МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые технологии в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_ЯПП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Аникин Д.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Цифровые технологии в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цифровые технологии в настоящее время являются неотъемлемой частью любой сферы профессиональной деятельности, в том числе филологии. Цель курса – научить магстрантов использовать возможности, предоставляемые современными компьютерными технологиями, сформировать "электронную" компетенцию в области современного филологического исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-4.1. Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-4.3. Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-4.4. Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровые технологии в системе дистанционного филологического образования. Основные типы информационных технологий в дистанционном обучении и дидактические особенности их использования в филологическом образовании.
1.1. Лекции 1 4
1.2. Практические 1 4 Л2.2, Л1.1
1.3. Сам. работа 1 23 УК-4.1 Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Глобальные системы информационного обмена. Интернет как источник практических данных. Системы поиска в Интернет. ЭБС. Электронные библиотеки и базы данных
2.1. Лекции 1 4
2.2. Практические 1 6 Л2.1, Л1.1
2.3. Сам. работа 1 8 УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Работа с электронными библиотеками. Правила цитирования. Защита авторских прав.
3.1. Лекции 1 2
3.2. Практические 1 6 Л1.1
3.3. Сам. работа 1 9 Л1.1
Раздел 4. Компьютерные системы перевода
4.1. Практические 1 2 Л1.1
4.2. Сам. работа 1 12 Л1.1
Раздел 5. Компьютерная лексикография
5.1. Практические 1 2 Л1.1
5.2. Сам. работа 1 12 УК-4.1 Л1.1
Раздел 6. Работа с форматами документов с использованием ресурсов Интернет: редактирование документов
6.1. Практические 1 2 УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2
6.2. Сам. работа 1 12 Л2.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ:
1. Составить список источников по определенной теме;
2. Правильно оформить список электронных источников;
3. На основе анализа электронных источников подготовить письменное сообщение по теме;

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Интернет как новый тип сферы коммуникации.
2. История развития и становления сети Интернет как глобальной информационной системы.
4. Специфика коммуникативного пространства сети Интернет.
5. Ресурсы и возможности Интернета.
6. Технологии поиска информации в Интернете.
7. Специфические особенности поиска информации при помощи Yandex и Google.
8. Режимные форматы Интернет-коммуникации и их возможности.
9. Специфика коммуникативного акта в Интернет-коммуникации.
10. Общение в режимах online и offline.
11. Форматы общения в Интернете.
12. Чат: лингвокоммуникативная характеристика.
13. Форум: лингвокоммуникативная характеристика.
14. Блог: лингвокоммуникативная характеристика.
15. Языковая личность Интернет-пользователя.
16. Невербальная коммуникация в Интернете.
17. Текст в Интернет-коммуникации.
18. Феномен гипертекста. Гипертекст в Интернете.
19. Лингвистические особенности текста в Интернете.
20. Признаки «письменности» и «устности» Интернет-текста.
21. Устная речь в сети Интернет.
22. Жанры Интернет-коммуникации.
23. Трансформация традиционных речевых жанров в Интернет-коммуникации.
24. Специфические для виртуальной коммуникации жанры.
25. Лингвистические ресурсы сети Интернет.
26. Системы автоматического перевода текста.
27. Проблема соблюдения авторских прав и плагиат в Интернет-коммуникации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
К дифференцированному зачету студент готовит реферат по выбранной теме. Если студент не сдает в нужные сроки реферат и имеет 3 и более пропусков по занятиям, он готовится к устному ответу на дифференцированном зачете (по тематике курса).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопушанский В.А. Информатика и компьютер : учебное пособие : учебное пособие Воронеж : ВГУИТ, 2020 ЭБС Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171025
Л1.2 Бердичевский А.Л. Профессиограмма современного учителя иностранного языка : учебник Москва : ФЛИНТА, 2021 ЭБС Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/172487
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. М.М.Лукиной Интернет-СМИ: Теория и практика: М.: Аспект Пресс, 2014
Л2.2 Колокольцева Т.Н. Интернет-коммуникация как новая речевая формация [Электронный ресурс]: монография Москва : ФЛИНТА, 2012., 2012 e.lanbook.com
Л2.3 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [учеб. пособие] М.: Академия, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Селегей В. Электронные словари и компьютерная лексикография // Ассоциация лексикографов Lingvo www.lingvoda.ru
Э2 Лаборатория компьютерной лингвистики Института проблем передачи информации РАН proling.iitp.ru
Э3 Компьютерная лингвистика: научно-образовательный портал «Лингвистика в России: ресурсы для исследователей», http://uisrussia.msu.ru/linguist/_B_comput_ling.j sp; Речевые технологии speech-soft.ru
Э4 Корпусная лингвистика: тематический сайт СП6ТУ и ИЛИ РАН. СПб., 2008. corpora.iling.spb.ru
Э5 Щипицина Л.Ю Информационные технологии в лингвистике : учеб. пособие narfu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).
4. Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;
5. Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru
6. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

К дифференцированному зачету студент готовит реферат по выбранной теме. Если студент не сдает в нужные сроки реферат и имеет 3 и более пропусков по занятиям, он готовится к устному ответу на дифференцированном зачете (по тематике курса).

Критерии оценки рефератов
Критерии Показатели
1. Авторская позиция
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытия сущности проблемы
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
3. Обоснованность выбора источников
- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформлению - правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.