МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационные механизмы менеджмента санаторно-курортной организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильМенеджмент санаторно-курортного дела
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_Сервис_МСКД-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.м.н., Доцент, Шульга Э.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Инновационные механизмы менеджмента санаторно-курортной организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 518)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Инновационные механизмы менеджмента санаторно-курортной организации» является комплексным междисциплинарным предметом, аккумулирующим методологию, методы, методики и другие научные знания и достижения общегуманитарного, экономического, управленческого блоков дисциплин. В данной дисциплине акцент смещается в сторону систематизации теоретико-методологических и прикладных основ в разработке и внедрении инноваций на предприятиях санаторно-курортных организации с учетом текущей ситуации в мире, России, регионе.
Цель дисциплины «Инновационные механизмы менеджмента санаторно-курортной организации» является овладение теорией и практикой познание методологических основ и практическое овладение приемами менеджмента в организации и управлении инновациями на предприятиях санаторно-курортной организации.
Задачи дисциплины:
- ознакомить магистров с такими понятиями и определениями, как: «Инновация», «Инновационная деятельность», «Инновационное предприятие», «Инновационный проект», «Интеллектуальные ресурсы», «Инновационный цикл», «Венчурное финансирование»,
- сформировать у магистров стройную систему представлений о разработке и внедрении инноваций на предприятии СКСиТ;
- добиться глубокого понимания магистрами природы и сущности отношений управления инновациями, определяющих экономическую и организационную эффективность деятельности фирмы;
- обучить магистров базовым навыкам организации и управления инновационной деятельностью: выбор наиболее эффективной формы организации инновационной деятельности, планирование инновационной деятельности, обоснование управленческих решений в организации и управлении инновационной деятельностью;
- обучить магистров базовым навыкам управления персоналом, вовлеченным в инновационную деятельность: планирование, стимулирование персонала, разрешение конфликтов в инновационной деятельности в целях дальнейшего совершенствования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен разрабатывать и внедрять системы управления качеством услуг в избранной профессиональной сфере
ОПК-3.1 Знает основные положения системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами качества, в том числе ИСО 9000, интегрированные системы
ОПК-3.2 Умеет обосновывать основные положения по внедрению системы менеджмента качества в деятельность предприятий сервисе
ОПК-3.3 Умеет оценивать качество оказания услуг в сфере сервиса в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по классификации средств размещения, а также с учетом мнения потребителей и других заинтересованных сторон
ПК-2Способен планировать и управлять изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса
ПК-2.1 Знает основные методы планирования и управления предприятиями санаторно-курортного комплекса
ПК-2.2 Умеет проводить анализ процессов предоставления услуг на предприятиях санаторно-курортного комплекса
ПК-2.3 Владеет методами управления изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные положения системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами качества, в том числе
ИСО 9000, интегрированные системы.
Знает основные методы планирования и управления предприятиями санаторно-курортного комплекса
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет обосновывать основные положения по внедрению системы менеджмента качества в деятельность предприятий сервисе
Умеет проводить анализ процессов предоставления услуг на предприятиях санаторно-курортного комплекса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Умеет оценивать качество оказания услуг в сфере сервиса в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по классификации средств размещения, а также с учетом мнения потребителей и других заинтересованных сторон.
