Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Русский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_Филология_РЯЛФКА-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | 2 (3) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 16 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 | 20 | 20 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 | 40 | 40 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 | 102 | 102 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Доронина С.В.
1.1. | Целями освоения учебной жисциплины являются получение знаний о филологической теории коммуникации как междисциплинарной области исследования в филологии; о методологических принципах и методических приемах филологического исследования коммуникации и ее объектов; формирование умений осуществлять на этой основе научно-исследовательскую, проектную, организационно-управленческую и другие виды деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-1 | Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации; |
ОПК-1.1 | Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы, принятые в разных сферах коммуникации |
ОПК-1.2 | Умеет применять в практической деятельности коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы, принятые в разных сферах коммуникации |
ОПК-1.3 | Свободно использует стилистические и языковые нормы в различных видах устной и письменной коммуникации |
ОПК-2 | Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования |
ОПК-2.1 | Знает методологию и методы современных научных парадигм в области филологии |
ОПК-2.2 | Умеет представить результаты научного исследования в виде устного выступления, тезисов для научной конференции, автореферата |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы, принятые в разных сферах коммуникации Знает методологию и методы современных научных парадигм в области филологии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет применять в практической деятельности коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы, принятые в разных сферах коммуникацииУмеет представить результаты научного исследования в виде устного выступления, тезисов для научной конференции, автореферата. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Анализирует и интерпретирует различные типы текстов в зависимости от задач профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Человек в коммуникации | ||||||
1.1. | Истоки антропологической проблематики в современной филологии | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
1.2. | Понятие коммуникации | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
1.3. | Теория коммуникации как наука | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
1.4. | Истоки антропологической проблематики в современной филологии | Лекции | 2 | 2 | ||
1.5. | Филология и коммуникативные науки: истоки и этапы взаимного тяготения | Сам. работа | 2 | 21 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Филологическая теория коммуникации: основные понятия | ||||||
2.1. | Категория языковой личности как объект изучения филологических наук | Лекции | 2 | 4 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
2.2. | Категория языковой личности: генезис и соврменное состояние | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
2.3. | Одно- и многоязычие коммуникации | Практические | 2 | 6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
2.4. | Диалогичность как принцип организации коммуникации | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
2.5. | Эвокативность и интерпретативность в коммуникативно-речевой деятельности человека | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
2.6. | Итоговая письменная работа по разделу | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
2.7. | Филологическая теория коммуникации: предмет, основные категории и понятия | Сам. работа | 2 | 30 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Человек говорящий как объект филологической теории коммуникации | ||||||
3.1. | Общенаучные и философские истоки антропологической проблематики в филологии | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
3.2. | Категория языковой личности: структура и типы. Человек коммуницирующий: параметры его характеристики | Практические | 3 | 4 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
3.3. | Человек говорящий: истоки лингво-коммуникативного изучения | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
3.4. | Категория языковой личности: генезис и современное состояние исследований | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
