МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современное информационно-технологическое обеспечение туристской и сервисной индустрии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильМенеджмент санаторно-курортного дела
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_Сервис_МСКД-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 159
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 159 159 159 159
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.г.н., доцент , Прудникова Наталья Геннадьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент , Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Современное информационно-технологическое обеспечение туристской и сервисной индустрии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 518)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н.,доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н.,доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Современное информационно-технологическое обеспечение туристской и сервисной индустрии" является подготовка специалистов, владеющих знаниями в области современных информационных технологий в туризме, ресторанной и гостиничной деятельности,умеют работать с системами автоматизации на предприятиях сервиса,туризма и умеющих их использовать в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен формировать технологическую концепцию сервисных организаций, организовывать внедрение технологических новаций и программного обеспечения в сфере сервиса
ОПК-1.1 Знает методы формирования технологической новаций и программного обеспечения деятельности организаций сферы сервиса
ОПК-1.2 Определяет меры по внедрению технологических новаций в деятельность организаций сферы сервиса
ОПК-1.3 Демонстрирует умение работать с основными с программными продуктами в профессиональной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1.1. Знает методы формирования технологической новаций и программного обеспечения деятельности организаций сферы сервиса
3.2.Уметь:
3.2.1.1.2. Определяет меры по внедрению технологических новаций в деятельность организаций сферы сервиса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1.3. Демонстрирует умение работать с основными с программными продуктами в профессиональной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современное информационно-технологическое обеспечение туристской индустрии в мире, России и Алтайском крае
1.1. Структура и классификация современных информационных технологий в туризме Лекции 1 2 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Глобальные формы реализации систем бронирования и резервирования Практические 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Влияние информационных технологий на расширение функциональных возможностей объектов социально-культурного сервиса. Практические 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Структурный анализ современных систем резервирования: APPOLO (United Airlines), SABRE (American Airlines), WORLDSPAN (Delta Airlines, TWA), AMADEUS (Lufthansa, Iberia, Air France, SAS) Практические 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Функциональные характеристики глобальных автоматизированных систем бронирования и резервирования, коммуникационных средств, мультимедийных технологий, систем электронных карт и др Практические 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Основные классификационные признаки современных информационных технологий в туризме и социально-культурной сфере Лекции 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС Практические 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Типы информационных систем менеджмента применяемые в туризме. Оценка преимуществ и недостатков специализированных пакетов прикладных программ для туризма Лекции 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Практические 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Функциональные характеристики глобальных автоматизированных систем бронирования и резервирования, коммуникационных средств, мультимедийных технологий, систем электронных карт и др Сам. работа 1 14 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Структурный анализ современных систем резервирования: APPOLO (United Airlines), SABRE (American Airlines), WORLDSPAN (Delta Airlines, TWA), AMADEUS (Lufthansa, Iberia, Air France, SAS) Сам. работа 1 14 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Структура, классификация и цифровая трансформация современных информационных технологий в туризме
2.1. Автоматизированные информационные системы в управлении гостиничным комплексом Лекции 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Функциональные возможности программных продуктов для туристического бизнеса: программы TurWin, Чартер, Овир (фирма ArmSoft), система САМО-Тур(фирма Само) Программный комплекс Туристический офис (фирма Туристические технологии), программа Интурсофт (фирма Интурсофт) Практические 1 2 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Автоматизированная информационная система ANT-Group (фирма ANT-Group) Программные комплексы Эдельвейс, Барсум, Реконлайн (фирма Recsoft) и др. Практические 1 3 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Назначение, состав и функциональные возможности автоматизированных информационных систем управления гостиничным комплексом Практические 1 3 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Функциональная и структурная организация основных программных продуктов: Hotel-2000, Русский отель, информационные системы фирмы Рексофт Практические 1 3 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Функциональная и структурная организация основных программных продуктов: Hotel-2000, Русский отель, информационные системы фирмы Рексофт Сам. работа 1 6 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Задачи технического и технологического оснащения предприятий и учреждений социально- культурного сервиса и туризма. Технология бронирования туров и гостиничных мест Лекции 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Использование системы бронирования турпродукта и гостиничного номера через систему Интернет. Преимущества бронирования турпродукта через систему Интернет. Развитие Интернет-бронирования в российской туристском бизнесе Сам. работа 1 6 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Качественное изменение структуры турпакетов и туристического продукта при применении информационных технологий. Новые возможности распространения и реализации турпродукта, использование Интернет в сфере турбизнеса Сам. работа 1 8 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Использование автоматизированных информационных систем в управлении туристическими фирмами, гостиничными комплексами. Влияние информационных технологий на расширение функциональных возможностей объектов социально-культурного сервиса. Сам. работа 1 8 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Использование системы бронирования турпродукта и гостиничного номера через систему Интернет. Преимущества бронирования турпродукта через систему Интернет. Развитие Интернет-бронирования в российской туристском бизнесе Сам. работа 1 6 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Локальные и глобальные компьютерные сети, их назначение, топология и возможности использования в туризме Практические 1 3 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Автоматизированные информационные системы в управлении туристским и гостиничным комплексом
