МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_РЯЛФКА-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 102
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 18 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 20 20 20 20 40 40
Сам. работа 51 51 51 51 102 102
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Качесова И.Ю.;канд.филол.наук, доцент, Московкина Е.А.

Рецензент(ы):
канд.филол.наук, доцент, Доронина С.В.

Рабочая программа дисциплины
Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Доронина С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной жисциплины являются получение знаний о филологической теории коммуникации как междисциплинарной области исследования в филологии; о методологических принципах и методических приемах филологического исследования коммуникации и ее объектов; формирование умений осуществлять на этой основе научно-исследовательскую, проектную, организационно-управленческую и другие виды деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации;
ОПК-1.1 Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы, принятые в разных сферах коммуникации
ОПК-1.2 Умеет применять в практической деятельности коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы, принятые в разных сферах коммуникации
ОПК-1.3 Свободно использует стилистические и языковые нормы в различных видах устной и письменной коммуникации
ОПК-2Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования
ОПК-2.1 Знает методологию и методы современных научных парадигм в области филологии
ОПК-2.2 Умеет представить результаты научного исследования в виде устного выступления, тезисов для научной конференции, автореферата
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы, принятые в разных сферах коммуникации
Знает методологию и методы современных научных парадигм в области филологии
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять в практической деятельности коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы, принятые в разных сферах коммуникацииУмеет представить результаты научного исследования в виде устного выступления, тезисов для научной конференции, автореферата.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Анализирует и интерпретирует различные типы текстов в зависимости от задач профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Человек в коммуникации
1.1. Истоки антропологической проблематики в современной филологии Лекции 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Понятие коммуникации Практические 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Теория коммуникации как наука Практические 2 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Истоки антропологической проблематики в современной филологии Лекции 2 2
1.5. Филология и коммуникативные науки: истоки и этапы взаимного тяготения Сам. работа 2 21 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Филологическая теория коммуникации: основные понятия
2.1. Категория языковой личности как объект изучения филологических наук Лекции 2 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Категория языковой личности: генезис и соврменное состояние Практические 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Одно- и многоязычие коммуникации Практические 2 6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Диалогичность как принцип организации коммуникации Лекции 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Эвокативность и интерпретативность в коммуникативно-речевой деятельности человека Практические 2 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.6. Итоговая письменная работа по разделу Практические 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.7. Филологическая теория коммуникации: предмет, основные категории и понятия Сам. работа 2 30 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Человек говорящий как объект филологической теории коммуникации
3.1. Общенаучные и философские истоки антропологической проблематики в филологии Лекции 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Категория языковой личности: структура и типы. Человек коммуницирующий: параметры его характеристики Практические 3 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Человек говорящий: истоки лингво-коммуникативного изучения Лекции 3 1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Категория языковой личности: генезис и современное состояние исследований Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Категории речевого и коммуникативного поведения Лекции 3 1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Лингвокультурный типаж Практические 3 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.7. Итоговое занятие Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.8. Человек говорящий как объект филологической теории коммуникации Сам. работа 3 30 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 4. Понятие о тексте и текстуальности
4.1. Критерии текстуальности. Семиотические, герменевтические, риторические основы филолого-коммуникативного анализа текста Лекции 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.2. Коммуникативная ситуация Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.3. Жанр как форма текста Лекции 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.4. Прямая и непрямая коммуникация Практические 3 2 Л3.1, Л2.1
4.5. Межкультурная и монокультурная коммуникация Лекции 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.6. Невербальная коммуникация Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.7. Итоговое занятие Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.8. Понятие о тексте и текстуальности Сам. работа 3 21 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=70

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Полное описание языковой личности в целях ее анализа и синтеза, по мнению Ю.Н. Караулова, предполагает:
а. выявление ее жизненных или ситуативных доминант
б. характеристику семантико-строевого уровня ее организации
в. характеристику репертуара стилистических средств
г. реконструкцию языковой модели мира
ОТВЕТ: б, г.

