МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы юридической лингвистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_РЯЛФКА-2023
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 90
самостоятельная работа 234
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2, 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 16 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20 40 40
Практические 20 20 10 10 20 20 50 50
Сам. работа 78 78 52 52 104 104 234 234
Итого 108 108 72 72 144 144 324 324

Программу составил(и):
д.филол.н., проф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
к.филол.н., доцент, Доронина С.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы юридической лингвистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н. проф. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.филол.н. проф. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – формирование у студентов базовых знаний о различных формах взаимодействия лингвистики и юриспруденции.
Реализации цели предполагает решение следующих задач:
• сформировать представление о различии юридического и лингвистического подходов к функционированию современного русского языка;
• выработать стойкий профессиональный интерес обучаемых к решению про-блем функционирования современного русского языка в юридической сфере;
• дать общую характеристику современных форм, методов, приемов работы с текстами русского языка, функционирующими в юридической сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен исследовать продукты речевой деятельности и давать заключение при проведении судебной экспертизы
ПК-2.1 Знает научные основы судебных речеведческих экспертиз
ПК-2.2 Знает содержание и структуру экспертной технологии и судебно-экспертных методик
ПК-2.3 Знает требования, предъявляемые к форме и содержанию заключения эксперта
ПК-2.4 Умеет проводить исследование и оформлять заключение судебного эксперта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные способы и формы взаимодействия лингвистики и юриспруденции, базовые основы самостоятельного проведения научных исследований в области юридической лингвистики, на стыке языка и права
владеет навыками проведения филологических исследований в области юридической лингвистики, на стыке языка и права
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить филологические исследования в области юридической лингвистики, на стыке языка и права
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет навыками проведения филологических исследований в области юридической лингвистики, на стыке языка и права

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Юрислингвистика: содержание и основные понятия
1.1. Введение в дисциплину Лекции 2 4 Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.2. Юридический аспект языка (юрислингвистика) и лингвистические аспекты права (лингвоюристика) Практические 2 8 Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л1.2
1.3. Проблемы юридизации естественного языка Лекции 2 6 Л3.2, Л1.1, Л2.3, Л2.6, Л1.2
1.4. Своеобразие метаязыкового мышления юристов Практические 2 6 Л3.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.5. Проблемы своеобразия метаязыкового мышления филологов Практические 2 6 Л1.1, Л2.2, Л2.6
1.6. Юрислингвистика: содержание и основные понятия Сам. работа 2 78 Л3.2, Л1.1
Раздел 2. Лингвоэкспертный дискурс русского языка и его формы
2.1. Понятие лингвоэкспертного дискурса Лекции 3 4 Л3.1, Л3.2, Л2.4, Л1.1
2.2. Речь как источник конфликтных ситуации и предмет анализа лингвоэкспертного дискурса Практические 3 2 Л3.1, Л3.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.3. Речь как правонарушение и объект изучения лингвоэкспертного дискурса Практические 3 4 Л3.1, Л3.2, Л2.4, Л1.1, Л2.6, Л2.7, Л1.2
2.4. Лингвоправовой дискурс и его специфика Лекции 3 6 Л3.1, Л3.2, Л2.4, Л1.1, Л2.6, Л1.2
2.5. Правовые аспекты функционирования языка в разных сферах общения Практические 3 4 Л1.1, Л2.2, Л2.6, Л1.2
2.6. Лингвоэкспертный дискурс Сам. работа 3 52 Л3.2, Л1.1
Раздел 3. Прагматические аспекты юридической лингвистики
3.1. Понятие "речевой акт" и его применение в судебной лингвистике Лекции 4 4 Л1.1, Л2.3, Л2.6
3.2. Волеизъявления в судебной лингвистике Практические 4 4 Л1.1, Л2.5, Л2.6
3.3. Креализованный текст как объект лингвистической экспертизы Лекции 4 4 Л1.1, Л2.2, Л2.6
3.4. Креализованный текст как объект лингвистической экспертизы Практические 4 4 Л1.1, Л2.2
3.5. Коммерческая номинация как объект судебной лингвистической экспертизы Лекции 4 4 Л1.1, Л2.6, Л2.7
3.6. Методика лингвистического исследования коммерческой номинации Практические 4 4 Л1.1, Л2.2, Л2.6, Л2.7
3.7. Автороведческая экспертиза как вид судебного речеведения Лекции 4 4 Л1.1, Л2.6
3.8. Приемы и методы автороведческого исследовния Практические 4 2 Л1.1, Л2.7
3.9. Проблема метода в исследовании продуктов речевой коммуникации Лекции 4 4 Л1.1, Л2.2
3.10. Проблема метода в исследовании продуктов речевой коммуникации Практические 4 6 Л1.1, Л2.6
3.11. Прагматические аспекты юридической лингвистики Сам. работа 4 104 Л1.1, Л2.7

