МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русская культура в истории и современной жизни России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_РКИ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 20 20 56 56
Сам. работа 36 36 25 25 61 61
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русская культура в истории и современной жизни России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются: развитие мировоззрения, культурного кругозора и духовного потенциала у иностранных студентов; соединение теоретических знаний о феномене русской культуры с конкретно-историческими аспектами изучения культуры, а также понимание национального своеобразия и его места в системе мировой культуры, дополняющее и обогащающее их профессиональное образование.

Задачи курса:
- ознакомить студентов с наиболее важными явлениями русской культуры на разных этапах исторического развития и способствовать повышению их культурного уровня;
- рассмотреть основные подходы к определению места культуры России в мировом сообществе;
- способствовать развитию у студентов творческого мышления, умению анализировать культурные события и факты;
- сформировать у студентов потребность познания русской культуры во всех сферах творческой и общественной жизни русского народа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен моделировать возможные ситуации общения между представителями собственной (родной) культуры и социума и представителями культуры и социума изучаемого языка (русского)
ПК-1.1 Знает правила и нормы общения между представителями различных культур и социумов
ПК-1.2 Умеет моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1 Знает правила и нормы общения между представителями различных культур и социумов;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2 Умеет моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в изучение дисциплины «Русская культура в истории и современной жизни»
1.1. Лабораторные 5 8 Л1.2, Л2.5
Раздел 2. Древнерусская культура IX-XIII вв.
2.1. Лабораторные 5 10 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л1.1
2.2. Сам. работа 5 12 Л1.1
Раздел 3. Русская культура средних веков (XIVXVII вв.).
3.1. Лабораторные 5 8 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.2. Сам. работа 5 12 Л1.1
Раздел 4. Культура России XVIII в.
4.1. Лабораторные 5 10 Л1.2, Л2.2
4.2. Сам. работа 5 12 Л1.1
Раздел 5. Российская культура XIX-начало XX вв.
5.1. Лабораторные 6 8 Л2.4, Л2.2
5.2. Сам. работа 6 13 Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л1.1
Раздел 6. Российская культура в советский период развития
6.1. Лабораторные 6 6 Л2.2
Раздел 7. Русская культура в ХХI в.
7.1. Лабораторные 6 6 Л2.2
7.2. Сам. работа 6 12 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень заданий /вопросов
1. Что означает понятие «культура», ее сущность? Приведите примеры
2. Какова роль и значение культуры в жизни общества? Приведите примеры
3. Охарактеризуйте формы культуры (элитарная, народная, массовая). Приведите примеры
4. Дохристианская культура Древней Руси. Приведите примеры
5. Принятие христианства и его влияние на культуру Руси. Приведите примеры
6. Нравы, обычаи, традиции и обряды в культуре языческой Руси. Приведите примеры
7. Виды и формы древнерусского литературного творчества. Приведите примеры
8. Летописи. Становление и развитие литературы на Руси (летописание, по выбору). Приведите примеры
9. Иконопись как особый вид искусства. Иконописные произведения Древнерусского государства, их отличие от византийских икон. Приведите примеры
10. Архитектура. Каменные постройки и архитектурные памятники XI-XIII вв. сохранившиеся до нашего времени. Приведите примеры
11. Музыка. Известные русские композиторы. Расскажите про русского композитора на выбор.
12. Поэзия. Известные русские поэты. Расскажите про вашего любимого русского поэта на выбор.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Перечень заданий / вопросов
1. Что первоначально подразумевается под словом «культура»: А) способы обработки земли; Б) правила поведения в обществе; В) интеллектуальные достижения человечества; Г) создание искусственной природы?
2. Что такое культура как способ человеческой деятельности: А) «вторая природа»;Б) «очеловеченная природа»;В) среда обитания человека;Г) все вместе взятое?
3. Что прежде всего определяет культуру как меру саморазвития человека: А) возможность осуществлять творчество;Б) возможность удовлетворять свои потребности;В) овладение широкими и глубокими знаниями /эрудицией/?
4. Какая особенность характерна для мировоззрения людей первобытного общества: а/ религиозность; б/ философичность; в/ мифологичность?
5. Какое из нижеприведенных суждений правильно раскрывает понятие миф: а/ сказание, содержащее сведения о реальных лицах и событиях прошлого; б/ короткий устный рассказ о каком-либо случае, будто бы имевшим место в действительности; в/ сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях?
6. Какой из соборов Киевской Руси считают вершиной южнорусского зодчества XI века: б/ Николо-дворищенский собор; в/Софийский собор; г/Юрьев собор?
7. Как называется созданное на Руси в конце XII в. выдающееся произведение мировой средневековой литературы: а/ «Слово о законе и благодати»; б/ «Слова Даниила Заточника»; в/ «Слово о полку Игореве»?
8. Как в Древней Руси называли странствующих актеров, выступавших в качестве певцов, острословов, музыкантов, исполнителей сценок: а/ кукольники; б/ шуты; в/ потешники; г/скоморохи?
9. Какой характер отношений свойственен самодержавной форме правления: а/быть как все; б/все как один; в/быть не хуже других?
