МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык (устная речь)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_РКИ-2023
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 106
самостоятельная работа 416
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 4
зачеты: 1, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16,5 22 15,5 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 16 16 30 30 30 30 30 30 106 106
Сам. работа 20 20 15 15 6 6 375 375 416 416
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 36 36 72 72 36 36 432 432 576 576

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык (устная речь)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебной дисциплины является развитие навыков русской устной речи у студентов-иностранцев: монологическая речь, участие в беседе, составление развернутых высказываний по теме, выступление перед аудиторией и пр. В зависимости от ситуации общения, связанной с определенными видами человеческой деятельности (быт, оформление документов, научная деятельность, профессиональная деятельность, искусство), у студентов должны быть сформированы различные коммуникативные навыки.
Студенты знакомятся с кругом лексических тем социального, гуманитарного и общекультурного характера. Текст является основой для дальнейшего диалога, студенты учатся выражать свое мнение, грамотно оформлять свою точку зрения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен моделировать возможные ситуации общения между представителями собственной (родной) культуры и социума и представителями культуры и социума изучаемого языка (русского)
ПК-1.1 Знает правила и нормы общения между представителями различных культур и социумов
ПК-1.2 Умеет моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов
ПК-2Владеет нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
ПК-2.1 Знает нормы этикета, принятые в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
ПК-2.2 Умеет использовать нормы этикета, принятые в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1 Знает правила и нормы общения между представителями различных культур и социумов;
ПК-2.1 Знает нормы этикета, принятые в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций).

