МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_РЯЛФКА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., Проф., гребнева м.п.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 8.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
и.о. Чернышова Татьяна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой и.о. Чернышова Татьяна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение новых теоретических сведений; освоение различных методик анализа художественного текста; использование полученных сведений и освоенных методик в самостоятельной научной работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные литературоведческие школы и их выдающихся представителей; концепции изучаемых литературоведов
3.2.Уметь:
3.2.1.вычленять наиболее важные моменты литературоведческих концепций; сравнивать точки зрения представителей как одной литературоведческой школы, так и разных литературоведческих школ; различать методические приемы, используемые литературоведами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.совокупностью разнообразных методических приемов, предназначенных для самостоятельной научной работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Литературоведческие методы
1.1. Мифологический метод. А.Н. Афанасьев – представитель мифологической школы. Полемика А.А. Потебни с А.Н. Афанасьевым по поводу возникновения мифа, взаимоотношений мифа и слова. (2 час.). Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Мифологический метод. Е.А. Мелетинский и традиции мифологической школы (2) час.). Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Формальный метод. В.Б. Шкловский (2) Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Мифологический метод. Зарубежная мифологическая школа. К. Юнг (2) Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Формальный метод. Б.М. Эйхенбаум (4) Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1
1.6. Мифологический метод. Зарубежная мифологическая школа. М. Элиаде (2 час.). Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.7. Формальный метод. Ю.Н. Тынянов (4) Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1
1.8. Психологический метод Л.С. Выготского (4) Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1
1.9. Психологический метод. А.А. Потебня – представитель психологической школы (2 час.). Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.10. Формальный метод П.Г. Богатырева и Р.О. Якобсона (2) Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.11. Социологический метод. Социологическая школа и В.Н. Фриче (4 час.) Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
1.12. Социологический метод. Социологическая школа и В.Ф. Переверзев (4 час.) Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
1.13. Культурно-исторический метод Д.С. Лихачева. (2 час.) Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.14. Сам. работа 1 72 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Примеры заданий закрытого типа


Пример 1
Какой метод предложил А.Н. Афанасьев для изучения мифа:
а) сравнительный
б) типологический
в) структурный
г) психологический
Ответ: а
Пример 2
С чем связывал В.Н. Фриче развитие пластических искусств?
а) с работой, превратившейся в игру
б) с отдыхом, превратившимся в работу
в) с работой, превратившейся в наказание
г) с отдыхом, превратившимся в наказание
Ответ: а

Пример 3
А.А. Потебня считал главнейшим свойством внутренней формы:
а) способность преобладающего признака образа воспроизводиться при всяком новом восприятии
б) способность преобладающего признака образа не воспроизводиться при всяком новом восприятии
в) способность преобладающего признака образа иногда воспроизводиться при восприятии
г) способность преобладающего признака образа достаточно часто воспроизводиться при всяком новом восприятии
Ответ: а


Пример 4
Д.С. Лихачев полагал, что прием в средневековой литературе отличался:
а) традиционностью
б) новизной
в) устарелостью
г) безразличием
Ответ: а
Пример 5
Какое утверждение является ложным:
а) В.Б. Шкловский был участником ОПОЯЗа.
б) Б.М. Эйхенбаум не был участником ОПОЯЗа.
Ответ: б

Пример 6
Какое утверждение является ложным:
а) Б.М. Эйхенбаум является автором статьи «Теория формального метода».
б) В.Б. Шкловский является автором статьи «Теория формального метода».
Ответ: б
Пример 7
Какое утверждение является ложным:
а) ОПОЯЗ существовал в период с сер. 1910-х по сер. 1920-х гг.
б) ОПОЯЗ существовал в период с сер. 1920-х по сер. 1930-х гг.
Ответ: б

Пример 8
Какое утверждение является истинным:
а) принцип спецификации и конкретизации определил своеобразие первого этапа существования ОПОЯЗа.
б) принцип спецификации и конкретизации не определил своеобразие первого этапа деятельности ОПОЯЗа.
Ответ: а
Пример 9
Какое утверждение является истинным:
а) выводом из наблюдений участников ОПОЯЗа было то, что поэтический язык не есть только язык образов.
а) выводом из наблюдений участников ОПОЯЗа было то, что поэтический язык есть только язык образов.
Ответ: а

Пример 10
Какое утверждение является истинным с точки зрения формалистов:
а) новая форма является для того, чтобы выразить новое содержание.
б) новая форма является не для того, чтобы выразить новое содержание, а для того, чтобы заменить старую форму, уже потерявшую свою художественность.
Ответ: б)
Пример 11
Какое утверждение является истинным:
а) мышление В.Б. Шкловского отличалось полемичностью.
б) мышление В.Б. Шкловского не отличалось полемичностью.
Ответ: а
Пример 12
Какое утверждение является истинным:
а) В.Б. Шкловский является автором статьи «Воскрешение слова».
б) В.Б. Шкловский не является автором статьи «Воскрешение слова».
Ответ: а

Пример 13
Кому принадлежит утверждение – «Только создание новых форм исусства может возвратить человеку переживания мира, воскресить вещи и убить пессимизм»:
а) В.Б. Шкловский
б) Б.М. Эйхенбаум
в) Ю.Н. Тынянов
Ответ: а

Пример 14
Какое утверждение является верным с точки зрения формалистов:
а) материал не существует вне приема.
б) материал существует вне приема.
Ответ: а

