МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагогика современной школы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_Педагогическое образование_ПСШ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., профессор Дмитриева Л.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Дмитриева Л.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данной дисциплины является совершенствование лингвистической компетенции студентов в области стилистики русского языка, повышение речевой культуры, являющейся
важной составляющей этнокультурной системы личности, а также профессиональной подготовки.
Достижению данной цели должно способствовать решение следующих задач:
- расширить представления о стилистических ресурсах современного русского литературного языка, о закономерностях использования языковых единиц, вариантов, синонимических способов выражения в соответствии с условиями и целями коммуникации;
- научить анализировать разнообразные типы текстов, их стилистические особенности;
- ориентировать на нормативное и стилистически целесообразное использование языковых средств в процессе построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности;
- сформировать навыки создания текстов различной стилистической принадлежности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять педагогическое сопровождение образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
ПК-1.1 Знает особенности педагогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
ПК-1.2 Знает принципы педагогической поддержки как элемента педагогического сопровождения одаренных и талантливых школьников
ПК-1.3 Умеет разрабатывать содержание педагогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
ПК-1.4 Умеет создавать и осуществлять педагогическое сопровождение образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
ПК-1.5 Владеет методами и средствами осуществления пед гогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
ПК-2Способен организовать образовательный процесс для учащихся профильных классов
ПК-2.1 Знает специфику организации образовательного процесса для учащихся профильных классов
ПК-2.2 Умеет организовывать образовательный процесс для учащихся профильных классов
ПК-2.3 Владеет навыками организации образовательного процесса для учащихся профильных классов
ПК-3способен проектировать и осуществлять учебный процесс с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-3.1 Знает инновационные образовательные технологии и методики обучения и воспитания как объект проектирования
ПК-3.2 Знает особенности проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-3.3 Умеет проектировать содержание учебного процесса и осуществлять его реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-3.4 Владеет навыками про ектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-4Способен проектировать и осуществлять внеучебную деятельность с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-4.1 Знает особенности про ектирования и осуществления внеучебной деятельности с учетом инновационных образотельных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-4.2 Умеет проектировать содержание внеучебной деятельности и осуществлять ее реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-4.3 Владеет навыками проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Определяет стилистические и нормативные особенности академического и профессионального делового общения,учитывает их в профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- С помощью знаний о стилистике русского языка умеет грамотно оформлять документацию для педагогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников;
- С помощью знаний о стилистике русского языка умеет грамотно оформлять документацию для педагогического сопровождения образовательного процесса для учащихся профильных классов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Владеет навыками проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания с учетом знаний о культуре русской речи;
- Умеет проектировать содержание внеучебной деятельности и осуществлять ее реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания с учетом знаний о культуре русской речи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности современного русского языка
1.1. Понятие язык. Основные функции. Литературный и национальный языки. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2
1.2. Нормы современного русского литературного языка. Практические 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Нормы современного русского литературного языка. Сам. работа 2 12 Л1.2
1.4. Функциональные стили русского литературного языка. Лекции 2 6 Л1.2
1.5. Функциональные стили русского литературного языка. Сам. работа 2 14 Л1.2
1.6. Особенности написания диссертационного исследования. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.2
1.7. Аннотация научной статьи. Практические 2 4 Л2.2, Л2.3
1.8. Аннотация научной статьи. Сам. работа 2 8 Л2.2, Л2.3
1.9. Реферирование научной статьи. Сам. работа 2 8 Л2.3
1.10. Становление стилистики как особой научной лингвистической дисциплины. Стилистические ресурсы русского языка Практические 2 6 Л2.1, Л1.2
1.11. Понятие стилистической нормы. О соотношении стилистических и речевых ошибок в практике русского языка. Практические 2 8 УК-4.1 Л2.1, Л1.2
1.12. Характеристика функциональных стилей русского языка Сам. работа 2 12 УК-4.1 Л1.2
1.13. Отдельные особенности стилей русского языка Сам. работа 2 14 Л1.1
1.14. Подготовка к зачету Сам. работа 2 8 ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.3, ПК-1.2, УК-4.1 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Образцы заданий по темам
Научный стиль русского языка
Упражнение. В тексте заполните пропуски (…..) в предложениях:
Слова для справок:
- достижение, анализ, решение
- следующий,
- являться, выявляться, определяться, описываться, заключаться в …/ заключаться в том, что…
- содержащий (от глагола содержать)

Актуальность исследования ……, что для успешного осуществления межкультурной коммуникации необходимо знакомство её участников с особо значимыми концептами.
Объектом исследования …… учебная деятельность китайских студентов в процессе обучения русскому языку с использованием текстов народной песенной лирики Китая и России.
Предметом исследования …… некоторые концепты, представленные в текстах народной песенной лирики Китая и России и содержащие национально-культурную информацию.
Цель исследования …… в разработке методики работы с текстами народной песенной лирики при обучении китайских студентов русскому языку.
…… данной цели предусматривает …… …… задач:
– На основе …… теоретических подходов …… место концепта в обучении русскому языку как иностранному.
– …… причины и степень понимания/непонимания носителями русского и китайского языков некоторых концептов в текстах песенной любовной лирики обеих стран.
– …… комплекс упражнений на основе текстов русской песенной лирики для понимания содержащихся в этих текстах концептов.
Материалом исследования ……. тексты русской и китайской народной песенной лирики, …... концепты «луна», «кукушка», «цветок».

