МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_ЯПП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.наук, Профессор, Дмитриева Л.М.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - ознакомление с историей возникновения и основными этапами развития филологии, со структурой филологического знания, с методологией филологического исследования, с целями, задачами и направлениями филологического образования, в расширении культурного и профессионального кругозора, в формировании языковой личности филолога.
Дисциплина решает следующие задачи:
 определение основных понятий курса; взаимодействия филологического знания с другими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами;
 становления антропоцентрического направления в изучении языка; расширения сферы интересов лингвистики и появления новых областей знания (лингвокультурологии, социолингвистики, теории языковой личности, когнитивной лингвистики, гендерной лингвистики, юрислингвистики и др.);
 осмысление связи/взаимодействия разных лингвистических направлений и школ в современной научной парадигме.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Осмысление основные понятий науки о языке
1.1. Осмысление основные понятий науки о языке Лекции 1 6
1.2. Филология: объект, цели, методы исследований; различия в трактовке термина «филология» в западной и отечественной науке. Лингвистика и литературоведение как отделы филологии; их подход к тексту (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, Ф. де Соссюр) Практические 1 4 Л1.1, Л2.2
1.3. Сам. работа 1 5 Л2.2
1.4. Сам. работа 1 5 Л2.2
Раздел 2. Тема 2. История филологии
2.1. История филологии Лекции 1 6
2.2. 1) научные традиции древности (античная филология, древнеиндийская филология, арабская филология); 2) филология средних веков; 3) филология Х1Х века; 4) филология ХХ века. Практические 1 4 Л1.1
2.3. Основные принципы гуманитарных исследований Сам. работа 1 4 Л2.2
2.4. Принципы лингвистических исследований конца ХХ – начала ХХI веков: целостность и системность; диалогичность; контрастивность; рационализм. Сам. работа 1 4 Л2.2
2.5. Сам. работа 1 4
Раздел 3. Тема 3. Филология и смежные дисциплины
3.1. Основные принципы гуманитарных исследований Лекции 1 6 Л2.3
3.2. 1) лингвистика и психология; 2) лингвистика и социология; 3) психолингвистика; 4) юрислингвиститка; 5) лингвистика и информатика (компьютерные технологии в лингвистических исследованиях); 6) лингвистика и литературоведение; 7) лингвистика и культурология (лингвокультурология). Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Сам. работа 1 5 Л2.1, Л2.3
3.4. Сам. работа 1 5 Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Тема 4. "Полипарадигматизм" современной лингвистики
4.1. 1) когнитивная лингвистика, 2) интерпретационное направление, 3) коммуникативно-прагматическое направление, 4) социолингвистика, 4) лексикография: создание словарей активного типа, 5) теория языковой личности, 6) гендерная лингвистика и др. Лекции 1 2 Л2.3
4.2. Структурно-системное изучение языка как основа для развития других научных направлений; объект, предмет, цели и методы структурной лингвистики.Осмысляется принцип целостности знания в парадигме лингвистических исследований. Практические 1 4 Л1.1, Л2.3
4.3. Лексикографические и текстовые корпусы; новые типы словарей. Сам. работа 1 4 Л2.1, Л2.3
4.4. Сам. работа 1 4
4.5. Сам. работа 1 5
4.6. Экзамен 1 27 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов:
1. Что такое современная филология? Основные особенности филологического труда.
2. Язык как объект современной филологии. Филологическое понимание языка.
3. От языка к тексту: текст как объект современной филологии.
4. От языка и текста к человеку: homo loquens как объект современной филологии.
5. Научное исследование в области филологических наук: логика научного исследования.
6. Научное исследование в области филологических наук: специфика филологического исследования.
7. Филология как совокупность гуманитарных наук, междисциплинарность как важный принцип современных филологических исследований
8. Важнейшие открытия в филологии ХХ-ХХ1 вв. (на выбор студента)
И т.д.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения: монография М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: учебное пособие Москва, 2010 // ЭБС «Университетская библиотека он-лайн», 2012., 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маслова В. А. ; Отв. ред. Бахтикиреева У. М. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Штайн К.Э. Филология: История. Методология. Современные проблемы.: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
Л2.3 Лукин О.В. Новые направления современного языкознания (2-я половина XX века - XXI век): учебное пособие Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015 yspu.org
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 О.В. Лукин Новые направления современного языкознания (2-я половина XX века – XXI век) yspu.org
Э2 Основные направления современной лингвистики studfiles.net
Э3 Болдырев Н.Н. Современные направления лингвистических исследований cyberleninka.ru
Э4 Е. С. Кубрякова. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус books.google.ru
Э5 Горизонты современной лингвистики: традиции и новаторство. books.google.ru
Э6 Хомутова Т.Н. Научные парадигмы в лингвистике cyberleninka.ru
Э7 Сабитова З.К. Новые лингвистические направления XX–XXI вв. www.google.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Критерии оценки реферата
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.
Новизна текста:
новизна и самостоятельность в изучении проблемы,
умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал;
самостоятельность оценок и суждений;
научный стиль текста.
Степень раскрытия сущности вопроса:
соответствие содержания теме и плану реферата;
полнота и глубина знаний по теме;
умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников: оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования.
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата.

Оценка от 10 до 8 баллов ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка от 8 до 6 баллов – основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.
Оценка от 6 до 4 баллов – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата, отсутствуют выводы.
Оценка ниже 4 баллов – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Оценка на экзамене:
Отлично: от 10 до 8 баллов
Хорошо: от 7 до 6 баллов
Удовлетворительно: от 5 до 4 баллов
Неудовлетворительно: менее 4 баллов

К экзамену студент готовит реферат по выбранной теме. Критерии оценки реферата указаны в предыдущем разделе (2). Если студент не сдает реферат в нужные сроки и/или имеет более трех пропусков по занятиям, он так же готовит реферат и участвует в устном собеседовании с преподавателем: устно отвечает на вопросы преподавателя по теме реферата. По итогам данного собеседования отстающий студент проходит аттестацию по дисциплине.