МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык (аудирование)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость15 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_РКИ-2023
Часов по учебному плану 540
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 369
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 16,5 22 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 56 56 44 44 44 44 144 144
Сам. работа 196 196 100 100 73 73 369 369
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 252 252 144 144 144 144 540 540

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык (аудирование)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф., д.филол.н. Дмитриева Л.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой проф., д.филол.н. Дмитриева Л.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины – формирование и развитие навыков общения, а также социокультурной адаптации на материале прецедентных видеотекстов.
Курс предполагает обучение студентов разнноуровневому пониманию видеотекстов:
а) аудирование с целью выборочного понимания необходимой информаци;
б) аудирование с целью понимания основного содержания текста;
в) аудирование с целью полного понимания текста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять систему лингвистических знаний об основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлениях, орфографии и пунктуации, о закономерностях функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностях;
ОПК-1.1 Знает основные явления и процессы, отражающие функционирование языкового строя изучаемого иностранного языка в синхронии и диахронии
ОПК-1.2 Проводит анализ проявлений взаимосвязи языковых уровней и взаимоотношений подсистем языка
ОПК-1.3 Соблюдает основные особенности научного стиля в устной и письменной речи
ОПК-3Способен порождать и понимать устные и письменные тексты на изучаемом иностранном языке применительно к основным функциональным стилям в официальной и неофициальной сферах общения;
ОПК-3.1 В соответствии с коммуникативной ситуацией выявляет релевантную информацию, идентифицировать принадлежность высказывания к официальному, нейтральному и неофициальному регистрам общения
ОПК-3.2 Передает семантическую информацию, а также стилистическую и культурную коннотацию языковых единиц, используемых в устной и письменной коммуникации
ОПК-3.3 Использует лексикограмматические и фонетические средства организации целого текста с соблюдением семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями устного и/или письменного высказывания
ОПК-3.4 Достигает ясности, логичности, содержательности, связности, смысловой и структурной завершенности устных и/или письменных текстов в соответствии с языковой нормой, прагматическими и социокультурными параметрами коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1: Знает основные явления и процессы, отражающие функционирование языкового строя изучаемого иностранного языка в синхронии и диахронии.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.1: В соответствии с коммуникативной ситуацией выявляет релевантную информацию, идентифицировать принадлежность высказывания к официальному, нейтральному и неофициальному регистрам общения;
ОПК-3.2: Передает семантическую информацию, а также стилистическую и культурную коннотацию языковых единиц, используемых в устной и письменной коммуникации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.2: Проводит анализ проявлений взаимосвязи языковых уровней и взаимоотношений подсистем языка;
ОПК-1.3: Соблюдает основные особенности научного стиля в устной и письменной речи;
ОПК-3.3: Использует лексикограмматические и фонетические средства организации целого текста с соблюдением семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями устного и/или письменного высказывания;
ОПК-3.4: Достигает ясности, логичности, содержательности, связности, смысловой и структурной завершенности устных и/или письменных текстов в соответствии с языковой нормой, прагматическими и социокультурными параметрами коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Знакомство с Россией
1.1. Русская речь Русская азбука. Правила русской орфоэпии. Лабораторные 1 14 Л1.1
1.2. Русская речь Русская азбука. Правила русской орфоэпии. Сам. работа 1 64 Л1.1
Раздел 2. Семья в XXI веке
2.1. Семья в XXI веке Лабораторные 1 6 Л2.2
2.2. Семейная жизнь, семейные традиции Лабораторные 1 8 Л2.2
2.3. Семейная жизнь, семейные традиции Сам. работа 1 44 Л2.2
Раздел 3. Образование, работа
3.1. Образование, работа. Где подработать студенту? Лабораторные 1 6 Л2.2
3.2. Система образования в России Лабораторные 1 6 Л2.2, Л2.1
3.3. Легко ли найти работу молодым? Лабораторные 1 8 Л2.2
3.4. Легко ли найти работу молодым? Сам. работа 1 44 Л2.2
Раздел 4. Путешествие: куда поехать?
4.1. Путешествие: куда поехать в России? Лабораторные 1 8 Л2.2
4.2. Путешествие: куда поехать в России? Сам. работа 1 44
4.3. Москва и Санкт-Петербург Лабораторные 2 4 Л2.2
4.4. Города России Сам. работа 2 40 Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Человек и общество
5.1. Человек и общество. Богатые и бедные Лабораторные 2 8 Л2.2
5.2. Человек и общество. Межкультурное общение, этнические стереотипы Лабораторные 2 8 Л2.2
5.3. Человек и общество. Межкультурное общение, этнические стереотипы Сам. работа 2 22 Л2.2, Л2.1
5.4. Человек и общество. Кумиры нашего общества: ученый или телезвезда? Лабораторные 2 12 Л2.2
5.5. Тема: человек и общество. Сельская и городская жизнь: плюсы и минусы Лабораторные 2 12 Л2.2
5.6. Сам. работа 2 38 Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Культура
6.1. Театр и кино Лабораторные 3 8
6.2. Рецензия на кинофильм Лабораторные 3 8
6.3. Мое любимое кино Сам. работа 3 12 Л2.1
6.4. Знаменитые деятели культуры Лабораторные 3 8 Л2.2
6.5. Музыка и композиторы Лабораторные 3 8
6.6. Художники и живопись Сам. работа 3 20
Раздел 7. Наука и техника
7.1. Техника и современное общество Лабораторные 3 8 Л2.2
7.2. "Виртуальная реальность": проблемы, бонусы и перспективы Лабораторные 3 4
7.3. "Виртуальная реальность": проблемы, бонусы и перспективы Сам. работа 3 12
7.4. Подготовка к экзамену Сам. работа 3 29 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-1.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Аудирование
Вариант 1
Вы услышите три вопроса, которые начинают диалог. Вам нужно выбрать правильный вариант ответа

