МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы филологического исследования коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_РЯЛФКА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., проф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
к.филол.н., проф., Десятов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы филологического исследования коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н. проф. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.филол.н. проф. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучаемых целостного представления о совокупности методов и приемов анализа языка и созданных посредством языка текстов, разработанных в отечественной и зарубежной филологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен владеть широким спектром методов и приемов филологической работы с различными типами текстов.
ОПК-3.1 Знает методы и приемы филологической работы с различными типами текстов
ОПК-3.2 Анализирует и интерпретирует различные типы текстов в зависимости от задач профессиональной деятельности
ОПК-3.3 Умеет применять методы лингвистического и литературоведческого анализа текста в избранной области филологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения и методы социальных и гуманитарных наук в профессиональной деятельности, составляющие основу современной научной парадигмы в области филологии,основные прогностические сценарии и модели научного филологического исследования в зависимости от изучаемых коммуникативных и социокультурных ситуаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук в профессиональной деятельности, эффективно применять на практике знания о современной научной парадигме в области филологии и динамике ее развития, применять на практике и в собственной исследовательской деятельности прогнозирование сценариев и моделей научного филологического исследования в зависимости от изучаемых коммуникативных и социокультурных ситуаций, применять на практике и в собственной исследовательской деятельности основные навыки организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской программы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными положениями и методами социальных и гуманитарных наук в профессиональной деятельности, системой методологических принципов и методических приемов филологического исследования, системой прогнозирования сценариев и моделей научного филологического исследования в зависимости от изучаемых коммуникативных и социокультурных ситуаций,системой основных навыков организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Метод как путь исследования.
1.1. Понятие метода в лингвистике. Метод как путь исследования: общая характеристика Лекции 1 2 Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.3
1.2. Понятие метода в лингвистике. Метод как путь исследования: общая характеристика Практические 1 2 Л2.2, Л3.1, Л1.4
1.3. Метод как путь исследования. Сам. работа 1 19 Л2.2, Л3.1, Л1.4
Раздел 2. Текст как объект анализа.
2.1. Подходы к анализу текста: системоцентрический и антропоцентрический. Лекции 1 4 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.4
2.2. Текст как объект анализа Практические 1 2 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 3. Дискурс как текст в контексте и как событие.
3.1. Основные подходы к тексту в рамках коммуникативно-дискурсивного анализа. Лекции 1 2 Л2.2, Л3.1, Л1.4
3.2. Исследования дискурса в русистике. Практические 1 2 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.4
3.3. Дискурс как текст в контексте и как событие.Текст как объект анализа. Сам. работа 1 12 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.4
Раздел 4. Основные направления современной филологии и виды анализа продуктов речевой коммуникации.
4.1. Разнообразие коммуникативных подходов к изучению социокультурного пространства коммуникативных взаимодействий: неориторический, прагматический, когнитивный и личностный. Лекции 1 2 Л3.1, Л2.1, Л1.4
4.2. Актуальные направления современной лингвистики в аспекте методики исследования. Практические 1 4 Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2
4.3. «Теория речевых актов»: общая характеристика. Практические 1 2 Л3.1, Л2.1, Л1.4
4.4. Смысловой анализ продуктов речевой коммуникации. Практические 1 2 Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.3
4.5. Интерпретационный анализ и его разновидности. Практические 1 4 Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.3
4.6. Экспериментальные методики в изучении речевой коммуникации. Практические 1 4 Л3.1, Л2.1, Л1.4
4.7. Основные направления современной филологии и виды анализа продуктов речевой коммуникации. Сам. работа 1 18 Л3.1, Л2.1, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
МФИК
5.1.
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=117&notifyeditingon=1
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен владеть широким спектром методов и приемов филологической работы с различными типами текстов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Методология – это… Укажите правильный ответ.
1. система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей.
2. учение о правилах построения научного исследования
3. учение о расположении фрагментов научного исследования.
Ответ: 1
Вопрос 2. На какие два среза делится методология? Укажите правильный ответ
1. теоретическую и прагматическую
2. теоретическую и практическую
3. теоретическую и критическую
4. теоретическую и метафизическую
Ответ: 2
Вопрос 3. Что означает "теория" в переводе с греческого?
1. научное предположение
2. наблюдение, исследование
3. целенаправленное восприятие
4. поставленный опыт
Ответ: 2
Вопрос 4. Как называется суперструктура, предшествующая введению определенных методических процедур и применению инструментов для сбора данных? Выберите один ответ:
1. определенный теоретический подход
2. методическая база исследования
3. теоретико-методологическая база исследования
Ответ: 1
Вопрос 5. Чем воедино связаны методы как наборы схожих процедур в рамках конкретного научного исследования?