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: 2 семестр: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9894;
3 семестр: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=578; 4 семестр: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=579
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен исследовать продукты речевой деятельности и давать заключение при проведении судебной экспертизы

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Верно ли, что аналитико-экспертная деятельность филолога-практика включает в себя 3 основных этапа: анализ исходного текста, оценка исходного текста, создание экспертного заключения (вторичного текста) на базе исходного?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 1

Вопрос 2. Верно ли, что деятельностный аспект лингвоэкспертного дискурса связан с особым видом деятельности филолога-практика, называемым аналитико-экспертной деятельностью?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 1

Вопрос 3. Верно ли, что по правилам проведения лингвистической экспертизы основным требованием интерпретационного анализа является следующее: каждая языковая деталь текста воспринимается и оценивается в контексте целого текста (его содержания, стилистического оформления и композиции), а также в рамках микроконтекста (ближайшего окружения слова, в котором актуализируется его значение)?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 1

Вопрос 4. Верно ли, что в рамках уголовного процесса возможно проведение психолого-лингвистических и лингвистико-религиоведческих экспертиз?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 1

Вопрос 5. Верно ли, что производство комплексной экспертизы комиссией выполняется экспертами разных специальностей?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 1

Вопрос 6. Верно ли, что в Российском законодательстве термин "экспертиза" закрепили уголовно-процессуальные кодексы только в 1922 и 1923 гг.?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 1

Вопрос 7. Верно ли, что целью проведения лингвистической экспертизы является определение соответствия (несоответствия) устных или письменных выражений нормам языка?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 2

Вопрос 8. Верно ли, что Аристотелевская логика стала неотъемлемой частью правового мышления, ведущим способом доказательствакоторого является логическое обоснование наличия преступления или его отсутствия?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 1

Вопрос 9. Отметьте направления формирования юридического дискурса в древнегреческом мире:
1. юридическая техника как совокупность методов, средств и приёмов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства.
2. суггестивная лингвистика, связанная с развитием судебной риторики (софисты)
3. аргументативная судебная логика как способ доказательства судебной истины
4. наука о правилах преобразования высказываний, сохраняющих их истинностное значение безотносительно к содержанию входящих в эти высказывания понятий
Ответ: 2, 3

Вопрос 10. какой период истории религиозные догматы были подвергнуты сомнению?
1. в эпоху Средневековья
2. в эпоху Просвещения
3. в эпоху буржуазно-демократических революций XVIII–XIX вв.
Отает: 2

Вопрос 11. В какой период истории стали появляться работы, посвященные языку правав США и Великобритании?
1. в 60–70-х гг. ХХ в.
2. в 80–90-х гг. ХХ в.
3. в 20–30-х гг. ХХ в.
Ответ: 1

Вопрос 12. Верно ли, что юридическая лингвистика как сложная междисциплинарная отрасль знания, включает в себя идеи, разработанные только в лингвистике и юриспруденции?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 2

Вопрос 13. Верно ли, что право возникло из практической потребности толковать тексты законов, религиозные и отчасти художественные тексты?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 2

Вопрос 14. Какого подстиля не существует в официально-деловом стиле?
1. законодательный
2. дипломатический
3. специальный
4. административно-канцелярский
Ответ: 3