1. Вопрос первый. Варианты ответа
А. Да, он из моего класса.
Б. Да, мы вместе учимся.
В. Я не помню, где.
Г. Она не знает моего адреса

2. Вопрос второй. Варианты ответа
А. Да, я приду послезавтра
Б. Конечно, я всегда хожу на уроки
В. Завтра будет урок по математике
Г. Нет, урок уже закончился

3. Вопрос третий. Варианты ответа
А. Нет, я не дозвонился
Б. Нет, у него всё время занято
В. Нет, там никто не отвечает
Г. Не знаю, меня не было

Прослушайте диалог, закончите предложения.

1. Дима собирается поехать…
А) в командировку в Новосибирск
Б) на экскурсию в Томск
В) на экскурсию в Новосибирск

2. Коля …
А) уже был в Новосибирске
Б) поедет в Новосибирск вместе с Димой
В) не хочет ехать в Новосибирск

3. «Глобус» - это …
А) площадь
Б) музей
В) театр







Вариант 2
Вы услышите три вопроса, которые начинают диалог. Вам нужно выбрать правильный вариант ответа

1. Вопрос первый. Варианты ответа
А. Нет, после завтрака
Б. Да, через 10 минут
В. Нет, только собираюсь
Г. Да, это хорошая столовая

2. Вопрос второй. Варианты ответа
А. Да, экскурсия была интересная
Б. Нет, я уже был там
В. Нет, к сожалению, я не ездил
Г. Да, я весь день буду дома

3. Вопрос третий. Варианты ответа
А. Даже две
Б. Нет, он очень любил собак
В. Да, у него две кошки
Г. Собака – друг человека.

Прослушайте диалог, закончите предложения.

1. Друзья встретились…
А) днём
Б) утром
В) вечером

2. Витя обещал другу поехать кататься…
А) на машине
Б) на лыжах
В) на коньках

3. Друзья поедут в лес…
А) на следующей неделе
Б) в субботу
В) на следующий день







Вариант 3
Вы услышите три вопроса, которые начинают диалог. Вам нужно выбрать правильный вариант ответа

1. Вопрос первый. Варианты ответа
А. Нет, урок будет в субботу
Б. Да, урок будет в пятницу
В. Урок будет в пятницу
Г. Урок будет на втором этаже

2. Вопрос второй. Варианты ответа
А. Я люблю делать домашнее задание.
Б. Да, я сделал домашнее задание за два дня.
В. Я делаю домашнее задание один час
Г. Нет, я не делал домашнее задание

3. Вопрос третий. Варианты ответа
А. Я всегда учусь
Б. Я играю и читаю
В. Я бегаю в школе
Г. Я не люблю школу

Прослушайте диалог, закончите предложения.