Пример 15
Кто является автором статьи «Как сделана «Шинель» Гоголя»:
а) В.Б. Шкловский
б) Б.М. Эйхенбаум
Ответ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Закрытых Вопросов: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69%
заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Примеры заданий открытого типа:
Пример 1
Какие два рода комического сказа рассматривал Б.М. Эйхенбаум? (повествующий, воспроизводящий)
Пример 2
Какие приемы вводит воспроизводящий сказ? (особая комическая артикуляция, звуковые каламбуры, прихотливые синтаксические расположения)
Пример 3
Какую цель поставил Б.М. Эйхенбаум, создавая работу «Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки»? (изучить творчество Лермонтова историко-литературно).
Пример 4
Какой стилистический прием, по мнению Б.М. Эйхенбаума, придавал лермонтовскому творчеству стройность, композиционную завершенность? (неподвижные речевые формулы или стилистические клише)
Пример 5
Сколько композиционных частей имеется в работе Б.М. Эйхенбаума, посвященной творчеству М.Ю. Лермонтова? (три)
Пример 6
Как называется каждая композиционная часть в работе Б.М. Эйхенбаума, посвященной творчеству М.Ю. Лермонтова? ( юношеские стихи, стихи второго периода, проза)
Пример 7
Как Б.И. Эйхенбаум характеризует основное дело Лермонтова? (сплачивание чужого и превращение его в свое)
Пример 8
Какой проблеме посвящена статья Ю.Н. Тынянова «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)»? (проблема литературной традиции или литературной преемственности)
Пример 9
Назовите два художественных приема, которые находятся в центре внимания Ю.Н. Тынянова в статье «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)»? (стилизация, пародия)
Пример 10
Каким приемом, по мнению Ю.Н. Тынянова, пользуется Достоевский в ранний период своего творчества? (стилизация)
Пример 11
Каким приемом, по мнению Ю.Н. Тынянова, пользуется Достоевский в зрелый период своего творчества? (пародия)
Пример 12
Охарактеризуйте первый этап литературной эволюции по Тынянову. (по отношению к автоматизованному принципу конструкции намечается противоположный конструктивный принцип)
Пример 13
Охарактеризуйте второй этап литературной эволюции по Тынянову. (новый конструктивный принцип ищет легчайшего прменения)
Прмер 14
Охарактеризуйте третий этап литературной эволюции по Тынянову.
Новый конструктивный принцип распространяется на наибольшую массу явлений)
Пример 15
Охарактеризуйте червертый этап литературной эволюции по Тынянову.
(новый конструктивный принцип автоматизуется и вызывает противоположный принцип конструкции)
Пример 16
Какая область, по мнению Ю.Н. Тынянова, является благодатной почвой для возникновения новых конструктивных принципов? (область быта)
Пример 17
Что Ю.Н. Тынянов называет автофункцией? (элемент соотносится по ряду подобных элементов других произведений, других рядов)
Пример 18
Что Ю.Н. Тынянов называет синфункцией? (элемент соотносится с другими элементами данной системы)
Пример 19
С чем Л.С. Выготский в работе «Психология искусства» сравнивает нашу «чувствующую душу»? (с возом, с которого что упало, то пропало)
Пример 20
С чем Л.С. Выготский в работе «Психология искусства» сравнивает нашу «мыслящую душу»? (с возом, с которого гичего упасть не может)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. прикрепленный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Список вопросов к зачету:
А.Н. Афанасьев о происхождении мифа, методе и средствах его изучения.
Е.М. Мелетинский о мифическом времени.
Основные положения работ В.Б. Шкловского «Воскрешение слова» и «Искусство как прием».
Содержание и значение работы В.Б. Шкловского «Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля».
«Как сделана «Шинель» Гоголя» – формалистская работа Б.М. Эйхенбаума.
Структура и содержание работы Б.М. Эйхенбаума «Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки».
Монография Б.М. Эйхенбаума «Лев Толстой. Семидесятые годы» как результат творческой эволюции.
Статьи Б.М. Эйхенбаума «Литературный быт» и «Писательский облик М. Горького» как свидетельства преодоления ограниченности формализма.
Миф, мифологема, монада в работе К.Г. Юнга «Введение в сущность мифологии».
Определение мифа М. Элиаде.
А.А. Потебня о соотношении мифа и слова.
Социологические представления В.Ф. Переверзева в работе «Творчество Гоголя».
Культурно-исторический метод Д.С. Лихачева.
П.Г. Богатырев и Р.О. Якобсон о фольклоре как особой форме творчества.
Использование синхронного метода в работе П.Г. Богатырева «Магические действия, обряды и верования Закарпатья».
Р.О. Якобсон – автор статьи «Статуя в поэтической мифологии Пушкина».
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета
(для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное)
по всему изученному курсу. Зачет / Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. .


Зачет / экзамен (выбрать нужное) проводится в устной форме по билетам.
В билет входит 2-3 вопроса: как правило, 1-2 вопроса теоретического характ
ера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Новиков, Д.А. Новиков Методология научного исследования : учебное пособие М. : Либроком, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82773 (03.11.2017)
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пещеров Г.И. Методология научного исследования: учебное пособие Институт мировых цивилизаций, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 методология научного исследования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Работа на лекции

На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.
Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее». Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.


2. Работа с учебниками и научной литературой
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс.
Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).