1. ограничениями
2. общей теоретической базой
3. отношением к объекту исследования
4. эффективностью
5. перечнем правил, которых исследователь должен придерживаться
6. все ответы правильные
Ответ: 6
Вопрос 6. Чем обусловлен выбор направления эмпирического исследования? Укажите все неправильный ответ.
1. целями исследования
2. проблемой исследования (избранный теоретический подход)
3. разработкой теоретических посылок и стратегии исследования (решения, которые надо принять при планировании исследования)
4. личной заинтересованностью исследователя
5. выбором подхода исследования
Ответ: 4
Вопрос 7. Научные методы подразделяются на… Выберите несколько ответов:
1. методы структурирования материала
2. методы оценки
3. методы сбора данных
4. методы описания материала
Ответ: 2, 3
Вопрос 8. Какие из перечисленных методов не относятся к количественным (статистическим)?
1. опрос
2. контент-анализ
3. дискурс-анализ
4. эксперимент
Ответ: 3
Вопрос 9. Правило научного исследования состоит в следующем: когда исследователь выбирает метод, он должен четко представлять (укажите правильный ответ):
1. теоретическую программу исследования
2. материал исследования
Ответ: 1
Вопрос 10. К количественным (статистическим методам) относятся следующий метод сбора данных для исследования:
1. описание
2. интерпретация
3. опрос
4. дискурс-анализ
Ответ: 3
Вопрос 11. ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ПРАВИЛО ЛЮБОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ: каждый способ получения результатов нужно подвергать (укажите правильный ответ):
1. проверке
2. критике
Ответ: 1
Вопрос 12. ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ПРАВИЛО ЛЮБОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ: любая идея, открытие, наблюдение или интерпретация должны быть записаны так, чтобы другие исследователи ее могли (укажите правильный ответ):
1. реконструировать и подтвердить
2. реставрировать и аннулировать
Ответ: 1
Вопрос 13. Что помогает поддерживать и воспроизводить дискурс?
1. ситуации
2. объекты знания
3.социальные идентичности людей
4.групп и их взаимоотношения.
5. все перечисленное
Ответ: 5
Вопрос 14. Какие два основных типа дискурса можно выделить с позиций социолингвистики?
1. персональный и институциональный
2. личностный и государственный
Ответ: 1
Вопрос 15. Какое общение является естественным исходным типом дискурса, органически усваиваемым с детства (укажите правильный ответ):
1. бытовое
2. бытийное
3. статусно-ориентированное
Ответ: 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Методология – это…
Ответ: система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей.
2. На какие два среза делится методология?
Ответ: теоретическую и практическую
3. Научный метод - это …
Ответ: упорядоченный способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий к истине
4. Теория – это…
Ответ: упорядоченная и обоснованная система взглядов, суждений, положений, позволяющая адекватно объяснять факты, анализировать процессы, прогнозировать и регулировать их развитие; уровень познания, на котором обобщаются и систематизируются знания о предмете исследования и формулируются ...
5. Что означает "теория" в переводе с греческого?
Ответ: наблюдение, исследование
6. Методология, в прикладном смысле — это …
Ответ: система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности
7. Как называется суперструктура, предшествующая введению определенных методических процедур и применению инструментов для сбора данных?
Ответ: определенный теоретический подход
8. Чем воедино связаны методы как наборы схожих процедур в рамках конкретного научного исследования?
Ответ: ограничениями, общей теоретической базой, отношением к объекту исследования, эффективностью, перечнем правил, которых исследователь должен придерживаться
9. Научные методы подразделяются на…
Ответ: методы сбора данных и методы оценки
10. Какие из методы исследования относятся к методам сбора данных (статистическим)?
Ответ: опрос, контент-анализ, эксперимент.
11. Научный метод – это …
Ответ: упорядоченный способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий к истине
12. Опишите, в чем состоит основное правило научного исследования.
Ответ: правило научного исследования состоит в следующем: выбирая метод исследования, необходимо четко представлять теоретическую программу исследования и ссылаться на уже используемый метод.
13. Что помогает поддерживать и воспроизводить дискурс?
Ответ: Ситуации, объекты знания, социальные идентичности людей, групп и их взаимоотношения.
14. Какие два основных типа дискурса можно выделить с позиций социолингвистики?
Ответ: персональный и институциональный.
15. Чем, по мнению В.И. Красика, различается общение в бытовом и бытийном дискурсах?
Ответ: В отличие от бытового в бытийном дискурсе общение носит развернутый, предельно насыщенный смыслами характер, используются все формы речи на базе литературного языка; бытийное общение преимущественно монологично и представлено произведениями художественной литературы и философскими и психологическими интроспективными текстами.
16. Какое общение является естественным исходным типом дискурса, органически усваиваемым с детства
17. Какие типы дискурса относятся к институциональному (статусно-ориентированному)?
Ответ: политический, дипломатический, административный, юридический, сценический, массово-информационный?
Ответ: бытовое
18. На основании каких системообразующих признаков выделяется институциональный дискурс?
Ответ: цель и участники общения
19. Перечислите признаки статусно-ориентированного дискурса:
Ответ: конститутивные признаки дискурса, признаки институциональности, признаки типа институционального дискурса, нейтральные признаки.
20. Какие диалектические связи между своими компонентами предполагает дискурс как социальная практика?
Ответ: Дискурс как социальная практика предполагает диалектическую взаимосвязь между определенным дискурсивным событием и ситуациями, институтами и социальными структурами, которые задают его структуру


