МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильРекреационный и санаторно-курортный сервис
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_Сервис_РиСКС-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
-, старший преподаватель, Ушаков Евгений Сергеевич

Рецензент(ы):
канд. геогр. наук, Доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Информационно-коммуникативные и ГИС-технологии в туризме» является овладение теорией и практикой применения информационно-коммуникативных и ГИС-технологии в туристской отрасли.
Задачи дисциплины: - Ознакомить студентов с основными понятиями и определениями\и информационных и геоинформационных технологий: информатизаций и компьютеризация туристской деятельности, пространственные данные, сбор и обработка геоданных о туризме, получение, распространение и визуализация информации о туризме; - Изучить возможности использования геосервисов и геопорталов в туризме как средство коммуникации и как инструмент получения пространственной аналитики; - Сформировать у студентов стройную систему представлений об использовании и внедрении геоинформационных технологий в туриндустрии; - Добиться глубокого понимания студентами необходимости разработки и продвижения инноваций в области геопространственного анализа, а также в использовании технологий, связанных с цифровой картографией, ориентацией в пространстве и самостоятельном планировании маршрутов; - Обучить студентов базовым навыкам создания и использования ГИС-проектов на основе собранных данных, методам анализа интерпретации собранных сведений; - Обучить студентов базовым приемам и функционалу геоинформационных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-8.1 Знает современные информационные технологии, используемые для решения задач профессиональной деятельности в сфере сервиса
ОПК-8.2 Умеет анализировать современные информационные технологии и программные средства с целью решении профессиональных задач
ОПК-8.3 Владеет навыками использования современных информационных технологий в сфере сервиса при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные функции управления сервисной деятельностью предприятий санаторно-курортного и рекреационного сервиса и их структурных подразделений.
Знает современные информационные технологии, используемые для решения задач профессиональной деятельности в сфере сервиса
3.2.Уметь:
3.2.1.Использует при решении профессиональных задач основные методы и приемы планирования, организации, мотивации и координации деятельности структурных подразделений и отдельных сотрудников объектов сферы сервиса.
Умеет анализировать современные информационные технологии и программные средства с целью решении профессиональных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками разработки критериев контроля деятельности структурных подразделений объектов сферы сервиса.
Владеет навыками использования современных информационных технологий в сфере сервиса при решении профессиональных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Геоинформатика в цикле наук о Земле. История становления и структура современной геоинформатики.
1.1. Геоинформатика в цикле наук о Земле. История становления и структура современной геоинформатики. Лабораторные 2 12 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Введение в ГИС. Работа с таблицами. Сам. работа 2 7 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Геоинформатика в цикле наук о Земле. История становления и структура современной геоинформатики. Сам. работа 2 9 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Базовые положения геоинформатики. ГИС в научно-практической деятельности.
2.1. Базовые положения геоинформатики. ГИС в научно-практической деятельности. Лабораторные 2 12 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Создание проектов в ГИС. Сам. работа 2 7 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Базовые положения геоинформатики. ГИС в научно-практической деятельности. Сам. работа 2 9 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Геоинформационные системы: понятия, структура и функционал ГИС.
3.1. Геоинформационные системы: понятия, структура и функционал ГИС. Лабораторные 2 12 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Работа с растровыми файлами. Сам. работа 2 7 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Геоинформационные системы: понятия, структура и функционал ГИС. Сам. работа 2 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Модели пространственных данных в ГИС: понятие, структура, описание, примеры реализации.
4.1. Модели пространственных данных в ГИС: понятие, структура, описание, примеры реализации. Лабораторные 2 12 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Разработка интерактивной туристской карты средствами ГИС MapInfo Professional. Сам. работа 2 7 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Модели пространственных данных в ГИС: понятие, структура, описание, примеры реализации. Сам. работа 2 9 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Технология обработки данных в геоинформационных системах.
5.1. Технология обработки данных в геоинформационных системах. Лабораторные 2 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Технология обработки данных в геоинформационных системах. Сам. работа 2 16 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Технология создания и обработки цифровых моделей местности и рельефа (ЦММ, ЦМР).