Вопрос 2. Структура уровней языковой личности
а. оппозитивна
б. эквивалентна
в. изоморфна
г. тождественна
ОТВЕТ: в

Вопрос 3.
Кто из ученых первым употребил термин "языковая личность"?
а. Ю.Н. Караулов
б. Э. Сепир
в. Э. Бенвенист
г. В.В. Виноградов
ОТВЕТ: г

Вопрос 4.
Понятие "субъективность в языке", введенное Э. Бенвенистом, обусловило интерес лингвистики к следующим категориям:
а. категории дискурса
б. категории речевого поведения
в. категории дейксиса
г. категории перформативности
ОТВЕТ: а, в, г.

Вопрос 5.
Языковая личность, согласно концепции В.И. Карасика, представляет собой совокупность следующих аспектов:
а. понятийного
б. ценностного
в. социокультурного
г. поведенческого
ОТВЕТ: а, б, г

Вопрос 6. Языковая личность в условиях общения предстает как:
а. текстовая личность
б. социокультурная личность
в. дискурсивная личность
г. коммуникативная личность
ОТВЕТ: г

Вопрос 7.
Нормы поведения, закрепленные в языке, рассматриваются в рамках:
а. ценностного аспекта описания языковой личности
б. понятийного аспекта описания языковой личности
в. поведенческого аспекта описания языковой личности
г. социокультурного аспекта описания языковой личности
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Прецедентные тексты, по В.И. Карасику, входят в зону:
а. социокультурного аспекта языковой личности
б. понятийного аспекта языковой личности
в. дискурсивного аспекта языковой личности
г. ценностного аспекта языковой личности
ОТВЕТ: б

Вопрос 9.
Речевые действия языковой личности относятся к области аспекта:
а. статусно-ролевого
б. дискурсивного
в. поведенческого
г. понятийного
ОТВЕТ: в

Вопрос 10.
Суждение Ю.Н. Караулова, что "в дискурс языковой личности прецедентный текст редко вводится целиком, а всегда только в свернутом, сжатом виде - пересказом, фрагментом", характеризует способ включения прецедентного текста как
а. семиотический
б. ценностный
в. синтактический
г. прагматический
ОТВЕТ: а

Вопрос 11.
Исходя из концепции описания литературной личности, чего не следует делать при изучении автора в тексте художественного произведения?
а. Выявлять совпадение фактов биографии и личности автора с фактами биографии и личностью его персонажей.
б. Рассматривать разных персонажей как воплощения разных аспектов личности автора.
в. Отождествлять автора с повествователями его прозаических произведений или лирическими героями его поэзии.
г. Считать главного героя своего рода "маской автора" - идеализирующей, демонизирующей его личность и т.д.
ОТВЕТ: в

Вопрос 12.
Под языковой личностью в современной русистике понимается
а. любой носитель литературного языка
б. любой носитель языка
в. типичный носитель языка
г. элитарный носитель языка
ОТВЕТ: б

Вопрос 13.
Какое представление о языковой личности не соответствует действительности:
а. Языковая личность дает представление о личности как представителе языковой общности.
б. Языковая личность дает представление о личности как индивидууме и авторе текстов.
в. Языковая личность дает представление о личности как представителе речевого коллектива.
г. Языковая личность дает представление о личности как представителе языковой системы.
ОТВЕТ: г

Вопрос 14.
Тексты, по которым мы получаем представление о языковой личности должны различаться:
а. по объему
б. по коммуникативной и прагматической направленности
в. по жанровой организации
г. по когнитивному отражению в них действительности
ОТВЕТ: а

