МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Устное народное творчество

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильРусская филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_Филология_РФ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Ковалев О.А.

Рецензент(ы):
к.филол.н., доцент, Романова Е.Г.

Рабочая программа дисциплины
Устное народное творчество

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 986)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Устное народное творчество» являются изучение закономерностей историко-фольклорного процесса, становления системы фольклорных жанров, поэтики произведений устного народного творчества в сравнении с творчеством литературным.
Задачи:
1) познакомить студентов с основными жанрами русского фольклора, с их генезисом;
2) изучить художественную систему каждого жанра: круг образов, типы сюжетов, средства поэтического стиля народного творчества;
3) дать представление о взаимоотношениях фольклора с литературой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, представление о различных литературных и фольклорных жанрах, библиографической культуре;
ОПК-3.1 Знает основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, различных литературных и фольклорных жанров
ОПК-3.2 Владеет базовыми методами литературоведческого анализа
ОПК-3.3 Умеет применять положения и концепции в области литературоведения в педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. знать основные положения и концепции исследователей русского народного творчества в его исторической динамике;
знать методику собирательской работы русского бытующего фольклора;
3.2.Уметь:
3.2.1.
уметь определить жанр фольклорного произведения, круг его образности, соотносить факты устного народного творчества с культурологическими и историческими знаниями, полученными в рамках других дисциплин;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа фольклорного текста в сравнении с текстом художественной литературы, а также навыками классификации фольклорных текстов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лекционный курс
1.1. Введение Лекции 5 2 Л1.3, Л1.2
1.2. Календарная обрядовая поэзия Лекции 5 2 Л1.3, Л1.2
1.3. Семейная обрядовая поэзия Лекции 5 2 Л1.3, Л1.2
1.4. Малые жанры русского фольклора Лекции 5 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.5. Сказки Лекции 5 2 Л1.3, Л1.2
1.6. Несказочная проза. Предания Лекции 5 2 Л1.3, Л1.2
1.7. Былины Лекции 5 2 Л1.3, Л1.2
1.8. Исторические песни Лекции 5 2 Л1.2
1.9. Народная драма Лекции 5 2 Л1.2
1.10. Лирические песни Лекции 5 2 Л1.2
Раздел 2. Практический курс
2.1. Календарный обрядовый фольклор Практические 5 4 Л1.2
2.2. Семейная обрядовая поэзия Практические 5 4 Л1.2
2.3. Волшебные сказки Практические 5 4 Л1.2
2.4. Малые жанры русского фольклора Практические 5 2 Л1.2
2.5. Былины Практические 5 2 Л1.2, Л1.1
2.6. Героические былины киевского цикла. Новгородские былины Практические 5 2 Л1.2
2.7. Несказочная проза Практические 5 2 Л1.2
2.8. Поэтика лирических песен и частушек Практические 5 2 Л1.2
2.9. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 5 66 Л1.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=144

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-3: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, представление о различных литературных и фольклорных жанрах, библиографической культуре

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Приемами былинной поэтики являются
а. рифма, иносказательность, синтаксический параллелизм
б. ирония, ритмизация, достоверное изображение действительности
в. ретардация, гиперболизация, «общее место»
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. К жанрам зимней обрядовой поэзии относятся
а. волочебные песни, жнивные песни, заклички
б. коляда, виноградье, подблюдные песни
в. русальные песни, троицкие песни, масленичные песни
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. К жанрам весенней обрядности относятся
а. вьюнишные песни, заклички, веснянки
б. щедровки, троицкие песни, жнивные песни
в. купальские песни, волочебные песни, овсень
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. К былинам Новгородского цикла относятся
а. «Михайло Казаренин», «Женитьба Добрыни»
б. «Садко», «Василий Буслаев»
в. «Вольга и Микула», «Скопин»
ОТВЕТ: б.

