МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические методы в психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 93
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Математические методы в психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Папин А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Папин А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование компетенций в области применения математических методов психолого-педагогической диагности обучающихся с девиантным поведением

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен применять методы психолого-педагогической диагностики обучающихся с девиантным поведением при изучении ситуаций жизнедеятельности для выявления их потребностей
ПК-4.1 Знает: методы и методики психолого-педагогической диагностики девиантного поведения
ПК-4.2 Умеет: подбирать методы и методики психолого педагогической диагностики для выявления склонности обучающихся к девиантному поведению и девиантного поведения в контексте задач профессиональной деятельности
ПК-4.3 Владеет: навыками проведения психолого педагогической диагностики обучающихся, навыками количественной обработки, анализа и интерпретацией полученных результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.возможностях и ограничениях математических и статистических методов для решения широкого класса профессиональных задач
3.2.Уметь:
3.2.1.применять стандартные алгоритмы статистического анализа экспериментальных данных;
выбирать адекватные статистические методы в процессе планирования исследования и проведения доказательств
выдвигаемых гипотез;
самостоятельно проводить обработку данных с помощью стандартных статистических пакетов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.концептуальными навыками формализации стандартных статистических и математических методов анализа;
навыками профессиональной работы в стандартном статистическом пакете типа SPSS / STATISTICA/ STATGRAFICS;
профессиональной грамотностью и квалификацией в интерпретации результатов статистического и математического анализа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Измерение в психологии
1.1. Обобщения теории вероятности и мат.статистики. Измерения и шкалы Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.2. Статистический анализ и математическое моделирование.Проблема метода Сам. работа 5 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 2. Анализ распределений. Описательная статистика
2.1. Случайные величины и способы их описания Сам. работа 5 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.2. Вопросы геометризации: базис и метрика пространства Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.3. Представление данных. Гистограммы.Дескриптивная статистика Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.4. Модели основных законов распределения вероятностей Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.5. Анализ данных на компьютере, статситические пакеты Лабораторные 5 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.6. Стандарты обработки данных. Нормативы представления результатов анализа данных в научной психологии Сам. работа 5 9 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 3. Критерии проверки статистических гипотез
3.1. Методы одномерной и многомерной прикладной статистики Лабораторные 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.2. Параметрические критерии. Непараметрические и ранговые критерии Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.3. Оценка нормального распределения Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.4. Статистический анализ в малых выборках Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.5. Т-критерий Стьюдента: достоверность различий и анализ детерминант Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 4. Анализ зависимостей.Меры связи.
4.1. Корреляционный анализ: возможности и ограничения Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.2. Корреляционный анализ: алгоритмы и планы Лабораторные 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.3. Регрессионный анализ: возможности и ограничения Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.4. Регрессионный анализ: алгоритмы и планы Лабораторные 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.5. Дисперсионный анализ: возможности и ограничения Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.6. ANOVA/MANOVA анализ Лабораторные 5 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.7. Моделирование когнтивных процессов и структур Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.8. Дискриминантный анализ Лабораторные 5 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.9. Корреляционные матрицы и корреляционные графы Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.10. Оценка регрессионной модели Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.11. Проблема искусственного интеллекта Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 5. Многомерный анализ данных
5.1. Техники факторного анализа: возможности и ограничения Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
5.2. Техники факторного анализа.Модели когнитивных процессов и структур Лабораторные 5 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
5.3. Техники кластерного анализа: возможности и ограничения Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
5.4. Факторный анализ и вращения факторов Лекции 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
5.5. Экспериментальные планы кластеризации данных Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
5.6. Психотехнологии МНШ Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС _Мат.методы_37.03.01.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Д. Наследов Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов СПб.: Речь, 2012
Л1.2 Ермолаев-Томин, О. Ю. Математические методы в психологии в 2 ч..Часть1.: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/EC142879-C2FF-4D46-9691-1D631C67DA75
Л1.3 Ермолаев-Томин, О. Ю. Математические методы в психологии в 2 ч. Часть 2.: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/75445362-0593-4A23-B694-CFCB5AF87762
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Наследов А. Д. SPSS 19. Профессиональный статистический анализ данных: Учебник для ВУЗов Питер, 2011
Л2.2 Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии: Учебник для ВУЗов Юрайт-Издат,, 2012
Л2.3 Высоков, И. Е. Математические методы в психологии: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/96E9C5B5-CFB3-4A32-BC98-2D386338144E
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие Азбука, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193
Л3.2 Янова Н.Г Статистические методы анализа данных в психологических исследованиях:: учеб. -метод. пособие АлтГУ, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мастерская « Математические методы в психологии» www.psychology-online.n
Э2 Информационный портал Московского городского научно-исследовательского семинара «Математическая психология» www.it.mgppu.ru
Э3 HR-Лаборатория Human Technologies (инновационное предприятие Научного парка МГУ www.ht.ru
Э4 научный электронный журнал «Психологические исследования» psystudy.ru
Э5 Курс в Moodle «Математические методы в психологии»
6.3. Перечень программного обеспечения
Текущая лицензионная версия статистического пакета SPSS
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. в приложении