Владеет методами управления изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы управления инновационной деятельностью санаторно-курортных учреждений
1.1. Санаторно-курортная деятельность как объект инновационного управления Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.2. Особенности формирования и развития санаторно-курортной деятельности и использования инновационного потенциала санаторно-курортных учреждений Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.3. Управление инновационной деятельностью санаторно-курортных учреждений на основе развития рекреационного потенциала Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.4. Контроль качества предоставляемых услуг как фактор эффективного развития инновационного потенциала санаторно-курортных учреждений Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.5. Создание проекта бизнес-продукта Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.6. Формирование нормативов рыночного позиционирования услуг санаторно-курортного комплекса Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Формирование механизма управления инновационной деятельностью организаций санаторно-курортной сферы
2.1. Оценка санаторно-курортных учреждений и инновационных возможностей рекреационного потенциала Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
2.2. Выбор стратегии управления инновационной деятельностью санаторно-курортных учреждений Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
2.3. Перспективы развития инновационного потенциала санаторно-курортных учреждений Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
2.4. Анализ мирового опыта управления инновационной деятельностью санаторно-курортных учреждений Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
2.5. Разработка и внедрение процессного управления санаторно-курортными организациями Практические 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
2.6. Анализ современных подходов к управлению инновациями в российском санаторно-курортном комплексе Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Модель управления процессом внедрения инновационных механизмов менеджмента в деятельность санаторно-курортной организации
3.1. Особенности управления инновационным развитием санаторно-курортных комплексов Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.2. Разработка методики оценки эффективности инноваций в санаторно-урортном комплексе Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.3. Разработка информационной модели взаимодействия организаций-частников процесса распространения инноваций в санаторно-курортном комплексе на основе интеграции их информационных систем Сам. работа 2 19 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11007
Инновационные механизмы менеджмента санаторно-курортной организации
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-3 Способен разрабатывать и внедрять систему управления качеством услуг в избранной профессиональной сфере
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1 Индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности:
а) метод управления
б) стиль управления +
в) стратегия управления
2 Основные функции менеджмента:
а) планирование, организация, определение целей
б) планирование, организация, руководство, контроль +
в) планирование, определение задач, контроль, коммуникации
3 К средствам мотивации труда не относится:
а) повышение квалификации персонала
б) проведение производственных совещаний +
в) обеспечение условий для самовыражения
4 Выберите правильные ответы. Принципами построения маркетинговой службы СКО являются:
а. системы связей между подразделениями;
б. простота+;
в. прочность;
г. эффективность+;
д. линейность;
е. малозвенность+;
ж. гибкость+;
з. функциональность;
и. приспособляемость+.
5 Перспективными в санаторно-курортном лечении являются:
а. досугово-развлекательная программа;
б. методы, использующие искусственно моделированные природные факторы;
в. курортно-рекреационная система+.
6 Что относятся к учреждениям лечебного отдыха:
а. санатории+,
б. санатории-профилактории и пансионаты+,
в. больницы
г. курорты
7 Задачами государственной политики развития санаторно-курортного дела в РФ являются:
а. межведомственная и межрегиональная координация санаторно-курортной деятельности+;
б. организация работы по формированию федеральных целевых программ в сфере курортного дела и обеспечение их реализации+;
в. разделение санаторно-курортной деятельности;
г. разработка предложений по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы в сфере курортного дела+;
д. улучшение финансирования санаторно-курортных учреждений из средств федерального и местных бюджетов+
8 Критерии оценки уровня оказания медицинских услуг в санаторно-курортных организациях:
а. использование наемной рабочей силы;
б. использование природных лечебных факторов+;
в. использование территории в лечебных целях+;
г. организация работы СКО +
9 Реализация приоритетной задачи информатизации отрасли в рамках государственной стратегии развития санаторно-курортного комплекса осуществляется путем:
а. аудита эффективности проведенной реабилитации+;
б. организации и проведения научных исследований+;
в. организации процессов медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения+;
г. слияния санаторно-курортного комплекса
10 Факторами, сдерживающими развитие санаторно-курортного комплекса являются:
а. высокий уровень конкуренции;
б. износ материально-технической базы+;
в. недостаточный уровень специальной подготовки медицинского персонала+;
г. отсутствие системы контроля качества СКЛ+
11 Перспективными в санаторно-курортном лечении являются:
а. досугово-развлекательная программа;
б. методы, использующие искусственно моделированные природные факторы;
в. курортно-рекреационная система+.