10. Какой принцип государственной власти характерен для российского самодержавия: а/общество опирается на общественные конвенции о правах; б/в обществе действует диктатура закона – «закон суров, но это закон»; в/власть есть воплощенная воля в лице «помазанника Божьего», а потому она находится над правом?
11. В чем главное содержание реформ Петра I : а) секуляризации /отхода от влияния религии и церкви всех сторон российской жизни; б) начало формирования светской культуры в России; в) сближение русского общества с основными тенденциями развития европейской цивилизации?
12. Какой художественный стиль был господствующим при императрице Елизавете Петровне: а) Классицизм; б) ампир; в) барокко?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Экзамен
Перечень вопросов
1. Культура как социальный феномен: формы, виды и функции культуры.
2. Культура, цивилизация и повседневность: соотношение понятий.
3. Предпосылки возникновения древнерусской культуры.
4. Славянское язычество: пантеон, мифология и сакральная символика. Влияние язычества на организацию повседневной жизни славянской общины.
5. Древнерусская письменная культура: ее истоки и особенности.
6. Иностранные влияния на культуру древнерусских земель.
7. Монголо-татарское нашествие и иго, их воздействие на историко-культурный процесс.
8. Государство и церковь в конце XV – первой половине XVI вв., отражение в культуре их союза и «противостояния».
9. Культура Московской Руси второй половины XV – начала XVI вв. (общественная мысль и литература). Формирование национального идеала власти.
10. Культура России в конце XV–XVI вв. (архитектура, живопись).
11. Город, его влияние на развитие русской средневековой культуры. Городские ереси XIV–XVI вв. как историко-культурное явление.
12. Государство и церковь в 40–80-е годы XVII в. Церковный раскол и культура.
13. Развитие школы и просвещения в XVI–XVII вв.
14. Развитие научных знаний в России XVII в.
15. Новые явления в русской культуре XVII в. (общественная мысль и литература).
16. Традиции и новации в русской культуре XVII в. (архитектура и живопись).
17. Барокко в русской культуре XVII в.
18. Культурные преобразования петровского времени. Роль личности Петра I.
19. Школа и образование в XVIII в. Московский университет.
20. Становление российской науки в XVIII в.
21. Общественно-политическая мысль в XVIII в. Основные идеи и направления.
22. Просвещенный абсолютизм и его влияние на развитие русской культуры во
второй половине XVIII в.
23. Барокко в русской культуре XVIII в. (архитектура, живопись, скульптура).
24. Классицизм в русской культуре XVIII в. (архитектура, живопись, скульптура).
25. Художественная культура XVIII в. (литература, театр, музыка).
26. Культура России XIX века – основные направления, тенденции, ценности.
27. «Золотой век» отечественной литературы: основные тенденции, направления, жанры.
28. Романтическое и реалистическое направления в художественной литературе.
29. Развитие русской драматургии XIX века. Особенности и значение.
30. Музыкальная культура XIX века (особые формы и жанры - опера, романс и др.).
31. XX век русской культуры – традиции, новации, ценности;
32. «Серебряный век» русской культуры.
33. «Пролетарская» культура, как новая форма социокультурного общения, формирование новой политической культуры.
34. Кинематограф, как новая область творчества, создание художественного и документального кино.
35. Рождение Новой театральной культуры (Мейерхольд, Вахтангов и др.).
36. Культура в условиях тоталитарного режима – 20-30-ых гг.
37. Русское зарубежье. Русские эмигранты, как носители русской культуры;
38. Советская культура преемница русских традиций и создание нового.
39. Советская - русская культура в годы Великой Отечественной войны.
40. Особенности развития культуры в период 50-60-ых гг.
41. Культура ХХI в. и художественное наследие ХХ–ХIХ вв. Переоценка истории отечественной культуры с позиции новых эстетических критериев.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Анисимова О.К. В мире русской культуры : учебное пособие: учебное пособие Новосибирск : НГТУ, 2017 ЭБС Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/118566
Л1.2 Вишняков С.А. Культура Росии от Древней Руси до наших дней (культуроведение России): учебное пособие ФЛИНТА // ЭБС "Лань", 2016 ЭБС "Лань": https://e.lanbook.com/book/84615
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколов Ю.М. Русский фольклор: М.: МГУ // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2007 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Токарева Н.Д. Россия и русские: учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык: учебное пособие "Феникс+", 2004 ЭБС «Университетская библиотека online»
Л2.3 Аникин В.П. Устное народное творчество: учеб. для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
Л2.4 Капица Ф.С. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: справочник: ЭБС «Лань», 2009, 2009 e.lanbook.com
Л2.5 Никитина А.В. Русская традиционная культура: Учебное пособие ФЛИНТА, 2013 ЭБС "Лань"
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал Культура России http://infoculture. rst.ru
Э2 НИЦ Информкультура http://infoculture. rst.ru
Э3 Русское православие www.ortho-rus.ru
Э4 сайт электронного журнала «Мир истории: российский электронный журнал» www.historia.ru
Э5 Русский музей www.rusmuseum.ru
Э6 Русский мир.ru. Культура rusmir.media
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014)(http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание дисциплины