Научный стиль: специальные особенности
А) пассивные конструкции
Прочитайте текст. Переделайте все активные глагольные конструкции в пассивные:
Задачи исследования:
- В ходе исследования мы собрали различные китайские пословицы на тему «Труд»;
- мы перевели эти пословицы на русский язык;
- мы проанализировали их;
- среди пословиц мы выделили основные семантические группы;
- после этого мы распределили пословицы по степени их известности;
- мы оформили результаты работы в отдельную таблицу;
- мы сопоставили русские и китайские пословицы;
- наконец, мы проанализировали собранный материал;
- мы сделали выводы о соотношении русских и китайских пословиц на тему «Труд».
Б) отглагольные существительные:
Замените в тексте выделенные словосочетания отглагольными существительными + зависимые формы существительных.
Пример: изучать язык = изучение языка; чтобы изучить язык = для изучения языка
Чтобы достичь цели мы поставили следующие задачи:
1) собрать материал - названия детских игр в русском языке;
2) перевести лексические наименования на китайский язык;
3) разделить собранные наименования на тематические группы;
4) анализировать русские названия с точки зрения семантики;
5) описать результаты полученной классификации.
Чтобы решить поставленные задачи мы использовали различные словари.

В) особая лексика научного стиля,
Примеры: являться + целью работы; решать + задачи; поставить + цель; собрать, анализировать + материал…

В следующем тексте на месте пропуска поставьте слова в правильной форме.
Слова для справок: представить, единица, анализ, сформулировать, перевести, процесс, собрать, использован, выявить, разделение

Цель исследования: … специфические черты национального характера:
Задачи исследования:
- … материал: русские и китайские слова и выражения;
- … китайские слова и выражения на русский язык;
- … фрагмент русского национального характера, который мы назвали «Особенности национальной кухни»;
- … выводы, сделанные на основе … использованного лексического материала.
В … анализа материала были … следующие методы:
- перевод китайских слов и выражений на русский язык;
- тематическое … собранных лексических … на группы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предусмотрены доклады по темам:
1.Три основных этапа становления русского литературного языка.
2.Стилистические фигуры как средства речевой выразительности.
3.Оформление диссертационного исследования в соответствии с Государственным стандартом РФ.
4.Ошибки при аннотировании.
5.Особенности публичного выступления.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы по теме стили
1. Может ли официально-деловой стиль русского языка использоваться в устной речи? В какой ситуации, например?
2. Может ли разговорный стиль русского языка использоваться в письменной речи? В какой ситуации, например?
3. Кто использует публицистический стиль русского языка?
4. Где используется разговорный стиль русского языка?
5. Почему в научном стиле так слабо выражена личность автора текста?
6. Почему в разговорном стиле часто используются частицы и междометия?
7. Художественный стиль имеет эстетическую функцию. Объясните, что это: ….
8. Приведите пример метафоры и сравнения в художественном тексте: …
9. Приведите пример специальных предлогов, характерных для официально-делового стиля: …
10. Приведите пример речевой ошибки в разговорной речи: ..

Итоговый тест
Функциональные стили речи

1. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:
А. Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.
Б. Эмоциональность, конкретность, простота речи.
В. Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.
Г. Образность, эмоциональность, конкретность.
Д. Смысловая точность.
ОТВЕТ: ……..

2. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?
А. Создание картин и образов.
Б. Непосредственное повседневное общение.
В. Убеждение, воздействие на слушателя
Г. Точная передача информации.
Д. Передача научных сообщений.
ОТВЕТ: ……..


3. Определите жанры художественного стиля речи:
А. Письмо, беседа, записка.
Б. Диссертация, конспект, доклад.
В. Очерк, фельетон, репортаж.
Г. Резолюция, заявление, докладная записка.
Д. Поэма, драма, рассказ.
ОТВЕТ: ……..

4. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?
А. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.
Б. Толстенный, сестрица, лгунишка.
В. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники.
Г. Довожу до вашего сведения, принять меры.
Д. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.
ОТВЕТ: ……..

5. Каковы синтаксические особенности текстов научного стиля?
А. Риторические вопросы.
Б. Неполные предложения.
В. Сложные предложения.
Г. Обращения к читателям.
Д. Диалог.
ОТВЕТ: ……..

6. Выберите правильное определение
А. Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
Б. Текст – это предложения, объединенные общей темой.
В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.
ОТВЕТ: ……..