Вопрос 15.
Категория языковой личности позволяет синтезировать представления о:
а. результатах исследований в языковедческих науках
б. личности
в. научных парадигмах
г. языке
ОТВЕТ: б, г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается одним баллом. Оценивание КИМ теортетического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий, «не зачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.
«отлично» – верно выполнено 85-100 % заданий, «хорошо» – верно выполнено 70-84 % заданий, «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69 % заданий, «неудовлетворительно» – верно выполнено 50 % или менее 50 % заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Понятие, связанное с изучением языковой картины мира, которая представляет собой результат взаимодействия ценностей человека с его жизненными целями, мотивами поведения, установками и проявляется в текстах, создаваемых данным человеком – это…
Ответ: языковая личность.
2. Художественная категория, формирующая единство всех элементов многоуровневой структуры литературного произведения – это…
Ответ: образ автора.
3. Назовите единицы вербально-семантического уровня структуры языковой личности, по Ю.Н. Караулову.
Ответ: слова.
4. Единицей мотивационного уровня структуры языковой личности, по Ю.Н. Караулову, являются…
Ответ: деятельностно-коммуникативные потребности.
5. Нельзя познать сам по себе язык, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю – тезис, определяющий разработку концепции …
Ответ: Языковой личности (Ю. Н. Караулов).
6. С чьими идеями коррелирует высказывание: "Язык с самого детства входит в наше сознание и является единственным проводником осмысленной информации. Как бы ни был богат и разнообразен окружающий нас мир, человек увидит в нем только те явления, для которых есть словесное обозначение" (Т.Б. Радбиль?)
Ответ: Э. Сэпира, В. фон Гумбольдта.
7. Верно ли утверждение, что структуру языковой личности, по В.И. Карасику, можно охарактеризовать как уровневое образование?
Ответ: нет, не верно – в модели В.И. Карасика аспекты коммуникативной личности (ценностный, познавательный и поведенческий) перемежаются и дополняют друг друга.
8.К какому аспекту относится наиболее конкретное проявление языковой личности в речевых действиях, имеющих мотивы, цели, стратегии и способы их реализации (В.И. Карасик)?
Ответ: к поведенческому

9. Тезаурус личности, как способ организации знаний о мире, имеет явно выраженную тенденцию к стандартизации или индивидуализации его структуры?
Ответ: стандартизации.
10. Пониманию какого уровня в концепции Ю.Н. Караулова соответствует высказывание:
Тезаурус мертв без акта познания, сумма знаний - это заснувшее вместе с принцессой царство из сказки Ш. Перро...?.
Ответ: тезаурусный.
11. Верно ли утверждение: стратегии поведения носителя языка в устной речи и письме весьма схожи?
Ответ: Нет. Устная речь чаще всего проявляется как разговорная речь в ситуации беседы и рождается чаще всего из непосредственного переживания. Письменная речь проявляется, как речь деловая или научная и предназначена для непосредственно не присутствующего собеседника. Устная речь ситуативна: то, что мы говорим, понимается не сколько с содержанием самой речи, сколько на основании той ситуации, в которой находится собеседник. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации. Если в устной речи для смыслового выражения отношения к тому, о чем говорят, используют интонацию, то в письменной речи те же функции выполняют лексика (выбор сочетаний слов), грамматика и знаки препинания. В письменной речи также имеются синтаксические конструкции и стили, особая композиционная структура.
Письменная речь требует более систематического, логически связанного изложения.
в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе – как пишущий, так и читающий имеют в поле своего зрительного восприятия одновременно ряд несколько слов и в тех случаях, когда есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или даже страниц назад. Это создает определенные преимущества письменной речи перед устной.
Письменная речь допускает разрыв во времени и пространстве между моментом ее порождения одним человеком и восприятия другим. Это дает возможность адресату выбрать стратегию для лучшего ее восприятия и понимания: прочитывать частями, читать все сразу или возвращаться к прочитанному.

