Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагогика современной школы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_04_01_Педагогическое образование_ПСШ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Дмитриева Л.М.
1.1. | Целью данной дисциплины является совершенствование лингвистической компетенции студентов в области стилистики русского языка, повышение речевой культуры, являющейся важной составляющей этнокультурной системы личности, а также профессиональной подготовки. Достижению данной цели должно способствовать решение следующих задач: - расширить представления о стилистических ресурсах современного русского литературного языка, о закономерностях использования языковых единиц, вариантов, синонимических способов выражения в соответствии с условиями и целями коммуникации; - научить анализировать разнообразные типы текстов, их стилистические особенности; - ориентировать на нормативное и стилистически целесообразное использование языковых средств в процессе построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности; - сформировать навыки создания текстов различной стилистической принадлежности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03 |
ПК-1 | Способен осуществлять педагогическое сопровождение образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников |
ПК-1.1 | Знает особенности педагогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников |
ПК-1.2 | Знает принципы педагогической поддержки как элемента педагогического сопровождения одаренных и талантливых школьников |
ПК-1.3 | Умеет разрабатывать содержание педагогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников |
ПК-1.4 | Умеет создавать и осуществлять педагогическое сопровождение образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников |
ПК-1.5 | Владеет методами и средствами осуществления пед гогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников |
ПК-2 | Способен организовать образовательный процесс для учащихся профильных классов |
ПК-2.1 | Знает специфику организации образовательного процесса для учащихся профильных классов |
ПК-2.2 | Умеет организовывать образовательный процесс для учащихся профильных классов |
ПК-2.3 | Владеет навыками организации образовательного процесса для учащихся профильных классов |
ПК-3 | способен проектировать и осуществлять учебный процесс с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания |
ПК-3.1 | Знает инновационные образовательные технологии и методики обучения и воспитания как объект проектирования |
ПК-3.2 | Знает особенности проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания |
ПК-3.3 | Умеет проектировать содержание учебного процесса и осуществлять его реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания |
ПК-3.4 | Владеет навыками про ектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания |
ПК-4 | Способен проектировать и осуществлять внеучебную деятельность с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания |
ПК-4.1 | Знает особенности про ектирования и осуществления внеучебной деятельности с учетом инновационных образотельных технологий и методик обучения и воспитания |
ПК-4.2 | Умеет проектировать содержание внеучебной деятельности и осуществлять ее реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания |
ПК-4.3 | Владеет навыками проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания |
УК-4 | Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия |
УК-4.1 | Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности |
УК-4.2 | Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности |
УК-4.3 | Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения |
УК-4.4 | Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - Определяет стилистические и нормативные особенности академического и профессионального делового общения,учитывает их в профессиональной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - С помощью знаний о стилистике русского языка умеет грамотно оформлять документацию для педагогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников; - С помощью знаний о стилистике русского языка умеет грамотно оформлять документацию для педагогического сопровождения образовательного процесса для учащихся профильных классов; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - Владеет навыками проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания с учетом знаний о культуре русской речи; - Умеет проектировать содержание внеучебной деятельности и осуществлять ее реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания с учетом знаний о культуре русской речи |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Особенности современного русского языка | ||||||
1.1. | Понятие язык. Основные функции. Литературный и национальный языки. | Лекции | 2 | 2 | Л2.1, Л1.2 | |
1.2. | Нормы современного русского литературного языка. | Практические | 2 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.3. | Нормы современного русского литературного языка. | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.2 | |
1.4. | Функциональные стили русского литературного языка. | Лекции | 2 | 6 | Л1.2 | |
1.5. | Функциональные стили русского литературного языка. | Сам. работа | 2 | 14 | Л1.2 | |
1.6. | Особенности написания диссертационного исследования. | Лекции | 2 | 2 | Л2.2, Л1.2 | |
1.7. | Аннотация научной статьи. | Практические | 2 | 4 | Л2.2, Л2.3 | |
1.8. | Аннотация научной статьи. | Сам. работа | 2 | 8 | Л2.2, Л2.3 | |
1.9. | Реферирование научной статьи. | Сам. работа | 2 | 8 | Л2.3 | |
1.10. | Становление стилистики как особой научной лингвистической дисциплины. Стилистические ресурсы русского языка | Практические | 2 | 6 | Л2.1, Л1.2 | |
1.11. | Понятие стилистической нормы. О соотношении стилистических и речевых ошибок в практике русского языка. | Практические | 2 | 8 | УК-4.1 | Л2.1, Л1.2 |
1.12. | Характеристика функциональных стилей русского языка | Сам. работа | 2 | 12 | УК-4.1 | Л1.2 |
1.13. | Отдельные особенности стилей русского языка | Сам. работа | 2 | 14 | Л1.1 | |