3.1. Основные направления использования мультимедийных технологий в туристическом бизнесе и СКС Лекции 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Понятие бухгалтерской информационной системы. Основные возможности системы 1С: Бухгалтерия. Принципы функционирования системы 1С: Бухгалтерия. Основные функции бухгалтерского учета, реализованные в системе 1С Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Просмотр, отбор, создание, редактирование и удаление документов. Поиск в журнале документов. Создание отчетов. Восстановление и сохранение отчетов. Детализация отчетов. Печать отчета. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Основные классификационные признаки современных информационных технологий в туризме и социально-культурной сфере. Функциональные характеристики глобальных автоматизированных систем бронирования и резервирования, коммуникационных средств, мультимедийных технологий, систем электронных карт и др. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Понятие бухгалтерской информационной системы. Основные возможности системы 1С: Бухгалтерия. Принципы функционирования системы 1С: Бухгалтерия. Основные функции бухгалтерского учета, реализованные в системе 1С Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Основные классификационные признаки современных информационных технологий в туризме и социально-культурной сфере. Функциональные характеристики глобальных автоматизированных систем бронирования и резервирования, коммуникационных средств, мультимедийных технологий, систем электронных карт и др. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Информационные системы туроперейтинга Сам. работа 1 2 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Основные компоненты и функции информационных систем туроперейтинга. Функциональные возможности программных продуктов для туристического бизнеса: программы TurWin, Чартер, Овир (фирма ArmSoft) Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.9. программный комплекс Туристический офис (фирма Туристические технологии), программа Интурсофт (фирма Интурсофт), автоматизированная информационная система ANT-Group (фирма ANT-Group), программные комплексы Эдельвейс, Барсум, Реконлайн (фирма Recsoft) Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Назначение, состав и функциональные возможности автоматизированных информационных систем управления гостиничным комплексом. Функциональная и структурная организация основных программных продуктов: Hotel-2000, Русский отель, информационные системы фирмы Рексофт Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.11. программный комплекс Туристический офис (фирма Туристические технологии), программа Интурсофт (фирма Интурсофт), автоматизированная информационная система ANT-Group (фирма ANT-Group), программные комплексы Эдельвейс, Барсум, Реконлайн (фирма Recsoft) Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.12. Основные компоненты и функции информационных систем туроперейтинга. Функциональные возможности программных продуктов для туристического бизнеса: программы TurWin, Чартер, Овир (фирма ArmSoft) Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.13. Основные направления развития туризма в свете применения информационных технологий. Лекции 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.14. Качественное изменение структуры турпакетов и туристического продукта при применении информационных технологий. Новые возможности распространения и реализации турпродукта, использование Интернет в сфере турбизнеса Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.15. Использование автоматизированных информационных систем в управлении туристическими фирмами, гостиничными комплексами и другими объектами СКС. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.16. Влияние информационных технологий на расширение функциональных возможностей объектов социально-культурного сервиса Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.17. Качественное изменение структуры турпакетов и туристического продукта при применении информационных технологий. Новые возможности распространения и реализации турпродукта, использование Интернет в сфере турбизнеса Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.18. Использование автоматизированных информационных систем в управлении туристическими фирмами, гостиничными комплексами и другими объектами СКС. Сам. работа 1 11 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.19. Задачи технического и технологического оснащения предприятий и учреждений социально- культурного сервиса и туризма. Технология бронирования туров и гостиничных мест. Лекции 1 2 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.20. Установление стимулирования сбыта туристского продукта. Выбор инструментов стимулирования сбыта, выявление круга наиболее перспективных участников технологического процесса Сам. работа 1 14 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.21. Использование системы бронирования турпродукта и гостиничного номера через систему Интернет. Преимущества бронирования турпродукта через систему Интернет Сам. работа 1 14 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.22. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Сам. работа 1 14 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.23. Использование системы бронирования турпродукта и гостиничного номера через систему Интернет. Преимущества бронирования турпродукта через систему Интернет Сам. работа 1 14 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.24. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Сам. работа 1 14 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.25. Экзамен 1 27 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7093

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1:
Способен формировать технологическую концепцию туристской организации, организовывать внедрение технологических новаций и программного обеспечения в сфере сервиса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В каком году была создана система бронирования Amadeus?
a) 1967
b) 1987
c) 1977
d) 1997
ответ 1987
2. К глобальным системам бронирования относят:
a) Amadeus
b) Galileo
c) Sabre
d) все перечисленные
ответ все перечисленные
3. Система бронирования GALILEO создана в 1987 г. авиакомпаниями British Airways, Swissair, KLM, Covia, позднее Alitalia и Austrian Airlines. В 1993 г. объединилась с Apollo, получила название Galileo International. С декабря ____________ открыла официальное представительство в России
a) 1999 г.
b) 1998 г.
c) 1995 г.
d) 1992 г.