12. В духе идей кого из ученых высказано следующее суждение: "Носитель языка интуитивно чувствует соответствие (или несоответствие) норме употребляемых в речи языковых единиц. Он может и не знать конкретных форм или способов их реализации, но его незнание компенсируется языковым сознанием, формируемым каждой нацией по своим правилам" (В.В. Наумов)?
Ответ: В. фон Гумбольдта.
13. Установление ценностных ориентиров поведения – главная характеристика…
Ответ: модельной личности.
14. Какую теорию развивает теория лингвокультурных типажей в рамках лингвокультурологии?
Ответ: теорию языковой личности.
15. Какая теория синтезирует в себе достижения лингвистики, литературоведения, социологии, психологии и культурологии?
Ответ: теория лингвокультурных типажей.
16. Единица языкового сознания, отражающая определенную черту языкового строя или системы родного языка, которая обладает высокой устойчивостью к вариациям и стабильностью ко времени – это…
Ответ: психоглосса.
17. Характеристика особой социальной группы, противопоставленной остальному обществу – это…
Ответ: социокультурные типажи.
18. Коммуникативное поведение – это… ?
Ответ: совокупность норм и традиций общения определенной группы людей.
19. правила, не обязательные для выполнения, но соблюдаемые большинством народа и рассматриваемые в обществе как желательные для выполнения (спросить старика о здоровье, поинтересоваться успеваемостью школьника, предложить помощь женщине и др.) – это…
Ответ: коммуникативная традиция.
20. Что понимают под невербальным коммуникативным поведением?
Ответ: совокупность норм и традиций, регламентирующих требования к организации ситуации общения, к физическим действиям, контактам и расположению собеседников, к невербальным средствам демонстрации отношения к собеседнику, мимике, жестам и позам, сопровождающим общение и необходимым для его осуществления

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан. Терминология сохранена. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой. Ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток. Терминологически правильный. Нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, основной литературой. Суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-2: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какое высказывание не соответствует действительности?
а. Лингвокультурный типаж в некоторых аспектах может быть отождествлен с понятием "роль".
б. Лингвокультурный типаж проявляется через коммуникативное поведение
в. Лингвокультурный типаж отличается от имиджа многомерностью и объективностью.
г. Понятие лингвокультурного типажа пересекается с понятием языковая личность.
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. При описании лингвокультурного типажа учитываются следующие его характеристики:
а. образные
б. понятийные
в. поведенческие
г. оценочные
ОТВЕТ: а, б, г

Вопрос 3.
Какие из лингвокультурных типажей могут быть отнесены к этнокультурным типажам:
а. коллекционер
б. купец
в. футбольный фанат
г. ковбой
ОТВЕТ: б, г

Вопрос 4.
Какие из лингвокультурных типажей являются социокультурными типажами?
а. компьютерный хакер
б. супермен
в. шпана
г. футбольный фанат
ОТВЕТ: а,в, г

Вопрос 5.
Определите, специфика какого типа коммуникативного поведения продемонстрирована в данном тексте:
По статистике самой популярной фразой в курилке является: ”Всё, с завтрашнего дня бросаю!”
а. привычного поведения индивида
б. коммуникативного поведения, свойственного этносу
в. гендерного коммуникативного поведения
г. коммуникативного поведения, свойственного социальной группе
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Определите тип коммуникативного поведения, продемонстрированный в тексте:
Что должен уметь мужчина:
1) Не молчать, если вкусно приготовлено;
2) Молча жрать, если не вкусно…
а. привычное поведение индивида
б. коммуникативное поведение, свойственное социальной группе
в. коммуникативное поведение, свойственное этносу
г. гендерное поведение
ОТВЕТ: б

Вопрос 7.
Определите тип коммуникативного поведения, продемонстрированный в тексте:
Мужчина в США увидел собаку, которая напала на девочку.
Он ударил собаку, а она погибла.
В газетах:
"Американский герой спас девочку от собаки"
Мужчина говорит: "Я не американец"
В газетах:
"Иностранный герой спас девочку от собаки"
Мужчина: "Я араб"
Новости:
"Исламский террорист убил невинную собаку, которая играла с девочкой!"
а. коммуникативное поведение, свойственное социальной группе
б. привычное поведение индивида
в. профессиональное поведение
г. коммуникативное поведение, свойственное этносу
ОТВЕТ: в

Вопрос 8.
Определите тип коммуникативного поведения, продемонстрированный в тексте:
Я вот думаю о том, как мамы кормят своих детишек с крошечных ложечек и вилочек. Интересно, а как кормят своих детей китайские мамы... зубочистками?
а. коммуникативное поведение свойственное этносу
б. привычное поведение индивида
в. гендерное поведение
г. коммуникативное поведение, свойственное социальной группе
ОТВЕТ: а