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2 Умеет моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов;
ПК-2.2 Умеет использовать нормы этикета, принятые в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1
1.1. Биография человека.Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос.Моя семья. Мои увлечения. Лабораторные 1 2 Л1.4
1.2. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.4
1.3. Сочинение по теме «Моя семья». Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.4
1.4. Сам. работа 1 2 Л1.4
1.5. Биография известного человека. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.4
Раздел 2. Раздел 2
2.1. Система образования. Система образования в современной России. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.4
2.2. Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.3. Учеба в школе, в университете. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 1 2 Л1.4
2.4. Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.5. Сам. работа 1 4 Л2.1, Л1.4
2.6. Наука как вид деятельности. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 1 2 Л1.4
2.7. Сам. работа 1 4 Л1.4
2.8. Контрольная работа. Лабораторные 1 2 Л1.4
Раздел 3. Раздел 3
3.1. Мой город. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.4
3.2. Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.4
3.3. Экскурсия по городу. Достопримечательности. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.4
3.4. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 2 2 Л2.2, Л1.4
3.5. Профессии человека. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 2 2 Л1.4
3.6. Подготовка к сочинению Сам. работа 2 2 Л1.4
3.7. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.2, Л1.4
3.8. Написание сочинения по теме «Мой город». Лабораторные 2 2 Л1.4
3.9. Жизнь в городе. Театры. Музеи. Почта. Городской транспорт. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 2 2 Л1.4
Раздел 4. Раздел 4
4.1. Москва – столица России. Я приехал в Россию. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 2 2 Л2.3, Л1.4
4.2. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.4
4.3. Обычаи и традиции в России. Вежливость и культура общения. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 2 8 Л2.1, Л2.3, Л1.4
4.4. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 2 2 Л1.4
4.5. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.3, Л1.4
4.6. Контрольная работа. Лабораторные 2 4 Л1.4
4.7. Подготовка к экзамену Лабораторные 2 8 Л2.1, Л1.4
4.8. Подготовка к экзамену Сам. работа 2 3 Л2.1, Л1.1, Л1.4
4.9. Экзамен 2 27 Л1.1
Раздел 5. Раздел 5
5.1. Рассказ о себе. Повторение пройденного материала и изученной лексики. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 2 Л2.1, Л1.2
5.2. Где мы живем? Гостиница и общежитие. Дом и квартира. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 2 Л2.1, Л1.2
5.3. Магазин. Что где можно купить? В продовольственном магазине. В промтоварном магазине. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 8 Л1.2
Раздел 6. Раздел 6
6.1. Питание. Завтрак, обед, ужин. В ресторане. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 2 Л1.2
6.2. Досуг. Рассказ о своих увлечениях. Спорт. Ваш любимый вид искусства. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 2 Л2.1, Л1.2
6.3. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 3 2 Л2.2, Л1.2
6.4. Подготовка к сочинению Сам. работа 3 2 Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Раздел 7
7.1. Путешествие. Выбор маршрута. Поездка на поезде. Полет на самолете. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 2 Л2.1, Л1.2
7.2. Вопрос-ответ. Вопрос. Обороты, заменяющие обращение. Вопрос-предположение. Просьба к собеседнику. Проверка правильности собственного предположения. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 2 Л1.3, Л1.2
7.3. Средства и способы выражения времени: конструкции с предлогами. ЗА, ДО, ПОСЛЕ, ЧЕРЕЗ. Наречия ПОЗЖЕ, РАНЬШЕ. Правильное употребление в речи. Исправление предложений. Дополнение предложений. Восприятие информации на слух. Устные ответы на вопросы. Лабораторные 3 8 Л1.2
7.4. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 3 2 Л1.2
7.5. Изложение Лабораторные 3 2 Л1.2
Раздел 8. Раздел 8
8.1. Вопрос-ответ. Некоторые способы ответа на общий вопрос. Утвердительный ответ. Отрицательный ответ. Указание на отсутствие информации, необходимой для ответа на вопрос. «Уклончивый» ответ (в котором говорящий преднамеренно не дает конкретной информации). Отказ дать ответ. Лабораторные 4 2 Л1.3, Л1.2
8.2. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 32 Л1.3, Л1.2
8.3. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 4 32 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.3, Л1.2
8.4. Контрольная работа. Лабораторные 4 2 Л1.2
8.5. Вопрос-ответ. Выяснение мнения о ком-либо / о чем-либо и ответ на такой вопрос. Вопрос об оценке ситуации. Указание на принадлежность высказываемого мнения. Выяснение согласия собеседника с вашим мнением. Выяснение вкусов и впечатлений. Вопрос о впечатлении. ответ на вопрос о впечатлении. Вопрос о вкусах человека, его отношении к предмету разговора. Ответ на такой вопрос. Лабораторные 4 8 Л1.3, Л1.2
8.6. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 30 Л1.2
8.7. Сообщение и реакция на сообщение. Установление контакта с собеседником (обороты, заменяющие обращение). непосредственная реакция на сообщение. Побуждение к продолжению разговора, к более подробному изложению информации. Просьба уточнить, пояснить сказанное. Привлечение особого внимания, возбуждение интереса к сообщаемому факту. Введение «попутного» замечания, «переключение» на другую тему, возвращение к прежней теме беседы. включение в диалог «вывода» из сказанного или из наблюдения тех фактов, о которых идет речь. Выражение согласия/несогласия с высказанным мнением. Выражение недоверия к сказанному. Лабораторные 4 2 Л1.3, Л1.2
8.8. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 30 Л1.2
Раздел 9. Раздел 9
9.1. Реклама на улицах города. Реклама в газете. Новая лексика. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 4 2 Л1.3, Л1.2
9.2. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 32 Л1.2
9.3. Изложение Лабораторные 4 2 Л1.2
9.4. Оценка ситуации. Указание на необычность, удивительность факта. характеристика ситуации как самой обычной, не отличающейся ничем особенным. выражение уверенности, что в данной ситуации иначе и не может/не могло быть. Подчеркнутое указание на очевидность факта. Указание на то, что у говорящего было другое представление о названном факте, что ему трудно поверить в реальность такого факта. Указание на то, что называемый факт только недавно или сейчас стал известен говорящему. Указание на то, правильно или неправильно собеседник представляет себе ситуацию. Оценка передаваемой информации в плане ее очевидности, достоверности, объективности. Ссылка на известность информации. Выяснение достоверности какой-либо информации. Указание на степень уверенности в том, что сведения соответствуют действительности. Лабораторные 4 2 Л1.3, Л1.2
9.5. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 30 Л1.2
9.6. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 4 30 Л1.2
9.7. Контрольная работа Лабораторные 4 2 ПК-1.2 Л1.2
Раздел 10. Раздел 10
10.1. Побуждение к действию и ответ на него. Просьба и ответ на нее. Предложение что-либо сделать и ответ на него. Совет и ответ на него. Лабораторные 4 2 Л1.3, Л1.2
10.2. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 30 Л1.2
10.3. Присоединение к сказанному дополнительной информации о чем-либо аналогичном. Указание на сходство событий, на совпадение, подобие их особенностей. Союзы тоже и и. Выбор союза. Позиция союза в предложении. Союз также. Значение союза. Позиция союза в предложении. Присоединение к сообщению дополнительной информации, о которой только что шла речь. Лабораторные 4 2 Л1.3, Л1.2
10.4. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 30 Л1.2
10.5. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 4 30 Л1.2
10.6. Контрольная работа Лабораторные 4 2 Л1.2
10.7. Подготовка к экзамену Лабораторные 4 2 Л1.2
10.8. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 35 Л1.2
10.9. Подготовка к экзамену Сам. работа 4 34 Л1.3, Л1.2
10.10. Экзамен 4 27 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерные устные задания для работы на занятии с преподавателем:
Тема: Магазины
Задание 1: В каком магазине можно купить подарок: маме, сестре, подруге, начальнику, папе, младшему брату, бабушке, другу (он любит играть в компьютерные игры).