6.1. Технология создания и обработки цифровых моделей местности и рельефа (ЦММ, ЦМР). Лабораторные 2 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.2. Инфраструктура пространственных данных: концепция и этапы внедрения. Сам. работа 2 18 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 7. Цифровизация и ГИС.
7.1. Цифровизация и ГИС. Лабораторные 2 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.2. Структурно-функциональные особенности туристских ГИС. Сам. работа 2 18 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности
ОПК-8: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
Примеры вопросов закрытого типа
1. Miniplan – это
а) онлайн-система управления проектами
б) облачное хранилище данных
в) открытая программная система видео-конференц-связи
г) онлайн-органайзер +
2. Квантовые сенсоры и метрология – это
а) новый класс вычислительных устройств, использующий для решения задач принципы квантовой механики
б) технология криптографической защиты информации, использующая для передачи ключей индивидуальные квантовые частицы
в) совокупность высокоточных измерительных приборов, основанных на квантовых эффектах+
г) новый класс вычислительных устройств, использующий для решения задач квантовые принципы
3. Jira – это
а) онлайн-сервис для управления проектами +
б) социальная сеть
в) сервис для навигации по цифровой среде
г) сервис для организации дистанционного обучения
4. Служба Domain Name System необходима
а) для перевода доменных имен в IP-адреса+
б) для общения в реальном времени
в) для поиска веб-страниц по ключевым словам
г) для обмена электронными сообщениями
5. DropSend – это
а) онлайн-система управления проектами
б) социальная сеть
в) открытая программная система видео-конференц-связи
г) сервис для обмена файлами по сети+
6. OneDrive – это
а) онлайн-система управления проектами
б) социальная сеть
в) открытая программная система видео-конференц-связи
г) облачное хранилище данных
7. WAN – это
а) глобальная сеть связи, охватывающая большие территории и включающая большое количество узлов связи+
б) технологии сетей связи, предназначенные для обеспечения беспроводного покрытия и доступа в рамках локальных пространств
в) технологии сетей связи, построенных «вокруг» человека, то есть связывающих устройства, используемые человеком в рамках его активности
г) глобальная сеть связи, охватывающая небольшие территории и включающая небольшое количество узлов связи
8. CMS – это
а) система управления контентом, набор скриптов для создания, редактирования и управления контентом сайта+
б) онлайн-сервис, в котором можно собрать сайт из готовых шаблонов
в) онлайн-сервис для создания, хранения и распространения учебных материалов, отслеживания успеваемости, проведения оценивания, а также администрирования обучения
г) система веб-страниц
9. Worksection – это
а) онлайн-система управления проектами+
б) социальная сеть
в) сервис для навигации по цифровой среде
г) сервис для организации дистанционного обучения
10. EST – тип VoD, при котором доступ к видео предоставляется
а) вместе с рекламой, которая демонстрируется в видео с определенной периодичностью
б) за счет покупки периодической подписки
в) в счет уплаты определенной суммы, при этом есть ограничения либо по количеству просмотров, либо по времени, в течение которого контент нужно просмотреть, после чего доступ прекращается +
г) в счет уплаты определенной суммы, при этом практически нет ограничений (только если их не вводят правообладатели видео)
11. К специальным персональным данным относятся
а) имя
б) дата рождения
в) расовая принадлежность+
г) религиозные убеждения+
12. Коммуникационные риски
а) связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других+
б) это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству и т. д.
в) это злоупотребление в Интернете правами потребителя (приобретение контрафактной и фальсифицированной продукции, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги и др.)
