МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психолого-педагогическое консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
д-р психол.н., профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психолого-педагогическое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: углубление представлений о психологическом консультировании в образовательной сфере

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен осуществлять консультирование обучающихся с девиантным поведением и их родителей (законных представителей) в процессе образования
ПК-5 Способен создавать условия для полноценного психического развития обучающихся с рисками развития девиантного поведения в образовательном учреждении и семье
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие психолого-педагогического консультирования, его цели, задачи, принципы, функции, основные ориентиры работы в индивидуальном и групповом контексте, этапы процесса консультирования
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить консультативные встречи по разнообразным психологическим проблемам в сфере социального обслуживания и образовательной практики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами оказания психологической помощи в индивидуальном и групповом форматах средствами психологического консультирования в сфере социального обслуживания и образовательной практики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие вопросы психолого-педагогического консультирования
1.1. Понятие психолого-педагогического консультирования Лекции 8 2 ПК-2, ПК-5 Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Современные технологии в психолого-педагогическом консультировании Лекции 8 2 ПК-2, ПК-5 Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1
1.3. Процесс консультативной беседы в пространстве "психолог-педагог" Лекции 8 2 ПК-2, ПК-5 Л2.3, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Специальные проблемы индивидуального психологического консультирования
2.1. Консультирование педагогов по вопросам разработки образовательных программ Лекции 8 2 ПК-2, ПК-5 Л1.3, Л2.2
2.2. Консультирование педагогов по вопросам обещения детей с особыми образовательными потребностями Лекции 8 2 ПК-2, ПК-5 Л1.3, Л2.2
2.3. Консультативная встреча с педагогами по вопросам трудностей психологического характера при организации и выполнении педагогической деятельности. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-5 Л1.3, Л2.2
2.4. Консультрование педагогов по особенностям взаимодействия с обучающимися в случае нарушения их социализации и адаптации Практические 8 2 ПК-2, ПК-5 Л1.3, Л2.2
2.5. Консультрование педагоков по вопросам предотвращения буллинга или совладания с его проявлениями Практические 8 2 ПК-2, ПК-5 Л1.3, Л2.2
2.6. Консультирование педагогов по вопросам безопасности школьной среды Практические 8 2 ПК-2, ПК-5 Л2.3, Л1.3, Л2.2
2.7. Консультирование педагогв в случае эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Практические 8 2 ПК-2, ПК-5 Л1.4, Л1.3, Л2.2
2.8. Консультирование педагогов по вопросам нарушения дисциплины в школьном коллективе Практические 8 2 ПК-2, ПК-5 Л1.3, Л2.2
2.9. Консультирование педагогв по вопросам личностного и профессионального развития Практические 8 2 ПК-2, ПК-5 Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л2.2
2.10. Консультрование педагогов по вопросам взаимодейсвия с обучающимися, имеющими трудности в общении Практические 8 2 ПК-2, ПК-5 Л2.3, Л1.3, Л2.2
2.11. Технология психолого-педагогического консультрования Сам. работа 8 72 ПК-2, ПК-5 Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Супервизия в сфере психолого-педагогического консультирования
3.1. Супервизионный практикум Практические 8 10 ПК-2, ПК-5 Л1.2, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Винер Дж. Винер Дж. Супервизия супервизора: Когито-Центр, 2006
Л1.3 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
Л1.4 Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник для бакалавров : студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям : : учебное пособие для вузов М. : Юрайт, , 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ф.Д. Карделл Психотерапия и лидерство. : СПб.: Речь, 2008
Л2.2 Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Гулевский В.Я. Индивидуальная психотерапия: практикум М.: Аспект Пресс, 2008
Л2.4 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л2.5 Страбахина Т. Н., Зеленевский В. В. Супервизия в профессиональной подготовке и повышении квалификации практического психолога: статья Психология обучения № 7, 2008, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Психолого-педагогическое консультирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины обучающимся необходимо посещать занятия, активно участвовать в обсуждении вопросов на практических занятиях.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).