Тема: Праздники
Вопросы для обсуждения:
2. На какие праздники в вашей стране нужно дарить подарки? Дарят ли подарки родным на день рождения? На свадьбу? На Новый год?
3. В каждой семье есть свои праздники: например, в России иногда отмечают окончание школы, института, дни рождения членов семьи, юбилеи. А какие семейные праздники отмечают в вашей семье?
4. В этих случаях обычно делают подарки. А у вас?
5. Все любят получать подарки. Но есть люди, которые больше любят делать подарки другим. А что вы можете сказать о себе?
6. Что вы дарите (можете подарить) отцу? Матери? Брату? Сестре? Другу?
7. Дети особенно любят подарки. А у вас есть младшие братья и сёстры? Если вы обещаете подарок своему младшему брату или младшей сестре, вы всегда выполняете своё обещание?
8. Как вы решаете, что подарить человеку: вы думаете о его интересах или дарите то, что нравится вам?
9. Раньше в России говорили, что книга – лучший подарок. А какой, по-вашему, лучший подарок?
10. Что бы вы хотели получить на праздник? Например, на свой день рождения?
11. Женщины любят цветы. В России цветы дарят женщинам на праздник. А у вас дарят цветы? В каких случаях?
12. Обычно, когда у человека бывает день рождения, его семья и друзья поздравляют его, дарят подарки. В этот день в семье бывают гости, дома готовят праздничный ужин. Все едят вкусную еду и пьют вино, пиво и т.д. А как отмечают день рождения в вашей семье?
13. Вы уже отмечали свой день рождения здесь, в России? Расскажите, как? Как вас поздравила ваша семья, друзья? Наверное, по интернету или по телефону?
14. Вы хотите купить подарок девушке на день рождения, но не знаете, что она любит. Вы не хотите дарить ей только цветы. Что вы тогда подарите ей?
15. Ваш друг пригласил вас на день рождения. Вы обещали прийти. Но вы были заняты и не успели купить подарок. Что же делать? Вы пойдёте в гости без подарка? Что тогда нужно сказать другу?