Вопрос 15. Верно ли, что безличность, безэмоциональность, объективность делового стиля речи способствуют выражению в деловом тексте индивидуальной воли и субъективных устремлений автора.
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какие признаки присущи лингвоэкспертному дискурсу как риторическому?
Ответ: дискурсивный; деятельностный; лингвориторический

2. Определите тип фирменного наименования
Торговый дом «Азалия» (Продажа продукции завода алюминиевого литья)
Вопросы к зачету по 1 семестру
Ответ: произвольный

3. В каком году в АлтГУ открылась Лаборатория юрислингвистики и развития речи?
Ответ: 2001

4. Как навзывается тексты, которые анализируются в ходе вербально-визуальных экспертиз? Укажите все правильные ответы.
Ответ: текст, включающий рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы и т. д, креализованный текст

5. Как называется сборник научных трудов, издаваемый Алтайским государственным университетом, в котором публикуются статьи по направлению "Юридическая лингвистика"?
Ответ: "Юрислингвистика"

6. Какие параметры используются (по А.А. Кибрику) для противопоставления целых дискурсов?
Ответ: канал передачи информации, жанровые различия,стилевые различия, формальность

7. С какими предметными областями связан термин "юрислингвистика"?
Ответ: языкознание (лингвистика) и право

8. На что, по мнению исследователей, необходимо опираться при анализе иронических текстов?
Ответ: на второй план текста, опирающийся на переносное значение высказывания и текста в целом, основанное на полярности семантики, на контрасте, при котором исключается возможность буквального понимания сказанного

9. Перечислите вопросы, которые входят в сферу судебной лингвистической экспертизы (forensic linguistics, forensischer Linguistik) как раздела юридической лингвистики?
Ответ: вопросы плагиата, установления авторства, обмана и мошенничества, защиты товарных знаков.

10. Как правильно называется ведущий стилеобразующий признак делового стиля, отражающий направленное на адресата прямое волеизъявление в форме предписания относительно выполнения называемого действия?
Ответ: императивность

11. Укажите функции официально-делового стиля в социуме
Ответ: регулирование взаимодействия участников правовых отношений, регламентация и фиксация взаимодействия между субъектами правовых отношений в
в коммуникативном процессе

12. Юрисдикционные жанры, это:
Ответ: классы устных и письменных текстов, в которых оформляется применение правовых норм в гражданских, уголовных и арбитражных делах;
классы устных и письменных текстов, в которых оформляется применение правовых норм в конкретных жизненных ситуациях

13. Основной функцией юрисдикционных жанров является:
Ответ: обеспечение координации деятельности людей в сфере применения законов

14. Какие три основных формы деятельности существуют в деловой сфере?
Ответ: осведомление, предписание, ходатайство

15. По какаим признакам различаются законодательные, юрисдикционные и административные тексты?
Ответ: адресат, установка, точность, волеизъявление (императив)

16. В чем специфика юрисдикционных документов-ходатайств?
Ответ: специфическая целеустановка, сниженная степень категоричности

17. К стилеобразующим признакам юрисдикционных жанров относятся:
Ответ: детализирующая точность, правовая оценочность, императивность,
стандартизованность

18. Юридический язык - это ...
Ответ: специализированный язык, на котором «говорят» юристы, разновидность литературного языка нации,
на котором общается большинство законопослушных представителей этой нации

19. Из какой формулы права вытекает понятие судебной справедливости?
Ответ: из формулы позитивного права

20. В чем заключается главное противоречие юридического языка?
Ответ: в его двунаправленности