3.5. | Категории речевого и коммуникативного поведения | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
3.6. | Лингвокультурный типаж | Практические | 3 | 4 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
3.7. | Итоговое занятие | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
3.8. | Человек говорящий как объект филологической теории коммуникации | Сам. работа | 3 | 30 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Понятие о тексте и текстуальности | ||||||
4.1. | Критерии текстуальности. Семиотические, герменевтические, риторические основы филолого-коммуникативного анализа текста | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
4.2. | Коммуникативная ситуация | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
4.3. | Жанр как форма текста | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
4.4. | Прямая и непрямая коммуникация | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1 | |
4.5. | Межкультурная и монокультурная коммуникация | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
4.6. | Невербальная коммуникация | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
4.7. | Итоговое занятие | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
4.8. | Понятие о тексте и текстуальности | Сам. работа | 3 | 21 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=70 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Полное описание языковой личности в целях ее анализа и синтеза, по мнению Ю.Н. Караулова, предполагает: а. выявление ее жизненных или ситуативных доминант б. характеристику семантико-строевого уровня ее организации в. характеристику репертуара стилистических средств г. реконструкцию языковой модели мира ОТВЕТ: б, г. Вопрос 2. Структура уровней языковой личности а. оппозитивна б. эквивалентна в. изоморфна г. тождественна ОТВЕТ: в Вопрос 3. Кто из ученых первым употребил термин "языковая личность"? а. Ю.Н. Караулов б. Э. Сепир в. Э. Бенвенист г. В.В. Виноградов ОТВЕТ: г Вопрос 4. Понятие "субъективность в языке", введенное Э. Бенвенистом, обусловило интерес лингвистики к следующим категориям: а. категории дискурса б. категории речевого поведения в. категории дейксиса г. категории перформативности ОТВЕТ: а, в, г. Вопрос 5. Языковая личность, согласно концепции В.И. Карасика, представляет собой совокупность следующих аспектов: а. понятийного б. ценностного в. социокультурного г. поведенческого ОТВЕТ: а, б, г Вопрос 6. Языковая личность в условиях общения предстает как: а. текстовая личность б. социокультурная личность в. дискурсивная личность г. коммуникативная личность ОТВЕТ: г Вопрос 7. Нормы поведения, закрепленные в языке, рассматриваются в рамках: а. ценностного аспекта описания языковой личности б. понятийного аспекта описания языковой личности в. поведенческого аспекта описания языковой личности г. социокультурного аспекта описания языковой личности ОТВЕТ: а Вопрос 8. Прецедентные тексты, по В.И. Карасику, входят в зону: а. социокультурного аспекта языковой личности б. понятийного аспекта языковой личности в. дискурсивного аспекта языковой личности г. ценностного аспекта языковой личности ОТВЕТ: б Вопрос 9. Речевые действия языковой личности относятся к области аспекта: а. статусно-ролевого б. дискурсивного в. поведенческого г. понятийного ОТВЕТ: в Вопрос 10. Суждение Ю.Н. Караулова, что "в дискурс языковой личности прецедентный текст редко вводится целиком, а всегда только в свернутом, сжатом виде - пересказом, фрагментом", характеризует способ включения прецедентного текста как а. семиотический б. ценностный в. синтактический г. прагматический ОТВЕТ: а Вопрос 11. Исходя из концепции описания литературной личности, чего не следует делать при изучении автора в тексте художественного произведения? а. Выявлять совпадение фактов биографии и личности автора с фактами биографии и личностью его персонажей. б. Рассматривать разных персонажей как воплощения разных аспектов личности автора. в. Отождествлять автора с повествователями его прозаических произведений или лирическими героями его поэзии. г. Считать главного героя своего рода "маской автора" - идеализирующей, демонизирующей его личность и т.