Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_Филология_ЯПП-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.
1.1. | Цифровые технологии в настоящее время являются неотъемлемой частью любой сферы профессиональной деятельности, в том числе филологии. Цель курса – научить магстрантов использовать возможности, предоставляемые современными компьютерными технологиями, сформировать "электронную" компетенцию в области современного филологического исследования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
УК-4 | Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия |
УК-4.1 | Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности |
УК-4.2 | Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности |
УК-4.3 | Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения |
УК-4.4 | Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-4.1. Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-4.3. Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-4.4. Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Цифровые технологии в системе дистанционного филологического образования. Основные типы информационных технологий в дистанционном обучении и дидактические особенности их использования в филологическом образовании. | ||||||
1.1. | Лекции | 1 | 4 | |||
1.2. | Практические | 1 | 4 | Л2.2, Л1.1 | ||
1.3. | Сам. работа | 1 | 23 | УК-4.1 | Л2.3, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Глобальные системы информационного обмена. Интернет как источник практических данных. Системы поиска в Интернет. ЭБС. Электронные библиотеки и базы данных | ||||||
2.1. | Лекции | 1 | 4 | |||
2.2. | Практические | 1 | 6 | Л2.1, Л1.1 | ||
2.3. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-4.3, УК-4.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Работа с электронными библиотеками. Правила цитирования. Защита авторских прав. | ||||||
3.1. | Лекции | 1 | 2 | |||
3.2. | Практические | 1 | 6 | Л1.1 | ||
3.3. | Сам. работа | 1 | 9 | Л1.1 | ||
Раздел 4. Компьютерные системы перевода | ||||||
4.1. | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | ||
4.2. | Сам. работа | 1 | 12 | Л1.1 | ||
Раздел 5. Компьютерная лексикография | ||||||
5.1. | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | ||
5.2. | Сам. работа | 1 | 12 | УК-4.1 | Л1.1 | |
Раздел 6. Работа с форматами документов с использованием ресурсов Интернет: редактирование документов | ||||||
6.1. | Практические | 1 | 2 | УК-4.3, УК-4.4 | Л1.1, Л1.2 | |
6.2. | Сам. работа | 1 | 12 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ПРИМЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ: 1. Составить список источников по определенной теме; 2. Правильно оформить список электронных источников; 3. На основе анализа электронных источников подготовить письменное сообщение по теме; |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Интернет как новый тип сферы коммуникации. 2. История развития и становления сети Интернет как глобальной информационной системы. 4. Специфика коммуникативного пространства сети Интернет. 5. Ресурсы и возможности Интернета. 6. Технологии поиска информации в Интернете. 7. Специфические особенности поиска информации при помощи Yandex и Google. 8. Режимные форматы Интернет-коммуникации и их возможности. 9. Специфика коммуникативного акта в Интернет-коммуникации. 10. Общение в режимах online и offline. 11. Форматы общения в Интернете. 12. Чат: лингвокоммуникативная характеристика. 13. Форум: лингвокоммуникативная характеристика. 14. Блог: лингвокоммуникативная характеристика. 15. Языковая личность Интернет-пользователя. 16. Невербальная коммуникация в Интернете. 17. Текст в Интернет-коммуникации. 18. Феномен гипертекста. Гипертекст в Интернете. 19. Лингвистические особенности текста в Интернете. 20. Признаки «письменности» и «устности» Интернет-текста. 21. Устная речь в сети Интернет. 22. Жанры Интернет-коммуникации. 23. Трансформация традиционных речевых жанров в Интернет-коммуникации. 24. Специфические для виртуальной коммуникации жанры. 25. Лингвистические ресурсы сети Интернет. 26. Системы автоматического перевода текста. 27. Проблема соблюдения авторских прав и плагиат в Интернет-коммуникации. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
К дифференцированному зачету студент готовит реферат по выбранной теме. Если студент не сдает в нужные сроки реферат и имеет 3 и более пропусков по занятиям, он готовится к устному ответу на дифференцированном зачете (по тематике курса). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лопушанский В.А. | Информатика и компьютер : учебное пособие : учебное пособие | Воронеж : ВГУИТ, 2020 | ЭБС Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171025 |
Л1.2 | Бердичевский А.Л. | Профессиограмма современного учителя иностранного языка : учебник | Москва : ФЛИНТА, 2021 | ЭБС Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/172487 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред. М.М.Лукиной | Интернет-СМИ: Теория и практика: | М.: Аспект Пресс, 2014 | |
Л2.2 | Колокольцева Т.Н. | Интернет-коммуникация как новая речевая формация [Электронный ресурс]: монография | Москва : ФЛИНТА, 2012., 2012 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Захарова И.Г. | Информационные технологии в образовании: [учеб. пособие] | М.: Академия, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Селегей В. Электронные словари и компьютерная лексикография // Ассоциация лексикографов Lingvo | www.lingvoda.ru | ||
Э2 | Лаборатория компьютерной лингвистики Института проблем передачи информации РАН | proling.iitp.ru | ||
Э3 | Компьютерная лингвистика: научно-образовательный портал «Лингвистика в России: ресурсы для исследователей», http://uisrussia.msu.ru/linguist/_B_comput_ling.j sp; Речевые технологии | speech-soft.ru | ||
Э4 | Корпусная лингвистика: тематический сайт СП6ТУ и ИЛИ РАН. СПб., 2008. | corpora.iling.spb.ru | ||
Э5 | Щипицина Л.Ю Информационные технологии в лингвистике : учеб. пособие | narfu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru) 2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com). 3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru). 4. Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org; 5. Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru 6. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
К дифференцированному зачету студент готовит реферат по выбранной теме. Если студент не сдает в нужные сроки реферат и имеет 3 и более пропусков по занятиям, он готовится к устному ответу на дифференцированном зачете (по тематике курса). Критерии оценки рефератов Критерии Показатели 1. Авторская позиция - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений. 2. Степень раскрытия сущности проблемы - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. 3. Обоснованность выбора источников - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; - привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). 4. Соблюдение требований к оформлению - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата; - культура оформления: выделение абзацев. 5. Грамотность - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль. |