МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационный стиль педагогического мышления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагогика современной школы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_Педагогическое образование_ПСШ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент , Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Инновационный стиль педагогического мышления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у магистранта целостного представления о структуре и содержании инновационных процессов в образовании,
формирование активной субъектной позиции в реализации инновационной деятельности в образовательной организации, развитие инновационного мышления и инновационной культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять педагогическое сопровождение образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
ПК-1.1 Знает особенности педагогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
ПК-1.2 Знает принципы педагогической поддержки как элемента педагогического сопровождения одаренных и талантливых школьников
ПК-1.3 Умеет разрабатывать содержание педагогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
ПК-1.4 Умеет создавать и осуществлять педагогическое сопровождение образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
ПК-1.5 Владеет методами и средствами осуществления пед гогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
ПК-2Способен организовать образовательный процесс для учащихся профильных классов
ПК-2.1 Знает специфику организации образовательного процесса для учащихся профильных классов
ПК-2.2 Умеет организовывать образовательный процесс для учащихся профильных классов
ПК-2.3 Владеет навыками организации образовательного процесса для учащихся профильных классов
ПК-3способен проектировать и осуществлять учебный процесс с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-3.1 Знает инновационные образовательные технологии и методики обучения и воспитания как объект проектирования
ПК-3.2 Знает особенности проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-3.3 Умеет проектировать содержание учебного процесса и осуществлять его реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-3.4 Владеет навыками про ектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-4Способен проектировать и осуществлять внеучебную деятельность с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-4.1 Знает особенности про ектирования и осуществления внеучебной деятельности с учетом инновационных образотельных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-4.2 Умеет проектировать содержание внеучебной деятельности и осуществлять ее реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-4.3 Владеет навыками проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ключевые понятия инновационной деятельности;
виды и классификацию инноваций;
современные тенденции развития образовательной системы;
критерии инновационности образовательных процессов;
принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации
образовательного процесса;
содержание технологических инноваций;
содержание экономических инноваций;
содержание управленческих инноваций;
содержание организационных инноваций;
ключевые характеристики инновационного мышления;
системообразующие подходы к организации инновационной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять комплексный анализ качества реализации инновационной деятельности в образовательной
организации;
разрабатывать стратегию инновационного развития образовательной среды;
выстраивать полисубъектное взаимодействие участников образовательного процесса и социальных партнеров с
целью инновационной модернизации образовательной среды;
управлять инновационными процессами в образовательной организации;
проектировать инновации в образовательном процессе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.реализации научно-исследовательской деятельности по проектированию инноваций в образовательную среду;
мониторинга качества реализации инноваций в образовательной среде;
управленческой деятельности в области индивидуальных и групповых технологий принятия управленческих
решений по проектированию инноваций в образовательной среде.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Инновационные процессы в образовании
1.1. Цели и задачи изучения курса Лекции 3 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Педагогикая инноватика Лекции 3 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Педагогическая инноватика Практические 3 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Педагогическая инноватика Сам. работа 3 4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Инновационный потенциал педагогической культуры Лекции 3 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Инновационный потенциал педагогической культуры Практические 3 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Инновационный потенциал педагогической культуры Сам. работа 3 4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Классификации педагогических инноваций Лекции 3 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.9. Классификации педагогических инноваций Практические 3 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.10. Классификации педагогических инноваций Сам. работа 3 4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.11. Программа опытно-эспериментальной работы Лекции 3 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.12. Программа опытно-эспериментальной работы Практические 3 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.13. Программа опытно-эспериментальной работы Сам. работа 3 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.14. Логика инновационной деятельности Лекции 3 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.15. Логика инновационной деятельности Практические 3 4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.16. Логика инновационной деятельности Сам. работа 3 4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.17. Терминологический аппарат дисциплины Лекции 3 4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.18. Терминологический аппарат дисциплины Практические 3 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.19. Терминологический аппарат дисциплины Сам. работа 3 4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.20. Тестирование по дисциплине Практические 3 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.21. Работа с дополнительными источниками Сам. работа 3 8 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.22. Написание научной статьи Сам. работа 3 8 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Зачет
2.1. Подготовка к зачету Сам. работа 3 11 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Латинское слово «парадигма» означает:
а) программа;
б) направление;
в) пример;
г) инструкция;
д) проект.

2. Новая парадигма развития образования получила название:
а) знаниевой;
б) прагматической;
в) обучение в течении всей жизни;
г) теологической;
д) культурологической.

3. Материалы и документы процесса, указывающего на формирование единого образовательного пространства, развития личности и конкурентноспособности на международном рынке труда:
а) Гаагский;
б) Болонский;
в) Копенгагенский.

4. Гуманитаризация образования означает усиление внимания к …
а) личности, ее психологии и интересам;
б) изучению гуманитарных дисциплин;
в) внедрению интерактивных технологий обучения;
г) увеличению доли гуманитарных дисциплин в учебном плане.

5. Область новых знаний в науке о нововведениях, изучающая закономерности, принципы, методы и критерии нововведений в определенном виде деятельности - это
а) новатика;
б) инноватика;
в) дидактика.

6. Внесение нового, как изменение, совершенствование и улучшение существующего – это
а) инновация;
б) новация;
в) модернизация;
г) рационализация.

7. Проблемы изучения педагогического опыта и доведения до практики достижений педагогической науки лежат в основе:
а) процесса образования;
б) инновационного образовательного процесса;
в) традиционного образовательного процесса.

8. Использование новшеств теоретического, практического плана, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики, является результатом:
а) процесса развития;
б) процесса обучения;
в) традиционного процесса;
г) инновационного процесса.

9. Создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результата, является:
а) объективным фактором инновационного процесса;
б) субъективным фактором инновационного процесса.

10. К какому уровню относится инновация, если она конкретизирует отдельные теоретические или практические положения, касающиеся обучения или воспитания.
а) уровень конкретизации;
б) уровень дополнения;
в) уровень преобразования.

11. К какому уровню относится инновация, если она расширяет известные теоретические и практические положения в обучении и воспитании.
а) уровень конкретизации;
б) уровень дополнения;
в) уровень преобразования.

12. Какой уровень инноваций М.М. Поташник назвал «модификационным типом новизны».
а) уровень конкретизации;
б) уровень дополнения;
в) уровень преобразования.

13. Образовательное учреждение, деятельность которого основана на психолого-педагогической идее автора или авторского коллектива, называется:
а) лицеем;
б) гимназией;
в) инновационной школой;
г) авторской школой.

14. Тип учебного заведения, для которого характерна реализация общеобразовательной программы основного общего и среднего общего образования, и обеспечивающей дополнительную подготовку гуманитарного цикла:
а) лицей;
б) гимназия;
в) инновационная школа;
г) авторская школа.

15. Тип учебного заведения, для которого характерна реализация общеобразовательной программы основного общего и среднего общего образования, и обеспечивающей дополнительную подготовку по предметам технического и естественно-научного профиля:
а) лицей;
б) гимназия;
в) инновационная школа;
г) авторская школа.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие. В 2 ч. – Ч.1 АлтГУ, 2009
Л1.2 Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
Л1.3 А. В. Хуторской Педагогическая инноватика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.2 Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Лекции по курсу «Личностно-ориентированные технологии обучения в профессиональной подготовке специалистов»: учебное пособие АлтГУ, 2006
Л2.3 Т. И. Грабельных, В. А. Решетников Инновационные формы и методы в системе высшего профессионального образования в России: научно-методические материалы ИрГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в MOODLE "Инновационный стиль педагогического мышления" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить, не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.