Тема: Телефонный разговор
Задание по теме: Составьте разговор по телефону с соседом по парте:
1.Вы позвонили другу Андрею, но набрали неправильный номер. Извинитесь вежливо.
2. Вы позвонили в деканат. Вам нужна Ирина Петровна. У вас важное дело. Трубку взяла Анна Сергеевна. Она работает вместе с Ириной Петровной. Вы её не знаете. Вы просите её позвать Ирину Петровну к телефону.
3. Вы позвонили в библиотеку. Вам нужно узнать, как работает библиотека (с какого времени до какого времени?). Спросите вежливо.
4. Вы позвонили своему другу. Вы хотите спросить его, в какой аудитории у вас будет занятие завтра в 8 часов. Трубку взял его брат. Поздоровайтесь с ним, познакомьтесь и попросите его позвать к телефону вашего друга.
5. Вы позвонили в кассу аэрофлота. Вам нужно узнать, сколько стоит билет на самолёт до Москвы. Спросите вежливо.
Вопросы для обсуждения (закрепление темы): Как можно сообщить, с кем вы хотите поговорить (кто вам нужен)?
Как узнать (спросить), с кем вы ведете разговор? Как спросить на месте ли нужный вам человек (дома, на работе)? Как попросить позвать кого-то к телефону?
Как попросить передать нужную информацию отсутствующему человеку?
Как попросить повторить сказанное; говорить громче; перезвонить еще раз?
Как сделать заказ (на такси, на телефонный разговор и т.д.).

Тема: Моя семья
Расскажите про вашу семью: есть ли у вас брат, сестра, тётя, дядя? Бабушка, дедушка?
С какими родственниками вы часто общаетесь? Вы ходите к ним в гости?
Кем работают ваши родители? Кем работает дядя? Тётя? Кем работали ваши бабушка и дедушка?
Во сколько лет поженились ваши родители? Во сколько лет ваша мама вышла замуж? Во сколько лет женился ваш отец?
Сколько времени женаты ваши родители?

Тема: Рассказ о животном
Задание: расскажите о каком-нибудь животном (о домашнем или о том, которое вы видели в зоопарке, о котором читали или смотрели телевизионную передачу).
План рассказа о животном:
1 внешность (голова, мех, лапы, хвост и т.д.)
2. где оно живёт.
3. что оно ест.
4. какой у него характер.
5. какие у него особенности.

Тема: Внешность человека
Задание 1. Опишите внешность своего соседа по парте
Задание 2. Почему говорят, что «лицо – зеркало души»? Как вы понимаете это выражение?
Задание 3. Распределите слова по двум группам: качества внешности – качества характера
Высокий, умный, толстый, доброжелательный, весёлый, хитрый, голубоглазый, строгий, светловолосый, добродушный.
Придумайте свои слова для двух этих групп.
Задание 4. Объясните:
1) как вы понимаете слова: голубоглазый, низкорослый, узкоплечий, светловолосый, остроумный, трудолюбивый;
2) как вы понимаете следующие словосочетания:
• золотое сердце, золотые руки, золотая голова;
• железная (стальная) воля, железный (стальной) характер, железный (стальной) взгляд, железное сердце, железные (стальные) нервы;
• серебряные волосы, серебряный голос;
• медные волосы; бронзовый загар;
• ледяное сердце;
• каменное сердце
Задание 5. Исправьте ошибки в следующих предложениях:
Глаза у разных людей бывают разные. У моей подруги есть зелёные глаза. А у её брата глаза бывают чёрные. Они у него очень светлые У всей их семьи есть прямые чёрные волосы, высокий рост и очки.
Итоговое задание по теме: расскажите о своём друге.
План рассказа
1. Внешность:
- лицо (глаза, волосы и другое)
- голос
- фигура, рост
- одежда
2. Характер
- качества характера
- привычки
- увлечения, хобби, интересы