д. ОТВЕТ: в Вопрос 12. Под языковой личностью в современной русистике понимается а. любой носитель литературного языка б. любой носитель языка в. типичный носитель языка г. элитарный носитель языка ОТВЕТ: б Вопрос 13. Какое представление о языковой личности не соответствует действительности: а. Языковая личность дает представление о личности как представителе языковой общности. б. Языковая личность дает представление о личности как индивидууме и авторе текстов. в. Языковая личность дает представление о личности как представителе речевого коллектива. г. Языковая личность дает представление о личности как представителе языковой системы. ОТВЕТ: г Вопрос 14. Тексты, по которым мы получаем представление о языковой личности должны различаться: а. по объему б. по коммуникативной и прагматической направленности в. по жанровой организации г. по когнитивному отражению в них действительности ОТВЕТ: а Вопрос 15. Категория языковой личности позволяет синтезировать представления о: а. результатах исследований в языковедческих науках б. личности в. научных парадигмах г. языке ОТВЕТ: б, г КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается одним баллом. Оценивание КИМ теортетического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий, «не зачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий. «отлично» – верно выполнено 85-100 % заданий, «хорошо» – верно выполнено 70-84 % заданий, «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69 % заданий, «неудовлетворительно» – верно выполнено 50 % или менее 50 % заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Понятие, связанное с изучением языковой картины мира, которая представляет собой результат взаимодействия ценностей человека с его жизненными целями, мотивами поведения, установками и проявляется в текстах, создаваемых данным человеком – это… Ответ: языковая личность. 2. Художественная категория, формирующая единство всех элементов многоуровневой структуры литературного произведения – это… Ответ: образ автора. 3. Назовите единицы вербально-семантического уровня структуры языковой личности, по Ю.Н. Караулову. Ответ: слова. 4. Единицей мотивационного уровня структуры языковой личности, по Ю.Н. Караулову, являются… Ответ: деятельностно-коммуникативные потребности. 5. Нельзя познать сам по себе язык, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю – тезис, определяющий разработку концепции … Ответ: Языковой личности (Ю. Н. Караулов). 6. С чьими идеями коррелирует высказывание: "Язык с самого детства входит в наше сознание и является единственным проводником осмысленной информации. Как бы ни был богат и разнообразен окружающий нас мир, человек увидит в нем только те явления, для которых есть словесное обозначение" (Т.Б. Радбиль?) Ответ: Э. Сэпира, В. фон Гумбольдта. 7. Верно ли утверждение, что структуру языковой личности, по В.И. Карасику, можно охарактеризовать как уровневое образование? Ответ: нет, не верно – в модели В.И. Карасика аспекты коммуникативной личности (ценностный, познавательный и поведенческий) перемежаются и дополняют друг друга. 8.К какому аспекту относится наиболее конкретное проявление языковой личности в речевых действиях, имеющих мотивы, цели, стратегии и способы их реализации (В.И. Карасик)? Ответ: к поведенческому 9. Тезаурус личности, как способ организации знаний о мире, имеет явно выраженную тенденцию к стандартизации или индивидуализации его структуры? Ответ: стандартизации. 10. Пониманию какого уровня в концепции Ю.Н. Караулова соответствует высказывание: Тезаурус мертв без акта познания, сумма знаний - это заснувшее вместе с принцессой царство из сказки Ш. Перро...?. Ответ: тезаурусный. 11. Верно ли утверждение: стратегии поведения носителя языка в устной речи и письме весьма схожи? Ответ: Нет. Устная речь чаще всего проявляется как разговорная речь в ситуации беседы и рождается чаще всего из непосредственного переживания. Письменная речь проявляется, как речь деловая или научная и предназначена для непосредственно не присутствующего собеседника. Устная речь ситуативна: то, что мы говорим, понимается не сколько с содержанием самой речи, сколько на основании той ситуации, в которой находится собеседник. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации. Если в устной речи для смыслового выражения отношения к тому, о чем говорят, используют интонацию, то в письменной речи те же функции выполняют лексика (выбор сочетаний слов), грамматика и знаки препинания. В письменной речи также имеются синтаксические конструкции и стили, особая композиционная структура. Письменная речь требует более систематического, логически связанного изложения. в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе – как пишущий, так и читающий имеют в поле своего зрительного восприятия одновременно ряд несколько слов и в тех случаях, когда есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или даже страниц назад. Это создает определенные преимущества письменной речи перед устной. Письменная речь допускает разрыв во времени и пространстве между моментом ее порождения одним человеком и восприятия другим. Это дает возможность адресату выбрать стратегию для лучшего ее восприятия и понимания: прочитывать частями, читать все сразу или возвращаться к прочитанному. 