Вопрос 5. «Старшими» богатырями в русских былинах являются
а. Вольга (Волх Всеславьевич), Святогор, Микула Селянинович
б. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
в. Михайло Потык, Садко, Дюк Степанович
ОТВЕТ: а.

Вопрос 6. К жанрам несказочной прозы относятся
а. докучная сказка, побывальщина, сказ
б. бывальщина, кумулятивная сказка, анекдот
в. легенда, предание, быличка
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. К жанрам свадебного обряда относятся
а. докучные сказки, заклички, овсень
б. волочебные песни, игровые припевки, частушки
в. песни типа монолога-императива, причитания, величания
ОТВЕТ: в

Вопрос 8. Сюжетами народной баллады являются
а. «Сестра и братья разбойники», «Муж жену губил»
б. «Голубиная книга», «Смерть Чурилы»
в. «Сон Богородицы», «Вавило и скоморохи»
ОТВЕТ: а

Вопрос 9. К историческим песням относятся
а. «Князь Роман жену терял», «Дети вдовы».
б. «Молодец и Королевна», «Василий и Софья».
в. «Авдотья Рязаночка», «Сынок Стеньки Разина».
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. К жанрам детского фольклора относятся
а. страшилки, дразнилки, потешки
б. пестушки, докучные сказки, предание
в. заклички, былины, считалки
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. К сказкам о животных относятся:
а. «Крочешка-хаврошечка», «Жихарко», «Гуси-лебеди», «Собака и волк»
б. «Лиса-плачея», «Скалочку за гусочку», «Кот и петух»
в. «Иван-собачий сын», «Снегурочка», «Попова жена»
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Кумулятивными сказками являются
а. «Баба хуже черта», «Мужик и барин», «Клад»
б. «Волк и семеро козлят», «Сивка-Бурка», «Царевна лягушка»
в. «Теремок», «Колобок», «Репка»
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. К волшебным сказкам относятся:
а. «Ледяная и лубяная хата», «Курочка-ряба», «Звери в яме»
б. «Каша из топора», «Морозко», «Машенька и медведь»
в. «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Жар-птица»
ОТВЕТ: в

Вопрос 14. Поговоркой является
а) «В стрельцы ставка добра, да лиха выставка»
б) «Солдат-горемыка хуже лапотного лыка»
в) «Береги честь смолоду»
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. Пословицей является
а) «Дорога ложка к обеду, а яичко – ко Христову Дню»
б) «Когда рак на горе свистнет»
в) «Куда Макар телят не гонял»
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается одним баллом. Оценивание КИМ теортетического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий, «не зачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.
«отлично» – верно выполнено 85-100 % заданий, «хорошо» – верно выполнено 70-84 % заданий, «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69 % заданий, «неудовлетворительно» – верно выполнено 50 % или менее 50 % заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. К какому жанру фольклора относится следующий текст:
Золотая камка развивается. Лады!
Кто-то в путь собирается. Лады!
Кому поем, тому с добром. Лады!
Кому вынется, тому сбудется, не минуется! Лады!
Ответ: подблюдная песня

2. К какому жанру фольклора относится следующий текст:
Стоит куча не молочена, Илия!
Вершиночка позолочена. Илия!
Кому поем, тому с добром, Илия!
Кому сбудется, не минуётся. Илия!
Тому жить бы богато, Илия!
Ходить хорошо да не делать ничего, Илия!
На пече сидеть, поперёк толстеть. Илия!
Ответ: подблюдная песня.

3. К какой разновидности причитания относится данный фрагмент текста:
А дорогой ты мой, да ладо милое,
А дорогой ты мой, гора высокое,
Уж ты куды у мня, горе, сряжаишьсе?
Уж ты куды, мое, да отправляишьсе?
Ответ: рекрутское причитание.

4. К какой разновидности причитания относится данный фрагмент текста:
Господаревы подруженьки,
Господаревы сполюбовные,
Да истопите парну баенку
Да на моем веку не первую,
Да на роду да не последнюю,
Уж вы только последнюю
При честной девьей красоте,
Да при вольной-то волюшке
На родимой сторонушке…
Ответ: свадебное причитание.

