г. Похлопываний по плечу
• Д. Устной речи
Правильный ответ: Д

7. Все люди делятся на:
• А. Все ответы верны
• Б. Рациональных и иррациональных
• В. Сенсориков и интуитов
• Г. Экстравертов и интровертов
Правильный ответ: А
8. В зависимости от количества участников выделяют следующие типы коммуникации:
А. Монологические – диалогические
Б. Устные – письменные
В. Вербальные – невербальные
Г. Глобальные – локальные
Правильный ответ: А

9. К открытым вопросам в деловой коммуникации относятся:
• А. Альтернативные
• Б. Зеркальные
• В. Информационные
• Г. Риторические
• Правильный ответ: Г

10. Деловой стиль взаимодействия партнеров включает:
• А. Ослабление контроля за социально-статусными и этикетными нормами
• Б. Признание ценности и значимости поведенческих действий друг друга
• В. Рациональное использование партнерами поддерживающих техник
• Г. Умение партнеров адаптировать собственные профессиональные знания к каждой деловой ситуации
• Правильный ответ: Б

11. Деловые партнеры с визуальным типом восприятия информации мыслят преимущественно:
• А. Аудиальными образами
• Б. Зрительными образами
• В. Тактильными образами
• Г. Все ответы неверные
Правильный ответ: Б

12. Знание функциональных стилей современного русского языка должно обеспечить в речи говорящему:
А. Уместный для данной ситуации выбор языковых средств
Б. Убедительность речи
В. Ничего из перечисленного
Правильный ответ: А

13. Какие этапы работы над речью традиционно выделяют в составе риторического канона?
А. Инвенция
Б. Диспозиция
В. Ораторика
Г. Элокуция
Д. Мемория
Е. Ация
Правильный ответ: А, Б, Г, Д, Е

14. Какие качества речи, перечисленные ниже, относятся к коммуникативным, обеспечивая ее эффективность?
А. Богатство речи
Б. Логичность речи
В. Правильность речи
Г. Уместность речи
Д. Все перечисленные
Правильный ответ: Д

15. Такие виды публичных выступлений, как доклад, лекция относят к:
А. Наиболее распространенным
Б. К наиболее убедительным
В. Монологическим
Правильный ответ: В

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Обмен информацией между людьми или коллективами для решения задач, достижения целей или оптимизации процессов в компании – это…
Варианты правильного ответа: деловая коммуникация / деловое общение

2. Идеал речевого общения, к которому нужно стремиться, желая доставить радость адресату и быть понятым им; вид диалогического общения, цель которого – достижение по возможности полного понимания, душевного отклика, эмоционального контакта коммуникантов, т.е. «гармонии». Гармоничным является эффективный диалог, предполагающий не только интеллектуальный контакт, связанный с передачей и усвоением (пониманием) информации, но и эмоциональное созвучие участников общения. Это…
Варианты правильного ответа: гармонизация речевого общения / гармония речи

3. Раздел риторики, в котором изучается теория и практика функционирования публичной устной монологической речи, исследуются законы и правила построения ораторских речей, ораторское искусство как умение эффективно и выразительно создавать и исполнять ораторские речи, - это…
Правильный ответ: ораторика

4. Какие этапы работы над публичным выступлением традиционно выделяют в составе риторического канона?
Варианты правильного ответа: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, акция / изобретение, расположение, словесное оформление мысли, запоминание, действие

5. Какая логическая ошибка состоит в том, что тезис обосновывается некоторыми аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом?
Правильный ответ: порочный круг в аргументации / круговая аргументация / замкнутый круг в аргументации

6. Совокупность правил и норм, общепринятых в деловой сфере и международном экономическом сотрудничестве, которые регламентируют нормы делового общения при исполнении служебных обязанностей (порядок встреч и проводов делегаций, подписи документов, деловой переписки, проведения мероприятий), - это…
Правильный ответ: деловой этикет

7. Правила речевого поведения, обусловленные принятыми в данном этносе или в данном социуме нормами поведения, частью которых является поведение речевое. Сюда относят, например, формы вежливости (обращение на «вы») и многочисленные словесные формулы (формулы речевого этикета), связанные с теми или иными коммуникативными действиями (приветствием, извинением, прощанием и т.п.). Это …
Правильный ответ: речевой этикет

8. Владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации, - это…
Правильный ответ: культура речи

