МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация образовательной деятельности и методика преподавания дисциплин туристского и сервисного профиля

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильМенеджмент санаторно-курортного дела
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_Сервис_МСКД-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Праздникова Н.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация образовательной деятельности и методика преподавания дисциплин туристского и сервисного профиля

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 518)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у магистрантов систематизированных знаний в области методики преподавания дисциплин по направлению "Сервис" как научной основы профессиональной подготовки и готовности использовать их в процессе профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7Способен осуществлять педагогическую деятельность по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам
ОПК-7.1 Знает основные виды педагогической деятельности по основным профессиональным образовательным программам, направленных на изучение новых образовательных технологий, активных и интерактивных форм обучения
ОПК-7.2 Умеет составлять план проведения занятий по основным профессиональным образовательным программам
ОПК-7.3 Умеет составлять план проведения занятий по дополнительным профессиональным программам
ОПК-7.4 Проводит учебные занятия по разработанному плану в профессиональном образовании
ОПК-7.5 Проводит учебные занятия по разработанному плану дополнительном профессиональном образовании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные виды педагогической деятельности по основным профессиональным образовательным программам
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет составлять план проведения занятий по основным профессиональным образовательным программам
Умеет составлять план проведения занятий по дополнительным профессиональным программам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Проводит учебные занятия по разработанному плану в профессиональном образовании
Проводит учебные занятия по разработанному плану дополнительном профессиональном образовании

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы методики преподавания в высшей школе
1.1. Тема1Введение. Развитие высшего профессионального образования и дополнительного образования в России. Нормативно-правовая база организации образовательного процесса в высшей школе Лекции 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Специфика педагогической деятельности в высшей школе. Практические 1 5 ОПК-7.1, ОПК-7.4 Л2.1, Л3.1
1.3. Цели, содержание и структура образования в сфере сервиса Лекции 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.4 Л2.1, Л3.1
1.4. Психолого-педагогические основы обучения в высшей школе Сам. работа 1 10 ОПК-7.1, ОПК-7.4 Л2.1, Л3.1
1.5. Инновационные формы обучения в высшей школе.Дистанционное обучение. работа в системе MOODL Лекции 1 2 ОПК-7.4
Раздел 2. Методы, технологии, средства и формы организации обучения в сфере сервиса
2.1. Лекция как основной элемент образовательного процесса в вузе Лекции 1 2 ОПК-7.4 Л2.1, Л3.1
2.2. Разработка лекции по сервисной дисциплине для бакалавриата Практические 1 4 ОПК-7.2, ОПК-7.4 Л2.1, Л3.1
2.3. Разработка средств контроля по дисциплине Практические 1 4 ОПК-7.2, ОПК-7.4 Л2.1, Л3.1
2.4. Инновационные методы обучения в высшей школе Сам. работа 1 8 ОПК-7.2, ОПК-7.4 Л2.1
2.5. Формы организации обучения в высшей школе Практические 1 4 ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4 Л2.1, Л3.1
2.6. Методика обучения курсам по направлению "Сервис" в вузе Сам. работа 1 15 ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4 Л2.1, Л3.1
2.7. Внеурочная деятельность Сам. работа 1 10 ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л2.1, Л3.1
2.8. Практические занятия в вузе Сам. работа 1 8 ОПК-7.4
2.9. Практические занятия в вузе Лекции 1 2 ОПК-7.4
2.10. Работа в виртуальной обучающей среде «Moodle» Практические 1 3 ОПК-7.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4146

