МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в германскую филологию

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_ПиП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., Доцент, Саланина Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
д.филол.н., Профессор, Осокина Светлана Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Введение в германскую филологию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.филол.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой к.филол.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Введение в германскую филологию» являются: изучить объект германской филологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины; изучить общие сведения о специфике германской группы языков и ряда других индоевропейских языков; дать представление о фонетике, морфологии и лексике германских языков на древнейшем этапе их развития, показав как их общие черты, так и ареальные особенности; рассмотреть социолингвистическую характеристику современных германских языков; подготовить студентов к более детальному и углубленному изучению германских языков и их истории; заложить основы теоретической подготовки студентов-германистов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6Способен использовать в профессиональной деятельности знание основных положений и концепций в области общего и языкознания, теории, истории и литературы изучаемого иностранного языка (языков)
ПК-6.1 Знает: Особенности культурных контекстов стран языковой пары
ПК-6.2 Умеет: толковать различные аллюзии, цитаты, образы при рассматривании интертекстуальных и гмпертекстуальных связей
ПК-6.3 Владеет: навыками передачи общего содержания исходного текста на переводящем языке с учетом мировоззрения адресата перевода (религиозный, этнический и т.д. контекст)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные особенности германских языков в сфере фонологии и морфологии в сравнении с индоевропейскими языками других групп, а также культурно-исторический фон, в котором развивались древнегерманские языки ;стандартные методики поиска, анализа и обработки материала исследования; критерии оценки качества исследования в своей предметной области
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, т.е. уметь осуществлять поиск, анализ, отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу; анализировать и сопоставлять ареальные особенности подгрупп и отдельных древнегерманских языков; гипотетически восстанавливать архетипы на основе знания языковых соответствий в древних индоевропейских и древних германских языках;использовать на практике стандартные методики поиска, анализа и обработки материала исследования; соотносить новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представлять результаты собственного исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами организации целеполагания, планирования, анализа. рефлексии, самооценки;
предметной, общекультурной, учебно-познавательной компетенциями; навыками использования на практике стандартных методик поиска, анализа и обработки материала исследования; соотносить новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представлять результаты собственного исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Германские языки в системе индоевропейской семьи языков. История древних германцев.
1.1. Германские языки в системе индоевропейской семьи языков. История древних германцев. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Общая праистория языков в рамках и.-е. языковой семьи. Краткая историческая характеристика германской языковой ветви.Первые сведения о древних германцах. Общественный строй, быт, верования. Великое переселение народов. Классификация древних германских племен и древних германских языков. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Внеаудиторное чтение Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История германской письменности. История германской филологии как науки.
2.1. История германской письменности. История германской филологии как науки. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Представление германской письменности в хронологическом порядке. Сведения о руническом, латинском, готическом и т.д. письме. Процессы, влияющие на формирование письменности у древних германцев. Формирование и становление германской филологии в античный период, средние века, в эпоху Возрождения, в период формирования наций и национальностей на территории Европы (16-17вв.), в период с 18 по 21вв. Определения основных понятий в рамках науки. Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Внеаудиторное чтение Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Сравнительно—исторический метод и его дальнейшее развитие.
3.1. Сравнительно—исторический метод и его дальнейшее развитие. Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1
3.2. Начало изучения германских языков в сопоставительном плане (16-17вв.). Возникновение сравнительно – исторического языкознания. Понятие родства языков и языка-основы. Основоположники срав.-истор. метода. Теория «родословного древа» А.Шлейхера. «Волновая» теория И. Шмидта. Дальнейшее развитие срав.-истор. метода: деятельность «младограмматиков»; работы Г. Пауля и А. Мейе; современные исследования по данной проблематике. Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
3.3. Внеаудиторное чтение Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Фонологическая система в древних германских языках. Вокализм.
4.1. Фонологическая система в древних германских языках. Вокализм. Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1
4.2. Ударение. Краткая характеристика долгих и кратких гласных в др. герм. языках. Сдвиг гласных. Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
4.3. Внеаудиторное чтение Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Фономорфологические явления в древних германских языках.
5.1. Фономорфологические явления в древних германских языках. Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1
5.2. Краткая характеристика понятий: аблаут, преломление, умлаут. Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
5.3. Внеаудиторное чтение Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Консонантизм. Морфологическая система.
6.1. Консонантизм. Морфологическая система. Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1
6.2. Краткая характеристика согласных в древних германских языках. Первое передвижение согласных. Закон Вернера (исключения к закону Я.Гримма). Грамматические чередования по закону Вернера. Морфологическая структура слова в общеиндоевропейском языке. Общеиндоевропейские черты в системе германского имени и в системе германского глагола. Лексика. Слова общеиндоевропейской этимологии, слова общегерманской этимологии, заимствования из кельтских языков и латыни. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
6.3. Внеаудиторное чтение Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Современные германские языки и их распространение на земном шаре.
7.1. Современные германские языки и их распространение на земном шаре. Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1
7.2. Социолингвистическая типология современных германских языков по количеству носителей, с точки зрения будущего языка, его нормированности, социолингвитсической функции, пуризма. Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
7.3. Внеаудиторное чтение Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Готский язык и его значение для германистики.
8.1. Готский язык и его значение для германистики. Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1
8.2. Чтение и филологический анализ текстов на готском языке. Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
8.3. Внеаудиторное чтение Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2487