9. __________________ - это короткий диалог с человеком или группой, на какую-либо приятную и интересную тему, не связанную с темой и проблематикой большого разговора. Техника (small-talk) необходим для быстрого установления контакта, нетворкинга и переговоров. О каком термине идет речь?
Правильный ответ: малый разговор / малый разговор в деловой коммуникации

10. Богатство речи, логичность речи, правильность речи, уместность речи, целесообразность речи – это коммуникативные качества речи, которые обеспечивают ее ________________________.
Правильный ответ: эффективность

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3:
способен организовать работу и руководить предприятием (подразделением) в современной медиаиндустрии

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какие признаки характеризуют эффективную деловую коммуникацию в организации?
А. Уважение ко всем участникам деловой коммуникации
Б. Доверие ко всем участникам деловой коммуникации
В. Манипулирование всеми участниками деловой коммуникации
Г. Целесообразность использования коммуникативных стратегий и тактик
Правильный ответ: А, Б, Г

2. Какие из перечисленных тактик позволяют достичь эффективности деловой коммуникации?
А. Фокус на ожиданиях собеседника
Б. Доверительные отношения
В. Умение слушать и слышать собеседника
Г. Профессиональная компетентность
Д. Все ответы верные
Правильный ответ: Д

3. Назовите условия для эффективности деловых переговоров с содержательной точки зрения:
А. Обеспечение адекватного взаимовосприятия участников переговоров
Б. Обеспечение взаимопонимания участников переговоров
В. Обеспечение эффективного информационного взаимодействия участников переговоров
Г. Обеспечение присутствия участников переговоров
Правильный ответ: А, Б, В

4. К социально-культурным барьерам деловой коммуникации НЕ относится:
А. Этические барьеры
Б. Ролевые барьеры
В. Мировоззренческие барьеры
Г. Барьер отрицательных эмоций
Д. Барьеры неавторитетности
Правильный ответ: Г

5. Какие приемы позволят повысить эффективность деловой коммуникации?
А. Знание аудитории
Б. Вовлечение как основная цель
В. Использование разных каналов коммуникации
Г. Регулярность коммуникации
Д. Открытость для обратной связи
Е. Все ответы верные

6. К психологическим барьерам деловой коммуникации относятся:
А. Барьер стилей общения
Б. Барьер отрицательных эмоций
В. Барьер установки
Г. Убеждение в собственной непогрешимости, высокомерие, зависть
Правильный ответ: А, Б, В, Г

7. К физическим барьерам деловой коммуникации НЕ относится:
А. Особенности адресата (пол, возраст и др.)
Б. Условия общения (зашумление, освещение и т.п.)
В. Состояние здоровья участников
В. Барьер двойника
Правильный ответ: В

8. Барьер двойника – это…
А. Мы судим о каждом человеке по себе, ждём от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте.
Б. Демонстрация коммуникативного эгоизма по отношению к адресату противоположного пола.
В. Понимание разных мотивов вступления в контакт.
Правильный ответ: А

9. К речевым барьерам общения НЕ относится:
А. Стилистические ошибки
Б. Эмоциональная неуравновешенность
В. Грамматические ошибки
Г. Орфоэпические ошибки
Правильный ответ: Б

10 Коммуникативные барьеры в деловой коммуникации – это:
А. Мотивационный барьер
Б. Барьер каналов восприятия
В. Лексические ошибки
Г. Некорректное поведение
Правильный ответ: А, Б, Г
• 11. Содержание деловой коммуникации – это:
o А. Дело, которым заняты люди в процессе деятельности
o Б. Проблемы, затрагивающие внутренний мир людей
o В. Вопросы внешней и внутренней политики государства.
o Правильный ответ: А
o
• 12. Цель деловой коммуникации – это:
o А. Передача эмоционального отношения в процессе взаимодействия
o Б. Регулирование поведения людей в процессе общения
o В. Организация и оптимизация определенного вида деятельности.
o Правильный ответ: В

13. Отметьте пять основных признаков значимого для СМИ события (Джемисон, Кэмпбелл) – это:
А. Наличие главного героя
Б. Драматургия события
В. Активное действие
Г. Новизна события и степень отклонения от норм
Д. Актуальность события
Е. Все перечисленные
Правильный ответ: Е

14. Укажите организационные условия успешного диалога в деловой коммуникации:
А. Точное формулирование вопросов для обсуждения
Б. Двое и более участников
В. Возможность высказаться всем участникам
Г. Строгое соблюдение регламента диалога
Правильный ответ: А, В, Г