5. К какой разновидности причитания относится данный фрагмент текста:
Уж оболокли ведь тебя да в белы саваны,
А тебе построили дак нову ведь горницу,
Нову горницу а без дверей тебе,
Без дверей ведь тебе, моя, без окошечек…
Ответ: похоронное причитание.

6. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:
Пили-то, пили бояра вино.
Вили-то, вили соколья гнездо.
Кличёт-то, кличёт Васильюшка жену,
Кличёт-то, кличёт Иванович свою.
Ответ: свадебная песня

7. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:
"... У окианского моря стоит престол,
На престоле сидит Пресвятая Божья Матерь,
Перед ней стоит золотая метелка.
Я ее попрошу: "Пойдем ко мне на помощь,
Возьми метелку, смети и убери уроки, призоры..."
Ответ: заговор

8. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела;
Ай, по той ли дорожке прямоезжей
Да пехотою никто да не прохаживал,
На добром коне никто да не проезживал.
Ответ: былина.

9. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:
Ехели мы чистыми полями, зелеными лугами.
Ехали, попоехали, до росстаней доехали,
Наши кони встали – есть захотели.
Ответ: считалка

10. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:
Кто у нас во лавице сидит?…
Да нет уса, да нет и бороды,
Да волоса его шелковые,
Да в три ряда да розымаются,
Да в три кольца да завиваются...
Ответ: величальная песня.

11. Что объединяет фольклор и литературу?
Ответ: И фольклор, и литература – это так называемое «искусство слова»: образы и идеи передаются посредством устной или письменной речи, метафор и подобных приемов; они создают словесные художественные образы. Обладают общей родовой системой, состоящей из эпоса, лирики и драмы. Не лишним будет сказать, что в фольклоре к эпосам относят, в частности, былины о богатырях, в литературе – например, романы-эпопеи.

12 Дайте определение детского фольклора.
Ответ: многожанровая система, сложенная из прозаических, речитативных, песенных и игровых произведений. К детскому фольклору относят как творчество самих детей, так и произведения, которые составляются для детей взрослыми.

13. Чем объяснить распределение календарных праздников в течение года?
Ответ: С древнейшей поры природно-астрономические явления были для людей главными ориентирами в круговороте годовых сезонов. Это, прежде всего летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствия, а также естественная смена времен года. Эти переходные рубежи открываются большими календарными праздниками – святками, масленицей, семицко-троицкой неделей, русалиями и Ивано-Купальским праздником, осень предваряют праздники во имя Спаса и Богородицы. Праздничные циклы соединяет между собой цепочка ежедневных средних и малых праздников (полупраздников), календарных примет и наблюдений, зарифмованных в присловья и жестко привязанных к церковным святцам. Поэтому календарные праздники неотделимы от устного крестьянского календаря - земледельческого месяцеслова.
Календарные праздники, как и народный месяцеслов, такие же древние, как труд земледельца, скотовода, охотника. Вместе с мифами, былинами, сказками народный месяцеслов и праздники стали хранителями сокровищ духа и души народа. Жизнь этой сокровищницы вечна, так как в ее основе - труд, праздник, поэтическое слово, забота об умерших предках и продолжении рода.

14. Назовите жанры семейно-обрядовой поэзии
Ответ: К жанрам семейной обрядовой поэзии относятся родильные и крестильные песни, свадебные песни и причеты, величания, приговоры, корильные песни, похоронные плачи, рекрутские и бытовые причитания (на случай болезни, пожара, неурожая и других бедствий – окказиональные причитания).

15. В чем отличие пословицы от поговорки?
Ответ: В отличие от пословицы, поговорка – красноречивое выражение, которое содержит в себе только часть суждения. Пословица всегда включает нравоучение, оценочное суждение. Пословица имеет назидательный характер, поговорки применяются, скорее, для украшения речи.