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Метод как путь исследования: общая характеристика.
2. Факторы, определяющие выбор направления эмпирического исследования.
3. Стадии эмпирического исследования.
4. Текст как объект филологического анализа в аспекте коммуникации. Подходы к анализу текста: системоцентрический и антропоцентрический.
5. Формирование коммуникативно-дискурсивного подхода к анализу текста в современной лингвистике. Основные подходы к тексту в рамках коммуникативно-дискурсивного анализа.
6. Понятие дискурса. Методики изучения текста в рамках анализа дискурса (виды анализа).
7. Понятие контекста как коммуникативной ситуации.
8. «Теория речевых актов»: общая характеристика. (Кобозева И.М., Серль Дж., Вандервекен Д.).
9. Классификация речевых актов (Вежбицка А., Богданов В.В., Булыгина Т.В., Шмелев А.Д., Гловинская М.Я.)
10. Смысловой анализ продуктов речевой деятельности человека. Виды и процедуры смыслового анализа.
11. Эксперимент в гуманитарных науках (Р.М. Фрумкина)
12. Понятие лингвистического эксперимента (Л.В. Щерба, Александр Матвеевич Пешковский, Б.С. Мучник, и др.).
13. Типы экспериментальных методов в лингвистике.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Образец задания. Произведите анализ предложенного текста
А. Текст как объект системоцентрического анализа (часть 1).
1. Критерии текста.
2. Подходы к тексту как объекту анализа.
3. Антропоцентрический и системоцентрический подходы: критерии разграничения (по И.П. Сусову).
Образец анализа:
Материалы по теме «Текст»
Схема лингвистического анализа текста с позиций системно-языкового (системоцентрического) подхода
1. Какого типа речи текст перед вами?
2. Какова композиция текста (количество смысловых частей,
микротемы этих частей).
3. Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)?
4. С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)?
5. К какому стилю речи относится текст (научно-популярный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?
6. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?
7. Какова идея текста (основная мысль)?

