МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология литературоведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_РЯЛФКА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.фил.н., профессор, Гребнева М.П.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История и методология литературоведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение новых теоретических сведений; освоение различных методик анализа художественного текста; использование полученных сведений и освоенных методик в самостоятельной научной работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования
ОПК-2.1 Знает методологию и методы современных научных парадигм в области филологии
ОПК-2.2 Умеет представить результаты научного исследования в виде устного выступления, тезисов для научной конференции, автореферата
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные литературоведческие школы и их выдающихся представителей; концепции изучаемых литературоведов
3.2.Уметь:
3.2.1.вычленять наиболее важные моменты литературоведческих концепций; сравнивать точки зрения представителей как одной литературоведческой школы, так и разных литературоведческих школ; различать методические приемы, используемые литературоведами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.совокупностью разнообразных методических приемов, предназначенных для самостоятельной научной работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Семантико-мифологический метод О.М. Фрейденберг Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Диалогический метод М.М. Бахтина (2) Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1
1.3. Структурно-функциональный метод В.Я. Проппа (4) Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1
1.4. Ю.М. Лотман "Культура и взрыв" Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Ю.М. Лотман «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX века)» Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
1.6. Ю.М. Лотман «Сотворение Карамзина» Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.7. Б.А. Успенский История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема) Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
1.8. Феноменологический метод М. Хайдеггер Время и бытие Практические 2 3 Л2.1, Л1.1
1.9. Р. Ингарден Исследования по эстетике Двумерность структуры литературного произведения Практические 2 3 Л2.1, Л1.1
1.10. Герменевтический метод Г. Г. Гадамер О круге понимания Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.11. Рецептивная эстетика Х. Р. Яусс Средневековая литература и теория жанров Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Р. Барт Миф сегодня Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.13. Сам. работа 2 51 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложенный файл
Примеры заданий закрытого типа
Пример 1
Б.А. Успенский полагал, что история не может нас ничему научить, так как:
а) прошлое переосмысляется с точки зрения меняющегося настоящего
б) прошлое переосмысляется с точки зрения будущего
в) настоящее переосмысляется с точки зрения прошлого
г) будущее переосмысляется с точки зрения прошлого
Ответ: а
Пример 2
Какое из представленных утверждений можно считать верным:
а) Б.А. Успенский полагал, что историческим событиям приписывается значение, текст событий читается социумом.
б) Б.А. Успенский полагал, что историческим событиям не приписывается значение, текст событий не читается социумом.
Ответ: а
Пример 3
Какое утверждение является истинным:
а) Структура античнсых жанров всецело принадлежит фольклору
б) Структура античнсых жанров не принадлежит фольклору
Ответ: а
Пример 4
Какое утверждение является истинным:
а) античной литературе не предшествовала никакая иная литература
б) античной литературе предшествовала иная литература
Ответ: а
Пример 5
Какое утверждение является истинным:
а) первобытное мышление конкретно
б) первобытное мышление абстрактно
Ответ: а
Пример 6
Какое утверждение является истинным:
а) первобытное мышление нерасчленно
б) первобытное мышление отличается расчлененностью
Ответ: а
Пример 7
Какое утверждение является истинным:
а) первобытное мышление образно
б) первобытное мышление понятийно
Ответ: а
Пример 8
Какое утверждение является истинным:
а) первобытному человеку мир представляется статичным
б) первобытному человеку мир представляется динамичным
Ответ: а
Пример 9
Какое утверждение является истинным:
а) метафоры – равнозначные и равноправные разновидности мифологического образа
б) метафоры – неравнозначные и неравноправные разновидности мифологического образа
Ответ: а
Пример 10
Какое утверждение является истинным:
а) метафора – не мифологический образ вообще, а образ в его конкретном функционировании
б) метафора – мифологический образ вообще, а не образ в его конкретном функционировании
Ответ: а
Пример 11
Какое утверждение является истинным:
а) миф, – по мнению О.М. Фрейденберг, – это не жанр, а форма познавательного процесса
б) миф, – по мнению О.М. Фрейденберг, – это жанр, а не форма познавательного процесса
Ответ: а
Пример 12
Какое утверждение является истинным:
а) по мнению О.М. Фрейденберг, образ и миф имажинарны в своем содержании, но оформляются всегда в реалистических категориях
б) по мнению О.М. Фрейденберг, образ и миф реалистичны в своем содержании, но оформляются всегда в фантастических категориях
Ответ: а
Пример 13
Какое утверждение является истинным:
а) по мнению О.М. Фрейденберг, миф есть система метафор
б) по мнению О.М. Фрейденберг, миф не есть система метафор
Ответ: а
Пример 14
Какое утверждение является истинным:
а) по мнению О.М. Фрейденберг, для родо-племенной эпохи характерно начало распада первобытной комплексности представлений
б) по мнению О.М. Фрейденберг, для родо-племенной эпохи нехарактерно начало распада первобытной комплексности представлений
Ответ: а
Пример 15
Какое утверждение является истинным:
а) по мнению О.М. Фрейденберг, вопрос антропоморфности есть вопрос реализма
б) по мнению О.М. Фрейденберг, вопрос антропоморфности не есть вопрос реализма
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Закрытых Вопросов: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69%
заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Примеры заданий открытого типа
.Пример 1
Назовите те условия, которые предполагает культурно-семиотический подход. (расположение тех или иных событий (относящихся к прошлому) во временной последовательности, установление причинно-следственных связей между ними)
Пример 2
На чем, по мнению Б.А. Успенского, зиждется общность восприятия иконы и истории? (как при восприятии иконы, так и при восприятии истории нам даны знаки иной реальности)
Пример 3
Как с позиций культурно-семиотического подхода оказываются связанными пространство и время? (время мыслится по модели пространства, воспринимается в пространственных категориях)
Пример 4
Почему время воспринимается в пространственных категориях, а не наоборот? (опыт восприятия пространства предстает как более простой и естественный по отношению к опыту восприятия времени)
Пример 5
С каких позиций пространство и время существенно различны? (пространство пассивно по отношению к человек, тогда как человек активен относительно пространства; напротив, время активно по отношению к человеку, тогда как человек пассивен в отношении времени)
Пример 6
Почему представление о цикличности времени устойчиво у всех народов? (отсчет времени (ориентация во времени) производится по движению небесных светил)
Пример 7
В чем заключается восприятие времени космологическим сознанием? (постоянно повторяется один и тот же онтологически заданный текст)
Пример 8
В чем заключается восприятие времени историческим сознанием? (предполагает линейное и необратимое (неповторяющееся) время)
Пример 9
Какое время Б.А. Успенский называет тварным? (циклическое время)
Пример 10
К какой школе принадлежит О.М. Фрейденберг (к генетической)
Пример 11
В какой области лежат интересы О.М. Фрейденберг ( в области семантики)
Пример 12
Что понимает О.М. Фрейденберг под семантикой? ( мифологическую смысловую систему)
Пример 13
Что такое миф с точки зрения О.М.Фрейденберг? (образное представление в форме небольших метафор)
Пример 14
Присутствует ли в мифе, с точки зрения О.М. Фрейденберг, наша логическая каузуальность? (нет, не присутствует)
Пример 15
Как соотносятся между собой время и пространство в мифе, по мнению О.М. Фрейденберг? (они тождественны)\
Пример 16
Как понимаются вещь, время и пространство в мифе, по мнению О.М. Фрейденберг? (нерасчлененно и конкретно)
Пример 17
Как соотносятся между собой человек и мир в мифе, по мнению О.М. Фрейденберг? (они едины)
Пример 18
Как соотносятся между собой субъект и объект в мифе, по мнению О.М. Фрейденберг? (они едины)
Пример 19
Что выступает в роли мифологического фундамента у О.М. Фрейденберг? (семантическая система античного родового общества)
Пример 20
Что представляет собой с исторической точки зрения античность? (эпоха, когда одно историческое качество превращается в другое)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не д
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложенный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложенный файл
Список вопросов к экзамену:
Проблемы взаимосвязей мифологии, фольклора и литературы в работе О.М. Фрейденберг «Введение в теорию античного фольклора.
М.М. Бахтин об авторе и герое в эстетической деятельности.
М.М. Бахтин о герое и позиции автора по отношению к герою в творчестве Достоевского.
М.М. Бахтин о полифоническом романе Достоевского.
В.Я. Пропп о структуре волшебной сказки.
Роль обряда посвящения в книге В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки».
В.Я. Пропп о ритуальном смехе в фольклоре.
Поструктуралистские взгляды Ю.М. Лотмана в книге «Сотворение Карамзина».
Постструктуралистские представления Ю.М. Лотмана в работе «Культура и взрыв».
Постструктурализм Ю.М. Лотмана и «Беседы о русской культуре».
В чем, по мнению Б.А. Успенского, сущность культурно‑семиотического подхода к истории? Какие необходимые условия этот подход предполагает?
Почему вопрос существования прошлого, с точки зрения Б.А. Успенского, во многом вопрос веры?
На чем, по мнению Б.А. Успенского, зиждется общность восприятия человеком сна, иконы и истории?