12. В духе идей кого из ученых высказано следующее суждение: "Носитель языка интуитивно чувствует соответствие (или несоответствие) норме употребляемых в речи языковых единиц. Он может и не знать конкретных форм или способов их реализации, но его незнание компенсируется языковым сознанием, формируемым каждой нацией по своим правилам" (В.В. Наумов)? Ответ: В. фон Гумбольдта. 13. Установление ценностных ориентиров поведения – главная характеристика… Ответ: модельной личности. 14. Какую теорию развивает теория лингвокультурных типажей в рамках лингвокультурологии? Ответ: теорию языковой личности. 15. Какая теория синтезирует в себе достижения лингвистики, литературоведения, социологии, психологии и культурологии? Ответ: теория лингвокультурных типажей. 16. Единица языкового сознания, отражающая определенную черту языкового строя или системы родного языка, которая обладает высокой устойчивостью к вариациям и стабильностью ко времени – это… Ответ: психоглосса. 17. Характеристика особой социальной группы, противопоставленной остальному обществу – это… Ответ: социокультурные типажи. 18. Коммуникативное поведение – это… ? Ответ: совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. 19. правила, не обязательные для выполнения, но соблюдаемые большинством народа и рассматриваемые в обществе как желательные для выполнения (спросить старика о здоровье, поинтересоваться успеваемостью школьника, предложить помощь женщине и др.) – это… Ответ: коммуникативная традиция. 20. Что понимают под невербальным коммуникативным поведением? Ответ: совокупность норм и традиций, регламентирующих требования к организации ситуации общения, к физическим действиям, контактам и расположению собеседников, к невербальным средствам демонстрации отношения к собеседнику, мимике, жестам и позам, сопровождающим общение и необходимым для его осуществления КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан. Терминология сохранена. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой. Ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток. Терминологически правильный. Нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, основной литературой. Суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОПК-2: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования; ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Какое высказывание не соответствует действительности? а. Лингвокультурный типаж в некоторых аспектах может быть отождествлен с понятием "роль". б. Лингвокультурный типаж проявляется через коммуникативное поведение в. Лингвокультурный типаж отличается от имиджа многомерностью и объективностью. г. Понятие лингвокультурного типажа пересекается с понятием языковая личность. ОТВЕТ: а Вопрос 2. При описании лингвокультурного типажа учитываются следующие его характеристики: а. образные б. понятийные в. поведенческие г. оценочные ОТВЕТ: а, б, г Вопрос 3. Какие из лингвокультурных типажей могут быть отнесены к этнокультурным типажам: а. коллекционер б. купец в. футбольный фанат г. ковбой ОТВЕТ: б, г Вопрос 4. Какие из лингвокультурных типажей являются социокультурными типажами? а. компьютерный хакер б. супермен в. шпана г. футбольный фанат ОТВЕТ: а,в, г Вопрос 5. Определите, специфика какого типа коммуникативного поведения продемонстрирована в данном тексте: По статистике самой популярной фразой в курилке является: ”Всё, с завтрашнего дня бросаю!” а. привычного поведения индивида б. коммуникативного поведения, свойственного этносу в. гендерного коммуникативного поведения г. коммуникативного поведения, свойственного социальной группе ОТВЕТ: а Вопрос 6. Определите тип коммуникативного поведения, продемонстрированный в тексте: Что должен уметь мужчина: 1) Не молчать, если вкусно приготовлено; 2) Молча жрать, если не вкусно… а. привычное поведение индивида б. коммуникативное поведение, свойственное социальной группе в. коммуникативное поведение, свойственное этносу г. гендерное поведение ОТВЕТ: б Вопрос 7. Определите тип коммуникативного поведения, продемонстрированный в тексте: Мужчина в США увидел собаку, которая напала на девочку. Он ударил собаку, а она погибла. В газетах: "Американский герой спас девочку от собаки" Мужчина говорит: "Я не американец" В газетах: "Иностранный герой