1. Кто Мария по профессии?
А) режиссёр
Б) актриса
В) журналист

2. Мария приехала в Барнаул, чтобы …
А) посмотреть город
Б) снять фильм
В) сыграть в спектакле

3. Марии…
А) понравился город Барнаул
Б) было не интересно в городе Барнауле
В) никогда не хотелось приезжать в город Барнаул


Приложение: читает учитель
Вариант 1
Вопросы:
Вопрос 1. Вы ее знаете? (читает экзаменатор)
Вопрос 2 Ты пойдешь завтра на урок? (читает экзаменатор)
Вопрос 3 Мне никто не звонил? (читает экзаменатор)

Диалог:
− Привет, Дима! Я слышал, ты едешь на экскурсию в Новосибирск?
− Здравствуй, Коля! Да, недавно я был в Бийске, а на следующей неделе собираюсь в Томск. Какой это город? Красивый?
− Да, это очень красивый город. Мне нравится бывать там. В Новосибирске есть Театр оперы и балета, театр «Глобус» и большой красивый Центральный парк. А какие там музеи! Обязательно сходи в Музей Н. К. Рериха.
− Спасибо за совет.

Вариант 2
Вопросы
Вопрос 1 Вы еще не завтракали? (читает экзаменатор)
Вопрос 2 Ты поедешь завтра на экскурсию в Краеведческий музей?
Вопрос 3 У него есть собака? (читает экзаменатор)

Диалог:
− Добрый день, Витя! Какая встреча!
− Здравствуй, Ваня. Рад тебя видеть! Как твои дела?
− Спасибо! У меня всё хорошо. Надеюсь, у тебя тоже. Витя, ты помнишь, что обещал поехать со мной в лес кататься на лыжах?
− Да, конечно! Может быть, поедем завтра? Погода отличная! Я покажу тебе много красивых мест. Мы сможем сфотографироваться в лесу. Красивые будут фотографии.
− Договорились. Ну что, до завтра?
− До завтра.

Вариант 3
Вопросы
Вопрос 1 Когда будет урок? (читает экзаменатор)
Вопрос 2 Ты долго делал домашнее задание? (читает экзаменатор)
Вопрос 2 Что ты делаешь после школы? (читает экзаменатор)

Диалог:
− Мария, вы актриса уже много лет. Почему вам нравится быть актрисой?
− Это очень приятная профессия, потому что всегда можно учиться чему-то новому.
− Вы приехали в Барнаул, чтобы сыграть в пьесе Чехова «Дядя Ваня». Какое у вас впечатление от города?
− Все мои коллеги уже целую неделю здесь, а я – только 1 день. Времени мало, но я влюбилась в этот город с первого взгляда… Нужно будет приехать сюда ещё.

Другие образцы оценочных материалов для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Открытый университет АлтГУ" - https://public.edu.asu.ru/
Курс для иностранцев Русский язык как иностранный в Алтайском государственном университете - https://public.edu.asu.ru/course/index.php?categoryid=120
Контрольные материалы по аудированию - Часть III. АудированиеТест: https://public.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=88905
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Список устных тем для зачета:
1. Моё любимое время года
2. Мои планы на будущее
3. Китайская и русская кухня: общее и различия
4. Моё любимое животное
5. Человек, которым я восхищаюсь
6. Мои впечатления от жизни и учебы в России
7. Предметы, которые мы изучали в школе: мой любимый предмет
8. Религия в Китае и в России: традиции и обычаи