12 Предопределяющим фактором возникновения рисков при управлении инновациями является:
а. Альтернативность при принятии инновационных решений
б. Неопределенность течения инновационных процессов+
в. Ускоренный технологический прогресс, характерный для современности
13 Действие законов об авторском праве не распространяется на:
а. Изображения государственных символов и знаков; идеи; официальные документы государственных органов+
б. Компьютерные программы; изображения государственных символов и знаков
в. Идеи; песни; картографическая продукция
14 Особенности производственных процессов компаний в сфере сервиса и туризма обусловлены тем, что продукт, производимый в данной сфере:
а) характеризуется однотипностью и является стандартным;
б) выступает в форме услуги и ориентирован на удовлетворение индивидуальных потребностей+;
в) по преимуществу имеет материальную форму длительно хранящегося продукта;
г) производится значительными массами как однотипный стандартный продукт.
15 Реализация приоритетной задачи информатизации отрасли в рамках государственной стратегии развития санаторно-курортного комплекса осуществляется путем:
а. аудита эффективности проведенной реабилитации;+
б. организации и проведения научных исследований;+
в. организации процессов медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;+
г. слияния санаторно-курортного комплекса.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В каком году решение Правительства СССР в рамках Наркомага внешней торговли было создано Государственное акционерное общество по иностранному туризму (ГАО «Интурист») (1929)
2. Продвижение санаторно-курортного комплекса НЕ осуществляется за счет (интеграции)
3. Санаторно-курортное лечение НЕ основывается на принципах ( полярности)
4. Санаторно-курортное лечение осуществляется в медицинских организациях всех форм собственности, имеющих ( лицензию)
5. ФЗ-323 от 21.11.2011 г. – это базовый закон, регулирующий ( медицинскую деятельность)
6. Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс должны иметь лицензию на ( медицинскую деятельность)
7. Две основные функции: восстановление сил человека и духовного и физического развития, вместе называются: две основные функции ( рекреации)
8. Основными ресурсы необходимые для процесса перевода новации-инновации являются ( инвестиции и время)
9. Социальные инновации не подразделяются на ... ( модифицирующие)
10. С точки зрения управленческого аспекта для эффективной реализации инновационных процессов необходимо наличие... ( инжиниринга)
11. К основным типам санаторно-курортных организаций в Российской Федерации не относят оздоровительные.. (лагеря)
12. Каковы основные направления в деятельности санаториев? ( реабилитационная, профилактическая)
13. Потребностями самого низкого уровня в соответствии с теорией иерархии потребностей Маслоу являются ( физиологические)
14. Для компаний в сфере санаторно-курортной деятельности в большей степени характерен ... подход в построении систем управления ( ситуационный)
15. Наибольшее применение в системе управления экономикой в советское время нашли методы... школы
16. Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, оказываемую в ... форме. (плановой)
17. ... лечение направлено на восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации ( санаторно-курортное)
18. Износ материально-технической базы является ... фактором ( сдерживающим)
19. Туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий – это (Туристская деятельность).
20. Система сертификации объектов туристкой индустрии известна как система: (звездности)

ПК -2: Способен планировать и управлять изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса
ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Законодательное регулирование санаторно-курортного лечения осуществляется:
а)военным кодексом РФ;
б)гражданским кодексом РФ +;
в)земельным кодексом РФ;
г)транспортным кодексом РФ;
д)уголовным кодексом РФ
Правила медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение должны знать:
а) врачи участковые+;
б) врачи общей практики;
в) врачи-физиотерапевты;
г) участковые педиатры.
Компонентом санаторно-курортного комплекса является:
а) агентство;
б) компания;
в) рынок+;
г) учреждение;
д) фонд
Среди курортологов советского периода развития курортов известны все перечисленные, кроме:
а) Лозинского А. А.;
б) Мезерницкого П. Г.;
в) Щербака А. Е.;
г) Александрова В. А.;
д) Лазарева П. П+.