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6: Способен использовать в профессиональной деятельности знание основных положений и концепций в области общего и языкознания, теории, истории и литературы изучаемого иностранного языка (языков)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Из всех германских языков ___ ветвь является ветвью мертвых языков
а) восточная
б) северная
в) западная
2. На фризском языке разговаривают на территории __
а) Бельгии
б) Нидерландов
в) Австрии
3. С помощью аблаута строят формы прошедшего времени ___ глаголы
а) модальные
б) слабые
в) сильные
4. ___ - древнейший германский вид письменности, использовавшийся для вырезания букв на твердом материале, камне или дереве
а) иероглифы
б) руны
в) латинские буквы
5. Определенный артикль возник из ___
а) указательного местоимения
б) предлога
в) прилагательного
6. Сдвиг долгих гласных в английском языке имел место в ___
а) древнеанглийский период
б) доисторический период
в) новоанглийский период
7. В 5-6 в. н.э. в Британию переселяются племена
а) готов, англов, саксов
б) ютов, англов, саксов
в) ютов, саксов, бургундов
8. Первую классификацию германских племен дал
а) Юлий Цезарь
б) Тацит
в) Плиний Старший
9. Наиболее полные сведения о древнх германцах дает в своем треде «Германи»
а) Плутарх
б) Тацит
в) Плиний
10. В общегерманском языке ударение было
а) фиксированным на начальном слоге
б) свободным
в) музыкальным
11. Из всех индоевропейских языков сочетание bh зафиксировано только
а) греческом
б) готском
в) санскрите
12. Во главе германских племен стояли
а) военачальники
б) оракулы
в) старейшины
13. В 1861 году теорию «родословного древа» выдвинул
а) М. Ломоносов
б) А. Шлейхер
в) И. Шмидт
14. В настоящее время тоническое ударение наблюдается в
а) датском и нидерландском языках
б) норвежском и шведском языках
в) немецком и английском языках
15. Общегерманская система гласных, восстанавливаемая методом сравнительной реконструкции, состояла из
а) кратких и долгих фонем
б) только кратких фонем
в) только долгих фонем



Правильные ответы:
1. а)
2. б)
3. в)
4. б)
5. а)
6. в)
7. б)
8. в)
9. б)
10. а)
11. в)
12. в)
13. б)
14. б)
15. а)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
«зачтено» - верно выполнено более 50% заданий, «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Как называется древнеиндийский письменный язык?
Ответ: санскрит
2. До какого года готический шрифт в Германии был основным?
Ответ: 1945
3. В каком году А. Шлейхер выдвинул теорию «родословного древа»?
Ответ: 1861
4. Что входило в трехморфемную структуру большинства глагольных форм общеиндоевропейского языка?
Ответ: корень, суффикс, окончание
5. С названием какого племени тесно связано понятие готической архитектуры?
Ответ: готы
6. Какой тип ударения способствовал редукции неударных слогов?
Ответ: фиксированный тип ударения
7. Как называется общий язык, из которого развились родственные языки?
Ответ: праязык
8. Какой язык в Финляндии был долгое время языком культуры и высшей школы?
Ответ: шведский
9. На каких три периода принято делить историю развития германских языков?
Ответ: древний, средний, новый
10. В какую языковую семью входят германские языки?
Ответ: индоевропейскую
11. К какому временному периоду относится эпоха Великого переселения народов?
Ответ: 4-7 вв. н.э.
12. Как называется шрифт, созданный в эпоху Возрождения в Италии?
Ответ: антиква
13. Назовите синоним тонического ударения?
Ответ: музыкальное ударение
14. Как называется сложный гласный, состоящий из трех элементов, образующих один слог?
Ответ: трифтонг
15. Территориальные диалекты какой германоязычной страны настолько различны, что их носители могут не понять друг друга?
Ответ: Германия
16. Назовите официальные языки Канады?
Ответ: английский и французский языки
17. Назовите официальные языки Швейцарии?
Ответ: немецкий, французский, итальянский и ретороманский языки
18. Какой язык составил основу африкаанс?
Ответ: нидерландский
19. Какой ученый в 1816 г. впервые описал систему спряжения санскрита в сравнении с греческим, латинским, персидским и германским языками?
Ответ: Франц Бопп
20. Кто создал первую сравнительную грамматику германских языков?
Ответ: Якоб Гримм

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
«зачтено» - верно выполнено более 50% заданий, «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце второго семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера.