1.14. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.3, ПК-1.2, УК-4.1 | Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Образцы заданий по темам Научный стиль русского языка Упражнение. В тексте заполните пропуски (…..) в предложениях: Слова для справок: - достижение, анализ, решение - следующий, - являться, выявляться, определяться, описываться, заключаться в …/ заключаться в том, что… - содержащий (от глагола содержать) Актуальность исследования ……, что для успешного осуществления межкультурной коммуникации необходимо знакомство её участников с особо значимыми концептами. Объектом исследования …… учебная деятельность китайских студентов в процессе обучения русскому языку с использованием текстов народной песенной лирики Китая и России. Предметом исследования …… некоторые концепты, представленные в текстах народной песенной лирики Китая и России и содержащие национально-культурную информацию. Цель исследования …… в разработке методики работы с текстами народной песенной лирики при обучении китайских студентов русскому языку. …… данной цели предусматривает …… …… задач: – На основе …… теоретических подходов …… место концепта в обучении русскому языку как иностранному. – …… причины и степень понимания/непонимания носителями русского и китайского языков некоторых концептов в текстах песенной любовной лирики обеих стран. – …… комплекс упражнений на основе текстов русской песенной лирики для понимания содержащихся в этих текстах концептов. Материалом исследования ……. тексты русской и китайской народной песенной лирики, …... концепты «луна», «кукушка», «цветок». Научный стиль: специальные особенности А) пассивные конструкции Прочитайте текст. Переделайте все активные глагольные конструкции в пассивные: Задачи исследования: - В ходе исследования мы собрали различные китайские пословицы на тему «Труд»; - мы перевели эти пословицы на русский язык; - мы проанализировали их; - среди пословиц мы выделили основные семантические группы; - после этого мы распределили пословицы по степени их известности; - мы оформили результаты работы в отдельную таблицу; - мы сопоставили русские и китайские пословицы; - наконец, мы проанализировали собранный материал; - мы сделали выводы о соотношении русских и китайских пословиц на тему «Труд». Б) отглагольные существительные: Замените в тексте выделенные словосочетания отглагольными существительными + зависимые формы существительных. Пример: изучать язык = изучение языка; чтобы изучить язык = для изучения языка Чтобы достичь цели мы поставили следующие задачи: 1) собрать материал - названия детских игр в русском языке; 2) перевести лексические наименования на китайский язык; 3) разделить собранные наименования на тематические группы; 4) анализировать русские названия с точки зрения семантики; 5) описать результаты полученной классификации. Чтобы решить поставленные задачи мы использовали различные словари. В) особая лексика научного стиля, Примеры: являться + целью работы; решать + задачи; поставить + цель; собрать, анализировать + материал… В следующем тексте на месте пропуска поставьте слова в правильной форме. Слова для справок: представить, единица, анализ, сформулировать, перевести, процесс, собрать, использован, выявить, разделение Цель исследования: … специфические черты национального характера: Задачи исследования: - … материал: русские и китайские слова и выражения; - … китайские слова и выражения на русский язык; - … фрагмент русского национального характера, который мы назвали «Особенности национальной кухни»; - … выводы, сделанные на основе … использованного лексического материала. В … анализа материала были … следующие методы: - перевод китайских слов и выражений на русский язык; - тематическое … собранных лексических … на группы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Предусмотрены доклады по темам: 1.Три основных этапа становления русского литературного языка. 2.Стилистические фигуры как средства речевой выразительности. 3.Оформление диссертационного исследования в соответствии с Государственным стандартом РФ. 4.Ошибки при аннотировании. 5.Особенности публичного выступления. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы по теме стили 1. Может ли официально-деловой стиль русского языка использоваться в устной речи? В какой ситуации, например? 2. Может ли разговорный стиль русского языка использоваться в письменной речи? В какой ситуации, например? 3. Кто использует публицистический стиль русского языка? 4. Где используется разговорный стиль русского языка? 5. Почему в научном стиле так слабо выражена личность автора текста? 6. Почему в разговорном стиле часто используются частицы и междометия? 7. Художественный стиль имеет эстетическую функцию. Объясните, что это: …. 8. Приведите пример метафоры и сравнения в художественном тексте: … 9. Приведите пример специальных предлогов, характерных для официально-делового стиля: … 10. Приведите пример речевой ошибки в разговорной речи: .. Итоговый тест Функциональные стили речи 1. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи: А. Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность. Б. Эмоциональность, конкретность, простота речи. В. Оценочность, образность, эмоциональность, призывность. Г. Образность, эмоциональность, конкретность. Д. Смысловая точность. ОТВЕТ: …….. 2. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля? А. Создание картин и образов. Б. Непосредственное повседневное общение. В. Убеждение, воздействие на слушателя Г. Точная передача информации. Д. Передача научных сообщений. ОТВЕТ: …….. 3. Определите жанры художественного стиля речи: А. Письмо, беседа, записка. Б. Диссертация, конспект, доклад. В. Очерк, фельетон, репортаж. Г. Резолюция, заявление, докладная записка. Д. Поэма, драма, рассказ. ОТВЕТ: …….. 4. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля? А. Итак, следовательно, во-первых, наоборот. Б. Толстенный, сестрица, лгунишка. В. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники. Г. Довожу до вашего сведения, принять меры. Д. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд. ОТВЕТ: …….. 5. Каковы синтаксические особенности текстов научного стиля? А. Риторические вопросы. Б. Неполные предложения. В. Сложные предложения. Г. Обращения к читателям. Д. Диалог. ОТВЕТ: …….. 6. Выберите правильное определение А. Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой. Б. Текст – это предложения, объединенные общей темой. В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием. ОТВЕТ: …….. 7. Выберите правильное определение. А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе. Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности. В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее. ОТВЕТ: …….. 8. Какая лексика используется во всех функциональных стилях? А. общеупотребительная лексика Б. разговорная лексика В. терминологическая лексика ОТВЕТ: …….. 9. В каком стиле речи уместно употребление междометий? А. научный Б. разговорный В. официально-деловой ОТВЕТ: …….. 10. Какому стилю речи присуща эстетическая функция? А. художественный Б. публицистический В. Разговорный ОТВЕТ: …….. 11. Для какого стиля речи характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции? А. разговорный Б. научный В. официально-деловой ОТВЕТ: …….. 12. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах? А. официально-деловой Б. разговорный В. Публицистический ОТВЕТ: …….. 13. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю: может быть, несколько А. ода Б. роман В. репортаж Г. рассказ Д. элегия Е. очерк ОТВЕТ: …….. 14. Определите, к какому типу речи относится отрывок: По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, белые, как снег, плоские, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли А. повествование Б. описание В. Рассуждение ОТВЕТ: …….. 15. Выберите правильное определение. А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения. Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка. В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы ОТВЕТ: …….. 16. Выберите правильное определение. А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение. Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества. В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию. ОТВЕТ: …….. 17. Какой из стилей речи не относится к книжному стилю? А. разговорный Б. официально-деловой В. Художественный ОТВЕТ: …….. 18. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение? А. научный Б. разговорный В. Публицистический ОТВЕТ: …….. 19. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления? А. официально-деловой Б. разговорный В. Публицистический ОТВЕТ: …….. 20. Что характерно для художественного стиля речи? А. объективность в изображении Б. использование в сфере науки и техники В. использование слов из различных стилей речи ОТВЕТ: …….. 21. Какому стилю речи характерна призывность? А. разговорный Б. публицистический В. официально-деловой ОТВЕТ: …….. 22. Какой стиль речи используется в СМИ? А. публицистический Б. разговорный В. Научный ОТВЕТ: …….. 23. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю: может быть, несколько А. интервью Б. устное выступление В. юмористический рассказ Г. репортаж Д. очерк Е. повесть ОТВЕТ: …….. 24. Определите, какое словосочетание не соответствует научной лексике А. ядерная физика Б. смежные отрасли В. красный сарафан Г. промышленная нагрузка Д. выдвинутая гипотеза ОТВЕТ: …….. 25. Определите, к какому типу речи относится отрывок: Каким образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Изучить поэта, значит не только ознакомиться с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт никогда и ничего не выдумывает – он отражает реальную жизнь. А. повествование Б. описание В. Рассуждение ОТВЕТ: …….. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Яцевич Е.А. | Грамматическая стилистика. Морфологические нормы : учебно-методическое пособие | Минск : БГУ, 2018 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Горовая И. | Стилистика русского языка и культура речи: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ФГБОУ ОГУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Демидова К.И., Зуева Т.А. | Современный русский литературный язык: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2014 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Кузнецов И.Н. | Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ: | Москва : Дашков и К, 2016 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Шафикова А. В. | Аннотирование и реферирование текстов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Познание, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Н.С. Валгина, И.Б. Голуб, Г.В. Векшин Методическое руководство по изучению дисциплины "Практическая и функциональная стилистика русского языка" | www.hi-edu.ru | ||
Э2 | «Практическая стилистика русского языка. Лексика» Общее понятие о практической стилистике. Упражнения | gigabaza.ru | ||
Э3 | Мартирян Н.И. Сборник заданий по стилистике и культуре речи современного русского языка. Ереван, 2015 | ijevanlib.ysu.am | ||
Э4 | Голуб Ирина Упражнения по стилистике русского языка | www.e-reading.club | ||
Э5 | Курс в мудл | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru) 2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com). 3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного изучения дисциплины необходимо в обязательном порядке посещать практические занятия, тщательно конспектировать обсуждаемый материал и правильно организовывать самостоятельную работу. Практические занятия способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем изучаемой дисциплины и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На практических занятиях студенты учатся грамотно грамматически и лексически излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, осуществлять диалогические высказывания в рамках заданной темы, а также выполнять практические задания по темам и разделам дисциплины. В качестве важного компонента обучения иностранному языку выделяются учебные умения у студентов, необходимые для успешной учебной деятельности: -обобщать полученную информацию; -оценивать прослушанное и прочитанное; -фиксировать основное содержание сообщений, формулировать устно и письменно основную идею сообщения; -подготовить и представить сообщение, доклад, презентацию; -работать в паре, в группе, взаимодействуя друг с другом; -пользоваться реферативными и справочными материалами; -пользоваться словарями различного характера. |