Другие образцы оценочных материалов для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Открытый университет АлтГУ" - https://public.edu.asu.ru/
Курс для иностранцев Русский язык как иностранный в Алтайском государственном университете - https://public.edu.asu.ru/course/index.php?categoryid=120
Часть III. АудированиеТест: https://public.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=88905
Часть V. ГоворениеТест: https://public.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=88907
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рабочая программа дисциплины обеспечена ФОС по дисциплине (в Приложении).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Список устных тем для подготовки к экзамену (6 семестр):

1. Устный рассказ по теме: Устный рассказ по теме: Мой родной город
2. Устный рассказ по теме: Выдающийся деятель культуры России. Его роль в истории страны, развитии культуры
3. Устный рассказ по теме: Мои интересы и увлечения
4. Устный рассказ по теме: Изучение иностранных языков, их роль и значение в жизни человека
5. Устный рассказ по теме: Чтение: мои любимые книги
6. Устный рассказ по теме: Достопримечательности Китая
7. Устный рассказ по теме: Наши национальные и религиозные праздники
8. Устный рассказ по теме: Учеба в Китае: школа и университет

Примерные задания для контроля:

Тема: Формы имени в русском языке
Задание 1. Выберите форму имени, нужную в этой ситуации:
- Мать – сыну: … (Алексей, Алёша, Алёшенька, Алёшка), милый, ложись спать, пожалуйста!
- Учитель – ученику: … (Пётр, Петя, Петенька, Петька), скажи, пожалуйста, почему ты опоздал?
- Разговор друзей (мальчики 10-15 лет): … (Александр, Саша, Сашенька, Сашка), пойдём гулять после уроков!
- Юноша – девушка: … (Елена, Лена, Леночка, Ленка), я так тебя люблю!
- Отец – дочери: … (Мария, Маша, Машенька, Машка), я хотел бы знать, где ты вчера была и почему вернулась так поздно?
Задание 2. Обратитесь к:
- маленькой девочке, дочери ваших друзей, которую зовут Ольга, и подарите ей шоколадку;
- вашей русской подруге по имени Екатерина, которую вы хотите утешить, когда она расстроена;
- вашей знакомой по имени Анна и скажите ей, что её маленький сын Иван очень симпатичный;
- вашему другу Владимиру и скажите ему, что вы очень по нему скучали.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аннушкин В.И. Знакомиться легко, расставаться трудно: М.: Флинта, 2017 // ЭБС «Лань», 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Говорим по-русски без переводчика: интенсивный курс по развитию навыков устной речи / отв. ред. Л. С. Крючкова, Л. А. Дунаева: учебник Москва : ФЛИНТА, 2017 ЭБС Университетская библиотека онлайн: URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93713
Л1.3 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
Л1.4 Беликова Л.Г. Русский язык без проблем! День за днём: пособие по речевой практике: первый (B1) сертифицированный уровень владения русским языком как иностранным : учебное пособие / Л. Г. Беликова, И. Н. Ерофеева: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/181998
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых Дорога в Россию: учеб. рус. яз.( второй уровень): [в 2 т.] : учебник СПб.: Златоуст. Т. 1., 2009
Л2.2 Одинцова И.В. Он и Она. Книга по развитию навыков чтения и устной речи: М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012
Л2.3 В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых Дорога в Россию: учеб. рус. яз.( второй уровень): [в 2 т.]: учебник СПб.: Златоуст. Т. 2., 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Биографии знаменитых людей. biography-peoples.ru
Э2 12 самых необычных школ России mel.fm
Э3 Самые известные театры в России. www.uznayvse.ru
Э4 10 лучших музеев России по версии миллионов пользователей интернета. www.like-a.ru
Э5 Интересные факты о Москве. takearest.ru
Э6 Традиции России. www.advantour.com
Э7 Виртуальный музей «Каждый народ - золотой фонд России» goldmuseum.ru
Э8 Русская народная музыка. goldmuseum.ru
Э9 Русская национальная кухня goldmuseum.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Русский язык (устная речь) является обязательным элементом в системе подготовки студентов-иностранцев по направлению Лингвистика.
Результатом освоения учебной дисциплины является формирование разного рода деятельностных компетенций по овладению русским языком, достигаемое с помощью различных методов, приемов и средств обучения.
Практическая цель обучения предполагает овладение языком как средством общения, создание представления о системе изучаемого языка и способах использования этой системы в процессе общения.
Общеобразовательная цель направлена на формирование у студентов парадигмы страноведческих (география и история, государственное устройство, культура страны изучаемого языка и ее вклад в мировую культуру) и лингвострановедческих знаний (национально-культурная информация и национально-культурные маркеры: пословицы, поговорки, фразеологизмы, названия предметов и явлений быта); а также повышение общей культуры обучаемых.
Воспитательная цель призвана прививать уважительное и доброжелательное отношение к русскому народу, его культуре и языку, формировать эмоционально-оценочное отношение к миру и систему моральных ценностей.
Развивающая цель способствует выработке речевых способностей обучаемых; восприятия, памяти, внимания, мышления, а также мотивации к изучению русского языка и русской культуры.