Вопрос 9.
Определите тип коммуникативного поведения, продемонстрированный в тексте:
Объявление в газете в разделе трудоустройство. Для ухода за пожилым программистом требуется приятная женщина, говорящая на FORTRAN, BASIC и С++.
а. типичное поведение индивида
б. коммуникативное поведение, свойственное социальной группе
в. коммуникативное поведение, свойственное этносу
г. гендерное поведение
ОТВЕТ: б

Вопрос 10.
К невербальному поведению не относится:
а. параязыковое поведение
б. тактильное поведение
в. фатическое поведение
г. проксемное поведение
ОТВЕТ: в

Вопрос 11.
Определите типы невербального поведения в тексте:
- Са-ша! - лицо Кати <...> сделалось вдруг замкнутым, глаза недоверчиво округлились, голос упал до настороженного шепота (В. Тендряков).
а. фатическое поведение
б. параязыковое поведение
в. проксемное поведение
г. кинетическое поведение
ОТВЕТ: б, г

Вопрос 12.
Определите типы невербального поведения в тексте:
Поля (вставая со стула, на который только что села): Нил... Васильевич сделал... сказал мне... вчера вечером... спросил...
Бессеменов: Что спросил?.. Ну?
Нил (спокойно): Вы не пугайте ее... Я спросил ее - не хочет ли она выйти за меня замуж (М. Горький).
а. параязыковое поведение
б. проксемное поведение
в. кинетическое поведение
г. символическое поведение
ОТВЕТ: а, б

Вопрос 13.
К кинемам относятся:
а. рукопожатие
б. кивок головой
в. стоять руки в боки
г. сжатые губы
ОТВЕТ: б, в, г

Вопрос 14.
а. Продолжительность пауз в разговоре универсальна для всех культур.
б. Фатическое общение в высшей степени информативно.
в. Роль ритуальности в русской культуре значительнее, чем в американской.
г. В русском общении большая роль отведена контексту.
ОТВЕТ: а, б

Вопрос 15. Найдите высказывания, не соответствующие действительности:
а. Молчание представляет собой момент полного отсутствия коммуникации.
б. Для русского общения не характерно большое различие между персональным и институциональным дискурсом.
в. Невступление в коммуникацию в критической ситуации является эффективным способом избежать конфликта.
г. Русские в меньшей степени склонны к "агрессивной самопрезентации", чем американцы.
ОТВЕТ: а, б, в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается одним баллом. Оценивание КИМ теортетического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий, «не зачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.
«отлично» – верно выполнено 85-100 % заданий, «хорошо» – верно выполнено 70-84 % заданий, «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69 % заданий, «неудовлетворительно» – верно выполнено 50 % или менее 50 % заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. совокупность языковых и стилистико-текстовых особенностей, свойственных речи писателя, ученого, публициста, а также отдельных носителей данного языка
Ответ: идиостиль