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Вопросы теоретическогог типа
1. Понятие «юридическое функционирование языка». Специфика языко-правовых феноменов как совмещающих языковые и юридические свойства.
2. Юридизация языка и ее важнейшие проявления. Понятие юридического (государственного) статуса языка.
3. Юридизация речевых конфликтов. Язык и речь как источник конфликтных ситу-аций. Языковые нормы и их нарушение.
4. Лингвистическая конфликтология. Понятие языкового конфликта и способов его разрешения.
5. Основные законы РФ, в сферу действия которых включены языко-речевые кон-фликты. Общее понятие лингвистической экспертизы.
6. Речевые конфликты как правонарушение. Понятие языкового права и речевого правонарушения. Основные законы, регулирующие языко-речевые конфликты и типология языко-речевых правонарушений.
7. Экология языка, речевая агрессия и речевое хулиганство. Понятие сквернословия и брани. Бранная лексика.
8. Понятие морального вреда, ущемления деловой репутации в лингвистическом аспекте. Российские законы о защите чести и достоинства граждан.
9. Понятие оскорбления и его лингвистические и юридические аспекты. Понятие инвективного функционирования языка. Его изучение в лингвистике.
10. Речевое мошенничество и речевое манипулирование в рекламе, политической деятельности и медико-психологической практике.
11. Понятие информационно-психологической безопасности. Речевое воровство (плагиат). Авторское право и его лингвистические аспекты.

Вопросы к зачету по 2 семестру
1. Понятие юридического языка, сферы его функционирования. Особенности юридического языка.
2. Юридический язык как подстиль общенародного литературного русского языка и как язык специалистов.
3. Юридические тексты как совмещение элементов общенародного и юридического языка. Виды юридических текстов по их функции, степени юридизированности и структуре.
4. Краткая история изучения языка права в отечественной и зарубежной лингвистике.
5. Система права: понятие и структура. Основные отрасли права.
6. Правовая система: понятие и классификация. Норма права: понятие и основные признаки правовых норм.
7. Структура и формы изложения норм права. Виды правовых норм (по функциям, по способу правового регулирования, по содержанию, по территории действия).
8. Структура правовой нормы: гипотеза, диспозиции, санкция.


Перечень вопросов к зачету (3 семестр)