Перечень вопросов

• Германские древние языки в составе и.-е. языковой общности.
• История германской письменности.
• История германской филологии как науки.
• Классификация древнегерманских племен.
• Методика сравнительно–исторического анализа.
• Возникновение сравнительно–исторического метода. Понятие языка–основы.
• Первые сведения о германцах. Общественный строй, быт и верования древних германцев.
• Первое передвижение согласных.
• Великое переселение народов.
• Аблаут.
• Система сильных глаголов в древнегерманских языках.
• Закон Вернера. Ударение в германских языках.
• Соотношение индоевропейских и германских гласных.
• Древнегерманские племенные диалекты и их дальнейшее развитие.
• Готский язык и его значение для германистики.
• Система слабых глаголов в древнегерманских языках.
• Палатальная перегласовка (умлаут) в германских языках.
• Современные германские языки и их характеристика.
• Латинские заимствования в германских языках.
• Этимологический состав древнегерманской лексики.
• Состав индоевропейской семьи языков.
• Теория „родословного древа“ Шлейхера и „волновая“ теория Шмидта.


На зачете оцениваются
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Аргументированность устного ответа;
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

«зачтено - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса. Допускается не более двух фактуальных ошибок.

«не зачтено» - студент на вопрос не ответил

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Красухин К.Г. История английского языка и введение в германскую филологию: Краткий очерк: Учебно-методические пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Арсеньева М.Г., Балашова С.Л., Берков В.П, Соловьева Л.Н. Введение в германскую филологию.: М. : Изд-во «ГИС», 1998
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Введение в германскую филологию" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
history.wikireading.ru
history.de
www.ling/upenn.edu/~kurisuto/Germanic/language_resources/html
www.ling/upenn.edu/~kurisuto/Germanic/goth_wright_glossary.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (или их заменяющие с последними достижениями науки).
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию" (значки, символы), сокращения слов.
Подготовка к практическим занятиям.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой, рекомендованной к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать научными понятиями и категориями.
Практические занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии.
Практические занятия отражают последовательность изучения ряда разделов и ключевых тем в соответствии с программой. Также обсуждается ряд тем, предусмотренных для самостоятельного изучения.
Цель практических занятий – научить студентов: грамотно излагать проблемы, высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать; применять теоретические знания для решения практических задач в рамках дисциплины, т.е. уметь наблюдать, «видеть», сравнивать, сопоставлять, классифицировать отдельные языковые явления или группы явлений в изолированном виде или небольшом контексте, что, собственно, формирует учебно–познавательную способность, обеспечивающую успешное усвоение других смежных дисциплин.
В список основной и дополнительной литературы включены учебники и наглядные пособия, рекомендованные для использования студентами при подготовке к каждому семинару по теме и имеющиеся в наличии в фондах электронной библиотеки АлтГУ.
Формой итогового контроля является зачет.
Практические занятия по дисциплине включают 4 тематических раздела.
Первый раздел включает вопросы, раскрывающие общую праисторию германской языковой ветви и языков и.-е. семьи. Обсуждению предусмотрены вопросы об истории древних германцев и истории германской письменности.
Второй раздел посвящен проблемам становления германской филологии как науки, освещаются положения сравнительно–исторического метода, на основе которого были установлены языковые особенности древних германских языков, определяющие их своеобразие относительно других индоевропейских языков.
Третий раздел содержит вопросы, касающиеся характерных особенностей фонологической, морфологической систем древних германских языков. Краткому лингвистическому анализу предлагаются отрывки из текста на готском языке.
Четвертый раздел включает вопросы, связанные с социолингвистической типологией современных германских языков.
План – образец практического занятия по дисциплине
Тема: Особенности древнегерманского вокализма
1. Ударение в древних германских языках.
2. Вокализм: характеристика а) кратких гласных; б) долгих гласных.
3. и.-е. ē в древних германских языках.
Примерный перечень тем рефератов, написание которых планируется при самостоятельном изучении учебного материала
• История письменности древних германских племен
• Источники наших сведений о древних германцах (Исследования современных названий городов Европы, которые сохранили свидетельства истории древних германцев).
• Эпоха викингов в истории скандинавских народов.