2. устойчивая совокупность неосознаваемых и/или осознаваемых коммуникативных представлений, правил и норм, опосредованных культурой как макроконтекстом коммуникации, определяющих содержание и языковые паттерны общения в данной лингвокультуре – это
Ответ: национальный коммуникативный стиль.
3. К единицам какого уровня структуры языковой личности, по Ю. Н. Караулову, относятся понятия?
Ответ: тезаурусный уровень.
4. Кто автор идеи: Нужен анализ вполне определенного национального языка вместе с историко-, этно-, социо- и психо-лингвистическими особенностями его носителей?
Ответ Ю. Н. Караулов
5. С какой концепцией коррелирует следующее высказывание: "... каждая конкретная языковая личность является многослойной структурой, объединяющей в себе черты больших и малых языковых сообществ, плюс свои собственные черты, накладывающие отпечаток на характер коммуникации" (О.А. Леонтович)?
Ответ: с концепцией языковой личности Ю.Н. Караулова
6. Верно ли утверждение, что структуру языковой личности, по В.И. Карасику, можно охарактеризовать как уровневое образование?
Ответ: да, верно: высший – прагматический уровень, средний – семантический, низший – лексический.
7. Пониманию какого уровня в концепции языковой личности Ю. Н. Караулова соответствует высказывание: "понять" какую-нибудь фразу или текст означает, "пропустив" ее через свой тезаурус, соотнести со своими знаниями и найти соответствующее ее содержанию "место" в картине мира?
Ответ: тезаурусный
8. Что представляет собой этнокультурный типаж?
Ответ: выражение ценности всего сообщества, с подчеркиванием национально-культурного своеобразия этноса.
9. Разновидность лингвокультурного концепта, содержанием которого является обобщенный образ человека как представителя определенной социальной группы в рамках лингвокультуры – это…
Ответ: лингвокультурный типаж.
10. резкое расхождение в нормах и традициях общения народов, возникающее в условиях непосредственной межкультурной коммуникации, сопровождаемое неадекватной интерпретацией или прямым отторжением коммуникативного явления представителем гостевой лингвокультурной общности с позиций собственной коммуникативной культуры – это…
Ответ: коммуникативный шок
11. Дайте определение коммуникативной нормы.
Ответ: коммуникативные правила, обязательные для выполнения в данной лингвокультурной общности (знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить и т.д.)
12. Раскройте понятие коммуникативной культуры.
Ответ: коммуникативное поведение народа как компонент его национальной культуры; фрагмент национальной культуры, отвечающий за коммуникативное поведение нации.
13. Какая область невербалики изучает нормы поведения, регламентирующие касание людей друг друга?
Ответ: такесика
14. Какой тип невербального поведения регулирует отношение людей к пространству коммуникации?
Ответ: проксемное поведение.
15. К какому типу относятся формы поведения людей, выраженные жестами и их комплексами
Ответ: кинетическое поведение.
16. Охарактеризуйте параязыковое поведение.
Ответ: это формы поведения людей, выраженные голосом.
17. Кинемы, управляющие ходом коммуникативного процесса, т.е. устанавливающие, поддерживающие или завершающие коммуникацию определяются как…
Ответ: регуляторы.
18. К эмблемам относятся кинемы…
Ответ: имеющие самостоятельное лексическое значение и способные передавать смысл независимо от вербального контекста.
19. Симтоматические эмблемы – это…
Ответ: кинемы, выражающие эмоциональное состояние жестикулирующего.
20. Чьи идеи положены в основу разработки нелинейных коммуникативных моделей.
Ответ: Н.Винера, М.М. Бахтина, Р. Барта, М. Фуко, Ю. Кристевой, О. Розеншток-Хюсси, У. Матурана, Х. Фёрстера.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан. Терминология сохранена. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой. Ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток. Терминологически правильный. Нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, основной литературой. Суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 30.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чувакин А.А., Куляпин А.И. Основы филологии: учеб. пособие М.: Флинта, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. М. А. Василика Основы теории коммуникации: учеб. для вузов М. : Гардарики, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.gramota.ru
Э2 Российская коммуникативная ассоциация (РКА) www.russcomm.ru
Э3 Российская риторическая ассоциация (РРА) www.rhetor.ru
Э4 портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» www.ict.edu.ru
Э5 сайт Высшей аттестационной комиссии vak.ed.gov.ru
Э6 Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из двух частей, которые заканчиваются зачетом в 1 семестре и экзаменом во втором семестре. Для получения зачета студенту необходимо выполнить реферат на положительную оценку и сдать контролькую работу. В экзаменационный билет включено два вопроса. Один вопрос носит теоретический характер, второй вопрос из Перечня вопросов для самопроверки. Контрольные работы студенты выполняют самостоятельно в течение курса. На подготовку экзаменационного ответа студенту отводится 40 минут. Зачет (экзамен )проводится в устной форме. За ответ на вопрос студент может получить максимально 50 баллов. Максимальное количество баллов - 100. Чтобы получить "удовлетворительно", студент должен набрать от 51 до 70 баллов, "хорошо" - от 71 до 90 баллов, "отлично" - от 91 до 100 баллов. Для получения "зачтено", студенту нужно набрать от 51 балла.