ответ 1999
4. В каком году создана система бронирования SABRE авиакомпанией American Airlines
a) 1964 г.
b) 1974 г.
c) 1984 г.
d) 1954 г.
ответ 1964
5. Как называлась первая отечественная автоматизированная система резервирования авиационных билетов, разработанная учеными АН СССР и специалистами Минприбора в 1972 г
a) Сирена
b) Сирена-Трэвел
c) Сирена-3
d) Сирена-2000
ответ Сирена
6. В каком году появился в Сети сервер «Travel.ru»
a) 1998 г.
b) 1999 г.
c) 1992 г.
d) 1996 г.
ответ 1998
7.Сколько профессионалов турбизнеса по всему миру применяют в своей работе глобальную систему бронирования Amadeus
a) более 300
b) более 400
c) более 500
d) более 600
ответ более 400
8. ФЗ РФ об основах туристской деятельности в РФ определяет туризм как:
a) туроператорскую и турагентскую деятельность по организации путешествий;
b) временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране или месте временного пребывания;
c) временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания на срок от 24 часов до 1 года подряд.
ответ временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране или месте временного пребывания;
9. Какое определение информационной системы приведено в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»
a) Информационная система – это замкнутый информационный контур, состоящий из прямой и обратной связи, в котором, согласно информационным технологиям, циркулируют управленческие документы и другие сообщения в бумажном, электронном и другом виде.
b) Информационная система – это организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (процесс сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации).
c) Информационная система – организационно-техническая система, предназначенная для выполнения информационно-вычислительных работ или предоставления информационно-вычислительных услуг;
d) Информационная система – это совокупность внешних и внутренних прямых и обратных информационных потоков, аппарата управления организации с его методами и средствами обработки информации.
ответ организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (процесс сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации)
10. Назовите основные потребности туристов во время путешествия:
a) потребности во впечатлениях, экскурсиях, встречах;
b) потребности в проживании, питании, перемещении;
c) потребности в развлечениях, сувенирной продукции;
d) потребности в услугах предприятий сервиса, торговли.
ответ потребности в проживании, питании, перемещении
11. Туристская индустрия представляет собой:
a) деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
b) совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков;
c) комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
ответ совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков
12. По количеству отелей, подключенных к GDS/ADS на первом месте
a) Италия
b) Франция
c) США
d) Испания
ответ Испания
13.В списке городов по загруженности в GDS/ADS на первом месте стоит
a) Рим
b) Париж
c) Санкт-Петербург
d) Москва
ответ Париж
14. Лучше всего Россия в GDS/ADS представлена отелями
a) 2*
b) 3*
c) 4*
d) 5*
ответ 3*
15. Какой город в России стоит на первом месте по загрузке отелей в GDS/ADS в России
a) Москва
b) Новосибирск
c) Санкт-Петербург
d) Владивосток
ответ Санкт-Петербург

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Автоматическая система управления (АСУ) — это
{специальные программы для всеохватывающей автоматизации бизнес-процессов туристских офисов}
2. Совокупность унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных называется
{информационным обеспечением}
3. Специальным образом организованное хранение информационных ресурсов в виде интегрированной совокупности файлов, обеспечивающее удобное взаимодействии и быстрый доступ к данным называется
{базой данных}
4. На бланке туристической путевки обычно указывают вид питания туриста. Выберите то сокращение, которое в международной практике гостиничного обслуживания предполагает
оплату и предоставление туристу только завтрака — это
{ВВ}
5. Сколько стадий имеет эволюция продукта согласно теории жизненного цикла продукта?
{ четыре}
6. Как именуется иностранный гость, который не ночует в стране пребывания, а
возвращается, например, на судно или поезд, на котором он прибыл в страну?
