МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология детской одаренности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагогика современной школы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_Педагогическое образование_ПСШ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол наук, Доцент, Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психология детской одаренности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение технологиями педагогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять педагогическое сопровождение образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
ПК-2 Способен организовать образовательный процесс для учащихся профильных классов
ПК-3 способен проектировать и осуществлять учебный процесс с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-4 Способен проектировать и осуществлять внеучебную деятельность с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знает теоретические основы педагогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
3.2.Уметь:
3.2.1.умеет осуществлять педагогическое сопровождение образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией педагогическое сопровождение образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные концепции одаренности
1.1. Из истории исследования проблем одаренности Лекции 4 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Соврменные концепции одаренности Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Соврменные концепции одаренности Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Определение понятий «одаренность» и одаренный ребенок» Практические 4 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Современные концепции одаренности Сам. работа 4 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Особенности психического развития одаренных детей
2.1. Психическое развития одаренного ребенка Лекции 4 4 ПК-3, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Психическое развития одаренного ребенка Практические 4 4 ПК-3, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Психическое развития одаренного ребенка Сам. работа 4 9 ПК-3, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Проблемы одаренных детей
3.1. Проблемы воспитания одаренного ребенка Лекции 4 2 ПК-3, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Проблемы воспитания одаренного ребенка Практические 4 2 ПК-3, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Проблемы воспитания одаренного ребенка Сам. работа 4 8 ПК-3, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Школьные проблемы одаренного ребенка Лекции 4 2 ПК-3, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Школьные проблемы одаренного ребенка Практические 4 2 ПК-3, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Школьные проблемы одаренного ребенка Сам. работа 4 8 ПК-3, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Диагностика и прогнозирование развития одаренности
4.1. Проблемы диагностики одаренных и талантливых детей Лекции 4 4 ПК-3, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Проблемы диагностики одаренных и талантливых детей Практические 4 2 ПК-3, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Практические 4 2 ПК-3, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Сопровождение одаренных учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС. Сам. работа 4 8 ПК-3, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. И. Чернецкая Психология творчества: учеб. пособие Иркутск: Изд-во ИрГУ, 2010
Л1.2 Кудрявцева, М.Е. Психология творчества в массовой коммуникации : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223219
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности: учебное пособие М.: Когито-Центр, 2009
Л2.2 Д.В. Ушакова. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева : сборник научных трудов Институт психологии РАН, ЭБС Лань, 2006 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс мудл
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки заданий по дисциплине Психология личности придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
1.Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
2.Активно читайте научно-периодические издания, в первую очередь "Психологический журнал" и "Вопросы психологии".
3.Запоминайте фамилии ведущих теоретиков в области психологии личности и даты создания основных научно-психологических подходов, проведения наиболее значительных эмпирических и теоретических исследований,
5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов.
6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников.
7. Изучать первоисточники.
8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
10. Участвуйте в выступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.