1. Основные жанры служебных документов. Языковые особенности различных видов документов как жанров официально-делового стиля.
2. Перечислите основные жанры официально-делового стиля.
5. Охарактеризуйте особенности речевого оформления организационно-правовых документов.
6. Охарактеризуйте особенности речевого оформления распорядительных документов.
7. Охарактеризуйте особенности речевого оформления различных видов справочных документов.
8. Охарактеризуйте особенности речевого оформления деловой переписки.
9. Назовите стилистические требования к оформлению кадровой документации.
10. Каково взаимодействие стиля и жанра?
12. Деловая переписка как жанр официально-делового стиля. Языковые особенности текстов деловых писем.
13. Канцелярские слова и конструкции как «строевая основа» деловой речи. Клише и штампы в деловой речи как результат унификации текстов документов.
14. Заимствованные слова в текстах официально-деловых документов. Особенности использования в деловой речи заимствованных слов.
15. Терминология в деловой речи. Виды терминов и особенности их использования.
16. Устаревшие слова и неологизмы в текстах деловых документов.
18. Плеоназм и тавтология в текстах деловых документов.
19. Понятие паронимии и ошибки, связанные с неразличением слов-паронимов в текстах деловых документов.
20. Графические и лексические сокращения в текстах деловых документов. Особенности оформления сокращений.
21. Цифровая информация в текстах официально-деловых документов. Особенности применения буквенной и цифровой записи чисел.
22. Проблема использования в текстах деловых документов прописных букв и кавычек в географических названиях, наименованиях учреждений, должностей, документов.
23. Особенности употребления имени существительного в текстах деловых документов. Отглагольные существительные.
24. Особенности употребления глаголов в текстах деловых документов. «Расщепленное сказуемое». Пассивные и безличные конструкции.
25. Проблема согласования сказуемого и подлежащего в текстах официально-делового стиля.
26. Причастные и деепричастные обороты в текстах официально-деловых документов. Понятие параллельных конструкций.
27. Порядок слов и строение предложения в текстах служебных документов.
28. Композиция текста документа. Зависимость композиционного строения текста от вида документа.
29. Логические основы текстов деловых документов. Четыре закона логики.
30. Логические правила дефиниции. Ошибки в построении дефиниций.
31. Логические правила аргументации. Ошибки в построении аргументов.
32. Использование фактического материала при составлении деловых документов. Проверка фактического материала при редактировании текстов деловых документов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТИПА (см. п. 5.1)
ВОПРОСЫ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ТИПА
1. Сделайте обзор статьи: Бердашкевич А.П. Право языка, язык права и государственная языковая политика // Государство и общество, 1999, №3-4, -
60-174.
2. Дайте юрислингвистическую характеристику одной из экспертиз из книги «Цена слова».
3. Выскажите свое мнение с юрислингвистической точки зрения в дискуссии о свободе мнений, состоявшейся в журнале «Советская юстиция» в 1997 году: № 4 (статья С.Полякова), №6 (статья А. Черданцева), №11 (статья А. Эрделевского).
4. Оцените возможности юрислингвистического использования статьи: Вайнрих Х. Лингвистика лжи // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. – С.44-93.
5. Сделайте обзор статей, имеющих юрислингвистическое содержание, в журнале «Законодательство и практика СМИ» за 2006 год.
6. Сделайте рецензию статьи под юрислингвистическим углом зрения: Б. Я. Шарифуллин. Инвектива: лингвистика vs. юриспруденция, или лингвистика atque юриспруденция // Вестник Красноярского госуниверситета, 2000, №2. – С.93-96.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
«Зачтено»:
1) студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
2) студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
3) студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах препода
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бринев К.И. Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза: монография Барнаул // ЭБС "Лань" , 2017 e.lanbook.com
Л1.2 под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под редакцией Н.Д. Голева. Юрислингвистика-9: истина в языке и праве: межвуз. сб. науч. ст. Барнаул, 2008
Л2.2 Третьякова В.С. Речевой конфликт и аспекты его изучения // Юрислингвистика-5: Юридические аспекты языка и лингвистические аспекты права : статья Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004
Л2.3 Под ред. Н.Д. Голева Юрислингвистика-6: Инвективное и манипулятивное функционирование языка: : Межвуз. сб. науч. тр. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005
Л2.4 О.А. Хазова Искусство юридического письма.: монография М.: Юрайт // ЭБС "Лань", 2018 www.biblio-online.ru/book/77ACCFF9-09B4-4A15-8D83-D9ABA455F21E.
Л2.5 Под ред. Н.Д. Голева Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии: Межвуз. сб. науч. тр. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000
Л2.6 под ред. Н.Д. Голева Юрислингвистика –7: Язык как феномен правовой коммуникации : межвуз. сб. тр. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006
Л2.7 Голев Н.Д. 7. Голев Н.Д. Об объективности и легитимности источников лингвистической экспертизы // Юрислингвистика-3. .: учебное пособие Барнаул, из-во Алт-ун-та, 2002
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник М.: Эксмо, 2007
Л3.2 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Э2 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru
Э3 Поисковая система google - www.google.ru
Э4 Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru
Э5 Издательство «Лань»: www.e.lanbook.com
Э6 Университетская библиотека: www.biblioclub.ru
Э7 - сайт Российской государственной библиотеки www.rsl.ru
Э8 - сайт Высшей аттестационной комиссии vak.ed.gov.ru
Э9 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Университетская библиотека: www.biblioclub.ru
Э10 ЭУМК "Основы юрислингвистики"(часть 1,2) portal.edu.asu.ru
Э11 ЭУМК "Основы юрислингвистики"(часть 3) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартный набор программного обеспечения, имеющийся в распоряжении АлтГУ
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru
Поисковая система google - www.google.ru
Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru
Университетская библиотека: www.biblioclub.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель дисциплины – формирование у студентов базовых знаний о различных формах взаимодействия лингвистики и юриспруденции.
Реализации цели предполагает решение следующих задач:
• сформировать представление о различии юридического и лингвистического подходов к функционированию современного русского языка;
• выработать стойкий профессиональный интерес обучаемых к решению про-блем функционирования современного русского языка в юридической сфере;
• дать общую характеристику современных форм, методов, приемов работы с текстами русского языка, функционирующими в юридической сфере.