Примеры текстов для перевода и анализа на экзамене:
Религия и церковь в современной России
Особенностью исторического развития России можно считать большое количество разных религий в одной стране. И это объясняется огромной территорией Российского государства, на которой издавна жили многочисленные народы. В настоящее время в стране зарегистрировано около 70 различных религий.
Наибольшее число верующих в России – православные. Это связано с историческим прошлым страны, когда в 988 году Русь приняла христианство по греческому образцу. Сегодня эту религию представляет Русская православная церковь. Основная часть православных русских живёт в России. В законе Российской Федерации говорится, что «государство признаёт особую роль Православия в истории России, в развитии её культуры и уважает христианство». С 1961 года Русская православная церковь является членом Всемирного совета церквей.
Другое христианское направление в России - католичество, которое представляет Римско-католическая церковь. В 1990 году были восстановлены дипломатические отношения с Ватиканом. Последователи этого направления живут в Москве, Санкт-Петербурге и в Сибири. Они объединены в религиозные общины, которых на территории современной России насчитывается около 300. Численность католиков составляет приблизительно полмиллиона человек.
Распространено в Российской Федерации и такое направление христианства, как протестантизм. Считается, что на территории бывшего СССР активно действуют 29 протестантских движений, которые объединяют свыше одного миллиона верующих.
Второй (после православия) по численности религией в России является ислам. Численность мусульман  свыше 13 млн, что составляет 9% всего населения страны. Наиболее распространен ислам на Северном Кавказе, Урале, в Поволжье и в Сибири. Большая мусульманская группа проживает в Москве. Всего в стране насчитывается около 3000 мусульманских религиозных организаций.
Распространены в России и такие религии, как буддизм и иудаизм. По разным оценкам, в настоящее время насчитывается более 1 млн последователей буддизма, проживающих в основном в Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Читинской и Иркутской областях. Иудейская религия распространена среди 1 млн евреев, проживающих в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Итак, в современном российском обществе различные религии составляют важную часть истории народов России, и закон гарантирует жителям страны свободу выбирать свою религию.

Вопросы к тексту:
1. Какие религии распространены на территории Российской Федерации?
2. Почему православие занимает первое место по количеству верующих по сравнению с другими религиями в России?
3. Выскажите ваше мнение: как связаны между собой религия и культура народа? Можно ли сказать, что культура зависит от религии?
4. Какая религия является самой распространенной в вашем государстве?

Как празднуется Рождество в разных странах мира
Испания
Это очень веселое Рождество. Центральны улицы Мадрида Барселоны и других городов 25 декабря полны людей. Перед началом рождественской мессы принято собираться у центрального входа и храм и танцевать, взявшись за руки. Церковь, несмотря ни на что, посещают практически все, но обычно приходят туда ненадолго. Основное время проводят в компании друзей и родственников за праздничным столом любимого ресторана с большим количеством вина и шампанского.


Италия
И Италии перед Рождеством проводятся генеральные уборки в квартирах. В саму праздничную ночь городская жизнь тиха и спокойна, и найти работающий магазин, банк, ресторан невозможно. Общественный транспорт тоже не работает.
Рождественское богослужение начинается ровно в полночь и длится полтора часа. По традиции на мессе должна присутствовать вся семья, однако сейчас процент верующих итальянцев уменьшился. Подарки каждый член семьи получает ранним утром 25 декабря. Раньше итальянцы любили получать исключительно полезные в хозяйстве вещи. Сейчас можно дарить что угодно. Главное чтобы человеку было приятно.
Франция
За несколько дней до Рождества во всех французских соборах начинаются вечерние концертные программы. Главная служба проходит в Соборе Парижской Богоматери. Наряженные стоят елки не только на улицах и в квартирах, но и в подъездах домов. Традиционное рождественское блюдо – гусиная печенка. Французы стремятся, чтобы в рождественскую ночь хорошо было всем, и в некоторых ресторанах в рождественскую ночь можно поужинать бесплатно и получить «рождественскую корзинку» с праздничной едой.
Великобритания
В Великобритании вас встретят рождественскими гимнами, церковной мессой и типичным для английской кухни пудингом и индейкой. В канун Рождества толпы народа собираются на Трафальгарской площади у главной елки Англии, где благотворительные организации устраивают представления для взрослых и детей с пением рождественских гимнов. В это время могут быть карнавалы, гуляния, рождественские соревнования по плаванью, отдых в Гайдн-парке.
США
И США к Рождеству готовятся заранее и подарков дарят особенно много. Их складывают под елку в течение всей праздничной недели, а в рождественскую ночь сам Санта-Клаус приносит подарки детям. На случай если Санта-Клаус будет голоден, дети оставляют ему у елки разные сладости: шоколадки, печенье, немного молока. В небольших городках Америки сохранилась милая традиция: все ходят друг к другу в гости и распевают рождественские песни. Елки ставят за два дня до рождества, а сам праздник сопровождается традиционной ветчиной и индейкой.
Вопросы к тексту:
1. Какие языческие легенды связаны с 25 декабря - днем солнцеворотом, самым коротким днем в году?
2. Какие христианские традиции празднования Рождества сохраняются в России и в других странах?
3. Какие приметы, традиции, обычаи связаны с Рождеством?
4. Какие рождественские блюда готовятся в Сочельник?