Всего: в течение каждого семестра 4-5 контрольных работ и 3-4 сочинения.
В конце каждого семестра: итоговый контроль.
Письменно: контрольная работа по лексике и грамматике (на основе текста определенной тематики).
Устно: составление диалога по заданной тематике с использованием изученных средств коммуникации, умение поддержать диалог с экзаменатором.

Критерии оценки устных ответов (монологические сообщения по теме)
Устные ответы оцениваются по пяти критериям:
1. Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм вежливости).
2. Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение);
3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
5. Произношение (правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях).
Оценка Содержание Коммуникативное взаимодействие Лексика Грамматика Произношение
«5» Соблюден объем высказывания. Высказывание соответствует теме; отражены все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на уровне, нормы вежливости соблюдены. Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач. Лексика адекватна поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку. Использованы разные грамматич. конструкций в соответствии с задачей и требованиям данного года обучения языку. Редкие
грамматические ошибки не мешают коммуникации. Речь звучит в естественном темпе, нет грубых фонетических ошибок.
«4» Не полный объем высказывания. Высказывание соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация не всегда на соответствующем уровне, но нормы вежливости соблюдены. Коммуникация немного затруднена. Лексические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося. Грамматические незначительно влияют на восприятие речи учащегося. Речь иногда неоправданно паузирована. В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (замена, английских фонем сходными русскими). Общая интонация обусловлена влиянием родного языка.
«3» Незначительный объем высказывания, которое не в полной мере соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи не в полной мере соответствует типу задания, аргументация не на соответствующем уровне, нормы вежливости не соблюдены. Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы. Учащийся делает большое количество грубых лексических
ошибок. Учащийся делает большое количество грубых грамматических ошибок. Речь воспринимается с трудом из-за большого количества
фонетических ошибок. Интонация обусловлена влиянием родного языка.
«2» Учащийся не понимает смысла задания. Аспекты указанные в задании не учтены. Коммуникативная задача не решена. Учащийся не может построить высказывание. Учащийся не может грамматически верно построить высказывание. Речь понять не возможно.

Критерии оценивания навыков говорения. Диалогическая речь
Решение коммуникативной задачи Взаимодействие с собеседником
Лексико-грамматическое оформление речи
Произносительная сторона речи
Задание выполнено полностью, если: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объеме.
Задание выполнено полностью, если: Демонстрирует хорошие навыки и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, поддержать и закончить беседу; соблюдает очерёдность при обмене репликами, соблюдает нормы вежливости. Задание выполнено полностью, если:
Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Демонстрируется разнообразный словарный запас.
Задание выполнено полностью, если:
Речь понятна: звуки произносятся правильно, без фонематических ошибок.