МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная деятельность филолога в цифровой среде

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_РЯЛФКА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н, Доц., Доронина С.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., Проф., Чернышова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная деятельность филолога в цифровой среде

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 07.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 07.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Доронина С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубление знаний о современных программных продуктах, способствующих решению профессиональных задач филолога-практика. Выработка навыков работы с частью данных продуктов (по выбору обучающегося).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ПК-1 Способен осуществлять под руководством специалиста более высокой квалификации педагогическую деятельность по профильным дисциплинам (модулям) в рамках программ бакалавриата и программ дополнительного профессионального образования соответствующего уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы проектирования филологических проектов в цифровой среде.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать информационные технологии в научно-исследовательской и педагогической филологической деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Использует современные информационные технологии при конструировании учебных занятий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ СПЕЦИАЛИСТА-ФИЛОЛОГА
1.1. Автоматическая проверка текста Лекции 2 1 УК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Автоматическая проверка текста Практические 2 2 УК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Автоматическая обработка текстов на естественном языке Лекции 2 1 УК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Автоматическая обработка текстов на естественном языке Практические 2 2 УК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Автоматический анализ и синтез звучащей речи Лекции 2 1 УК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Автоматический анализ и синтез звучащей речи Практические 2 2 УК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Автоматический анализ и синтез письменной речи Лекции 2 1 УК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Автоматический анализ и синтез письменной речи Практические 2 2 УК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Работа с видеоконтентом Лекции 2 1 УК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Работа с видеоконтентом Практические 2 2 УК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ СПЕЦИАЛИСТА-ФИЛОЛОГА Сам. работа 2 40 УК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
2.1. Корпусная лингвистика. Национальные корпусы текстов Лекции 2 1 УК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Корпусная лингвистика. Национальные корпусы текстов Практические 2 4 УК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Цифровые технологии в социолингвистических исследованиях Лекции 2 1 УК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Цифровые технологии в социолингвистических исследованиях Практические 2 2 УК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Автороведение и стилеметрия Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Автороведение и стилеметрия Практические 2 4 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Количественные методы в лингвистических исследованиях Лекции 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Количественные методы в лингвистических исследованиях Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Сам. работа 2 36 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Малявина, А. Н. Информационные технологии в лингвистике: учебно-методическое пособие Тольятти : ТГУ, 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Шипицина Л.Ю. Информационные технологии в лингвистике : учебное пособие Флинта, ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гуслякова А. В. Информационные технологии и лингвистика XXI века: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная деятельность филолога в цифровой среде portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

Электронная библиотечная система "Лань" https://e.lanbook.com/

Электронная библиотечная система "Онлайн" https://biblioclub.ru/index.php?page=book_blocks&view=main_ub

Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/

Электронная библиотечная система "Консультант студента" https://www.studentlibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
415Н кабинет материаловедения; лаборатория макетирования графических работ; лаборатория испытания материалов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) - 1 ед.; шкаф для хранения наглядных пособий

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для получения оценки за курс студенту необходимо освоить все предлагаемые темы, последовательно изучив все материалы курса: лекции, контрольные задания и тесты. Лекция засчитывается при выполнении двух условий: она должна быть пройдена до конца, на контрольные вопросы должны быть даны верные ответы. Задания и тесты становятся доступными после завершения работы над лекцией. Тесты проверяются автоматически, проверка письменных заданий осуществляется преподавателем. Выполнение элементов курса автоматически отмечается на его главной странице. Для более глубокого изучения тем предлагаются словарь терминов и дополнительные материалы (лингвистические словари, справочники, размещенные в курсе как гиперссылки).
Задания курса оцениваются в баллах и суммируются. Всего за курс можно заработать 100 баллов. При этом
• за все выполненные лекции курса можно получить 20 баллов,
• за все выполненные задания - 60 баллов,
• за правильно решенные тесты - 20 баллов.
• Заработанное количество баллов переводится в зачет по следующим правилам

Сопоставление шкал оценивания:
Удовлетворительно (пороговый уровень)50-100 баллов за курс
Неудовлетворительно (уровень не сформирован) 0-49 баллов за курс