Тема 1. Русская культура в истории и современной жизни.

1. Роль и значение культуры в истории России. Культура как продукт и способ деятельности человека. Эволюция представлений о культуре. Культура – основа становления и развития личности. Сущность, виды и функции культуры. Структура культуры. Деление ее по носителям (национальная, региональная, мировая). По видам деятельности (материальная, теоретическая, художественная). Формы культуры (народная, элитарная, массовая). Культура и субкультура. Культура межличностных отношений и культура общения.
2. Искусство в системе культуры. Народное и профессиональное искусство. Специфика национального искусства. Элитарное и массовое искусство. Виды искусства. Место и роль искусства в духовном формировании личности.


Тема 2. Древнерусская культура IX-XIII вв.
1. Культура дохристианского периода. Дохристианский период культуры Древней Руси. Нравы, обычаи, традиции и обряды в культуре языческой Руси. Культура христианского периода. Принятие христианства и его значение для развития древнерусской культуры. Влияние византийской культуры и восточного (православного) христианства на культуру русских земель.
2. Развитие древнерусской литературы. Жанры древнерусского литературного творчества: житийная литература, летописание. Повесть временных лет. Слово о полку Игореве. Сказание о житии Александра Невского и др. Особенности развития культуры в период феодальной раздробленности. Архитектура и живопись.

Тема 3. Русская культура средних веков (XIVXVII вв.).

1.Культура Московской Руси. Новые тенденции в развитии культуры Руси в XIV-XVII веках. Церковь и государство. Проблема модернизации московского общества. Роль монастырей как центров русской духовной культуры. Литература. Повесть о Петре и Февронии Муромских. Книгопечатание. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
2. Церковь и государство в период абсолютизма. Церковные реформы. Структурные изменения в духовной жизни общества.