Русский язык среди других языков мира
Известно, что число национальных языков на Земле огромно. Сейчас в мире используется не менее 3000 (по мнению некоторых ученых, более 6000) различных языков. Сегодня в России, например, говорят более чем на 150 языках. Каждый из нас пользуется хотя бы одним из существующих этнических языков: русским, украинским, армянским, татарским, арабским, китайским или каким-либо еще. Многие языки, которыми мы сами не владеем, известны нам своими названиями. Интересно, что географические границы языков, народностей и государств не совпадают. Если языков на Земле 3-6 тысяч, то народностей – примерно 1300, государств – около 220.
На Земле нет двух языков с одинаковой историей и с одинаковым будущим. Есть языки, на которых говорят и пишут миллионы людей в разных странах мира на всех континентах (например, английский, немецкий, французский), и есть языки, родные всего для нескольких сот человек в одном-единственном селенье. Сейчас на 13 самых распространенных в мире языках говорит около 75 % населения Земли, а на 25 языках – более 90 %.
Есть языки, письменность которых насчитывает тысячи лет, например, санскрит (разновидность древнеиндийского языка, появление письменности – XV век до н.э.), древнееврейский язык (XIII век до н.э.). И есть языки, которые возникли в XIX-XX веках. Из всех современных языков только около 600 имеют письменность, но лишь около 300 из них реально используются в письменном общении.
Есть языки, которые когда-то имели письменность, но утратили своих носителей (людей, использующих данный язык в общении) и стали мертвыми. Это древнеегипетский язык (на нем сохранились самые ранние в истории человечества иероглифические записи, датируемые IV тысячелетием до н.э.), латинский язык (письменность с IV в. до н.э.), старославянский язык (первые памятники – 863 г.) и др.
Почему в мире существует так много языков? Происхождение языков, их история неразрывно связаны с обществом, с жизнью народов. Языки являются одним из главных этнических признаков, образуют основу национальной культуры, выступают символом ее внутреннего единства. Изменение территорий расселения народов, их контакты с иными народами, государственные преобразования и многие другие общественные явления могут приводить к развитию новых языков или к утрате части существующих. Одни языки появляются, другие исчезают. В истории языков наблюдаются как процессы расхождения, распада языков на родственные, так и процессы схождения, взаимовлияния, сближения языков.
Современный русский язык – это естественный язык, имеющий собственную сложную историю. Это один из самых распространенных в мире языков. На нем говорят не только русские, но и другие народы России и ближнего зарубежья в межнациональном общении (на нем общаются между собой татары и мордва, чуваши и марийцы, украинцы и туркмены, латыши и армяне, казахи и украинцы, белорусы и грузины, узбеки и таджики и т.д.). Русский язык изучается во многих странах мира. Однако необходимо помнить: и мировым и государственным является только литературный русский язык, никакие другие варианты этнического языка русского народа ни в мировой, ни в государственный русский язык не входят.
Вопросы к тексту:
1. В чем заключается причина разнообразия языков Земли? Поясните это на конкретных примерах.
2. Как вы поняли значение термина мировой язык? Какие языки имеют статус мировых?
3. Какой язык является государственным в Российской Федерации? Что такое государственный язык?


