Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_Филология_ЯПП-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор
1.1. | Цель курса - ознакомление с историей возникновения и основными этапами развития филологии, со структурой филологического знания, с методологией филологического исследования, с целями, задачами и направлениями филологического образования, в расширении культурного и профессионального кругозора, в формировании языковой личности филолога. Дисциплина решает следующие задачи: определение основных понятий курса; взаимодействия филологического знания с другими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами; становления антропоцентрического направления в изучении языка; расширения сферы интересов лингвистики и появления новых областей знания (лингвокультурологии, социолингвистики, теории языковой личности, когнитивной лингвистики, гендерной лингвистики, юрислингвистики и др.); осмысление связи/взаимодействия разных лингвистических направлений и школ в современной научной парадигме. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тема 1. Осмысление основные понятий науки о языке | ||||||
1.1. | Осмысление основные понятий науки о языке | Лекции | 1 | 6 | ||
1.2. | Филология: объект, цели, методы исследований; различия в трактовке термина «филология» в западной и отечественной науке. Лингвистика и литературоведение как отделы филологии; их подход к тексту (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, Ф. де Соссюр) | Практические | 1 | 4 | Л1.1, Л2.2 | |
1.3. | Сам. работа | 1 | 5 | Л2.2 | ||
1.4. | Сам. работа | 1 | 5 | Л2.2 | ||
Раздел 2. Тема 2. История филологии | ||||||
2.1. | История филологии | Лекции | 1 | 6 | ||
2.2. | 1) научные традиции древности (античная филология, древнеиндийская филология, арабская филология); 2) филология средних веков; 3) филология Х1Х века; 4) филология ХХ века. | Практические | 1 | 4 | Л1.1 | |
2.3. | Основные принципы гуманитарных исследований | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.2 | |
2.4. | Принципы лингвистических исследований конца ХХ – начала ХХI веков: целостность и системность; диалогичность; контрастивность; рационализм. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.2 | |
2.5. | Сам. работа | 1 | 4 | |||
Раздел 3. Тема 3. Филология и смежные дисциплины | ||||||
3.1. | Основные принципы гуманитарных исследований | Лекции | 1 | 6 | Л2.3 | |
3.2. | 1) лингвистика и психология; 2) лингвистика и социология; 3) психолингвистика; 4) юрислингвиститка; 5) лингвистика и информатика (компьютерные технологии в лингвистических исследованиях); 6) лингвистика и литературоведение; 7) лингвистика и культурология (лингвокультурология). | Практические | 1 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
3.3. | Сам. работа | 1 | 5 | Л2.1, Л2.3 | ||
3.4. | Сам. работа | 1 | 5 | Л2.1, Л2.3 | ||
Раздел 4. Тема 4. "Полипарадигматизм" современной лингвистики | ||||||
4.1. | 1) когнитивная лингвистика, 2) интерпретационное направление, 3) коммуникативно-прагматическое направление, 4) социолингвистика, 4) лексикография: создание словарей активного типа, 5) теория языковой личности, 6) гендерная лингвистика и др. | Лекции | 1 | 2 | Л2.3 | |
4.2. | Структурно-системное изучение языка как основа для развития других научных направлений; объект, предмет, цели и методы структурной лингвистики.Осмысляется принцип целостности знания в парадигме лингвистических исследований. | Практические | 1 | 4 | Л1.1, Л2.3 | |
4.3. | Лексикографические и текстовые корпусы; новые типы словарей. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л2.3 | |
4.4. | Сам. работа | 1 | 4 | |||
4.5. | Сам. работа | 1 | 5 | |||
4.6. | Экзамен | 1 | 27 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Примерная тематика рефератов: 1. Что такое современная филология? Основные особенности филологического труда. 2. Язык как объект современной филологии. Филологическое понимание языка. 3. От языка к тексту: текст как объект современной филологии. 4. От языка и текста к человеку: homo loquens как объект современной филологии. 5. Научное исследование в области филологических наук: логика научного исследования. 6. Научное исследование в области филологических наук: специфика филологического исследования. 7. Филология как совокупность гуманитарных наук, междисциплинарность как важный принцип современных филологических исследований 8. Важнейшие открытия в филологии ХХ-ХХ1 вв. (на выбор студента) И т.д. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Володина Н.В. | Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения: монография | М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Алефиренко Н.Ф. | Лингвокультурология: учебное пособие | Москва, 2010 // ЭБС «Университетская библиотека он-лайн», 2012., 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Маслова В. А. ; Отв. ред. Бахтикиреева У. М. | ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Штайн К.Э. | Филология: История. Методология. Современные проблемы.: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2016 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Лукин О.В. | Новые направления современного языкознания (2-я половина XX века - XXI век): учебное пособие | Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015 | yspu.org |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | О.В. Лукин Новые направления современного языкознания (2-я половина XX века – XXI век) | yspu.org | ||
Э2 | Основные направления современной лингвистики | studfiles.net | ||
Э3 | Болдырев Н.Н. Современные направления лингвистических исследований | cyberleninka.ru | ||
Э4 | Е. С. Кубрякова. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус | books.google.ru | ||
Э5 | Горизонты современной лингвистики: традиции и новаторство. | books.google.ru | ||
Э6 | Хомутова Т.Н. Научные парадигмы в лингвистике | cyberleninka.ru | ||
Э7 | Сабитова З.К. Новые лингвистические направления XX–XXI вв. | www.google.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru) 2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com). 3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Критерии оценки реферата Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению. Новизна текста: новизна и самостоятельность в изучении проблемы, умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; самостоятельность оценок и суждений; научный стиль текста. Степень раскрытия сущности вопроса: соответствие содержания теме и плану реферата; полнота и глубина знаний по теме; умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме). Обоснованность выбора источников: оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования. Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата. Оценка от 10 до 8 баллов ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. Оценка от 8 до 6 баллов – основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении. Оценка от 6 до 4 баллов – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата, отсутствуют выводы. Оценка ниже 4 баллов – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. Оценка на экзамене: Отлично: от 10 до 8 баллов Хорошо: от 7 до 6 баллов Удовлетворительно: от 5 до 4 баллов Неудовлетворительно: менее 4 баллов К экзамену студент готовит реферат по выбранной теме. Критерии оценки реферата указаны в предыдущем разделе (2). Если студент не сдает реферат в нужные сроки и/или имеет более трех пропусков по занятиям, он так же готовит реферат и участвует в устном собеседовании с преподавателем: устно отвечает на вопросы преподавателя по теме реферата. По итогам данного собеседования отстающий студент проходит аттестацию по дисциплине. |