Тема 4. Культура России XVIII в.

1. Культурные преобразования XVIII в. Век Просвещения. Общая характеристика культурной политики Петра I. Значение и итоги петровской европеизации. «Реформа веселья» как составная часть культурной политики. Институт скоморошества, его ритуальные функции. Причины переориентации на сословное образование. Домашнее и церковно- приходское образование. Роль университетского образования в системе русской культуры. Наука как область культуры Нового времени. Литература и искусство. Личность М.В. Ломоносова. Разделение русского народа на два субэтноса – «русских туземцев» и «русских европейцев».
2. Просвещенный абсолютизм как явление русской культуры. Роль французского просвещения и русская общественная мысль. «Наказ» Екатерины II как культурная программа

Тема 5. Российская культура XIX- начало XX вв..
1. Место и значение русской философии XIX в. Славянофилы и западники. Система воспитания и образования. Влияние Отечественной войны 1812 года на ситуацию в стране. Позиции государственной власти по отношению к науке. Значение научного знания в системе русской культуры Нового времени.
2. «Серебряный век» русского искусства». Культурная атмосфера конца XIX –н. XX вв. Философско- теоретическая основа культуры «Серебряного века». Социокультурная ситуация в России на рубеже XIX-XX веков. Русский модернизм и его представители. Символизм, акмеизм, русский авангард, абстракционизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм.

Тема 6. Российская культура в советский период развития
Революционные процессы в российской культуре и феномен «советской культуры»: культурная политика в СССР, противоречия советской культуры и повседневности, эволюция культурных идеалов.


Тема 7. Русская культура в ХХI в.
Культурные процессы постсоветского общества в России и русская культура в системе ценностей третьего тысячелетия.

Дополнительная литература:

1. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М., 2004.
2. Батюк Л.И. История культуры в годы Великой Отечественной войны. М., 2007.
3 Багновская Н.М. Основы культурологии: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2004.
4. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013. // режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12796
4. История русской культуры IX - начала XXI века: Учебное пособие / Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева и др.; Под ред. Л.В. Кошман. - 5-e изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. // режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=360222
5. Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скопинцева Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. // Электронная библиотека ВлГУ, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30086.
6. Многомерность повседневной культуры России XX века: кризис и инверсии полиэтнического города [Электронный ресурс]: коллективная монография / под ред. профессоров Н.И. Ворониной, И.Л. Сиротиной. - Саранск, 2009. // Электронная библиотека ВлГУ, режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=4215396
7. Аверьянова Г.И. Жизнь и быт российского общества в ХVIII веке [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Аверьянова Г.И., Фирсова О.Г., Платонова А.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015. // Электронная библиотека ВлГУ, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29296.
8. Плужникова Н.Н. Православная культура России [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов/ Плужникова Н.Н., Щеглова Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. // Электронная библиотека ВлГУ, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31950.

Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
(уровень освоения)
Показатели Критерии
1. Полнота выполнения практического задания;
2. Своевременность выполнения задания;
3. Последовательность и рациональность выполнения задания;
4. Самостоятельность решения;
5. и т.д.
Отлично
(повышенный уровень)
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
(базовый уровень)
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
Студентом задание не выполнено.

Оценивание выполнения тестов
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
1. Полнота выполнения тестовых заданий;
2. Своевременность выполнения;
3. Правильность ответов на вопросы;
4. Самостоятельность тестирования;
5. и т.д.
Отлично
(повышенный уровень)
выполнено 27-30 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
Хорошо
(базовый уровень)
выполнено 22-26 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
выполнено 19-21 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетвори-тельно
(уровень не сформирован)
выполнено 1-18 заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

Оценивание ответа на экзамене
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Полнота и правильность решения практического задания;
3. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
4. Самостоятельность ответа;
5. Культура речи;
6. и т.д.
Отлично
(повышенный уровень)
Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо
(базовый уровень)
Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.