спас девочку от собаки" Мужчина: "Я араб" Новости: "Исламский террорист убил невинную собаку, которая играла с девочкой!" а. коммуникативное поведение, свойственное социальной группе б. привычное поведение индивида в. профессиональное поведение г. коммуникативное поведение, свойственное этносу ОТВЕТ: в Вопрос 8. Определите тип коммуникативного поведения, продемонстрированный в тексте: Я вот думаю о том, как мамы кормят своих детишек с крошечных ложечек и вилочек. Интересно, а как кормят своих детей китайские мамы... зубочистками? а. коммуникативное поведение свойственное этносу б. привычное поведение индивида в. гендерное поведение г. коммуникативное поведение, свойственное социальной группе ОТВЕТ: а Вопрос 9. Определите тип коммуникативного поведения, продемонстрированный в тексте: Объявление в газете в разделе трудоустройство. Для ухода за пожилым программистом требуется приятная женщина, говорящая на FORTRAN, BASIC и С++. а. типичное поведение индивида б. коммуникативное поведение, свойственное социальной группе в. коммуникативное поведение, свойственное этносу г. гендерное поведение ОТВЕТ: б Вопрос 10. К невербальному поведению не относится: а. параязыковое поведение б. тактильное поведение в. фатическое поведение г. проксемное поведение ОТВЕТ: в Вопрос 11. Определите типы невербального поведения в тексте: - Са-ша! - лицо Кати <...> сделалось вдруг замкнутым, глаза недоверчиво округлились, голос упал до настороженного шепота (В. Тендряков). а. фатическое поведение б. параязыковое поведение в. проксемное поведение г. кинетическое поведение ОТВЕТ: б, г Вопрос 12. Определите типы невербального поведения в тексте: Поля (вставая со стула, на который только что села): Нил... Васильевич сделал... сказал мне... вчера вечером... спросил... Бессеменов: Что спросил?.. Ну? Нил (спокойно): Вы не пугайте ее... Я спросил ее - не хочет ли она выйти за меня замуж (М. Горький). а. параязыковое поведение б. проксемное поведение в. кинетическое поведение г. символическое поведение ОТВЕТ: а, б Вопрос 13. К кинемам относятся: а. рукопожатие б. кивок головой в. стоять руки в боки г. сжатые губы ОТВЕТ: б, в, г Вопрос 14. а. Продолжительность пауз в разговоре универсальна для всех культур. б. Фатическое общение в высшей степени информативно. в. Роль ритуальности в русской культуре значительнее, чем в американской. г. В русском общении большая роль отведена контексту. ОТВЕТ: а, б Вопрос 15. Найдите высказывания, не соответствующие действительности: а. Молчание представляет собой момент полного отсутствия коммуникации. б. Для русского общения не характерно большое различие между персональным и институциональным дискурсом. в. Невступление в коммуникацию в критической ситуации является эффективным способом избежать конфликта. г. Русские в меньшей степени склонны к "агрессивной самопрезентации", чем американцы. ОТВЕТ: а, б, в. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается одним баллом. Оценивание КИМ теортетического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий, «не зачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий. «отлично» – верно выполнено 85-100 % заданий, «хорошо» – верно выполнено 70-84 % заданий, «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69 % заданий, «неудовлетворительно» – верно выполнено 50 % или менее 50 % заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. совокупность языковых и стилистико-текстовых особенностей, свойственных речи писателя, ученого, публициста, а также отдельных носителей данного языка Ответ: идиостиль 2. устойчивая совокупность неосознаваемых и/или осознаваемых коммуникативных представлений, правил и норм, опосредованных культурой как макроконтекстом коммуникации, определяющих содержание и языковые паттерны общения в данной лингвокультуре – это Ответ: национальный коммуникативный стиль. 3. К единицам какого уровня структуры языковой личности, по Ю. Н. Караулову, относятся понятия? Ответ: тезаурусный уровень. 4. Кто автор идеи: Нужен анализ вполне определенного национального языка вместе с историко-, этно-, социо- и психо-лингвистическими особенностями его носителей? Ответ Ю. Н. Караулов 5. С какой концепцией коррелирует следующее высказывание: "... каждая конкретная языковая личность является многослойной структурой, объединяющей в себе черты больших и малых языковых сообществ, плюс свои собственные черты, накладывающие отпечаток на характер коммуникации" (О.А. Леонтович)? Ответ: с концепцией языковой личности Ю.Н. Караулова 6. Верно ли утверждение, что структуру языковой личности, по В.