16. Назовите главных участников свадьбы и выделите жанры обрядовой поэзии, связанные с ними.
Жених, невеста, сваты, поезжане, гости, родители молодоженов.
Жанры: причитания невесты, свадебные песни, величальные песни, корильные песни, загадки, приговоры.

17. Приведите классификацию бытовых сказок
Ответ: Бытовые сказки можно разделить на три подгруппы:
социально-бытовые («Болтливая старуха»);
сатирико-бытовые («Барин и мужик»);
волшебно-бытовые («Морозко»).
В волшебно-бытовых сказка присутствует элемент фантастики, как, например, в сказке «Морозко», однако главными в таких произведениях все равно остается человек.

18. Какая идея является основной в русском былинном эпосе?
Ответ: Идейное содержание традиционного русского былинного эпоса составляет народный патриотизм, соединяющий в себе осознание великой мощи народа, пафос самоотверженного служения отечеству и непримиримой ненависти к иноземным захватчикам. Эти представления наиболее ярко отразились в исполинских образах богатырей, в их храбрости, стойкости, несокрушимой силе и сказочно-героических образах.

19. Укажите жанр произведения, в котором возможен такой пейзаж:
А и по край было моря синего,
Что на устье Дону-то тихого,
На крутом красном бережку,
На желтых россыпных песках,
А стоит крепкий Азов-город
Со стеною белокаменною.
Ответ: Историческая песня.