ОПК-7: Способен осуществлять педагогическую деятельность по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Педагоги, не поддерживающие идею технологизации педагогического процесса:
1. И.Г. Песталоцци
2. Я.А. Коменский
3. Л.Н. Толстой
4. К.А. Вентцель
5. А.С. Макаренко
Ответ: 3,4.
2. Важнейшие элементы педагогической технологии А.С. Макаренко:
1. тон и стиль обращения
2. указание
3. приказ
4. традиции
5. просьба
Ответ: 1,4.
3. Организатор трудовой колонии "Бодрая жизнь":
1. А.С. Макаренко
2. С.Т. Шацкий
3. Ф.А. Фрадкин
4. Л.Н. Толстой
Ответ: 2.
4. Педагог, в 1920-1925 гг. возглавлявший "Школу-коммуну им. Ф.М. Достоевского":
1. С.Т. Шацкий
2. В.Н. Сорока-Росинский
3. А.С. Макаренко
4. В.А. Сухомлинский
Ответ: 2.
5. Идея, с которой первоначально соотносилось понятие "педагогическая технология" в зарубежной педагогической литературе:
1. гуманизация
2. интенсификация
3. технизация
4. активизация
Ответ: 3.
6. Автор слов "Дари себя детям!":
1. Р. Штайнер
2. Л.Н. Толстой
3. Ш.А. Амонашвили
4. В.А. Сухомлинский
Ответ: 3.
7. Методологические требования к современным педагогическим технологиям:
1. цикличность
2. гибкость
3. альтернативность
4. системность
5. воспроизводимость
Ответ: 4,5.
8. Массовую разработку и внедрение педагогических технологий относят к середине ... годов прошлого века.
1. 40-х
2. 50-х
3. 70-х
4. 80-х
Ответ: 2.
9. Учѐный, внѐсший значительный вклад в развитие исследований в области педагогических технологий:
1. В.П. Беспалько
2. Д. Дьюи
3. П.И. Пидкасистый
4. Б.Т. Лихачѐв
Ответ: 1.
10. Методологические требования к современным педагогическим технологиям:
1. концептуальность
2. цикличность
3. эффективность
4. альтернативность
5. ситуативность
Ответ: 1, 3.
11. Уровни применения педагогических технологий:
1. общепедагогический
2. предметный
3. информационный
4. частный
5. теоретический
Ответ: 1, 2.
12. Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий:
1. деятельность
2. технология
3. техника
4. мастерство
Ответ: 2.
13. Частные педагогические технологии:
1. стимулирование деятельности учащихся
2. организация начала урока
3. конструирование процесса обучения
4. конструирование процесса воспитания
5. проектирование содержания образования
Ответ: 1, 2.
14. Синтез личностно-деловых качеств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса:
1. авторитет
2. творчество
3. мастерство
4. техника
Ответ: 3.
15. Совокупность умений и навыков, необходимая для эффективного воздействия на учащихся:
1. техника
2. профессионализм
3. эрудиция
4. технология
Ответ: 1.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

1. Соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми, умение выбрать правильный подход к ним...
Ответ: такт.
2. Назовите элементы концептуальной части педагогических технологий.
Ответ: целевые ориентации, название.
3. Назовите аспект, в котором педагогическая технология представляется научно разработанным решением определѐнной проблемы.
Ответ: научный.
4. Назовите элемент процессуальной части педагогических технологий.
Ответ: структура и алгоритм деятельности субъектов.
5. Назовите технологии, не относящиеся к горизонтальной иерархии педагогических технологий.
Ответ: микротехнологии, нанотехнологии.
6. Назовите главное требование к формулировке целей в педагогической технологии.
Ответ: диагностичность.
7. Прогнозируемый результат педагогической деятельности...
Ответ: цель.
8. Назовите наиболее характерный признак любой педагогической технологии.
Ответ: диагностично поставленная цель.
9. Философское убеждение, что наука и знание точных наук наиболее адекватны познанию окружающей действительности...
Ответ: сциентизм.
10. Назовите критерий для выделения обучающих и воспитывающих, общеобразовательных и профессиональноориентированных педагогических технологий.
Ответ: характер содержания и структуры.
11. Как называются технологии, в которых педагог является единоличным субъектом педагогического процесса, отличаются подавлением инициативы учащихся.
Ответ: авторитарные.
12. Назовите технологии личностно-ориентированного образования.
Ответ: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвилли.
13. Назовите технологии, выделяемые на основе ведущего фактора развития личности.
Ответ: биогенные, социогенные, психогенные.
14. Кто автор классификации педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся?
Ответ: Беспалько В.П.
15. Как называются технологии, реализующие демократизм, равенство, партнѐрство в отношениях педагога и учащихся?
Ответ: сотрудничества.
16. Как называются технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
Ответ: игровые.
17. Назовите параметр, который Г.К. Селевко не берѐт за основу классификации педагогических технологий.
Ответ: уровень воспроизведения.
18. Назовите элемент, не входящий в структуру описания и анализа педагогической технологии.
Ответ: профессиональный.
19. Осмысленная педагогическая ситуация с привнесѐнной в неѐ целью...
Ответ: задача.
20. Как называются текущие, ближайшие педагогические задачи?
Ответ: оперативные.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-7 Способен планировать и организовывать взаимодействие участников образовательных отношений.
1. Педагогические задачи, отражающие объективные потребности общества:
1. стратегические
2. тактические
3. оперативные
4. общественные
Ответ:1.
2. Задание Единица педагогического процесса:
1. педагогическая ситуация
2. педагогическая задача
3. учащийся
4. педагог
Ответ:2.
3. Ученики не подготовились к уроку. Задача учителя - включить учащихся в деятельность на уроке. Тип задачи:
1. стратегическая
2. тактическая
3. оперативная
4. коммуникативная
Ответ:3.
4. Задачи, не выделяемые по временному признаку:
1. стратегические
2. тактические
3. оперативные
4. ситуативные
Ответ:4.
5. Задачи, включѐнные в классификацию по видам деятельности педагога:
1. воспитательные
2. дидактические
3. конвергентные
4. оперативные
Ответ:1, 2.
6. Этапы решения педагогической задачи:
1. постановка задачи на основе анализа ситуации
2. конструирование способа педагогического воздействия
3. процесс решения задачи
4. анализ результатов решения
Ответ:3, 4, 1,2.
7. Этап технологии решения педагогической задачи, на котором происходит осуществление целеполагания, диагностика поступка:
1. аналитический
2. процессуальный
3. прогностический
4. рефлексивный
Ответ:1.
8. Этап технологии решения педагогических задач, на котором происходит отбор средств достижения результата, проектирование воздействия или взаимодействия:
1. аналитический
2. прогностический
3. процессуальный
4. рефлексивный
Ответ:2.
9. Этап решения педагогических задач, на котором происходит осуществление систематического отслеживания действий, корректировка способов действий:
1. аналитический
2. прогностический
3. процессуальный
4. рефлексивный
Ответ:3.
10. Последовательность этапов конструирования процесса решения педагогических задач:
1. осознание педагогической задачи
2. постановка диагноза
3. прогнозирование
4. проектирование
5. планирование
Ответ:2, 1, 3, 5, 4.
11. Оценка общего состояния педагогического процесса или его компонента на основе всестороннего, целостного обследования:
1. диагноз
2. анализ
3. проект
4. прогноз
Ответ:1.
12. Процесс получения опережающей информации об объекте на основе научно обоснованных положений:
1. диагноз
2. прогноз
3. целеполагание
4. анализ
Ответ:2.
13. Последовательность этапов разработки плана работы классного руководителя:
1. составление характеристики классного коллектива
2. знакомство руководителя с общешкольным планом воспитательной работы
3. формулирование конкретных задач воспитательной работы с классом на год
4. обсуждение плана с коллегами, родителями и учащимися
5. обсуждение плана на классном собрании, закрепление ответственных за организацию мероприятий, распределение поручений
Ответ: 3, 4, 1, 5, 2.
14. Последовательность этапов планирования урока:
2. определение целей урока
3. разработка дидактического аппарата
1. установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций
Ответ:3, 1, 2.
15. Методы педагогического прогнозирования:
1. моделирование
2. наблюдение
3. мысленный эксперимент
4. изучение продуктов деятельности учащихся
5. анкетирование
Ответ:1, 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.
Примеры заданий открытого типа

1. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, требующий начинать проектирование с построения моделей деятельности учащихся.
Ответ: центрации проектирования на ведущем элементе.
2. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, требующий непрерывной коррекции проекта на основе анализа потребностей и возможностей субъектов.
Ответ: рефлексивности.
3. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, обусловленный закономерностью индивидуального усвоения учениками социального опыта.
Ответ: адаптации процесса к личности учащихся.
4. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, требующий учитывать все факторы, влияющие на процесс.
Ответ: многофакторности.
5. Необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между компонентами педагогического проектирования -
Ответ: закономерности.
6. Виды внешней (практической) деятельности...
Ответ: манипулирование предметами, сборка и разборка.
7. Деятельность, направленная на объединение групп людей для достижения общей цели -
Ответ: организаторская.
8. Деятельность учителя, функциями которой являются: функция групповой интеграции, внешнекоммуникативная функция.
Ответ: организаторская.
9. Назвите принципы коллективных способов обучения.
Ответ: наличие сменных пар учащихся, взаимоуправление
10. Назовите типы группового обучения:
Ответ: обучение в парах, маленькая команда
11. Назовите уровень применения педагогики сотрудничества.
Ответ: общепедагогический.
12. Назовите учѐного, назвавшего отметки "костылями хромой педагогики".
Ответ: Ш.А. Амонашвили.
13. Функция игры, характеризующаяся внесением позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей -
Ответ: коррекционная.
14. Назовите вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором совершенствуется самоуправление поведением.
Ответ: игра.
15. Назовите последовательность этапов игры:
Ответ: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.
16. Функция игровых технологий, связанная с преодолением трудностей в поведении, общении, учении -
Ответ: терапевтическая.
27. Параметр для классификации педагогических игр на предметные, сюжетные, ролевые и т.д.-
Ответ: игровая методика.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Кузнецов Общая и профессиональная педагогика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2020 www.biblio- online.ru/book /37288DC1- 4074-4EAC- BD6C- 468AE95C7F 3B
Л1.2 Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2020 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л. М. Панчешниковой Методика обучения географии в средней школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по геогр. спец. Просвещение, 1983
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Горбатова О.Н. Методика преподавания географии : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/802
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Организация образовательной деятельности и методика преподавания дисциплин по направлению "Сервис" в вузах" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://gks.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Организация образовательной деятельности и методика преподавания дисцмплин по направлению "Сервис".

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Методика преподавания географии» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Методика преподавания географии» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Методика преподавания географии» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Методика преподавания географии» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Методика преподавания географии»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.