Курортология в РФ это:
а) подраздел национальной системы здравоохранения;
б) подраздел национальной системы землепользования;
в) раздел национальной системы здравоохранения+;
г) раздел национальной системы землепользования; раздел национальной системы обороны
В дореволюционной России были известны все перечисленные курорты, кроме:
а) Кавказских минеральных вод;
б) Марциальных вод;
в) Липецких минеральных вод;
г) Одесского грязевого курорта;
д) Аршана+.
Глубина проникновения в кожу лазерного излучения в красной части спектра составляет:
а) 1 мм — 1 см;
б) 1-2 см +;
в) 10 см — 15 см;
г) 3-4 см;
д) 8-10 см
Законодательное регулирование санаторно-курортного лечения осуществляется:
а) федеральным законом РФ о благополучии человека; федеральным законом РФ о защите прав потребителей +;
б) федеральным законом РФ о правах потребителей;
в) федеральным законом РФ о природных ресурсах;
г) федеральным законом РФ о стратегическом развитии.
Санаторно-курортное лечение показано при:
а) психических расстройствах и расстройствах поведения, вызванных употреблением психоактивных веществ;
б) эпилепсии с ремиссией менее 6 месяцев (для санаторно-курортных организаций не психоневрологического профиля);
в) эпилепсии с текущими приступами, в том числе резистентная к проводимому лечению;
г) язвенной болезни желудка
Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь следующее значение:
а) второстепенное;
б) местное;
в) первостепенное;
г) региональное;
д) федеральное.
Санаторно-курортное лечение противопоказано при:
а) глаукоме;
б) кахексии;
в) паразитарных заболеваниях;
г) туберкулезе любой локализации в активной стадии (для санаторно-курортных организаций нетуберкулезного профиля)
Санаторно-курортное лечение включает в себя
а) диагностические методы обследования;
б) лечение заболеваний;
в) медицинскую помощь;
г) профилактику заболеваний;
д) санитарно-противоэпидемические мероприятия
От какой болезни на курортах используют кумыс:
а) заболеваний почек и мочевыводящих путей,
б) заболеваний органов пищеварения и нарушений обмена веществ,
в) больных туберкулезом.
Важнейшими центрами лечения минеральными водами в Европе являются:
а) Виши, Карловы Вары, Баден-Баден;
б) Виши, Канны, Сопот;
в). Карловы Вары, Коста Брава, Коста-дель-Соль.
В каком перечне есть не относящееся к баням понятие?
а) Офуро, фурако, хаммам, рассул;
б) Сауна, русская баня, римская парная, фитобочка;
в) Термариум, кальдариум, тепидариум, флотариум.
ВОПРОСЫ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Регулярное оздоровление в санаторных условиях позволяет увеличить продолжительность жизни людей от … до 15 лет. (3)
2. Туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий – это (Туристская деятельность).
3. В каком году открывается курорт в городе Соль-Илецк, в 70 км от Оренбурга, с водогрязелечебницей: ( 1877)
4. Совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов) – это… (курортный фонд РФ)
5 Как расшифровывается аббревиатура SPA? ( Sanitas Per Aqua)
6. Когда был создан Бальнеологический институт: ( 1920)
7. Какой способ хранения банных веников наиболее оптимален? (Заморозка)
8. Какой вид бани наиболее безопасен для беременных женщин? (Хаммам)
9. Как называется специальная программа, предполагающая подбор продуктов питания со сниженным содержанием холестерина и калорийности, дающая возможность нормализовать массу тела (диетотерапия)
10. Туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий – это (Туристская деятельность).
11 Санаторно-курортная карта является годной в течении … месяцев. (12)
12 Стратегической задачей развития РФ является снижение показателей… (смертности).
13 Природные факторы, используемые в лечебных и профилактических целях (природные лечебные ресурсы)
14 Для больных с поражениями центральной нервной системы срок, рекомендованный для пребывания в санатории, составляет … суток (45).