Нормы русского литературного языка
Речевая деятельность людей регулируется языковыми нормами, которые складываются исторически и во многом обусловлены культурной традицией. Языковые нормы помогают языку оставаться устойчивым и мало подверженным изменениям, а людям – лучше понимать друг друга в процессе общения.
Существуют нормы русской речи, которые объединяют всех говорящих и пишущих на русском языке: категории рода, числа, изменение существительных и прилагательных по падежам (склонение), изменение глагола по лицам (спряжение) и т.д. От этих общенациональных норм следует отличать нормы литературного языка, соблюдение которых – признак носителя литературного языка. К нормам литературного языка относятся правила орфографии и пунктуации, правила употребления деепричастных оборотов и причастий – для письменной речи; правила орфоэпии (правильное произношение и ударение) – для устной. В нормы литературного языка также входят правильное словоупотребление, правильное словообразование и формообразование. Существуют и стилевые нормы, которые регулируют функционирование языка в разных сферах общения.
Нормы не остаются неизменными. Более всего подвержены изменениям акцентологические нормы (правильная постановка ударения). Слово «музыка» в XIX веке имело ударение на втором слоге. Например, у Пушкина мы читаем: «гремит музыка полковая». Еще в середине XX века слово «мышление» имело ударение на первом слоге – «мышление». Подвергаются изменению грамматические нормы – слово «пальто» при заимствовании из французского языка имело мужской род, но затем, под влиянием слов типа «окно», «село» стало принадлежать к среднему роду. Многие слова меняют свое значение. Например, К.И. Чуковский в своей книге «Живой как жизнь» пишет, что изменение значения у слова «обязательно» произошло на его глазах: еще в начале XX века «обязательно» значило «любезно» («Он поступает по отношению к нам обязательно»).
В каждый период жизни языка существуют хронологические варианты нормы: устаревающий (и даже устаревший), рекомендуемый и новый (в словарях обычно приводится как допустимый). Например, у слова кофе есть устаревший вариант нормы (кофий, м.р., склоняемое), рекомендуемый вариант нормы (кофе, м.р., несклоняемое) и допустимый вариант (кофе, ср.р., несклоняемое). Человек, считающий себя культурным, должен соблюдать рекомендуемые нормы).
Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов. Историческая смена норм литературного языка – закономерное явление. Оно не зависит от воли и желания отдельных носителей языка.
Вопросы к тексту:
1. Что такое норма русского литературного языка? Кто должен знать её?
2. Какие изменения могут происходить в языковой норме с течением времени? Приведите примеры.
3. От чего зависит изменение нормы русского литературного языка? Могут ли ученые повлиять на изменение этой нормы?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ганиев Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учеб.пособие: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бочина Т. Г., Агеева Ю. В. Обсуждаем, разговариваем, спорим: учебное пособие Казань: Издательство Казанского университета, , 2014 ЭБС "Университетская библиотека он-лайн": http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276265
Л2.2 Баско Н.В. Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учебное пособие М.: Русский язык. Курсы, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интерактивные словари русского языка на сайте ИРЯ им. В.Виноградова. www.slovari.ru
Э2 Сайт в помощь переводчикам и филологам uztranslations.net.ru
Э3 Русский язык. Справочно-информационный портал www.gramota.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа со студентами включает задания для выполнения самостоятельной работы по тематике курса, в том числе просмотр фильмов, перевод устной речи говорящих, самостоятельная работа в ходе подготовки к занятиям, написание эссе по темам, обсуждаемым на занятиях. Используемые формы текущего контроля: опрос, проверка письменных работ, подготовленных студентами в рамках самостоятельной работы по дисциплине, проверка эссе по выбранной теме.
Критерии оценки доклада (регламент – 7 минут)
№ Тип критерия Содержание критерия
1 Содержание – доклад содержит полную, понятную информацию по теме работы
- доклад составлен ясным понятным языком
– фонетическая, орфоэпическая и интонационная грамотность
2 Требования к выступлению – выступающий свободно владеет содержанием, ясно и грамотно излагает материал
– выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории
– выступающий точно укладывается в рамки регламента (7 минут)

Критерии оценки устных ответов (монологические сообщения по теме)
Устные ответы оцениваются по пяти критериям:
1. Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм вежливости).
2. Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение);
3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
5. Произношение (правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях).