Алгоритм лингвистического анализа текста
1. Общие стилистические особенности данного текста
Научный. Логичность изложения, точность, отвлечённость и обобщённость
Публицистический. Логичность, образность, оценочность, эмоциональность, призывность, страстность, доступность
Художественный. Образность, использование изобразительно-выразительных средств языка
Официально-деловой. Неличный характер, точность формулировок, стандартизированность, сте-реотипность построения текста, долженствующий, предписывающий характер
Разговорны.й Неофициальность, непринуждённость, неподготовленность речи, устная форма общения
2. Жанровые особенности текста
Научный. Статья из журнала или сборника, энциклопедии, словаря, фрагменты из монографии, диссертации
Публицистический. Статья, заметка, путевой очерк (дорожные впечатления: зарисовки быта людей, природы), портретный очерк (личность человека, его ха-рактер), проблемный очерк (поднимается какая-то социально значимая проблема (например, экологическая), анализируются пути её решения)
Художественный. Рассказ, притча, лирическое стихотворение, фрагменты из повести, романа
Официально-деловой.
Заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная записка, автобиография, заявка
3. Лексические средства выразительности.
Научный.
Однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные; общенаучные слова (детали, аналогия, энергия); термины, т.е. узкоспециальные слова
Публицистический.
Общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства эмоционального воздей-ствия, эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни одной минуты, ни одного дня);фразеологические обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, языковых средств юмора, сатиры, иронии (остроумных сравнений, иронических вставок, каламбуров) (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания)
Художественный Могут употребляться слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексики, публицистического стиля; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, старославянизмы, неологизмы
Официально-деловой.
Стандартные обороты, специальная терминология, устойчивые словосочетания неэмоционального характера
4. Средства художественной выразительности, характерные для художественного и публицистического стилей:
- тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение; гипербола, аллегория, литота, перифраза, синекдоха;
- стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора
5. Фонетический уровень – звуковые образные средства
Средства словесной инструментовки: повторение согласных звуков (аллитерация), гласных звуков (ассонанс) с целью усиления изобразительности текста.
6. Морфологические средства выразительности
Научный.
Преобладание существительных; употребление существительных среднего рода (образование, свойство); использование отглагольных существительных; использование глаголов в обобщённо-отвлечённом значении (речь идёт о проблемах, привести к общему знаменателю); широкое употребление формы несовершенного вида; преобладание местоимений 3-го лица; частое употребление
Публицистический.
Использование существительных в родительном падеже в роли несогласован-ных определений (голос мира, страны ближнего зарубежья); глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов
Художественный.
Насыщенность текста глаголами (интенсивность действия, движение, динамичность действия); безглагольность; наличие инфинитивов придаёт тексту отвлечённый вневременной, внеличностный характер; большое количество причастий – образное описание предмета и представление его признаков в динамике; время и наклонение; экспрессивное использование разных категорий падежа (например, конструкции с творительным падежом придают живописность, непринуждённость описаниям (петь щеглёнком); употребление кратких прилагательных. Достигается особая экспрессия текста; местоимения (личные и притяжательные – оттенок искренности взволнованности; неопределённые – «отдаляют» события и предметы)
Официально-деловой.
Отсутствие форм глаголов 1-го и 2-го лица и личных местоимений 1-го 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения используются в неопределённом значении; употребление собирательных существительных (выборы, граждане); употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах), совершенного вида (в протоколах собраний); предлогов (в соответствии, в связи, согласно…); отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительные мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии
7. Синтаксические средства выразительности
Научный.
Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное в родительном падеже; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов
Публицистический.
Использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предложений
Художественный.
Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); полные и неполные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные возможности; типы связи частей сложного предложения
Официально-деловой.
Осложнённые простые предложения (обособленные обороты, однородные члены)