15. К правилам подготовки и проведения делового разговора НЕ относится:
А. Сформулируйте конкретные цели
Б. Составьте план (сценарий) беседы
В. Концентрируйте беседу на своих интересах
Г. Выберите удобное время, достаточное для разговора, и подходящее место
Д. фиксируйте полученную информацию
Правильный ответ: В

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Социальная общность, которая идентифицирует себя на основе единых интересов, общих норм этики, групповых стандартов поведения и обладает механизмами, которые обеспечивают целостность этой общности, - это …
Варианты правильного ответа: организация / корпорация

2. Комплекс моделей поведения и ценностей, сформированный компанией в процессе ее адаптации к внешним условиям и внутренней интеграции, показавший свою эффективность и поддерживаемый большинством членов организации, - это…
Варианты правильного ответа: корпоративная культура / организационная культура / культура организации

3. Каких два уровня выделяют в корпоративной культуре? Первый в значительной степени ориентирован на потребителя: герои, внешний вид сотрудников, фирменный стиль и модели поведения, обряды и ритуалы, язык, официально действующие в организации законы и др.; второй включает идеи, ценности, нормы, убеждения, способы восприятия окружающего мира.
Правильный ответ: внешний и внутренний уровни

4. Культура, формируемая специалистами какой-л. области деятельности в течение длительного времени и передаваемая (символы, ценности, нормы и образцы поведения) вместе с профессиональными знаниями,
включает не только знания, умения и навыки в какой-либо области деятельности, но и способность прогнозировать последствия своих действий и ответственность за свои действия – это…
Правильный ответ: профессиональная культура

5. Миссия, корпоративный дух, корпоративная этика, стиль руководства и лидерства, корпоративный имидж и репутация – это компоненты _________________________.
Правильный ответ: системной модели корпоративной культуры.
6. Ситуация общения, в ходе которой два и более собеседников обмениваются информацией и мнениями по определенным деловым вопросам и проблемам, - это…
Варианты правильного ответа: деловой разговор / деловая беседа

7. Типы участников деловой беседы по особенностям восприятия информации определяются по тому, какая из сенсорных систем у человека развита лучше: слуховая, зрительная, кинетическая или мыслительная. Назовите эти типы.
Правильный ответ: аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы (диджиталы)

8. В организации основным средством согласованного принятия решений в процессе делового общения заинтересованных сторон являются __________________________.
Правильный ответ: деловые переговоры

9. Поиск совместного решения проблемы; получение информации о позиции противоположной стороны; налаживание связи и отношений с противоположной стороной; координация действий, участников; стремление оказать влияние на общественное мнение – это __________________деловых переговоров.
Варианты правильного ответа: функции / цели

10. «Правило Сократа» рекомендует для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставить его на ____________________место, предпослав ему ___________коротких, простых для собеседника вопроса.
Варианты правильного ответа: третье, два / 3, 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или отсутствует.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении зачета в конце семестра.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Спивак, В. А. Деловые коммуникации. Теория и практика : учебник Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Енина, Л. В. Практика журналистского общения: учебное пособие для вузов Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петрова, А.Н. Искусство речи для радио- и тележурналистов : Аспкт Пресс, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457369
Л2.2 Жернакова, М. Б. Деловые коммуникации : учебник и практикум Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/432059
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека журналиста journalism.narod.ru
Э2 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех gramota.ru
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Реферат – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Возможно коллективное обсуждение раздела дисциплины на основе самостоятельного изучения этого раздела студентами. Подготовка к данному виду учебных занятий осуществляется в следующем порядке. Преподаватель дает список вопросов и заданий, ответы на которые следует получить при изучении определенного перечня научных и т.п. источников. Студентам во внеаудиторное время необходимо прочитать специальную литературу, подготовить ответы на вопросы, которые будут обсуждаться на коллоквиуме, письменно или устно сформулировать свое мнение по каждому из вопросов, которое они выскажут на занятии.
Работа с кейсом – проблемным заданием, в котором обучающемуся предлагается на основе изученного теоретического материала, практических занятий, собственного опыта осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Основная задача кейса проанализировать предложенную проблему и попытаться найти решение. Общая схема работы с кейсом на этапе анализа может быть представлена следующим образом: в первую очередь следует выявить ключевые проблемы кейса и понять, какие данные важны для решения; войти в ситуационный контекст кейса, отобрать информацию необходимую для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении задачи.