«5» Соблюден объем высказывания. Высказывание соответствует теме; отражены все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на уровне, нормы вежливости соблюдены. Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач. Лексика адекватна поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку. Использованы разные грамматич. конструкций в соответствии с задачей и требованиям данного года обучения языку. Редкие
грамматические ошибки не мешают коммуникации. Речь звучит в естественном темпе, нет грубых фонетических ошибок.
«4» Не полный объем высказывания. Высказывание соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация не всегда на соответствующем уровне, но нормы вежливости соблюдены. Коммуникация немного затруднена. Лексические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося. Грамматические незначительно влияют на восприятие речи учащегося. Речь иногда неоправданно паузирована. В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (замена, английских фонем сходными русскими). Общая интонация обусловлена влиянием родного языка.
«3» Незначительный объем высказывания, которое не в полной мере соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи не в полной мере соответствует типу задания, аргументация не на соответствующем уровне, нормы вежливости не соблюдены. Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы. Учащийся делает большое количество грубых лексических
ошибок. Учащийся делает большое количество грубых грамматических ошибок. Речь воспринимается с трудом из-за большого количества
фонетических ошибок. Интонация обусловлена влиянием родного языка.
«2» Учащийся не понимает смысла задания. Аспекты указанные в задании не учтены. Коммуникативная задача не решена. Учащийся не может построить высказывание. Учащийся не может грамматически верно построить высказывание. Речь понять не возможно.

Критерии оценивания навыков говорения. Диалогическая речь
Решение коммуникативной задачи Взаимодействие с собеседником Лексико-грамматическое оформление речи Произносительная сторона речи
Задание выполнено полностью, если:
цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объеме.
Задание выполнено полностью, если:
Демонстрирует
хорошие навыки
и умения речевого взаимодействия с партнером:
умеет начать, поддержать и закончить беседу;
соблюдает очерёдность при обмене репликами,
соблюдает нормы вежливости. Задание выполнено полностью, если:
Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Демонстрируется разнообразный словарный запас. Задание выполнено полностью, если:
Речь понятна: звуки произносятся правильно, без фонематических ошибок.

Критерии оценивания аудирования.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования — до 1 мин.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования – до 2 мин.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования — до 3 мин.
Отметка Понимание содержания Выход на говорение
«5» Учащийся полностью понимает основное содержание, умеет выделить отдельную, значимую для себя информацию, догадывается о значении незнакомых слов по контексту, умеет использовать информацию для решения поставленной задачи. Учащийся может ответить на дополнительные вопросы, высказать и подтвердить свою точку зрения согласно теме текста, используя дополнительные факты и факты из текста.
«4» Учащийся не полностью понимает основное содержание, но умеет выделить отдельную, значимую для себя информацию, догадывается о значении части незнакомых слов по контексту, умеет использовать информацию для решения поставленной задачи. Учащийся может ответить на дополнительные вопросы, но недостаточно логично высказать свою точку зрения согласно теме текста, используя факты текста и свои примеры.
«3» Учащийся не полностью понимает основное содержание, не может выделить отдельные факты из текста, догадывается о значении 50% незнакомых слов по контексту, полученную информацию для решения поставленной задачи может использовать только при посторонней помощи. Учащийся может ответить на дополнительные вопросы, но нелогично высказывает свою точку зрения согласно теме текста, не может ее подтвердить фактами.
«2» Учащийся понимает менее 50% текста, не может выделить отдельные факты из текста, не может догадаться о значении незнакомых слов по контексту, выполнить поставленные задачи не может. Учащийся не может ответить на дополнительные вопросы, не высказывает свою точку зрения согласно теме текста.