И. Карасику, можно охарактеризовать как уровневое образование? Ответ: да, верно: высший – прагматический уровень, средний – семантический, низший – лексический. 7. Пониманию какого уровня в концепции языковой личности Ю. Н. Караулова соответствует высказывание: "понять" какую-нибудь фразу или текст означает, "пропустив" ее через свой тезаурус, соотнести со своими знаниями и найти соответствующее ее содержанию "место" в картине мира? Ответ: тезаурусный 8. Что представляет собой этнокультурный типаж? Ответ: выражение ценности всего сообщества, с подчеркиванием национально-культурного своеобразия этноса. 9. Разновидность лингвокультурного концепта, содержанием которого является обобщенный образ человека как представителя определенной социальной группы в рамках лингвокультуры – это… Ответ: лингвокультурный типаж. 10. резкое расхождение в нормах и традициях общения народов, возникающее в условиях непосредственной межкультурной коммуникации, сопровождаемое неадекватной интерпретацией или прямым отторжением коммуникативного явления представителем гостевой лингвокультурной общности с позиций собственной коммуникативной культуры – это… Ответ: коммуникативный шок 11. Дайте определение коммуникативной нормы. Ответ: коммуникативные правила, обязательные для выполнения в данной лингвокультурной общности (знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить и т.д.) 12. Раскройте понятие коммуникативной культуры. Ответ: коммуникативное поведение народа как компонент его национальной культуры; фрагмент национальной культуры, отвечающий за коммуникативное поведение нации. 13. Какая область невербалики изучает нормы поведения, регламентирующие касание людей друг друга? Ответ: такесика 14. Какой тип невербального поведения регулирует отношение людей к пространству коммуникации? Ответ: проксемное поведение. 15. К какому типу относятся формы поведения людей, выраженные жестами и их комплексами Ответ: кинетическое поведение. 16. Охарактеризуйте параязыковое поведение. Ответ: это формы поведения людей, выраженные голосом. 17. Кинемы, управляющие ходом коммуникативного процесса, т.е. устанавливающие, поддерживающие или завершающие коммуникацию определяются как… Ответ: регуляторы. 18. К эмблемам относятся кинемы… Ответ: имеющие самостоятельное лексическое значение и способные передавать смысл независимо от вербального контекста. 19. Симтоматические эмблемы – это… Ответ: кинемы, выражающие эмоциональное состояние жестикулирующего. 20. Чьи идеи положены в основу разработки нелинейных коммуникативных моделей. Ответ: Н.Винера, М.М. Бахтина, Р. Барта, М. Фуко, Ю. Кристевой, О. Розеншток-Хюсси, У. Матурана, Х. Фёрстера. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан. Терминология сохранена. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой. Ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток. Терминологически правильный. Нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, основной литературой. Суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чувакин А.А., Куляпин А.И. | Основы филологии: учеб. пособие | М.: Флинта, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. М. А. Василика | Основы теории коммуникации: учеб. для вузов | М. : Гардарики, 2005 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Чувакин А.А. | Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | www.gramota.ru | ||
Э2 | Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | www.russcomm.ru | ||
Э3 | Российская риторическая ассоциация (РРА) | www.rhetor.ru | ||
Э4 | портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» | www.ict.edu.ru | ||
Э5 | сайт Высшей аттестационной комиссии | vak.ed.gov.ru | ||
Э6 | Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс состоит из двух частей, которые заканчиваются зачетом в 1 семестре и экзаменом во втором семестре. Для получения зачета студенту необходимо выполнить реферат на положительную оценку и сдать контролькую работу. В экзаменационный билет включено два вопроса. Один вопрос носит теоретический характер, второй вопрос из Перечня вопросов для самопроверки. Контрольные работы студенты выполняют самостоятельно в течение курса. На подготовку экзаменационного ответа студенту отводится 40 минут. Зачет (экзамен )проводится в устной форме. За ответ на вопрос студент может получить максимально 50 баллов. Максимальное количество баллов - 100. Чтобы получить "удовлетворительно", студент должен набрать от 51 до 70 баллов, "хорошо" - от 71 до 90 баллов, "отлично" - от 91 до 100 баллов. Для получения "зачтено", студенту нужно набрать от 51 балла. |