Б. Текст как объект системоцентрического описания.
Задание 1. Дайте развернутый письменный ответ на любой из вопросов, предложенных для обсуждения к данному ПЗ (выполняется дома).
Задание 2. Произведите анализ любого текста (текст выбирается самостоятельно) с позиций текстуального (системоцентрического) подхода, используя предложенный план лингвистического анализа (см. схему анализа в файле на странице домашнего задания).
Занятие 4.Текст как объект анализа в коммуникативном аспекте .
Задание 1. Дайте развернутый письменный ответ на любой из вопросов, предложенных для обсуждения к данному ПЗ (выполняется дома).
Задание 2. Произведите анализ предложенного текста (текст тот же, что и к первому заданию) с позиций коммуникативного подхода по схеме, предложенной в работе И.П. Сусова (см. презентацию). Рассмотрите этот текст в двух аспектах:
1) текст как источник информации об участниках комм.ситуации;
2) текст как источник информации о ситуации общения коммуникантов.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Экзаменационные вопросы по курсу
«Методы филологического исследования коммуникации»
1. Метод как путь исследования: общая характеристика.
2. Факторы, определяющие выбор направления эмпирического исследования.
3. Стадии эмпирического исследования.
4. Текст как объект филологического анализа в аспекте коммуникации. Подходы к анализу текста: системоцентрический и антропоцентрический.
5. Формирование коммуникативно-дискурсивного подхода к анализу текста в современной лингвистике. Основные подходы к тексту в рамках коммуникативно-дискурсивного анализа.
6. Понятие дискурса. Методики изучения текста в рамках анализа дискурса (виды анализа).
7. Понятие контекста как коммуникативной ситуации.
8. «Теория речевых актов»: общая характеристика. (Кобозева И.М., Серль Дж., Вандервекен Д.).
9. Классификация речевых актов (Вежбицка А., Богданов В.В., Булыгина Т.В., Шмелев А.Д., Гловинская М.Я.)
10. Смысловой анализ продуктов речевой деятельности человека. Виды и процедуры смыслового анализа.
11. Эксперимент в гуманитарных науках (Р.М. Фрумкина)
12. Понятие лингвистического эксперимента (Л.В. Щерба, Александр Матвеевич Пешковский, Б.С. Мучник, и др.).
13. Типы экспериментальных методов в лингвистике.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Задание 1.Произведите анализ дискурсивных особенностей двух текстов, относящихся к разным сферам функционирования, с учетом следующих факторов:

1) Внутренние по отношению к коммуникативной ситуации дискурсивные факторы:

1) Описание сферы коммуникации, для которой предназначен текст.
2) Автор и адресат как коммуникативные и дискурсивные личности, реализующие в процессе коммуникации как коллективные, так и индивидуальные языко-речевые навыки и ментально-языковые характеристики;
3) характер взаимодействия автора и адресата через текст, обусловленный рядом конвенциональных положений и позволяющих использовать в текстах систему определенных узуально-стилевых средств (приемы создания выразительности, стилистическая тональность текста, специальная жанровая и событийная лексика и т.п.);
4) событийный характер текста, позволяющий через систему лингвокогнитивных структур, событийных концептов и ассоциативных полей задать вектор его интерпретации, удовлетворяющий ожиданиям «своей» аудитории;
5) функции текста как продукта коммуникации в определенной дискурсивной среде.

2) Внешние по отношению к коммуникативной ситуации дискурсивные факторы:

1) Коммуникативный контекст - контекст коммуникативной речевой ситуации;
2) Организация средств, организация частных контекстов и опора на частные контексты (дискурс), вербальные и невербальные, для формирования и выражения (равно и восприятия) речи.

Тексты для анализа
Текст 1.
Районные елки в Барнауле откроются в этом году в субботу 23 декабря, сообщает официальный сайт администрации краевой столицы. Главную елку Барнаула, расположенную на площади Сахарова, откроют 29 декабря. Там в 17.00 начнется представление «Новогодние сюрпризы», а в 18.00 – праздничный фейерверк. (Алтапресс, пост в Instagram)
Текст 2.
Структурная томография мозга сыграла огромную роль в развитии медицины. Мозговые травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий, инсультов или роста опухолей, могут самым серьезным образом сказываться на поведении. Они могут приводить к тяжелым формам потери памяти или серьезным изменениям личности. До появления компьютерных томографов единственный способ узнать, где именно произошла травма, состоял в том, чтобы снять крышку черепа и посмотреть. Обычно это делали уже после смерти пациента.
(Крис Фрит.Мозг и душа)

*Материал для справок.
Типы контекстов:
Глобальный (Т. Слама-Казаку):
а) единство ситуации с актом коммуникации;
б) высказывание в совокупности вербальных и невербальных средств выражения как эксплицитно (с позиций говорящего) – имплицитный (с позиций слушающего) контекст, содержащий все, что коммуниканты знают друг о друге;
в) текст как сугубо лингвистическое (вербальный, или дискурсивный, контекст);
Частные контексты (В.Я. Мыркин):
Языковой (основной смысл высказывания);
Параязыковой (невербальные средства, сопровождающие звуковую речь);
Ситуативный (предметное окружение высказывания);
Контекст культуры (совокупность предварительных знаний фактологического и ментального характера);
Личностный («взаимное знание собеседником реалий друг друга»)


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_МФИК_РЯЛ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие АлтГУ, Барнаул, 2014
Л1.2 Фокина М.А. Филологический анализ текста : учебное пособие : учебное пособие Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013 ЭБС «Университетская библиотека online»: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275635
Л1.3 под ред. А.А. Чувакина Филология и коммуникативные науки : М.: Флинга, 2015
Л1.4 Даниленко В.П. Методы лингвистического анализа: курс лекций: курс лекций М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Лань», 2012, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каменская О.Л. Текст и коммуникация: монография М.: Высшая школа // ЭБС«Университетская библиотека online», 1990 biblioclub.ru
Л2.2 Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Э2 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru
Э3 Поисковая система google - www.google.ru
Э4 Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru
Э5 Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/
Э6 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/
Э7 www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки
Э8 vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии
Э9 Курс "Методы филологического исследовани я коммуникации" portal.edu.asu.ru
Э10 Курс "МФИК" на ОП АлтГУ portal.edu.asu.ru
Э11 Методы филологического исследования коммуникации portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Методы филологического исследования коммуникации» имеет своей целью дать обучаемым целостное представление о совокупности методов и приемов анализа языка и созданных посредством языка текстов, разработанных в отечественной и зарубежной филологии. В задачи дисциплины входит:
1) представить систему методологических принципов и методических приемов филологического исследования;
2) ознакомить студентов с основными методами и приемами анализа продуктов речевой коммуникации;
3) охарактеризовать особенности различных методов и приемов, применяемых в современной отечественной и зарубежной филологической науке.
Порядок начисления баллов по дисциплине.
(магистратура, 1 к.)
Лекции – 8 час.; практические занятия – 28 час.; самостоятельная работа - 36 час.

Лекции №1 - 4 Посещение. Каждая лекция – 2 балла, итого 8 баллов.
Практические занятия
Выполнение письменных заданий (10 заданий – каждое максимум 2 балла – итого 20).
Самостоятельная аудиторная работа,3 работы – каждая по 6 баллов - 18 баллов.
Реферирование научной литературы по выбору студентов: 24 баллов.
Итоговый контроль: Экзамен - 30 баллов.
ВСЕГО баллов: 100