{ экскурсант }
7. Посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров, действующий на основе посреднических договоров, или продавец, действующий на основе договоров купли-продажи туристских продуктов
{турагент}
8. Комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта
{туристский продукт}
9. Система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско – экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско – экскурсионные услуги
{туристский рынок}
10. Центр туризма превращается в полностью загруженную часть индустрии туризма с отелями крупных транснациональных гостиничных цепей и франчайзинговыми предприятиями на стадии жизненного цикла продукта, называемой
{зрелостью}
11. Деятельность туристской фирмы, направленная на создание привлекательного и конкурентоспособного туристского продукта для массовой или индивидуальной реализации на рынке туристских услуг, называется:
{планированием туров}
12. Деятельность, направленная на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса для удовлетворения культурных и духовных потребностей иностранных туристов, — это:
{международный туризм}
13. Документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности, в том числе туристской, и доступный широкому кругу потребителей, называется:
{стандарт}
14. Ситуация на рынке, при которой предложение соответствует спросу или опережает его, формирует:
{рынок покупателя}
15. Основной документ, определяющий взаимоотношения туриста с обслуживающей его фирмой, возможность предъявления претензий к ней и удовлетворения их в судебном порядке, — это:
{договор на туристское обслуживание}
16. Предварительно намеченный путь туристского похода, путешествия, экскурсии (заранее спланированная трасса продвижения в течение определенного времени с целью предоставления туристу определенной программы услуг) называется:
{маршрут}
17. Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют:
{технологию туристского обслуживания}
18. Подтверждение специальным органом соответствия реализованных услуг требованиям безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранности имущества, защиты окружающей среды называется:
{обязательной сертификацией}
19. В каком законе отображается объективность процесса информатизации общества
{закон необходимого разнообразия}
20. Совокупность операций (сбор, ввод, запись, преобразование, считывание, хранение, уничтожение, регистрация), осуществляемых с помощью технических и программных средств, включая обмен по каналам передачи данных – это
{обработка информации}

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамен (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера.

ВОПРОСЫ
1. Понятие информационных технологий. Классификация информационных технологий. История возникновения GDS.
2. Возникновение компьютерных систем бронирования. Система информационных технологий, используемых в туризме
3. Глобальные компьютерные системы бронирования и резервирования Amadeus, Galileo, Worldspan, Sabre.
4. Amadeus и другие GDS на российском рынке
5. Система бронирования и резервирования в гостиничной индустрии – Fidelio. GDS и ADS - отличие.
6. Российские системы бронирования и резервирования в турбизнесе (Сирена, Ключ, Туринтел, Тур Резерв)
7. Страхование туристов через Интернет при турпоездке
8. Системы автоматизации для туристских фирм. Структура и функции программного обеспечения
9. Аналитические инструменты и современные технологии в работе турфирм с помощью ПО
10. Анализ программного обеспечения для комплексной автоматизации турфирмы – на выбор одну систему
11. Облачные CRM -системы и их преимущества. Выбор CRM системы
12. Программное обеспечение для комплексной автоматизации турфирмы U-ON.Travel
13. Сравнение программного обеспечения для комплексной автоматизации турфирм в России (на примере 2)
14. Системы бронирования и автоматизации гостиниц. GDS/ ADS в гостиницах
15. Особенности развития GDS гостиниц в России. Облачные системы управления для отелей
16. Программные комплексы автоматизации гостиницы. Сравнение автоматизированных систем управления гостиницей (например «Русский отель», Hotel-2000, Lodging Touch, Невский портье или любые другие)
17. Программное обеспечение для автоматизации ресторанов.
18. Цели, задачи автоматизации ресторанов. Онлайн-бронирование столов в ресторанах.
19. Сравнительный анализ автоматизированных систем управления в ресторанах на примере двух систем ПО
20. Информационно-поисковые системы в туристской индустрии (на примере 5)
21. Автоматизация гостиничного хозяйства в мире, России, Алтайском крае - сравнительная характеристика основных систем управления гостиничным комплексом
22. Автоматизация туристского бизнеса в мире, России, Алтайском крае - сравнительная характеристика основных систем управления туристской фирмой
23. Автоматизация ресторанного бизнеса в мире, России, Алтайском крае - сравнительная характеристика основных систем управления ресторанным комплексом
24. Методика выбора технологии и проблемы выбора системы автоматизации ПО для туристских фирм
25. Преимущества внедрения CRM в туристские фирмы
26. Современные тенденции развития интернет-технологий в турбизнесе. Основные тренды, присущие онлайн-рынку в турбизнесе

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. А. Морозова, В. В. Лосева, Л. И. Иванова Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении : учебное пособие для вузов 2-е изд., испр. и доп, 2022
Л1.2 М. А. Морозов, Н. С. Морозова Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учеб. для вузов М.: Академия, 2009
Л1.3 Ветитнев А. М., Коваленко В. В. Информационные технологии в туристской индустрии: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Майорова Информационные технологии в менеджменте : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022
Л2.2 А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко Информационно-коммуникационные технологии в туризме: учебник для среднего профессионального образования 2-е изд., испр. и доп. , 2022
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Современное информационно-технологическое обеспечение туристской индустрии" portal.edu.asu.ru
Э2 Курс на общем образовательном портале "Современное информационно-технологическое обеспечение туристской и сервисной индустрии" public.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Freely Available Standards. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://standards. iso. org/ittf/PubliclyAvailableStandards/.