15 ФЗ-132 от 24.11.1996 – это базовый закон, регулирующий: (туристскую деятельность)
16 Наука, раздел метеорологии, изучающая климат - совокупность погодных характеристик за многолетний период, свойственных определённому месту или Земному шару в целом.(климатология)
17 Наука о солнце, использование солнечных лучей в лечебных и оздоровительных целях (гелиология)
18 На … курорты в основном приезжают люди с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой и нервной системы, опорно-двигательного аппарата и др. (бальнеологические)
19 Оздоровительные технологии — это метод воздействия на человека с целью проведения эффективных мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление… (здороья)
20 Справка для получения путевки в санаторий оформляется по форме (070/у-04)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий,"удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
1. Основные законодательные документы, регламентирующие деятельность курортов.
2. Лицензирование и сертификация санаторно-курортных услуг. Нормативно-техническое обеспечение уровня качества сервисного обслуживания на курорте.
3. Управление курортным делом на различных уровнях.
4. Государственное регулирование курортного дела в Российской Федерации.
5. Реализация функций управления в санаторно-курортных учреждениях.
6. Санаторно-курортный маркетинг. Основные понятия. Маркетинговый комплекс и его элементы. Работа с маркетинговой информацией.
7. Инновации в лечебном и оздоровительном туризме, современное состояние и особенности.
8. Курортно-рекреационные ресурсы, свойства, происхождение, назначение.
9. Природные лечебные ресурсы Российской Федерации, понятия, особенности.
10. Минеральные воды как основной природный лечебный фактор.
11. Лечебные грязи, значение как природного лечебного фактора.
12. Маркетинг в лечебном туризме.
13. Характеристика здоровья населения Российской Федерации, потребности в санаторно-курортном оздоровлении и лечении жителей Российской Федерации.
14. Современные принципы организации курортного дела в Российской Федерации.
15. Сущность и составляющие курортной медицины в современных условиях.
16. Курортный комплекс Российской Федерации, составляющие, характеристика, потребности населения Российской Федерации в курортном оздоровлении.
17. Классификация курортных факторов, механизм их лечебно-оздоровительного действия. Типы курортов.
18. Охрана здоровья здоровых и участие санаторно-курортной системы в реализации данной концепции
19. Применение редких и нетрадиционных методов оздоровления.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аньшин, В.М. Управление проектами: фундаментальный курс: учебник Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227270
Л1.2 Джанджугазова, Елена Александровна Туристско-рекреационное проектирование: Учебное пособие для вузов Москва : Юрайт, 2020 URL: https: //urait.ru/bcode/449239 (дата обращения: 25.03.2021).
Л1.3 Зуб А.Т. Управление проектами : Учебник и практикум для академиче- ского бакалавриата Издательство Юрайт, 2014 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холодилина Ю. Е. Туристско-рекреационное проектирование:: Учебное пособие для обучающихся по образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм Оренбургский государственный университет, 2018 e.lanbook.com
Л2.2 Басалаева О. Г., Балабанов П. И. Теория и методология проектирования: Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» Кемеровский государственный институт культуры, 2019 e.lanbook.com
Л2.3 Николенко, Полина Григорьевна Проектирование гостиничной деятельности: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2021 URL: https: //urait.ru/bcode/476098 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.4 Исаченко, Татьяна Евгеньевна Рекреационное природопользование: Учебник для вузов Москва : Юрайт,, 2021 URL: https: //urait.ru/bcode/475763 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.5 Беликова И. П. Организационное проектирование и управление проектами: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Новиков В.С. Организация туристской деятельности [Электронный ресурс] : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению "Туризм" / В. С. Новиков. - Москва: Издательский центр "Академия", 2013. - 334 с
Э2 Курс в Moodle "Туристско-рекреационное проектирование" public.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);

6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
4. Поисковая система: http://www.google.com/
5. http://elibrary.ru/ - крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования
6. http:// edu.ru/ - федеральный образовательный портал
7. http://gsk.ru/ - Федеральная служба государственной статистики

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса "Инновационные механизмы менеджмента санаторно-курортной организации"
Советы по подготовке к зачету и экзамену
Подготовка студентов к сдаче экзамена включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.