г) это патологическая, непреодолима тяга к Интернету, «оказывающая пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, семейную или психологическую сферы деятельности»
13. Данный графический контент относится:
а) к инфографике
б) к интеллект-карте+
в) к веб-сайту
г) к блогу
14. В Российской Федерации программными нормативными документами развития блокчейна является дорожная карта развития сквозной цифровой технологии:
а) Системы прямого реестра
б) Системы заимствованного реестра
в) Системы распределенного реестра +
15. Показатель цифрового развития организации или отрасли, характеризующий уровень её цифровой трансформации:
а) цифровой возраст
б) цифровая зависимость
в) цифровая зрелость +

Примеры вопросов открытого типа
1. Совокупность электронных образовательных ресурсов, средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем, необходимых для обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их местонахождения- _______ ( электронная информационно-образовательная среда)
2. В адресе priem.tltsu.ru доменом третьего уровня является (priem)
3. Требование, обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, не передавать информацию третьим лицам без согласия ее обладателя – это … информации. ( конфиденциальность)
4. Адрес проживания относится к … персональным данным. (общедоступным)
5. Подкласс информационных технологий, служащий для передачи информации между двумя и более точками на расстоянии, не требуя проводной связи – это технологии _____ ( беспроводной связи)
6. Процесс передачи знаний при помощи мультимедийных технологий – это (видеоурок)
7. Сведения о профессии относятся к … персональным данным. (общедоступным)
8. Технология пакетной передачи данных между устройствами для компьютерных и промышленных сетей обозначается как (Ethernet)
9. Полнота и точность информации – это … информации. (достоверность)
10. Характеристика информации, указывающая на необходимость введения ограничений на круг субъектов, имеющих доступ к данной информации, – это … информации. (конфиденциальность)
11. Действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, – это … персональных данных. (распространение)
12. Унифицированный идентификатор ресурса – это (URL)
13. Умения и навыки пользования различными видами онлайн-сервисов и соблюдение норм общения в сети – это (коммуникативная грамотность)
14. Серия видеоуроков, объединенных одной темой и имеющих логическую последовательность, – это (видеокурс)
15. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена в … году: (2019)
16. Не менее … предприятий крупного и среднего бизнеса передают официальную статистическую отчетность в электронном виде с 1 января 2021 года: (90%)
17. В каждом из обязательных региональных проектов в области цифровой экономики обязательно наличие показателей, соответствующих показателям федеральных проектов, так ли это: (да)
18. Для направления … целесообразно выделить в качестве ключевых целей трансформации своевременную и качественную их инвентаризацию, непрерывное совершенствование существующих процессов для улучшения клиентского опыта и снижения затрат, а также внедрение новых процессов, необходимых для реализации деятельности с применением новых технологий: (процессы)
19. Цифровая трансформация призвана … продажи и рост бизнеса: (ускорить)
20. В 2020 году работа по цифровизациии государственных и муниципальных услуг должна дойти до оценки не менее … по 5-балльной шкале уровня удовлетворенности качеством их оказания: (3,7)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к собеседованию (к зачету):
1. Развитие и становление информационных систем и технологий и информационного общества.
2. Этапы развития информационных систем и технологий.
3. Классификация информационных систем.
4. Процесс формирования информационного общества.
5. Основные этапы и современное состояние информатизации общества.
6. Информационная составляющая организации туристической деятельности.
7. Перспективы развития информационных технологий сферы туроператорских и турагентских услуг.
8. Система управления турагентством.
9. Модель электронного документооборота туристического агентства.
10. Программное обеспечение автоматизации работы турагентства.
11. Становление современной системы электронных заказов в деятельности туроператора. 12. Комплексные системы обслуживания заказов в сфере туроператорских и турагентских услуг.
13. Общая характеристика наиболее распространенных систем автоматизации деятельности турагентств.
14. Специфика маркетинга услуг.
15. Информационный маркетинг и перспективы развития электронной торговли.
16. Размещение и рассылка рекламы в Интернет.
17. Обзор возможностей рекламы в Интернете.
18. Информационные системы менеджмента турагентства.
19. Классификация информационных систем менеджмента.
20. Пакеты управления предприятиями туристической сферы.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.И. Жуковский Геоинформационные системы: учебное пособие Томск: Эль Контент, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. П. Новожилов Информатика : учеб. пособие для бакалавров М. : Юрайт, 2014
Л2.2 Зеливянская О.Е. Геоинформационные системы: лабораторный практикум Ставрополь : СКФУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» portal.edu.asu.ru
Э2 GIS-Lab: географические информационные системы и дистанционное зондирование gis-lab.info
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме»
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» не предусмотрены.
Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» не предусмотрены.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме»
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.