Как с позиций культурно‑семиотического подхода, по мнению Б.А. Успенского, оказываются связанными пространство и время? Почему время воспринимается в пространственных категориях, а не наоборот?
В чем различие в восприятии времени историческим и космологическим сознанием? Какое время Б.А. Успенскийназывает «тварным»? Как воззрения феноменологической школы, в границах которой происходило становление М. Хайдеггера‑философа, повлияли на его труд «Бытие и время»?
Что принципиально нового внес М. Хайдеггер в ответ на вопрос: «Что такое бытие»?
Проследите за тем, как обосновывает М. Хайдегер подлинность самобытного «здесь‑бытия», сознающего свою конечность.
Как вы понимаете следующее положение М. Хайдегера: «Человек не был бы человеком, если бы постоянно не воспринимал бы дар из «дано присутствие»?
Подумайте, почему вопрос о «здесь‑бытии», которое «есть свое же собственное будущее», осмысливается М. Хайдеггером в границах времени?
Поразмышляйте над тем, почему положения, выдвинутые М. Хайдеггером в его работе «Бытие и время», знаменовали наступление новой эпохи в духовном развитии человечества.
Как рассматривает Р. Ингарден художественное произведение? Каково, по мнению ученого, его назначение? Какую цель оно преследует?
Что, по Р. Ингардену, заключает в себе структура литературного произведения?
Какие «слои» в этой структуре выделяет Р. Ингарден ученый? Дайте им характеристику.
Что понимает Р. Ингарден под «схематичностью» литературного произведения? В чем проявляет себя «схематичность» на уровне каждого из «слоев» текста?
Какой смысл вкладывает Р. Ингарден в понятие «конкретизация» литературного произведения?
Объясните, почему ученые‑феноменологи считаются «предтечами» структуралистов?
Какую задачу ставит, по мнению Г.‑Г. Гадамера, герменевтика: создать метод понимания художественного произведения или выявить условия, при которых оно происходит?
Чем, по мнению Г.-Г. Гадамера, важна временная дистанция, разделяющая создателя и интерпретатора текста?
Почему, по Г-Г. Гадамеру, необходимо реконструировать место художественного произведения в духовной истории человечества?
Какое определение дает Г.-Г .Гадамер герменевтическому кругу? В чем, по его мнению, цель любого понимания?
Что значит продвижение вперед в границах герменевтического круга? Как Г.-Г. Гадамер определяет подлинное место герменевтики?
Что означает, по Г.-Г. Гадамеру, «предструктура понимания»? Чем важна историческая осознанность «предпонимания» толкователя?
Что принципиально нового, по мнению Г.-Г. Гадамера, вносит в понимание герменевтического круга М. Хайдеггер? В чем, по Хайдеггеру, заключается «первая, постоянная и последняя задача» интерпретатора?
Попытайтесь обсудить сформулированные Г.-Г. Гадамером условия герменевтики.
Чем вызван отход Х.‑Р. Яусса от традиционной нормативной эстетики, утверждающей незыблемость канонов?
Почему так важна для Х.-Р. Яусса позиция реципиента? На устранении какого разрыва строит свой методологический подход ученый?
Можно ли даже откровенно новаторское произведение рассматривать как абсолютное новшество? Как вы понимаете утверждение Х.-Р. Яусса, что литературное произведение «не монумент, а партитура».
Чем, по мнению Х.-Р. Яусса, создается «горизонт ожидания» для читателя, пытающегося осмыслить новое произведение, его жанр?
Что значит, по Х.-Р. Яуссу, явление «смешения жанров»? Почему понятие «доминанты» придает этому явлению методологическую продуктивность?
Охарактеризуйте определение мифа, данное Р. Бартом. В границах каких научных дисциплин дается это определение?
Что есть «означающее», «означаемое» и «знак», по терминологии Р. Барта? Какими отношениями эти понятия связаны друг с другом в языке и мифе?
О каких двух семиологических системах говорит Р. Барт?
Охарактеризуйте определение концепта, данное Р. Бартом.
Как, по мнению Р. Барта, соотносятся в мифе форма и концепт?
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета
(для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное)
по всему изученному курсу. Зачет / Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. .


Зачет / экзамен (выбрать нужное) проводится в устной форме по билетам.
В билет входит 2-3 вопроса: как правило, 1-2 вопроса теоретического характ
ера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хрящева Н.П. Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения: М: Флинта // ЭБС «Лань», 2017, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Погребная Я.В. Актуальные проблемы современной мифопоэтики: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2011 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 история и методология литературоведения www. lib. asu. ru
Э2 история и методология литературоведения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Работа на лекции

На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.
Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее». Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.


2. Работа с учебниками и научной литературой
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс.
Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).