7. Выберите правильное определение.
А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
ОТВЕТ: ……..

8. Какая лексика используется во всех функциональных стилях?
А. общеупотребительная лексика
Б. разговорная лексика
В. терминологическая лексика
ОТВЕТ: ……..

9. В каком стиле речи уместно употребление междометий?
А. научный
Б. разговорный
В. официально-деловой
ОТВЕТ: ……..

10. Какому стилю речи присуща эстетическая функция?
А. художественный
Б. публицистический
В. Разговорный
ОТВЕТ: ……..

11. Для какого стиля речи характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции?
А. разговорный
Б. научный
В. официально-деловой
ОТВЕТ: ……..

12. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?
А. официально-деловой
Б. разговорный
В. Публицистический
ОТВЕТ: ……..

13. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю: может быть, несколько
А. ода
Б. роман
В. репортаж
Г. рассказ
Д. элегия
Е. очерк
ОТВЕТ: ……..

14. Определите, к какому типу речи относится отрывок:
По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, белые, как снег, плоские, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли
А. повествование
Б. описание
В. Рассуждение
ОТВЕТ: ……..

15. Выберите правильное определение.
А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.
Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.
В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы
ОТВЕТ: ……..

16. Выберите правильное определение.
А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.
Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.
В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.
ОТВЕТ: ……..

17. Какой из стилей речи не относится к книжному стилю?
А. разговорный
Б. официально-деловой
В. Художественный

ОТВЕТ: ……..

18. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?
А. научный
Б. разговорный
В. Публицистический
ОТВЕТ: ……..

19. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?
А. официально-деловой
Б. разговорный
В. Публицистический
ОТВЕТ: ……..

20. Что характерно для художественного стиля речи?
А. объективность в изображении
Б. использование в сфере науки и техники
В. использование слов из различных стилей речи
ОТВЕТ: ……..

21. Какому стилю речи характерна призывность?
А. разговорный
Б. публицистический
В. официально-деловой
ОТВЕТ: ……..

22. Какой стиль речи используется в СМИ?
А. публицистический
Б. разговорный
В. Научный
ОТВЕТ: ……..

23. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю: может быть, несколько
А. интервью
Б. устное выступление
В. юмористический рассказ
Г. репортаж
Д. очерк
Е. повесть
ОТВЕТ: ……..

24. Определите, какое словосочетание не соответствует научной лексике
А. ядерная физика
Б. смежные отрасли
В. красный сарафан
Г. промышленная нагрузка
Д. выдвинутая гипотеза
ОТВЕТ: ……..

25. Определите, к какому типу речи относится отрывок:
Каким образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Изучить поэта, значит не только ознакомиться с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт никогда и ничего не выдумывает – он отражает реальную жизнь.
А. повествование
Б. описание
В. Рассуждение
ОТВЕТ: ……..

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Яцевич Е.А. Грамматическая стилистика. Морфологические нормы : учебно-методическое пособие Минск : БГУ, 2018 e.lanbook.com
Л1.2 Горовая И. Стилистика русского языка и культура речи: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ФГБОУ ОГУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Демидова К.И., Зуева Т.А. Современный русский литературный язык: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ: Москва : Дашков и К, 2016 e.lanbook.com
Л2.3 Шафикова А. В. Аннотирование и реферирование текстов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Познание, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Н.С. Валгина, И.Б. Голуб, Г.В. Векшин Методическое руководство по изучению дисциплины "Практическая и функциональная стилистика русского языка" www.hi-edu.ru
Э2 «Практическая стилистика русского языка. Лексика» Общее понятие о практической стилистике. Упражнения gigabaza.ru
Э3 Мартирян Н.И. Сборник заданий по стилистике и культуре речи современного русского языка. Ереван, 2015 ijevanlib.ysu.am
Э4 Голуб Ирина Упражнения по стилистике русского языка www.e-reading.club
Э5 Курс в мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного изучения дисциплины необходимо в обязательном порядке посещать практические занятия, тщательно конспектировать обсуждаемый материал и правильно организовывать самостоятельную работу. Практические занятия способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем изучаемой дисциплины и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов.
На практических занятиях студенты учатся грамотно грамматически и лексически излагать проблемы, свободно высказывать
свои мысли и суждения, осуществлять диалогические высказывания в рамках заданной темы, а также выполнять практические задания по темам и разделам дисциплины. В качестве важного компонента обучения иностранному языку выделяются учебные умения у студентов, необходимые для успешной учебной деятельности:
-обобщать полученную информацию;
-оценивать прослушанное и прочитанное;
-фиксировать основное содержание сообщений, формулировать устно и письменно основную идею сообщения;
-подготовить и представить сообщение, доклад, презентацию;
-работать в паре, в группе, взаимодействуя друг с другом;
-пользоваться реферативными и справочными материалами;
-пользоваться словарями различного характера.