2. Аналитические материалы о социальных сетях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. social-networking. ru.
3. Архитектура программного обеспечения государственных информационных систем [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. lanit. ru.
4. Базовые международные и российские стандарты в области открытых систем. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://cert. stankin. ru/1/1-2-3.html.
5. Гургенидзе, А. Видеоконференцсвязь: вчера, сегодня, завтра / А. Гургенидзе. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. connect. ru/article. asp? id=7268.
6. Интернет — среда обитания. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. citforum. ru/internet/comer/gl1.shtml.
7. Искусственный интеллект. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. transhumanism-russia. ru/content/view/16/138/.
8. Концепция стандартизации программного обеспечения. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. economy. gov. ru.
9. Кузнецов, В. В2С: состояние и перспективы. Аналитика, Статистика / В. Кузнецов. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. e-commerce. ru/.
10. Кузнецов, С. Интернет в бизнесе и бизнес в Интернете / С. Кузнецов. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. citforum. ru/internet/.
11. Макаревич, Н. Мобильная коммерция / Н. Макаревич. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. proms. ru/book-mobile_office. html.
12. Прохоров, А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // КомпьютерПресс. 2006. — № 5. — http://www. compress. ru/article. aspx? id=15845&iid=750
13. Сухомлин В. А. Введение в анализ информационных технологий: курс лекций /В. А. Сухомлин. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://master. cmc. msu. ru:8081/lectures/AnalizeIT/index. html.
14. Функциональные роли компьютеров в сети: лекция. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. intuit. ru/department/network/networkbasics/1/.
15. Черный, В. Sun: системы управления цифровыми медиаданными /В. Черный // Открытые системы. 1997. — № 6. — http://www. osp. ru/os/1997/06/179296/
16. Экономическая эффективность внедрения ИТ-системы. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. m2system. ru/t_analit. shtml.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Современное информационно-технологическое обеспечение туристской и сервисной индустрии»
В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы.
На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
На следующем этапе необходимо обозначить практическую значимость данной темы. Для чего изучить статистические данные, конкретные примеры из региональной практики. Рекомендуется обращаться к официальной, оперативной информации: http://www Rosstat, региональный официальный сайт государственной статистики.
В результате получения информации освоения знаний студент должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Современное информационно-технологическое обеспечение туристской и сервисной индустрии» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины студентам предлагается написать письменные работы: реферат.
В процессе изучения дисциплины «Современное информационно-технологическое обеспечение туристской и сервисной индустрии» подготовка обучающихся к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине «Современное информационно-технологическое обеспечение туристской и сервисной индустрии» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует обучающихся на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе.
Организация самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Современное информационно-технологическое обеспечение туристской и сервисной индустрии» включает комплект раздаточного материала по темам практических работ в электронном варианте, актуальные статьи по данной теме, обобщение и систематизация данных.
В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Современное информационно-технологическое обеспечение туристской и сервисной индустрии» также осуществляется подготовка рефератов, эссе, докладов и выполнение контрольных работ.
Организация самостоятельной работы обучающихся предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы обучающихся.
Цель выполнения состоит в том, чтобы научить обучающихся связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, рассчитывать различные показатели и строить на основе их анализа прогнозы, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем, свободно ориентироваться в современной ситуации, популярно излагать сложные вопросы. Элементы творчества являются обязательными при написании эссе и выполнению КР.
Самостоятельная работа обучающихся в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале. В дискуссионной форме проходит обсуждение докладов и презентаций. Вносятся необходимые коррективы и проводится подготовка к выступлениям на конференции или форуме и опубликованию научных статей. Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.
Для привлечения обучающихся к самостоятельной творческой деятельности используются следующие формы и методы: элементы творчества являются обязательными при написании реферата по дисциплины «Введение в социально-культурный сервис и туризм»; авторы лучших работ рекомендуются для участия в ежегодно проводимой кафедрой научно-практической конференции и конкурсе на лучшую студенческую научную работу.
Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.