20. Назовите основные компоненты композиции русской сказки:
Ответ: присказка, зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан. Терминология сохранена. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой. Ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток. Терминологически правильный. Нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, основной литературой. Суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2-3 вопроса: как правило, 1-2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1.Фольклор. Фольклористика. Возникновение фольклора. Состав фольклора. Система фольклорных жанров.
2. Фольклор и литература. Собиратели и исследователи фольклора Сибири.
3. Календарная обрядовая поэзия. Колядки. Подблюдные песни.
4. Масленичные песни. Веснянки.
5. Троицко-семицкие и жнивные песни.
6. Семейная обрядовая поэзия. Свадебный обряд, его магические и игровые элементы.
7. Причет невесты. Ритуальные свадебные песни.
8. Величальные и корильные песни.
9. Похоронные и рекрутские причеты.
10. Классификация и структура заговоров. А. Блок «Поэзия заговоров и заклинаний».
11. Образная система заговоров (остров Буян, камень Алатырь, Зори, Лихорадка, Огнея и др.).
12. М.А. Рыбникова. «Загадка, ее жизнь и природа».
13. Пословицы и поговорки: происхождение, особые отношения с литературой.
14. Собирание и изучение сказок. Следы древнейших верований и обрядов в сказках.
15. Учение В.Я. Проппа о морфологии волшебных сказок (функции персонажей и сюжетосложение).
16. Генезис и семантика образов Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча.
17. В.П. Аникин. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
18. Художественное своеобразие бытовых сказок. Типы героев и обзор сюжетов.
19. Собирание и изучение былин. Д.С. Лихачев «Эпическое время былин».
20. Героические былины киевского цикла об Илье Муромце. Поэтическая биография богатыря.
21. Ф.М. Селиванов «Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике». Историческая, мифологическая и «тайноведческая» интерпретации образа Соловья-разбойника.
22. Своеобразие Новгородского цикла былин. Былины о Садко.
23. Былины о Василии Буслаеве.
24. Поэтика былин. Эпические образы богатырей и их врагов, развитие сюжета во времени и пространстве, композиция былин и т.д.
25. Предания: сюжеты о заселении и освоении края, о силачах, разбойниках, о государственных деятелях России.
26. Легенды. Сюжеты об Иисусе Христе, Богородице, о Николае-чудотворце, о Егории Храбром.
27. Лирические песни: тематические циклы, мотивы. Поэтическая символика.
28. Композиция протяжных лирических песен.
29. Поэтика, образная система и композиция частушки. Н.П. Колпакова. «Типы народной частушки».
30. Народный театр: скоморохи, школьный театр, раек, кукольный театр, балаган.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Морфологический разбор (по функциям действующих лиц) одной волшебной сказки (на выбор студента).
2. Вариативность былин (на примере былины о Добрыне Никитиче).
3. Сказки о животных. Тотемизм. Антропоморфизм. Сравнение русских и европейских сказок о животных. Человеческий смысл сказок о животных.
4. Кумулятивные сказки. Переосмысление древнейшего обряда в сказке «Кочеток и курочка».
5. Художественное своеобразие бытовых сказок. Типы героев и обзор сюжетов.
6. Мифологическая проза: былички и бывальщины. Образы лешего, водяного, русалок, черта.
7. Былины о Добрыне Никитиче. Образ Змея.
8. Былины об Алеше Поповиче. Семантика образа Змея Тугарина.
Образ князя Владимира в былинах киевского цикла.
9. Замещение как способ построения образа в загадке (метонимия и метафора).
10. Пословицы и поговорки. Их сходство и отличие. Их ритмическая и фонетическая оформленность.
11. Сюжеты о старших богатырях: Святогоре и Волхве Всеславьвиче. Мифологические черты образов богатырей.
12. Усиление реалистических тенденций в изображении персонажей преданий (демифологизация, дегиперболизация).
13. Героическая народная драма «Лодка» и драма «Царь Максимилиан».
14. Особенности мифологического мышления: славянские боги и культы. Судьба язычества после христианства.
15. Специфика жанра исторических песен: темы, герои.
16. Балладные песни.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   +ФОС УНТ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Капица Ф. С. Колядич Т. М. Русский детский фольклор: Учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2011 biblioclub.ru
Л1.2 Соколов Ю.М. Русский фольклор: М.: МГУ // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2007 www.studentlibrary.ru
Л1.3 Аникин В.П. Устное народное творчество: учеб. для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Страница курса в системе «Moodle» portal.edu.asu.ru
Э2 Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика www.ruthenia.ru
Э3 Русский фольклор XIX-XX вв.: электронная книга http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000017/index.shtml -
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины студентам необходимо акцентировать внимание на том, что устное народное творчество – это особая разновидность народной культуры, принципиально отличный от литературы как письменного и авторского словесного искусства.
На образовательном портале АлтГУ размещен курс «Устное народное творчество». Система Moodle (с англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), которая позволяет преподавателям размещать свои курсы как для поддержки очного обучения, так и для реализации дополнительных образовательных программ. Электронный учебно-методический курс углубляет содержание лекционного курса "Устное народное творчество" и способствует расширению общей эрудиции студента, позволяет организовать его самостоятельную работу. Для упрощения работы в ЭУМКД материал курса разделен по темам, в которых дается краткое содержание лекций, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы по разделу. Также студентам рекомендованы авторитетные книги, статьи, фильмы, видео- и аудиоматериалы, что позволяет решать задачи накопления, систематизации и каталогизации информации. На портале размещены аудизаписи фольклорных произведений, позволяющие создать акустическую картину фольклора как живого бытующего явления. Для получения оценки "зачтено" по курсу студенту необходимо регулярно использовать материалы УЭМКД для подготовки к практическим занятиям, план которых размещен на портале. Студенты, имеющие пропуски аудиторных занятий, должны выполнить контрольный тест для допуска к зачету.


Основные требования к написанию эссе
Для гуманитарных дисциплин в целом задания со свободно конструируемым ответом имеют особое значение, т.к. позволяют проверить качественное овладение содержанием соответствующих курсов и сформированность сложных интеллектуально-коммуникативных умений. К их числу относятся умения создать связное письменное высказывание; формулировать, логично и последовательно излагать свои мысли; приводить аргументы и контраргументы; делать выводы и подкреплять их примерами. В связи с этим особую значимость в курсе «Мифология» представляет написание эссе по проблемной теме.